Успеваемость школьника и отношения внутри семьи
статья

Некрасова Евгения Михайловна

В статье рассматривается зависимость успеваемости школьника и внутрисемейных отношений. Анализируются факторы, условия, тактики семейного воспитания, влияющие на успеваемость школьника.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл uspevaemost_i_semya.docx19.01 КБ

Предварительный просмотр:

Успеваемость школьника и отношения внутри семьи.

Часто родители задаются одним и тем же вопросом: «А почему мой ребенок получает плохие оценки, в чем причина низкой успеваемости?» На этот вопрос однозначного ответа до сих пор не нашлось.

Как правило, формируются две основные точки зрения родителей на школьные будни ребенка:

  • Роль семьи в воспитании ребенка снижается. Воспитанием должна заниматься школа, так как большую часть времени ребенок проводит именно там.
  • Роль семьи в воспитании ребенка увеличивается. Школа без родителей не сможет сделать мир каждого ребенка разнообразным и полезным. Необходим тесный контакт между родителями и школой, для достижения общих целей.

Рассмотрим факторы, влияющие на успеваемость школьника:

  1. Воспитание школьника и заинтересованность в этом родителей. Именно родители способны развивать у ребенка желание учиться и добиваться успехов в жизни.
  2. Материальное положение семьи, в которой растет школьник. Отсутствие денег может вызвать определенные комплексы, в то время как излишки могут избаловать. В обоих случая образование может пострадать. Поэтому лучший вариант – найти «золотую середину».
  3. Школа. На успеваемость влияют одноклассники школьника, друзья, учительский состав.

В рамках данной статьи мы будем рассматривать зависимость успеваемости школьников от семейных взаимоотношений.

Семья – колыбель духовного рождения человека. Многообразие отношений между её членами, чувства, которые они питают друг к другу, обилие различных форм проявления этих чувств, живая реакция на малейшие детали поведения ребёнка - всё это создаёт благоприятную среду для эмоционального и нравственного формирования личности. Также семья – это особого рода коллектив, играющий в воспитании основную, долговременную и важнейшую роль. Как определили психологи, доверие и страх, уверенность и робость, спокойствие и тревога, сердечность и теплота – все эти качества личность приобретает в семье. Они проявляются и закрепляются у ребенка задолго до поступления в школу и оказывают продолжительное влияние на его развитие. Именно отношения в семье (из всех человеческих отношений) наиболее глубокие и прочные.

Счастливая семья – это семья, в которой созданы нравственно ценные взаимоотношения между взрослыми, а так же взрослыми и детьми. Жизнь семейного коллектива организована так, что каждый может в меру своих сил, умений оказывать помощь друг другу, проявлять разностороннюю заботу. Семья для ребенка первое и основное звено, которое связывает его жизнь с обществом.

Существуют нравственно значимые для воспитания школьников условия, а именно:

  • Любовь родителей и детей. Особо эмоциональный, интимный характер семейного воспитания, основанный на родственных чувствах, глубокой кровной любви родителей к детям и детей к родителям. Ребенок повседневно ощущает, что забота, ласка, семейное тепло, радости и удовольствия исходят от родных: мамы и папы, бабушки и дедушки. Если детям недостает любви, рано или поздно это скажется на их духовном и нервно-психическом развитии;
  • Постоянство и длительность воспитательных воздействий на детей со стороны родителей и других членов семьи. Эти воздействия происходят в разнообразных жизненных ситуациях. Они могут осуществляться сознательно (взрослые заранее ставят цель) и стихийно. Жизнь ребенка в семье, общение с родными воспитывают у него либо хорошие качества, либо плохие. Поэтому необходимо строго следить за своим поведением, заботиться о том, чтобы даже мимолетные воздействия оказывались ценными для детей;
  • Возможность естественного включения ребенка в совместную деятельность: наведение порядка в квартире, уход за растениями и животными, посадка цветов, кустарников во дворе дома, участие в субботниках и прочее;
  • семейный досуг, который сплачивает всех членов семьи: прогулки в парк и лес, организация спортивных, литературных, народных игр, игра на инструментах.

В школе ребята учатся, познают, играют, трудятся в коллективе сверстников. Ими руководит педагог, формируя у них опыт коллективной жизни. Находясь в школе, ребенок привыкает связывать свои желания и потребности с желаниями и потребностями своих товарищей. Педагоги стремятся воспитать у ребенка заботу о других, умение не только руководить, но и подчиняться.

