Консультация (рекомендации) для учителей младшего звена на тему: «Игра как средство эколого-эстетического воспитания».
консультация
Рекомендации для учителей младшего звена при использовании игр в эколого-эстетичесом воспитании школьников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
igra_kak_sredstvo_ekol-estetich_vospitaniya.docx | 24.17 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное образовательное учреждение
«Специальная коррекционная общеобразовательная школа № 15» г. Магнитогорска
Консультация (рекомендации)
для учителей младшего звена
на тему: «Игра как средство эколого-эстетического воспитания».
Разработала:
педагог дополнительного образования
Брюхова Н.Л.
«Игра как средство эколого-эстетического воспитания».
Экологическое воспитание – одно из направлений школьной педагогики. Она принципиально отличается от традиционного предмета, где идет ознакомление с природой. Суть нового направления заключается в следующем: «в период начальной школы в процессе целенаправленного педагогического воздействия у детей можно сформировать начало экологической культуры – осознано – правильного отношению явлениям, объектам живой и не живой природы которые составляют их непосредственное окружение в этот период жизни». . Экологическое отношение к миру формируется и развивается на протяжении всей жизни человека. Умение жить в согласии с природой, с окружающий средой следует начинать как можно раньше. Известно также, что истинная красота заложена в природе, и задача состоит в том, чтобы помочь ребенку увидеть ее, научиться ценить ее. В результате при ознакомлении детей с природой открываются широкие возможности для эстетического воспитания. Природа обогащает человека духовно, общение с ней способствует формированию положительных моральных качеств. вот почему, определяя направление воспитательно – образовательной работы с детьми. научить детей видеть красивое – дело сложное. Если педагог сам искренно любит природу и бережно относится к ней, он сможет передать эти чувства детям. Дети очень наблюдательны и чутки к словам, настроению и делам взрослого, они быстро видят и подражают своему наставнику. Любовь в природе означает не только определенное душевное состояние, воспитание её красоты, но и её понимание, её познание.
Задача состоит в том, чтобы подвести детей к мировоззренческим выводам: о единстве и разнообразие природы, связях и взаимосвязях между разными объектами природы, постоянных изменениях в природе и её развитии, целесообразности взаимоотношений между живыми существами в природе, рациональном использование природы и охране её. Параллельно с этим идет формирование у детей способности эстетического относится к природе, воспринимать и оценивать прекрасное, своей деятельностью умножать красоту окружающего, побуждать задуматься над взаимоотношениями людей и природы.
Сознательно организуемое и направленное педагогом знакомство ребенка с эстетическими ценностями начиная с восприятия предмета, создания его целостного образа. При этом правильные представления о предметах легче всего формируется в процессе их чувствительного восприятия, так и слухового и осязательного. Кроме того, он получает сведения от взрослого, передаваемые словесным путем: ему рассказывают, объясняют, читают. Оба эти пути познания тесно связанны между собой. Предметы и явления окружающей действительности обладают комплексом свойств (величина, цвет, форма, конструкция, запах и т.п.). чтобы познакомиться с предметом, необходимо заметить характеризующего его свойства, как бы выделить их из предмета. Воспринимаемое оценивается ребенком, т.е. определяется степень значимости этих свойств, красоты предмета. Оценка может выражаться оценочным путем «нравится», «красиво». В основе его – сравнения воспринятого с ранее оценёнными предметами или эталонными образами.
Если предмет не оставит ребенка равнодушным, его эмоционального отношение переходит в активную деятельность: в стремление сохранить понравившееся, умножить красоту, передать её другим (нарисовать, описать в стихах, сочинить сказку и т.д.)
