Консультация "Развитие речи. Профилактика речевых нарушений."
консультация
У детей самого разного возраста часто наблюдаются различные речевые нарушения. Наиболее распространено среди них нарушение произношения звуков. Это нарушение может быть самостоятельным речевым дефектом, но оно может входить и в состав других, более сложных речевых расстройств, и тогда, зачастую, оно бывает самым заметным их проявлением.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvitie_rechi._profilaktika_rechevyh_narusheniy_dlya_45-5_let.doc | 29 КБ |
Предварительный просмотр:
Развитие речи. Профилактика речевых нарушений.
У детей самого разного возраста часто наблюдаются различные речевые нарушения. Наиболее распространено среди них нарушение произношения звуков. Это нарушение может быть самостоятельным речевым дефектом, но оно может входить и в состав других, более сложных речевых расстройств, и тогда, зачастую, оно бывает самым заметным их проявлением.
Но даже самое простое нарушение звукопроизношения нельзя считать безобидным дефектом, поскольку, оно может повлечь за собой серьезные негативные последствия для развития ребенка в целом.
Нарушенное звукопроизношение затрудняет у школьников обучение русскому языку. При этом ребенок с трудом обучается читать и писать, и в дальнейшем допускает в письменной речи большое количество на первый взгляд совершенно ничем необъяснимых и немотивированных ошибок (это называется дислексией и дисграфией). Уже в первом классе на этом фоне у ребенка очень быстро формируется отрицательное отношение к занятиям в школе, страх перед учителем, нежелание учиться, а это приводит к снижению успеваемости и по другим школьным предметам, а иногда и к нервным расстройствам.
Нарушения чтения и письма также приводят к неуспеваемости ребенка по математике. Это связано с тем, что математические уравнения и формулы фактически имеют вид предложения (они являются предложениями и по своему смыслу). А математические символы — это, в сущности, разновидности букв.
Когда у ребенка нарушено произношение большого числа звуков, он выглядит инфантильным, кажется младше своих лет. С таким ребенком взрослые часто излишне сюсюкают. Видимо, он и сам ощущает себя маленьким, а потому держит себя ребячливо и часто стремится к общению с детьми по возрасту моложе себя. Это задерживает его развитие и делает его дисгармоничным. К школе такой ребенок внутренне не готов. В результате — в первом классе, а, может быть, и в последующих ему будет психологически трудно учиться. Ребенка, неправильно выговаривающего звуки, в детском коллективе часто передразнивают, что создает дополнительные психологические проблемы, которых можно избежать, вовремя поставив ему правильное произношение.
Нарушение звукопроизношения говорит о том, что у ребенка есть отклонения в развитии некоторых психических функций (например, внимания, слухового восприятия и памяти, самоконтроля), а также о том, что он испытывает определенные психологические трудности. Все это и вызывает у детей формирование дефектов произношения. Коррекция произношения приводит не только к устранению речевых нарушений, но и выправляет у ребенка перечисленные, недостатки развития.
Нужно также отметить, что недостатки произношения звуков провоцируют возникновение такого тяжелого, сложно поддающегося коррекции речевого дефекта, как заикание.
Ненормативное звукопроизношение создает определенные трудности у подростков и взрослых. Поскольку основная функция речи — это общение, любое речевое расстройство обязательно сказывается на общении человека с другими людьми, особенно тогда, когда в результате нарушенного произношения, речь звучит неряшливо, некрасиво или невнятно. Но и тогда, когда речевой дефект не производит неприятного впечатления, он все равно приводит к негативным последствиям. Он непроизвольно притягивает к себе внимание окружающих и как бы «зашумляет» речь человека. Неправильная речь может утомлять собеседника, а иногда вызывать у него осознанную или неосознанную, направленную на партнера по общению, отрицательную реакцию. Кроме того, правильная речь всегда звучит убедительнее, чем нарушенная, а нормативное произношение интеллигентно и нейтрально, что очень важно, например, в деловом общении. И, наконец, для некоторых профессий правильная речь обязательна.
Итак.
1. Вашему ребенку — 3,5—4,5 лет. Речь у него появилась вовремя,
но он не выговаривает:
- отдельные звуки (при этом его речь понятна);
- большое число звуков, от чего его речь неразборчива.
В этом возрасте отсутствие правильного произношения звуков не считается речевым дефектом. Ребенок только учится выговаривать звуки и поэтому произносит их неточно либо вообще пропускает их в речи. Но в настоящее время чуть ли не каждый второй ребенок рано или поздно нуждается в логопедической помощи, а ведь можно заранее определить, появится ли у ребенка нормативное произношение звуков или только дефектное их произнесение.
В три года малыш должен уметь правильно связывать различные слова и формировать целые предложения. Для общения он должен использовать уже сложные фразы и падежные формы. Ему без труда должны даваться и простые предлоги, такие как «за», «с», «на», «под», а также союзы «потому что», «когда», «если».
