классное собрание " Успешность обучения: от чего она зависит?"
статья (6 класс)

Зайнуллина Елена Петровна

советы для родителей в начале учебного года

Скачать:


Предварительный просмотр:

Родительское собрание:

«Успешность обучения: от чего она зависит?»

Форма проведения собрания: беседа

Цель собрания: актуализация проблемы успешности обучения.

Задачи собрания:

1. Обобщить знания родителей по проблеме успешности в учебной деятельности.

2. Проанализировать качество обучения учащихся класса.

3. Провести анализ учебной мотивации учащихся.

4. Способствовать повышению педагогической культуры родителей.

Оборудование и материалы к собранию:

- анкетирование учащихся;

- ноутбук;

- проектор.

Ход собрания:

1.Вступление.

Каждый учитель хочет, чтобы его ученики хорошо учились, с интересом и желанием занимались в школе. Родители учащихся также заинтересованы в этом. Но иногда учителям и родителям приходится с сожалением констатировать: «не хочет учиться», «мог бы прекрасно заниматься, но желания нет». В данном случае у ученика не сформировались потребности в знаниях, нет интереса к учению, то есть ученик не смотивирован на учёбу.

Школьника нельзя успешно учить, если он равнодушно относится к получению знаний, не испытывает интереса и потребности к обучению. К сожалению, в школе обычно работают методами внешних побуждений, и в качестве основной побудительной силы выступает оценка. Именно из-за оценок у школьников возникают отрицательные эмоции в отношении тех или иных предметов, возникает страх потерпеть неудачу в конкурентной борьбе за «хорошую успеваемость», которая, к сожалению, стала в школьной системе самоценностью и стереотипом успешности.

2. Анализ учебной мотивации учащихся.

Учебная деятельность имеет для разных школьников различный смысл. Это видно из результатов анкетирования. Ребятам предлагались 10 утверждений, из которых они должны были выбрать утверждения, соответствующие их отношению к учёбе.

- Мне нравится на уроках узнавать новые факты –

- Я учусь, так как хочу добиться успеха в карьере –

- Я учусь, так как должен учиться для получения профессии –

- Мне нравится рассказывать другим то, что я знаю сам –

- Я учусь, так как хочу быть всесторонне развитой личностью –

- Я учусь, чтобы быть полезным другим людям –
- Я учусь, так как хочу добиться уважения в обществе –
- Я учусь, так как этого требуют родители –

- Знания помогают мне наладить контакт с окружающими –

- Мне нравится самому искать и находить новые знания в разных источниках –


В подростковом возрасте мотивы положительного отношения к учению осознаются ребятами лучше, чем мотивы отрицательного отношения. Большинство школьников считает, что для них наиболее значимым является мотив овладения новыми умениями, знаниями и навыками. В подростковом возрасте продолжают развиваться и мотивы самообразования. Так же всё больше совершенствуются у ребят социальные мотивы учения, обогащаются представления о нравственных ценностях, идеалах общества, оказывающих влияние на понимание смысла обучения. Качественные изменения происходят в позиционных мотивах учения. Их развитие определяется стремлением подростка занять новую позицию (позицию взрослого человека) в отношениях с окружающими - взрослыми и сверстниками, желанием понять другого человека и быть понятым самому, оценить себя с точки зрения другого человека. Главное содержание мотивации в этом возрасте – научиться сотрудничать с другими людьми в ходе совместно осуществляемой учебной деятельности.

Негативные характеристики учебной мотивации у подростков объясняются рядом причин:

- недостаточное понимание связи учебных предметов, изучаемых в школе, с возможностью использования их в будущем, снижает положительное отношение к обучению;

- избирательный интерес к одним учебным предметам снижает интерес к другим из-за неумения подростка совместить их, правильно организовать свою учебную работу;

- излишняя широта интересов может приводить к поверхности и разбросанности, внеклассные и внешкольные занятия составляют серьёзную конкуренцию учебной деятельности. Порой уроки приготавливаются второпях, предметы, требующие усилий и терпения, забрасываются, домашние задания делаются недобросовестно.

Но, надо отметить и то, что недобросовестное отношение к учебе далеко не всегда является следствием сильного увлечения каким-то делом. Порою у таких учащихся просто отсутствует мотивация к учебной деятельности, либо она слишком мала.

3. Анализ успеваемости учащихся класса за прошлый учебный год.

Эффективность учебной деятельности школьника зависит как от генетических задатков, так и от знаний и навыков, приобретенных самим учеником. Успеваемость, в первую очередь, зависит от уровня мотивации. Таким образом, критериями успешности обучения являются успеваемость школьника и мотивация его обучения.

Проанализируем успеваемость учащихся класса за прошлый учебный год.

В 4 классе  положительные отметки имели  --  учащихся.

В 5 классе учебный год на 4 и «5» закончили 9 учащихся

  • С одной тройкой _ Макрова Соня, Хамнуева Л, Шульдюкова Ю.

Уровень обученности составил 100%, Качество знаний – 39%

Причинами снижения результатов обучения, как правило, являются понижение учебной мотивации, низкий уровень развития познавательных процессов, недостаточный контроль родителей, отсутствие или недостаточное взаимопонимание учащихся и учителя.

4. Советы родителям.

Эмоциональный настрой ребёнка на обучение зависит не только от школы, но и от семьи.

