Возрастные особенности старших подростков
материал (8 класс) по теме

Фомина Надежда Николаевна

Доклад

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vozrastnye_osobennosti_starshih_podrostkov.docx16.72 КБ

Предварительный просмотр:

Возрастные особенности старших подростков

(учащихся 8-9 классов)

Среди актуальных потребностей подростков можно выделить следующие: потребность в самопознании, в самооценке, в самоопределении, в самовоспитании, в психологической и эмоциональной независимости, в достижении определенного социального статуса и др.

        Подчеркнем, что речь идет не просто о детях подросткового возраста, а о старших подростках.

        Можно отметить следующие противоречия в развитии личности старших подростков.  

        Первое противоречие – между исключительной сконцентрированностью подростка на собственной личности и насущною потребностью в общении со сверстниками.

        Второе противоречие – между притязанием подростков на взрослость, самостоятельность и материальной и эмоциональной зависимостью от взрослых, отсутствием жизненного опыта.

        Сосредоточенность на себе, своих проблемах выражается в том, что для формирующегося человека чрезвычайно важно внимание окружающих к его личности, их неравнодушное отношение к достижениям и удачам. Понимания, одобрения, восхищения ищет подросток у друзей и родителей. Эмоциональная зависимость от взрослых находит свое выражение в жажде глубокого понимания родителями, взрослыми.

       Актуальные (но неосознаваемые самими подростками) потребности вступают в противоречие с рационально сформулированными целями развития. Подростки самостоятельно не могут осознать свои потребности на рациональном уровне: осуществлять рефлексию, анализ «Я» им мешает незрелость собственной личности. Но эти потребности присутствуют в структуре личности, существенно влияя на поведение и образ жизни.

      Таким образом, подростки очень нуждаются в общении с друзьями, в любви и понимании родителей, близких людей, во внимании окружающих людей к себе, в самопознании.

      Их основными особенностями можно считать следующие: сконцентрированность на собственной личности, стремление к самостоятельности, независимости,  взаимоотношениям с противоположным полом.

     Подросток не мыслит себя вне общения со сверстниками,  друзьями. Дружба значит для него многое: она позволяет помериться силами – физическими и духовными – с равными себе, оценить себя и других, ощутить свою индивидуальность. Подросток, как в зеркало, смотрится в оценку значимых людей, корректирует представление о себе. Поэтому оценка и положительная эмоциональная поддержка родителей и педагогов приобретают для него первостепенное значение.

      Важно отметить, что в этот период становится возможным самовоспитание, благодаря развитию у подростка саморегуляции. Подростки не только мечтают о том, какими они будут в ближайшем будущем, но и стремятся развить в себе желаемые качества.

Что должны знать родители?

    Подростковый возраст – это период онтогенеза от 10-11 до 14-14 лет. Он является критическим, так как связан с «трудностями роста»: половым созреванием и гормональными выбросами, ростом мышечной и костной ткани, диспропорцией в формировании анатомии, общей диспропорцией в физиологии и психике.

   Девочки растут быстрее мальчиков. Именно поэтому девочки в 5-8 классах обычно выше и крупнее мальчиков.

   «Длинноногость» обусловлена тем, что происходит рост трубчатых костей конечностей, а «угловатость» и «неуклюжесть» обусловлены диспропорцией в нарастании костной и мышечной ткани не в пользу последней. Следствием переживаний по поводу своей внешности может стать снижение самооценки, неуверенность в себе.

    Именно поэтому родителям следует заранее готовить своего ребенка к «возможным проблемам». Рассказывайте о том, что вы чувствовали и какие ситуации возникали с ровесниками у вас. Подросток обязательно станет делиться с вами проблемами. Важно формировать перспективу, задавать «вектор развития»: «Если ты будешь посещать плавание, то станешь менее напряженным и быстрее превратишься в прекрасного лебедя…» ни в коем случае нельзя позволять родителям фразы типа «ты разбил чашку – такой неповоротливый», «я тебе уже сто раз объясняла – такой бестолковый, ты до сих пор не понял решения задачи» или «Что т пишешь как курица лапой?»

    Таким образом, физиология тесно связана с психологией. Если у ребенка наблюдается гипертония, то это может быть связано с ростом сердца и пока еще небольшими кровеносными сосудами. Именно поэтому важно соблюдать режим дня, дозировать как физическую, так и психоэмоциональную нагрузку. Правильное построение режима дня и его соблюдение – залог здоровья, успехов в учении.

     Так, сон должен составить для младших подростков 10-11 часов, для средних и старших – 8-9 часов.

    Выполнять уроки следует с 18.00 до 19.30, начиная с «легких».

