Профилактика суицидального поведения у детей и подростков
материал
КАК УБЕРЕЧЬ РЕБЕНКА ОТ РОКОВОГО ШАГА?
ОСНОВНЫЕ ПРИЧИНЫ ПОДРОСТКОВОГО СУИЦИДА
ПРИЗНАКИ, КОТОРЫЕ МОГУТ УКАЗЫВАТЬ НА ТО, ЧТО ПОДРОСТОК НАХОДИТСЯ В КРИЗИСНОМ СОСТОЯНИИ, В ТОМ ЧИСЛЕ МОЖЕТ ИМЕТЬ СУИЦИДАЛЬНЫЕ МЫСЛИ И НАМЕРЕНИЯ.
РЕКОМЕНДАЦИИ РОДИТЕЛЯМ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ СУИЦИДА.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kak_uberech_rebenka_ot_rokovogo_nasiliya.docx | 19.46 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
"Средняя общеобразовательная школа №3" г. Нефтеюганска
КАК УБЕРЕЧЬ РЕБЕНКА
ОТ РОКОВОГО ШАГА?
(профилактика суицидального поведения у детей и подростков)
Памятка для родителей
По данным Всемирной Организации Здравоохранения, каждые 40 секунд в мире происходит самоубийство. Ежегодно счеты с жизнью сводит более 800 тысяч человек. Ежегодно счеты с жизнью сводит более 800 тысяч человек. Из них 20% приходится на подростковый и юношеский возраст. Последние 15 лет число самоубийств в возрастной группе от 15 до 24 лет увеличилось в 2 раза.
Попытка подростков умереть не обязательно продиктована желанием смерти. Попытка суицида для подростка - это крик о помощи, желание привлечь внимание к своей беде, вызвать сочувствие, воздействовать на других людей с определенной целью.
ОСНОВНЫЕ ПРИЧИНЫ ПОДРОСТКОВОГО СУИЦИДА
Социальная изоляция. подросток не имеет друзей, чувствует себя отверженным, одиноким. Страдания по этому поводу являются очень сильными для подростков, т.к. в данном случае не удовлетворяются их возрастные потребности в понимании и принятии.
Конфликты и неудачи в сфере человеческих отношений. Ссора, неудачи или частые конфликты с близкими людьми могут восприниматься как крайне значимые и травматичные.
Насилие. Подросток подвергается физическому или моральному насилию.
Тяжелая жизненная ситуация. Тяжелое заболевание, смерть кого-то из близких или друзей.
Несчастная любовь. Безответная любовь как разрыв романтических отношений.
Нестабильное эмоциональное состояние. Депрессия. Депрессия - патологическое снижение настроения и падение активности. Наибольшая опасность депрессии -возникновение суицидальных мыслей.
Некоторые подростки считают самоубийство проявлением мужества и силы духа, на самом деле это слабость, примитивность мышления (незнание как отреагировать на проблему).
ПРИЗНАКИ, КОТОРЫЕ МОГУТ УКАЗЫВАТЬ НА ТО, ЧТО ПОДРОСТОК НАХОДИТСЯ В КРИЗИСНОМ СОСТОЯНИИ, В ТОМ ЧИСЛЕ МОЖЕТ ИМЕТЬ СУИЦИДАЛЬНЫЕ МЫСЛИ И НАМЕРЕНИЯ:
- утрата интереса к любимым занятиям, снижение активности, апатия, безволие;
- пренебрежение собственным видом, неряшливость;
- появление тяги к уединению, отдаление от близких людей;
- резкие перепады настроения, неадекватная реакция на слова, беспричинные слезы, медленная и маловыразительная речь;
- внезапное снижение успеваемости и рассеянность;
- плохое поведение в школе, прогулы, нарушения дисциплины;
- склонность к риску и неоправданным и опрометчивым поступкам;
- проблемы со здоровьем: потеря аппетита, плохое самочувствие, бессонница, кошмары во сне;
- безразличное расставание с вещами или деньгами, раздаривание их;
- стремление привести дела в порядок, подвести итоги, просить прощение за все, что было;
- самообвинения или наоборот - признание в зависимости от других;
- шутки и иронические высказывания либо философские размышления на тему смерти.
Если вы заметили у ребенка какие-то из перечисленных признаков, постарайтесь поговорить с ним "по душам". Только не задавайте вопроса о суициде внезапно, если он сам не затронет эту тему. Попытайтесь выяснить, что его волнует, не чувствует ли себя одиноким, несчастным, загнанным в ловушку, никому не нужным или должником , кто его друзья и чем он увлечен.
Чаще всего ребенку достаточно просто выговориться, снять накопившееся напряжение, и его готовность к суициду снижается. Всегда следует выяснить
"Какая причина" и "Какова цель" совершаемого ребенком действия.