- Пообщайтесь с ребёнком о его самом нелюбимом предмете. Попробуйте найти нужные аргументы для того, чтоб предмет вышел из разряда нелюбимого.

- Не унижайте своего ребёнка высказываниями в его адрес, за которые вам потом будет стыдно. В противном случае умейте извиниться за необдуманность своих слов.

- Не используйте при общении с ребёнком угрожающие фразы. Всякий раз, когда мы угрожаем ребенку, мы учим его бояться. Угрозы всегда относятся к будущему, а ребенок живет в настоящем. К тому же от этих угроз поведение ребёнка не улучшится и положительных результатов не прибавится.

- Не заставляйте ребёнка давать обещания. Обещания тоже относятся к будущему. Слово - это одно, а дело - совсем другое.

- У психологов есть понятие «тактильный голод». Это дефицит любви родителей. Прижмите, поцелуйте, потормошите своего ребенка. Может быть, эти ощущения послужат стимулом решения проблем.

- Следите за тем, чтобы ребенок вовремя ложился спать. Не выспавшийся ученик не способен на уроках воспринимать материал.

- Пожелайте ребёнку перед началом учебного дня удачи, подбодрите его.

- Встречайте ребенка после школы спокойно, не обрушивайте на него тысячу вопросов, дайте расслабиться (вспомните, как вы сами чувствуете себя после тяжелого рабочего дня, многочасового общения с людьми). Если же ребенок чересчур возбужден, если жаждет поделиться чем-то, не отмахивайтесь, не откладывайте на потом, выслушайте, это не займет много времени.

- Если видите, что ребенок огорчен, но молчит, не допытывайтесь, пусть успокоится и расскажет всё сам.

- Проявляйте интерес к заданиям, которые получает ребёнок в школе.

- Во время помощи ребёнку при выполнении домашнего задания необходимы спокойный тон, поддержка, похвала.

- Показывайте пример своему ребёнку, читая книги. Пусть он видит, что свободное время можно проводить не только у телевизора.

- Не говорите плохо о школе и не критикуйте учителей в присутствии детей. Дети все ваши слова потом приносят в школу.

- Принимайте по возможности участие в жизни класса и школы. Ребенку будет это приятно.

5. Заключение.

В завершение темы собрания мне бы хотелось воспользоваться высказыванием французского писателя и философа Жан-Жака Руссо: «Дети должны делать то, что хотят, а хотеть они должны то, что хочет педагог». Кстати, дома в качестве этого педагога выступаете вы – родители. Наша с вами задача организовать взаимодействие с детьми так, чтобы можно было решить обозначенные сегодня проблемы успешности обучения. А для этого нужно создать условия, от которых будет зависеть степень активности школьника в учебном процессе.

Приложение:

- Мне нравится на уроках узнавать новые факты –

- Я учусь, так как хочу добиться успеха в карьере –

- Я учусь, так как должен учиться для получения профессии –

- Мне нравится рассказывать другим то, что я знаю сам –

- Я учусь, так как хочу быть всесторонне развитой личностью –

- Я учусь, чтобы быть полезным другим людям –
- Я учусь, так как хочу добиться уважения в обществе –
- Я учусь, так как этого требуют родители –

- Знания помогают мне наладить контакт с окружающими –

- Мне нравится самому искать и находить новые знания в разных источниках

- Мне нравится на уроках узнавать новые факты –

- Я учусь, так как хочу добиться успеха в карьере –

- Я учусь, так как должен учиться для получения профессии –

- Мне нравится рассказывать другим то, что я знаю сам –

- Я учусь, так как хочу быть всесторонне развитой личностью –

- Я учусь, чтобы быть полезным другим людям –
- Я учусь, так как хочу добиться уважения в обществе –
- Я учусь, так как этого требуют родители –

- Знания помогают мне наладить контакт с окружающими –

- Мне нравится самому искать и находить новые знания в разных источниках

- Мне нравится на уроках узнавать новые факты –

- Я учусь, так как хочу добиться успеха в карьере –

- Я учусь, так как должен учиться для получения профессии –

- Мне нравится рассказывать другим то, что я знаю сам –

- Я учусь, так как хочу быть всесторонне развитой личностью –

- Я учусь, чтобы быть полезным другим людям –
- Я учусь, так как хочу добиться уважения в обществе –
- Я учусь, так как этого требуют родители –

- Знания помогают мне наладить контакт с окружающими –

- Мне нравится самому искать и находить новые знания в разных источниках


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание на тему: "Успешность обучения:от чего она зависит?"

Данная презентация содержит анкету для родителей "Знаю ли я своего ребёнка?", анализ успеваемости обучающихся, а также советы психологов для решения  данной проблемы....

"Успешность обучения: от чего она зависит?"

Родительское собрание в 6  классе...

Презентация для родительского собрания "Успешность обучения, от чего она зависит"

Успех в учении – единственный источник внутренних сил, рождающий энергию для преодоления трудностей, желание учиться»(В.А. Сухомлинский)...

Конспект родительского собрания для родителей детей 6 класса «Успешность обучения: от чего она зависит?»

Цель: актуализировать проблему успешности учебной деятельности шестиклассников.Задачи• обобщить знания родителей по проблеме успешности обучения;• изучить отношение учащихся класса к учебной...

Родительское собрание «Успешность обучения: от чего она зависит?»

Конспект родительского собрания для родителей детей 6 класса...