   Кроме этого, распорядок дня – это способ развития произвольности. В ЦНС наблюдается усиление подкорковой активности, то есть процессы возбуждения преобладают над процессами торможения. В поведении подростка прослеживается эмоциональная неустойчивость, связанная с резкими перепадами настроения, а также гиперактивность, вследствие чего падает внимательность, ухудшается поведение и успеваемость. Рост ЦНС отражается на тонкой  моторике, ухудшается почерк; а также на речь и, зачастую, ответы подростка превращаются в «вытягивание» из него того или иного материала (учебного).

       Возраст 13-15 лет – это второй этап полового созревания. Подростки становятся менее раздражительным, чем младшие, они становятся менее раздражительными, чем младшие, они становятся независимыми от взрослых. Под влиянием гормонов растет мышечная масса, повышается работоспособность. Значительно усиливается интерес к противоположному полу. Для этого возрастного этапа мерилом успехом является внешность подростка. Отставание от своих сверстников в росте и весе особенно болезненно воспринимается ребятами.

     Эти недостатки видимы, и именно они бросаются в глаза. Именно внешность и желание не быть отвергнутым, ведь общение со сверстниками становится ведущим, заставляет подростков по-своему решать проблемы комплекса неполноценности. Одни заявляют о себе тем, что начинают курить, а другие находятся в перманентном конфликте со взрослыми и некоторыми сверстниками – хамят, грубят, веселят окружающих, используя тактику «сердитого внимания».

      Более того, развитие «Я», потребности в «чувстве значительности», а не просто желание быть в среде сверстников и занимать определенную позицию в социуме (классе), как раз и появляются в общении.

    Если для младшего подросткового возраста характерно общение, связанное с поведением и учением, то для среднего и старшего подростка – вокруг вопросов личности и индивидуальности. Примером этого может один из таких приемов, формирующих социальные барьеры, как осмеяние. Часто взрослые приписывают недостатки окружению, на самом же деле речь идет о потребности подростка в овладении конструктивными способами взаимодействия. Отсутствие позитивного опыта часто приводит к дезадаптации.

     В основе дезадаптации лежит конфликт, а под его влиянием неадекватное реагирование на условия и требования социума в форме тех или иных отклонений в поведении (послушание или бунтарство).

     Если родители непостоянны в своих реакциях на его поведение или учение: то хвалят и жалеют, то, наоборот, бранят и сурово наказывают, не обращая на него внимания, подросток становится тревожным, озлобленным – он не знает, что делать!

    Проблема в том, что подростку необходим взрослый, для того чтобы научиться быть взрослым! Развитие ответственности за свои действия и поступки, осознанности начинается в семье. Основой является четкое распределение обязанностей (уборка, мытье посуды и другое). Это необходимо решить на семейном совете. Обязанности должны иметь все. Назначьте санкции за нарушение или невыполнение и, главное, выработайте единое требование – это единственный способ повышения ответственности, а также ухода от манипуляции. И не вздумайте перекладывать воспитание на плечи бабушек, лучше «продленка»!

    Плохое поведение – это первый признак того, что потребность в «принятии и уважении», «самовыражении» не удовлетворяется.

   Слабая успеваемость – это низкая школьная мотивация, которая обусловлена неумением делать выбор и брать на себя ответственность за решения.

    С чего начать?

    Для начала задайте себе вопрос, а кто для моего ребенка является идеалом (кумир помогает подростку стать лучше); какие качества ему нравятся в кумире, почему внешние, а не внутренние или наоборот; кому еще из одноклассников нравятся «он» или «она». Тогда, возможно, вы поделитесь свои воспоминаниями «О своем подростковом кумире» и найдете способ, как найти свое «Я» и достичь успеха.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Возрастные особенности младшего подростка

Необходимо для родителей и классных руководителей....

Родительское собрание № 1 «Возрастные особенности старшего подросткового возраста»

Данное родительское собрание проводилось в начале 2013-2014 учебного года. Родителям было рассказано о возрастных особенностях детей 14-15 лет. В конце собрания им были даны практические рекомендации....

Родительское собрание Тема: Возрастные особенности старших подростков (8-9 классы)

Родительское собраниеТема: Возрастные особенности старших подростков (8-9 классы)...

Возрастные особенности старших подростков (13-15 лет)

Старший подростковый возраст часто называют отроческим, переходным, периодом «бури и натиска», «гормонального взрыва», сложным периодом, связанным с кризисами развития. В это время происходит переход ...

Возрастные особенности старших школьников

Сообщение содержит описание возрастных особенностей учащихся старшего звена школы. Перечислены симптомы возможного кризиса этого возраста, актуальные потребности подростка и противоречия в развитии ли...