Роль семьи в успеваемости школьника
материал на тему
Представлен сценарий общешкольного родительского собрания.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
obshcheshkolnoe_roditelskoe_sobranie.doc | 106 КБ |
Предварительный просмотр:
Родительское собрание
Роль семьи в успеваемости школьника
Введение
О современной семье много пишут и говорят. Педагоги обвиняют семью в том, что ребенок в ней не воспитывается. В то же время и родители не очень радужно оценивают действия педагогов. Многие из них считают, что у педагогов низкий профессиональный уровень, невысокие моральные качества. Попав в ножницы между школой и семьей, дети вынуждены лавировать, приспосабливаться, что приводит, в конечном счете, к безнравственности.
На каких основах должны складываться отношения учителя и семьи, чтобы воспитание детей было успешным и помогало совершенствованию качеств ребенка?
На этот вопрос отвечает В.А. Сухомлинский: «Как можно меньше вызовов в школу матерей и отцов для моральных нотаций детям, для устрашения сыновей отцовской «сильной рукой», для предупреждения об опасностях, «если и дальше так будет продолжаться», - и как можно больше такого духовного общения детей с родителями, которое приносит радость матерям и отцам. Все, что у ребенка в голове, в душе, в тетради, дневнике, - все это мы должны рассматривать с точки зрения взаимоотношений детей и родителей и совершенно недопустимо, чтобы ребенок приносил матери и отцу одни огорчения – это уродливое воспитание».
Взаимопонимание учителя и семьи дает эффективный результат в воспитании и обучении ребенка. Для этого необходимы родительские собрания. Родительское собрание должно просвещать родителей, а не констатировать ошибки и неудачи детей в учебе.
Предлагаю разработку общешкольного родительского собрания, проведение которого как нельзя лучше оказывает положительный результат в формировании нового ученика – успешной личности.
Адресуется педагогам, руководителям общеобразовательных учреждений.
Подготовка к собранию
Оснащение: фонограмма песни «Родительский дом», набор фигур ( квадратиков, треугольников, кружков). Заготовьте фигуры разные по цвету. Например, квадраты – красные, треугольники желтые, кружки зеленые. Компьютер, проектор.
Разместите на противоположных стенах зала два плаката с надписями:
ДЕТИ УЧАТСЯ ЖИТЬ У ЖИЗНИ
В фойе школы звучит песня «Родительский дом», родителей встречает организатор и предлагает им взять понравившиеся геометрические фигурки.
В актовом зале ответственный учитель рассаживает родителей в соответствии с выбранными фигурками. Получилось три группы. У каждой группы есть руководитель. В качестве руководителей рекомендуется выбрать директора, завуча, организатора.
План проведения собрания
1. Итоги успеваемости за 1 четверть.
2. Работа по группам по проблемным вопросам:
- Каким должны быть взаимопонимания между членами семьи (отцом и матерью, старшими и младшими, чтобы положительно влиять на успеваемость ребенка в школе)?
- Какими должны быть взаимопонимания семьи и школы, чтобы максимально положительно влиять на успеваемость ребенка в школе (контроль со стороны родителей и результат).
- Что мешает конкретно вашему ребенку положительно успевать в вашей семье и нашей школе?
3. Итоги анкетирования учащихся.
4. Доклад.
5. Проведение теста с родителями.
6. Рекомендации родителям.
Ход собрания
По первому вопросу выступает заместитель директора по учебной работе.
Далее проводится работа групп по проблемным вопросам.
Сформированные группы расходятся по классам (заранее продумайте в какие кабинеты пойдут образовавшиеся группы родителей, и хорошо бы сделать таблички на классах: 1 группа, 2 группа, 3 группа).
На обсуждение своего вопроса каждой группе отводится 15 минут. После обсуждения вопроса выбирают выступающего.
По звонку все проходят в актовый зал. Заслушиваем сообщения от каждой группы.
По третьему вопросу выступает психолог школы (это может быть учитель, заместитель директора). Озвучивается, что было проведено предварительное анкетирование учащихся школы.
С помощью проектора демонстрируются вопросы анкеты, на которые отвечали дети.
Анкета для учащихся «Я и школа»
- Какие трудности я испытываю в школе? В чем?
- Причины моей неуспеваемости?
- Что мешает мне выполнять домашние задания?
- Интересуются ли родители моей учебой?
- Какую помощь они мне оказывают?
- В какое время я делаю уроки?
Школьный психолог выступает с сообщением «Анализ проведенного анкетирования».