Среди задач эстетического воспитания детей на одно их первых мест ученые ставят задачу развития способности эстетического воспитания, являющегося основной эстетических чувств, художественного вкуса, эстетической оценки и эстетического отношения. Дети часто связывают понятие «добро» и «красота» с природой, с бережным отношением к ней. Наш опыт свидетельствует: многие дети знают, что природу нужно беречь, но, лишь дополненные эстетическим чувством, положительным отношением, эти знания влияют на их поведение; наслаждение красотой природы, чувств любви к ней определяют их практическую по её охране, умножению ее богатств.
Эколого-эстетическое воспитание занимает в развитие личности особое место.
Эстетическое отношение не ограничено какой-либо одной сферой деятельности – оно касается всего, что освоил человек в материальном производстве, в научном познании, нравственных и политических отношениях в обществе. Выявления в процессе эколого-эстетического воспитания прекрасного в разных сферах (в труде, науке, поведении и т.д.), наслаждением им стимулирует совершенствование человека.
Эстетическая культура человека включает в себя два взаимосвязанных момента: способность освоения эстетических ценностей, существующих в обществе, и способность создания этих ценностей. Другими словами, об уровне эстетической культуры человека мы судим по степени развития способностей к воспитанию, оценки и к эстетической деятельности. Именно они обеспечивают его эстетическое отношение к окружающему.
Так, например, познание природы возможно только при не посредственном общении с ней, которое происходит, как правильно, на экскурсиях, во время прогулок. Необходимо помочь детям приоткрыть завесу прекрасного, научить видеть красивое, неповторимое в самой маленькой частица природы. И начинать эту работу надо с выделения для наблюдения объектов, которые обладают наибольшей выразительность., максимально концентрирует в себе те или иные признаки эстетического совершенства.
*Организую экскурсию по теме «Осенние изменение в природе», педагог должен выбрать сначала такие деревья и кустарники, у которых золотое убранство осени наиболее ярко выражено. Например, клен отличается удивительным разноцветьем от зелено-желтого до багрово-красного. Весной на экскурсии на природу можно показать детям ажурность кроны березы, стройность пирамидального тополя, плакучесть ивы; лето подчеркнуть зеркальность гладе реки, легкость полета стрекозы, голубизну неба и т.д.
*Средствами развития эстетических чувств у детей являются и прослушивание музыкальных произведений, посвященных природным явлениям, сезонам, и рассматриванию полотен великих художников – пейзажистов, а так же знакомство со сказками, стихами, рассказами о природе. Большое значение имеют и наглядные пособия. Свою задачу видели в том, чтобы учить детей описывать внешний мир, изображенный на картине, вызвать в их сознание ощущение материальных качеств предметов, позволить почувствовать свет и цвет, форму и пространство, покой и движение, иначе говоря, воспринимать увиденное.
Большие возможности в эколого-эстетических чувств по отношению к окружающему миру заложены в играх, прежде всего дидактических.
Удовлетворить детскую любознательность, вовлечь ребенка в активное освоение мира, помочь ему овладеть способами познания связей между предметами и явлениями позволит именно игра: «Отражая впечатления от жизненных явлений в образах игры, дети испытывают эстетические и нравственные чувства. Игра способствует углубленному переживанию детей, расширению их представлений о мире» (Т.С. Комарова). Чем разнообразнее по содержанию игровые действия, тем интереснее и эффективнее игровые приемы. При продумывание их педагог ориентируется на знание детьми жизненных ситуаций и особенностей поведения человека, животных. Игровые приемы обучения, как и другие педагогические приемы, направлены на решение дидактических задач и связаны с организацией игры на занятии. Игру на занятие предлагает педагог, и этим она отличается от свободной игры. Педагог играет с детьми, учит их игровым действиям и выполнению правил игры как руководитель и как участник. Игра требует от ребенка включенности в свои правила: он должен быть внимательным и развивающемся в совместной игре со сверстниками сюжету, он должен запомнить все обозначения, должен быстро сообразить, как поступить в неожиданно возникшей ситуации, из которой надо правильно выйти. Однако весь сложный комплекс практических и умственных действий, выполняемых ребенком в игре, не осознается им как процесс преднамеренного обучения – ребенок учится играя. проведение игры в естественных условиях имеет свои сложности: дети легко отвлекаются, переключают своё внимание на посторонние предметы, на людей и т.д. поэтому в таких играх целесообразно применять наглядно художественно оформленный материал, придумывать интересные игровые моменты, действия, занять всех детей одной задачей. Детям очень нравятся игры, участвуя в которых они могут выиграть, опираясь на свои задачи (развивать умение помочь товарищу, объяснить – детской точки зрения – виденье проблемы, воспринимать и оценивать прекрасное, формировать детское творчество, способность самостоятельно или совместно с другими детьми находить решение заданной или возникшей проблемы и многое-многое другое).