В результате проведенных исследований психологи пришли к выводу о том, что психологический климат, который создают родители, имеет для ребенка очень важное значение. Именно особенности построения отношений ребенка с родителями является ведущим фактором успеваемости ребенка в школе.

Если рассматривать цели воспитания, формулировку задач воспитания, целенаправленное применение методов и приемов, учет того, что можно и нельзя допустить в отношении ребенка, выделяются четыре основных тактики воспитания в семье:

  • Диктат;
  • Опека;
  • «Невмешательство»;
  • Сотрудничество.

Диктат в семье проявляется в систематическом подавлении одними членами семьи (преимущественно взрослыми) инициативы и чувства собственного достоинства у других его членов. Такие родители предпочитают в качестве меры воздействия - приказ и насилие. Как правило, сталкиваются с сопротивлением ребенка, который отвечает на нажим, принуждение, угрозы своими контрмерами: лицемерием, обманом, вспышками грубости, а иногда откровенной ненавистью. Но даже если сопротивление оказывается сломленным, вместе с ним оказываются сломленными и многие ценные качества личности: самостоятельность, чувство собственного достоинства, инициативность, вера в себя и в свои возможности.

Опека в семье – система отношений, где родители, обеспечивая своим трудом удовлетворение всех потребностей ребенка, ограждают его от каких-либо забот, усилий и трудностей, принимая их на себя. Вопрос об активном формировании личности отходит на второй план. Именно такие дети оказываются неприспособленными к жизни в коллективе, а в переходном возрасте начинают восставать против чрезмерной родительской опеки.

Тактика «Невмешательство» - система межличностных отношений в семье, строящаяся на признании возможности и даже целесообразности независимого существования взрослых от детей. При этом предполагается, что могут сосуществовать два мира: взрослые и дети, и ни тем, ни другим не следует переходить намеченную таким образом линию. Чаще всего в основе этого типа взаимоотношений лежит пассивность родителей как воспитателей.

Тактика «Сотрудничество» -  система взаимоотношений в семье, которая предполагает систему межличностных отношений в семье, общие цели и задачи совместной деятельности, высокие нравственные ценности. Семья, где ведущим типом взаимоотношений является сотрудничество, обретает особое качество, становится группой высокого уровня развития – коллективом. 

Результаты исследований показали, что семьи, в которых отношения родителей и детей строятся на понимании, принятии и признании, характеризуются высокой самооценкой, позитивными установками, социальной открытостью. Нацелены на развитие у ребенка активности, самостоятельности, инициативности, создаются необходимые психологические условия для успеваемости ребенка в учебной деятельности. А дети в семьях с деструктивным типом родительского отношения (опека, диктат и невмешательство), характеризуются низкой успеваемостью в школе.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Гармония внутри семьи, или воспитание детей с отклонениями в развитии.

Рождение ребёнка с отклонениями в развитии воспринимается родителями как трагедия, потеря перспектив дальнейшей жизни.  Это стресс для семьи. Переживание длительного стресса приводит к повышенной...

Роль семьи в успеваемости школьника

Представлен сценарий общешкольного родительского собрания....

Песня Family Portrait (Pink) к теме "Семья. Отношения в семье"

Ни для кого не секрет, что услышав название темы "Моя семья", школьники начинают зевать и возмущаться:"Как?! Опять?!" Чтобы вызвать интерес учащихся и настроить на тему положительно, предлагаю прослуш...

СИНОНИМИЧЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ ВНУТРИ ЛЕКСИКО-СЕМАНТИЧЕСКОЙ ГРУППЫ ЗНАЧЕНИЯ «ПРЕДСТАВИТЕЛЬ ИНОЙ ЯЗЫКОВОЙ КУЛЬТУРЫ» В СОВРЕМЕННОМ ЯЗЫКЕ

Настоящий доклад (статья) посвящен результатам исследования синонимических отношений внутри лексико-грамматической группы слов значения «представитель иной языковой культуры»....

Презентация "Особенности детско-родительских отношений в семье. Роль семьи в воспитании ребенка".

Презентация на тему: "Особенности детско-родительских отношений в семье. Роль семьи в воспитании ребенка" предназначена для доведения информации до родителей на классном родительском собрани...

Групповое консультирование родителей на тему: "Особенности детско-родительских отношений в семье. Роль семьи в воспитании ребенка".

В групповой консультативной беседе с родителями рассматриваются положительные и отрицательные моменты воспитательного воздействия родителей на ребенка. Рассматриваются аспекты воспитания детей, типы с...