Примерный вариант итогов анкетирования:
По ответам учащихся можно проследить некоторые закономерности:
Большинство детей испытывает в школе трудности в учебе (45%). Наши ученики достаточно самокритичны. 49%детей видят причины своей неуспеваемости в них самих, 30% считают, что они хорошо успевают по всем предметам.
61% учеников отмечают, что им ничего не мешает, выполняет дом. задания, что для них созданы все условия.88% детей считают, что их родители интересуются их учебой часто и постоянно. Печально, что 11% детей указывают на редкий недостаточный интерес к учебе (раз в четверть).
61% отметили, что родители им помогают в выполнении домашнего задания.
Есть ответы «ругают», «помогают материально», «создают условия» и т.п.
Анализ анкетирования показал, что много родители упускают в воспитании своих детей. Стоит еще раз напомнить о режиме, возможностях детского организма (т.к. 30% делают уроки сразу после школы», 38% - «вечером», 17% - «когда как», и лишь 15% - «отдохнув».
Во время выступления школьного психолога демонстрируются результаты проведенного опроса с помощью проектора (см. приложение 1).
По четвертому вопросу выступает (учитель).
Тревожная проблема сегодняшней школы - неуспевающие дети. Нередко их можно встретить уже в младших классах. Так можно ли учить детей с гарантированным положительным результатом? Такой вопрос мы задаем себе не раз, и отвечаем уверенно: да, можно. И нелепо было бы перекладывать всю без исключения ответственность за качество образования наших детей лишь на школу. В конце концов, дети-то наши, и у кого, как не у родителей, должно больше всего болеть сердце о том, вырастет чадо Митрофанушкой или же интеллигентным человеком, независимо от того, какую выберет профессию?
В первые же школьные недели проявляются собственные наши просчеты в подготовке малыша к новой жизни: неусидчив, суетлив, не доводит начатое до конца, в коллективе замкнут или, наоборот, чрезмерно раскован… Мы еще долго будем « кашлять» этими семейными недоделками, и ах как захочется свалить их на « смежников- педагогов», вслух иронизируя над низкой
учительской квалификацией или так же громогласно возмущаясь методикой преподавателя. Душу - то мы отведем, а что пользы? Может, целесообразнее домашними методами восполнить то, что по нашему мнению, недодали ребенку в школе? Мне кажется, такая позиция все же более конструктивна. Раз уж современная школа не в силах обеспечить индивидуальный подход к каждому, давайте поможем и школе, и детям. Нам вроде бы сподручнее. Сегодня все мы поняли: без полноценного семейного воспитания невозможно вырастить духовно развитую личность. Наше жилище- это не только жизненный очаг, место для сна, еды - это место, где происходит духовное общение близких людей и, следовательно, активизируются процесс формирование характера, развития интересов подрастающего человека. Какие бывают семьи? Социологи выделяют разные типы семей. Вот некоторые из них: гармоничная, распадающаяся, распавшаяся, неполная. Встречаются семьи полные, но деструктивные, где нет согласия, постоянные ссоры. Иногда семья внешне кажется крепкой, сплоченной, а копнешь глубже, посмотришь, какова она на самом деле, и видишь, что ее сплоченность - лишь видимость. По существу же она раздираемая противоречиями, в ней нет взаимного уважения друг к другу, все друг другу если не враги, то уж недоброжелатели и соперники наверняка. Так какая же семья благополучная, а какая нет?
Психологи и психиатры по-разному отвечают на этот вопрос. Ясно, что неблагополучная семья – эта в первую очередь та, где имеются явные дефекты воспитания, хотя и эта в первую очередь та, где имеются явные дефекты воспитания, хотя и это не единственный критерий выделения неблагополучной семьи.
Какие дефекты воспитания встречаются чаще всего?
- Воспитание « по типу Золушки», или явное или скрытое эмоциональное отторжение. Ребенка не любят, ему это постоянно показывают, на сей счет у него нет никаких иллюзий. Ребенок реагирует на эту горькую истину по разному: замыкается, уходит в мир фантазий и мечтаний о сказочном разрешении собственных проблем, пытается вызвать к себе жалость, угождает родителям, чтобы они его, наконец – то полюбили, старается обратить на себя внимание (иногда хорошей учебой, порой хулиганством), ожесточается, мстит за презрение к нему… Педагоги это замечают, видят, что ребенок озлобился, что с ним что – то происходит. А как помочь школьнику? Поговорить с родителями, объяснит им плоды их сухого, недоброжелательного отношения к сыну или дочери? Кто же скажет это родителям?
- Есть еще один вид дурного воспитания – где с ребенка «сдувают пылинки», содержат его в оранжевых условиях, не дают ему проявить элементарную самостоятельность, не позволяют вести себя ответственно и решительно.