Т.С.Комарова отметила, что игры, направленные на эколого-эстетическое воспитание, могут быть сгруппированы следующим образом:
- Игры по ознакомлению с флорой и фауной;
- Игры по ознакомлению с окружающей средой (не живой природой);
- Игры по ознакомлению с деятельностью человека.
Чтобы игра успешно прошла и цель было достигнута, необходимо, чтобы она сопровождалась большим красочным наглядным материалом, с которым дети будут непосредственно работать, выполняя задания той или иной игры. Большие размеры наглядного материала позволяют хорошо его рассмотреть, реализовать свою игровую задачу.
Игры, которые можно использовать:
«Составь сказку»
Цель: формировать умение придумывать и составлять по серии картинок и фигурок на фланелеграфе «диафильмы» с участие животного и растительного мира, развивать детское творчество, учить составлять рисунки к знакомым сказкам, формировать воображение, умение видеть красоту окружающего мира.
«Грибная полянка»
Цель: закрепить знания о дарах природы (о съедобных и не съедобных грибах), выяснить, в каких именно местах растут грибы; проводить работу по словообразованию; формировать умение находить съедобные грибы по дид. картине, видеть красоту осеннего леса, воспитывать эстетическое восприятие окружающего мира.
«Приготовь лекарство»
Цель: познакомить детей с лекарственными травами, закрепить знания о строение растения, формировать умение правильно использовать полезные травы, формировать доброжелательность, чуткое отношение к окружающему нас миру.
«Все земля»
Цель: познакомить детей с научной версией образование материков на планете Земля, с условиями суши, воды на картах, глобусах, с названиями и расположениями материков на карте.
«Построй домик животному»
Цель: закреплять знания об особенностях жизни диких животных, об их жилье, о «стройматериалах» ; формировать умение правильно подбирать правильный материал для постройки «дома» любому из животных.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методические рекомендации "Использование дидактической игры, как средства для экологического воспитания дошкольников"
Представленные методические рекомендации предназначены для педагогов дополнительного образования, занимающихся с детьми старшег...
Консультация для родителей на тему "Игра как средство развития логического мышления у детей"
Используя игру при организации повседневных домашних дел, можно научить малыша многому полезному и интересному....
Подвижная игра как средство обучения и воспитания учащихся
Подвижные игры — один из важных способов воспитания детей в коллективе и через коллектив при руководящей роли педагога...
«Игра – эффективное средство развития и воспитания ребенка в условиях организации дополнительного образования»
В работе рассматривается одна из актуальных тем – роль игры в образовательном процессе младших школьников. Автор выделяет педагогическую сущность и воспитательные функции игровой деяте...
Игра как средство обучения и воспитания на уроках географии.
Игры для учащихся разных возрастных групп как на уроках географии так и во внеурочной деятельности,Игры по материкам можно использовать вкачестве обобщающих уроков вформе игры " Что? Где? К...
Игра, как средство обучения и воспитания.
Игра, как средство обучения и воспитания....
Выступление на МО начальных классов и воспитателей по теме «Игра как средство воспитания и развития ребенка с ОВЗ»
Методический материал и варианты игр....