КАК САМОСТОЯТЕЛЬНО ОПРЕДЕЛИТЬ У РЕБЕНКА ЗАДЕРЖКУ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ?
консультация

Рытова Ирина Валерьевна

Консультация для родителей

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл консультация для родителей13.44 КБ

Предварительный просмотр:

КАК САМОСТОЯТЕЛЬНО ОПРЕДЕЛИТЬ У РЕБЕНКА ЗАДЕРЖКУ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ?

Любая задержка развития заметна не сразу, а по мере взросления малыша, когда требования к его достижениям начинают расти. Приблизительно в 2–3 года у внимательной мамы закрадывается подозрение, что „что-то не так”. К 4 годам обычно ребеночка консультирует логопед или невропатолог, редко — дефектолог. В 5–6 лет малыш заметно уступает своим сверстникам в развитии речи, логического мышления, развитии эмоционально-волевой сферы. ~ 18 ~ К сожалению, у родителей не всегда есть возможность показать малыша врачу или дефектологу. Поэтому, можно понаблюдать за ребенком в домашних условиях самостоятельно, выполняя несложные задания. 1. Наблюдения за ребенком на первом году жизни. Записывайте все ступеньки развития малыша. Когда он начал держать головку (это должно произойти не позднее 1,5 месяцев), переворачиваться (в 3–5 месяцев), хватать игрушку (в 4 месяца), сидеть (не позже 8 месяцев), вставать (8–10 месяцев), ходить (1 год 2 месяца). Каждая мамочка с нетерпением ждет первых слов крошки: гулить малыш должен уже в 2 месяца, а лепетать — с 6–8 месяцев. Показывать пальчиком на предмет или человека, пытаться слогом или звуком назвать его — в 10–12 месяцев. Первое „мама” вы должны услышать к первому дню рождения малыша. Если все эти возрастные нормы сильно растянуты, а малыш неэмоционален, долго не узнает близких, есть повод для беспокойства. 2. Для малышей 9-10 месяцев. Хорошим показателем своевременного развития крохи служит игра в прятки. Всем мамам она прекрасно известна. Вы прячете на глазах у ребенка под коробочку игрушку. „Где киска?” — удивляетесь вы. 9-месячный малыш должен с уверенностью первооткрывателя убрать коробочку с игрушки и чрезвычайно обрадоваться находке. Малыш уже „видит” сквозь стены, то есть он понимает, что игрушка не исчезла бесследно. У него формируются простейшие мыслительные навыки. 3. Для детей от 1 года до 1,5 лет. Самое простое, что поможет вам распознать проблему вовремя, — попытаться оценить речевую и двигательную активность малыша. Если кроха с интересом наблюдает за новой игрушкой, пытается схватить ее, попробовать на вкус, радостно „агукает” и тянется ручками к вернувшейся с работы маме, если, играя сам с собой, все время что-то „бубнит” или „мычит” себе под нос, то детское развитие идет, скорее всего, по возрасту. Если активность (в том числе и познавательная) невысока, у крохи нет интереса к окружающему миру, бейте тревогу. 4. Для малышей от 2 до 3 лет. Всем прекрасно известны игрушки, где в отверстия нужно вставлять подходящие по форме фигурки. Если игра малышу незнакома, научите его правильно вкладывать геометрические формы в отверстия. Затем дайте ему возможность самому справиться с задачей. Если даже после многократных проб кроха не справился, не торопитесь с выводами. Стоит обратиться к хорошему психоневрологу или дефектологу. 5. Для ребят от 3 до 5 лет. Главным критерием оценки хорошего интеллектуального развития малыша в этом возрасте становится речь. Вы можете оценить запас его знаний об окружающем мире, услышать грамматические и звуковые неточности, определить уровень понимания обращенной к нему речи, всех тонкостей и оттенков смысла. Полностью такую диагностику должен проводить логопед, но кое-что сделать под силу и родителям. Попросите малыша объяснить, что такое пылесос, компьютер, закат, гроза, транспорт. Поймете ли вы его объяснения? Конечно, маленький кругозор ребенка — это еще не показатель наличия у него ЗПР, но стоит обратить на него внимание. Если у родителей закрались подозрения о недостаточно хорошем развитии малыша, для начала им нужно показать его психоневрологу. Не невропатологу, а именно психоневрологу. Нужно пройти ряд обследований, на основании которых врач сделает окончательный вывод. На первом приеме у доктора многие детки стесняются, замыкаются, что, конечно же, сказывается на результатах обследования.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Задержка психического развития» ( Наш особый ребенок, информация для родителей)

Что страдаетЗПР относится к разряду слабовыраженных отклонений в психическом развитии и занимает промежуточное место между нормой и патологией. Дети с задержкой психического развития не имеют таких тя...

Опыт создания индивидуальной программы развития ребенка с задержкой психического развития.

В настоящеее время в группы для детей с ЗПР всё чаще попадают дети со сложной структурой дефекта, либо с сочетанными нарушениями. Поэтому наиболее актуальной становится индивидуальная коррекционно-раз...

Карта обследования ребенка с задержкой психического развития (ранний возраст)

Материал для диагностики детей дошкольного возраста с ЗПР....

Карта обследования ребенка с задержкой психического развития (2 - 2,5 года)

Диагностическое обследование детей с задержкой психического развития (2 - 2,5 года)...

Коррекционно-развивающая работа с детьми старшей группе с задержкой психического развития.Из опыта работы с детьми, имеющим задержку психического развития

Задержка психического развития это – нарушение нормального темпа психического развития, когда отдельные психические функции (память, внимание, мышление, эмоционально-волевая сфера) отстаёт в своём раз...

Коррекционно-развивающая работа с детьми старшей группе с задержкой психического развития.Из опыта работы с детьми, имеющим задержку психического развития

Задержка психического развития это – нарушение нормального темпа психического развития, когда отдельные психические функции (память, внимание, мышление, эмоционально-волевая сфера) отстаёт в своём раз...

Индивидуальная психолого-педагогическая карта ребенка с задержкой психического развития

Предлагаю Вашему вниманию образец заполнения психолого-педагогической карты ребенка с ЗПР...