- Из таких школьников, лишенных бойцовских качеств, нередко вырастают капризные, привередливые мужчины и женщины, не способные отстаивать свои житейские принципы.
Ученые называют таких людей конформными. Склонны такие люди к пьянству.
- В некоторых семьях детей воспитывают сурово и сухо, формируя в них
Повышенную моральную ответственность. Все хорошо в меру, а когда все
Чересчур - добра не жди.
- Очень распространено противоречивое воспитание : одна бабушка говорит одно, другая другое, родители тоже каждый в свою сторону тянут, требуя от ребенка взаимоисключающих форм поведения. Что делать бедному школьнику? Неврозами и другими нарушениями психики нередко расплачивается он за несогласованность и противоречивость воспитания (да еще и в школе нередко ему внушают совсем не то, что дома).
Существует великое множество семей, о которых ничего плохого с формальной точки зрения сказать нельзя, но, тем не менее для данного конкретного ребенка эта семья будет не благополучной. Родители награждают своих детей не только своими генами Большинство людей с уродливым характером получили его не по наследству, а потому, что родители сделали их такими. Ребенок-это почти воск, из него можно вылепить все что угодно.
Один из примеров:
«Родители - хронические алкоголики с антисоциальным поведением. Единственный сын их без присмотра, порой голодный. Ему негде учить уроки, ночевать тоже не всегда есть где – родители выгоняют из дома, чтобы не мешал их пьяной компании. Ребенок всего боится ,стыдится своих родителей, стремится скрыть их поведение от одноклассников. Растет, забитым, нерешительным, пугливым, несчастным, не может за себя постоять ищет защиты у старших. Среди этих «друзей появляются подростки, заставляющие мальчика воровать. Тот не хочет этого делать, старается избежать, но ему не удается. Участвует в мелкой краже, попадает в милицию».
Пример 2.
Когда в семье родился ребенок, отцу было 20 , матери-19 лет. « Сами еще дети, а тут уже наследника сделали » - иронизировала бабушка. Ее раздражало, что родители не намеревались воспитывать ребенка: они учились, имели друзей, хотели наслаждаться жизнью. Ребенок был подкинут бабушке. Та поначалу радовалась, что никто не мешает ей воспитывать внука, но потом и ей это надоело: ведь бабушке было лишь 43 года.
Скоро она вышла замуж и перестала касаться внука: новый муж не хотел, чтобы она недодавала ему внимания. Потом бабушка родила собственного сына. Понятно, что ей теперь было не до внука. А тот был фактически позабыт – позаброшен. Детские ясли, детский сад, школа-интернат, с родителями он виделся редко, да и те им интересовались от случая к случаю: у них были свои заботы и развлечения, а ребенок был лишь в тягость. Сын это чувствовал. Вначале он просто переживал это, но потом стал делать назло родителям и учителям, убегал из школы, сошелся с дурной компанией, ограбил газетный киоск, был арестован, наказан.
Родители сокрушались: такой хороший мальчик был, ни у кого в нашем роду ничего похожего не было, вот к чему приводит улица. Родителям было невдомек, что в конечном итоге они сами виновны в случившемся: не были бы они такими эгоистами, не были бы заняты только собой, уделяли бы сыну достаточное внимание, все случившееся могло и не произойти. А ведь они старались скрыть от окружающих, как воспитывали сына. Когда ребенок им надоедал своими просьбами и родителям не удавалось от него избавиться, они просто – напросто его – чтоб не мешал. Мальчик затаил злобу, отыгрывался на младших (жестоко бил их), стал раздражительным, вспыльчивым. Его унижали родители – он отомстил им за это тем, что унизил их, когда оказался на скамье подсудимых. Естественно, эти примеры уродливого воспитания в чистом виде встречаются редко, обычно они переплетаются, взаимосочитаются.
Без доброты и понимания со стороны взрослых ребенок вряд ли сформируется гармоничным. Дети и подростки в том числе, очень любят подрожать. Отец и мать, другие старшие члены семьи воспитывают чувства у подростка не только и не столько организацией уклада жизни семьи, словесным воздействием, сколько примером собственной жизни и поведения.
Слово, сказанное родителями. Для ребенка оно может быть слаще конфеты, лучше любой игрушки, но и может быть нравственной болью, которая многократно сильнее физической.
«Мой Петька-оболтус был дурак – дураком, а сегодня порадовал отца, пятерку принес. Молодец сын!»
«Мамочка! Я исправил двойку по русскому языку, учительница даже меня похвалила!» Мама, гремя кастрюлями, зло ответила из кухни:
-Тебе, шалопай, не стыдно их получать!?