ПРИМЕРЫ ОТВЕТОВ
ЕСЛИ ВЫ СЛЫШИТЕ | ОБЯЗАТЕЛЬНО СКАЖИТЕ | ЗАПРЕЩЕНО ГОВОРИТЬ |
"Ненавижу всех..." | "Чувствую, что что-то происходит. Давай поговорим об этом!" | "Когда я был в твоем возрасте... да ты просто несешь чушь" |
"Все безнадежно и бессмысленно" | "Чувствую, что ты подавлен. Иногда мы все так чувствуем себя. Давай обсудим, какие у нас проблемы, как их можно разрешить" | "Подумайте о тех, кому хуже, чем тебе" |
"Всем было бы лучше без меня!" | "Ты много значишь для меня, для нас. Меня беспокоить твое настроение. Поговорим об этом" | "Не говори глупостей. Поговорим о другом! |
" Вы не понимаете меня" | "Расскажи мне, что ты чувствуешь. Я действительно хочу тебя понять" | "Где уж мне тебя понять" |
"Я совершил ужасный поступок" | "Я чувствую, что ты ощущаешь вину. давай поговорим об этом" | "И что ты теперь хочешь" Выкладывай немедленно" |
" У меня никогда ничего не получается" | "Ты сейчас ощущаешь недостаток сил. Давай обсудим, как это изменить" | "Не получается - значит, не старался" |
Нужно постоянно общаться с подростком, несмотря на растущую в этом возрасте потребность в отделении от родителей. Для этого:
-расспрашивайте и говорите с ребенком о его жизни, уважительно относитесь к тому, что кажется ему важным и значимым;
- не начинайте общение с претензий, даже если ребенок что-то сделал не так. проявите к нему интерес, обсуждайте его ежедневные дела, задавайте вопросы. замечание, сделанное "с порога", и замечание, сделанное в контексте заинтересованного общения, будут звучать по-разному.
РЕКОМЕНДАЦИИ РОДИТЕЛЯМ
ПО ПРОФИЛАКТИКЕ СУИЦИДА
1. Расспрашивайте и говорите с ребенком о его жизни, уважительно относитесь к тому, что кажется ему важным и значимым. Главное, при этом делать акцент на мысли: "Я не просто родитель, я - твой друг"
2. Авторитарный стиль воспитания неэффективен и даже опасен. Чрезмерные запреты, ограничения свободы и наказания могут спровоцировать у подростка ответную агрессию, направленную на себя). В подростковом возрасте предпочтительной формой воспитания является заключение договоренностей.
3. Говорите о перспективах в жизни и будущем. У подростков только формируется картина будущего. Узнайте, что ваш ребенок хочет, как он намерен добиваться поставленной цели, помогите ему составить конкретный (реалистичный) план действий.
4. Говорите с ребенком на серьезные темы: что такое дружба, любовь, смерть, предательство? Эти темы очень волнуют подростков, они ищут собственное понимание того, что в жизни важно и ценно. Если избегать разговоров на сложные темы, подросток все равно продолжит искать ответы на стороне, где информация может оказаться не только недостоверной, но и опасной.
5.Делайте все, чтобы ребенок понял: сама по себе жизнь- это ценность, ради которой стоит жить. Важно научить ребенка получать удовольствие от простых и доступных вещей: природы, общения с людьми, познания мира, движения.
6. Давайте понять ребенку, что опыт поражения также важен, как и опыт в достижении успеха. Рассказывайте чаще, как вам приходилось преодолевать те или иные трудности. Конструктивно пережитый опыт неудач делает человека более уверенным в собственных силах и устойчивым. И наоборот, привычка к успехам порой приводит к тому, что человек начинает болезненно переживать неудачи.
7. Доверяйте ребенку, прощайте случайные шалости, будьте честными, искренними и последовательными.
8. Любите своего ребенка. Самое главное - научиться принимать детей такими, какие они есть. ведь родители, помогая ребенку в его развитии, получают результат воздействия, результат своего труда.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Профилактика суицидального поведения среди детей и подростков
доклад по теме "Профилактика суицидального поведения среди детей и подростков" в рамках районного семинара "Профилактика суицидального поведения. Опыт реализации курса Г.К. Селевко "Самосовершенствова...
«Профилактика суицидального поведения среди детей и подростков»
В данной статье ставится задача определения наличия риска суицидального поведения у подростков перед всеми участниками образовательного процесса. Рассмотрены проблемы предупреждения побуждений подрост...
Программа по профилактике суицидального поведения среди детей и подростков
Программа по профилактике суицидального поведения среди детей и подростков...
План работы по профилактике суицидального поведения среди детей и подростков
План работы по профилактике суицидального поведения среди детей и подростков...
Проективная диагностика в профилактике суицидального поведения среди детей и подростков.
Сказки - это и мощное психотерапевтическое средство и одновременно психологическая диагностика. Сочинение собственных сказок открывают знания, которые живут в душе учащегося и активизированы в данный ...
Доклад по теме: " Профилактика суицидального поведения среди детей и подростков".
Аннотация (резюме): В данной статье ставится задача определения наличия риска суицидального поведения у подростков перед всеми участниками образовательного процесса. Рассмотрены проблемы предупр...
План - конспект выступления по профилактике суицидального поведения среди детей и подростков на методическом объединении педагогов ОУ.
Материал может быть использован при подготовке профилактических мероприятий в ОУ....