Вроде бы ничего особенного. Но в данных ситуациях такие слова и тон недопустимы. Слово, сказанное родителями без достаточного такта, может привести к резкому озлоблению, скрытой и открытой ненависти, упрямству, а в некоторых случаях и к хулиганским действиям.
Мы с вами хорошо знаем, что нет ни одного ребенка неспособного, бездарного, каждый умен и талантлив по-своему. Важно, чтобы этот ум ,эта талантливость стали основой успехов в учении ,чтобы ни один ученик не учился ниже своих возможностей.
Что для этого нужно?
Чтение должно стать для ребенка очень тонким инструментом овладения знаниями и вместе с тем источником богатой духовной жизни. Без высокой культуры чтения нет ни школы, ни подлинного умственного труда. Плохое чтение - как замазанное грязью окошко, через которое ничего не видно. Семья без книги, без библиотеки в лучшем случае не оказывает никакого влияния на школьное воспитание, а в худшем случае такая семейная среда отупляет ребенка, ограничивает его умственное развитие.
Это один пункт успешного обучения.
Второй пункт:
Нет и не может быть детей, которые бы не хотели учиться с самого начала учения. Неумение трудиться порождает нежелание, нежелание – лень. Каждое новое звено в этой цепи пороков становится все крепче и разрывать его все труднее. Главное средство предупреждения этих пороков – учить ребят самостоятельно трудиться в младшем возрасте. В младших классах ученик, даже забыв выполнить задание, по существу, не виноват, потому что над ним необходим повседневный контроль старших.
И, конечно, большая роль в достижении успехов отводится режиму.
Режим - это фундамент, на котором строится здоровье, работоспособность, сознательная дисциплина, нравственная зрелость ребенка. Продуманный и четко организованный режим подростка в семье предупреждает безнадзорность и правонарушения, дает возможность оптимально и с пользой для воспитания использовать время не только на учебу, но и отдых, домашний труд.
Режим - это постоянные, осмысленные упражнения, сознательное воспитание необходимых в жизни навыков и привычек, нравственных волевых качеств:
настойчивости, точности, организованности ,дисциплинированности.
Естественно, что режим не стандарт. Каждая семья имеет свои особенности, в зависимости от состава, бытовых условий. Но в любом случае родители должны учитывать обязательность видов деятельности ребенка, которые повторяются ежедневно.
Это - утренняя гимнастика, туалет, уборка постели, завтрак, занятия в школе. В течение учебного года дети не только выполняют домашние задания, но и занимаются другим трудом, отдыхают, увлекаются чтением, спортом т.д. Чем лучше будет упорядочен весь день ребенка, тем больше у него вырабатывается положительных навыков и привычек, которые значительно экономят затраты физической и умственной энергии. Педагогический режим в семейном воспитании создается не сразу. Он требует настойчивости, личного примера родителей. Итак, без должного участия семьи не может быть продуктивно решена задача обучения и воспитания школьника.
Проводится тест с родителями. Итоги теста сообщает организатор школы.
Завершение собрания
Директор школы:
Подходит к концу наша встреча. Хочется, чтобы она оказалась для вас полезной, вызвала раздумья, желание построить взаимоотношения в своей семье по-новому, сотрудничать с коллективом учителей.
Семья и школа должны быть едины в воспитании и обучении детей.
Список использованной литературы
- Воспитательная система класса: теория и практика [Текст] /Под редакцией Е.Н. Степанова. - М., 2004.
- Волков, С.А. Интеллект – технология – нравственность [Текст] / С.А. Волков. - СПб., 1995.
- Демакова, И.Д. Должность или признание [Текст] / И.Д. Демакова. – М.: Просвещение, 1991.
- Митина, Л.М. Учитель как личность и профессионал [Текст] / Л.М. Митина. – М.: Изд-во Дело, 1994.
- Работа классного руководителя [Текст] / Под редакцией Е.А. Слепенковой. - М., 2005.
- Сергеева, В.П. Технология деятельности классного руководителя в воспитательной системе школы [Текст] / В.П. Сергеева. - М., 2004.
- Сухомлинский, В.А. О воспитании. [Текст] / В.А. Сухомлинский. - М., 1995.
№ вопроса | Варианты ответов | ||||||||||||
1 | В учебе 45% | В общении со сверстниками 12% | В общении с учителями 12% | Боязнь отвечать, застенчив 3% | Никаких 28% | ||||||||
2 | Во мне самом (лень, нежелание) 49% | Учитель такой 4% | Не понимаю, хоть и стараюсь 17% | Успеваю по всем предметам 30% | |||||||||
3 | Сам (лень, не хочу учить),личные дела (чтение, любовь) 18% | Брат (сестра) мама-1 9% | Телевизор, магнитофон 7% | Работа по дому 5% | Ничего не мешает 61% | ||||||||
4 | Да. Часто. Постоянно. Каждый день. 88% | Редко. Раз в четверть. Раз в месяц. После родительского собрания. 11% | Нет. Не интересуются. 1% | ||||||||||
5 | Не помогают. 7% | Помогают, объясняют, проверяют. 61% | Иногда помогают. Иногда ругают, чтоб лучше учился. 11% | Материально создаются условия. 21% | |||||||||
6 | Сразу после школы 30% | Отдохнув 15% | Вечером 38% | Когда как 17% |
Приложение 1
Приложение 2
Тест для родителей
«Жизнь ребенка и его школьные успехи»
Инструкция: на каждое утверждение надо дать ответ «да» или «нет».
- Я развиваю в ребенке положительное восприятие его возможностей, способностей.
- Я предоставил комнату или часть комнаты исключительно для занятий ребенка.
- Я приучаю ребенка (с минимальной помощью и, как правило, самостоятельно) решать свои проблемы, принимать решения, заботиться о своих обязанностях.
- Я показываю ребенку возможности нахождения книг и нужных для его занятий материалов (используя личные, общественные, школьные библиотеки, справочную литературу и пр.).
- Я никогда не отказываю ребенку в просьбе почитать.
- Я постоянно беру ребенка в поездки, путешествия, на экскурсии по интересным местам (посещение памятных мест, музеев, театров и пр.).
- Я приветствую игры и общение моего ребенка с друзьями.
- Я часто выполняю вместе с ребенком одно и то же дело.
- Я забочусь о физическом здоровье ребенка (питание, закаливание, зарядка, занятия спортом).
- Я слежу, чтобы ребенок соблюдал режим дня: вставал и ложился в одно и то же время, имел часы для занятий, прогулок, игр и т.д.
Оценка теста
Просчитать количество «+»(ответ «да»). Каждый положительный ответ оценивается в один балл. Разделив полученную сумму на десять (количество утверждений), получаем среднеарифметическое число.
1 уровень (1-0,7 балла). Вы правильно организуете школьную жизнь ребенка. Ребенок имеет разносторонние интересы, подготовлен к общению со взрослыми и товарищами. При таком воспитании вы можете рассчитывать на хорошие успехи в учении.
2 уровень (0,6-0,4 балла). У вас могут возникнуть некоторые проблемы в обучении ребенка. Задумайтесь, не являетесь ли вы сами чрезвычайно активными, не блокируете ли «поле свободы» ребенка, достаточно ли времени ребенок общается со сверстниками?
Уверены, что ваши размышления позволят вам определить оптимальную стратегию воспитания.
3 уровень (0,3-0 баллов). В вашем опыте прослеживается главная ошибка - чрезмерная опека ребенка подмена усилий ребенка собственной активностью. Вы недостаточно даете ребенку общаться со сверстниками, лишаете его возможности приобретения социального опыта. Надеемся, что ваша самокритичность принесет успех в воспитательной стратегии.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
роль семьи в формировании школьника
Роль семьи в формировании личности Цели: выявление особенностей взаимоотношений между ребенком и родителями;разработка основных правил семейного воспитания. Участники: класс...
Классный час "Всему начало - отчий дом: роль семьи в профессиональном самоопределении школьника"
Классный час в 9 классе направлен на создание в семье условий для сознательного выбора профессии школьниками 15-16 лет. На воспитательном мероприятии присутствуют ученики, родители, психолог и консуль...
«Роль семьи в повышении учебной мотивации школьника».
Почему ребенок не всегда успешно учится, каковы причины, как семья может помочь? Ответы на эти вопросы, вы можете попробовать найти в статье Грязновой М.Ф. классного руководителя 8 "Б" класса, специал...
Роль семьи в воспитании школьников младших классов
Данная консультация рассказывает родителям о главенствующей роли семьи в жизни и формировании личности ребенка....
Доклад «Роль семьи в воспитании школьника»
Право ребенка на семейное воспитание провозглашено Конвенцией ООН о правах ребенка и признано национальным законодательством: Конституцией России. Семейным кодексом РФ и другими актами.Каждому ребенку...
Успеваемость школьника и отношения внутри семьи
В статье рассматривается зависимость успеваемости школьника и внутрисемейных отношений. Анализируются факторы, условия, тактики семейного воспитания, влияющие на успеваемость школьника....
Методическая разработка родительского собрания "Роль семьи в воспитании школьника"
Методическая разработка родительского собрания...