К четырем годам ребенок должен пользоваться сложноподчиненными и сложносочиненными предложениями, а также сложными предлогами. Уже осваиваются и свистящие звуки: з, с, ц.
Провести профилактические мероприятия всегда легче, чем исправлять уже сложившиеся недостатки произношения.
2. Вашему ребенку — 4,5 года и больше. Его речь имеет один из следующих недостатков:
- речь ребенка в целом неразборчива;
- у ребенка имеются отдельные нарушения произношения звуков.
В этом случае необходимо выяснить, в чем заключается его речевая проблема. Нужно проверить у него речевой выдох, звукопроизношение, речевой слух, речевое развитие ребенка в целом (обследует специалист), подвижность речевых мышц, строение речевых органов.
За неразборчивой речью могут скрываться тяжелые речевые расстройства, которые в дальнейшем могут сказаться на общем психическом развитии ребенка.
В пять лет в речи малыша появляются звуки «р», «л». В этом возрасте ребенок знает весь обиходный словарь. Лишь в сложных, малознакомых словах он допускает ошибки.
В возрасте от 4 до 5 лет показать ребенка логопеду стоит в любом случае! Но особенно должно насторожить, если он после пяти:
- неправильно выговаривает какие-то звуки;
- переставляет слоги в словах;
- неправильно строит фразы грамматически (опускает предлоги, путает падежи, множественное/единственное число, род частей речи);
- не может последовательно и логично передать смысл высказывания («А эти побежали, а тот бах-бух…ууу… А у него такая штука зелененькая…. И поехал..вжжж!..», ну и т.д.)
- речь неотчетлива, смазана, у ребенка «каша во рту»
Как правило, после 5 лет ребенок сам, без специальных логопедических занятий, научиться произносить звуки правильно уже не может. В дальнейшем у него будет, скорее всего, сохраняться дефектное произношение тех звуков, которые он сейчас не выговаривает.
3. Ваш ребенок уже занимался с логопедом, но вы слышите, что
некоторые звуки он по-прежнему произносит неправильно.
Главная причина безуспешности логопедических занятий заключается в их нерегулярности. Для того чтобы у ребенка была положительная динамика, занятия должны проходить 3-4 раза в неделю. Иначе к следующему занятию ребенок теряет навыки, приобретенные на предыдущем, и большая часть времени уходит на «повторение пройденного».
Стоит задуматься о необходимости обратиться к медицинской помощи.
4. Вашему ребенку остался год (возможно, даже полгода) до школы и дефекты произношения звуков у него уже исправлены или почти исправлены.
Но все дело в том, что неправильное звукопроизношение может оставлять после себя такие распространенные сейчас осложнения, как нарушения чтения и письма (дислексии и дисграфии). При нарушенном произношении ребенок пишет так же, как говорит. Если правильное произношение было поставлено незадолго до поступления в школу, ребенок все равно будет писать так, как еще недавно произносил. Дефекты произношения мешают ребенку различать порядок слогов и звуков в слове, а это, в свою очередь, затрудняет обучение ребенка грамоте.
Коррекция нарушений чтения и письма очень трудоемка, поэтому желательно еще в дошкольном возрасте предупредить у ребенка возможность их формирования.
5. Вы хотите еще до школы обучить ребенка читать и писать, а также развить у него логические способности, память и внимание.
На самом деле сделать это очень важно. Когда ребенок приходит в школу подготовленным, он значительно быстрее и легче усваивает учебный материал.
Если родители по каким-либо причинам не отвели ребенка к логопеду в 4-5 лет, протестировать его перед школой надо обязательно! Вообще-то в наше время - в идеале! - каждому ребенку, даже вроде бы хорошо говорящему, перед школой требуется именно речевая подготовка. Многие речевые проблемы, как мы уже говорили, слишком хорошо «прячутся», и становятся очевидны только тогда, когда ребенок начинает обучаться чтению и письму. Это вообще очень большая и серьезная тема, и к ней хотелось бы вернуться в отдельном разговоре.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Творческая группа "Речевичок" Профилактика речевых нарушений у дошкольников массовых групп ДОУ 2010-2011 уч. год
Руководители:Училеля-логопеды: Рогалева Наталья Александровна, Бацаева Наталия АлександровнаВ последние годы значительно возросло количество жалоб родителей на речевое недоразвитие детей в возрасте 2-...
Консультация "Профилактика речевых нарушений у детей младшего дошкольного возраста"
Развитие общих речевых навыков по следующим направлениям: развитие правильного дыхания, мелкой, общей и артикуляционной моторики, чувства ритма, понимания речи, слухового внимания....
Профилактика речевых нарушений. Советы логопеда.
Советы логопеда для родителей детей 2-4 лет. Что необходио делать, чтобы ребенок хорошо говорил....
«Профилактика речевых нарушений»
Речь является средством общения людей и формой человеческого мышления. Различают внешнюю и внутреннюю речь. Для общения друг с другом люди ...
«Требования к организации предметной среды с целью речевого развития и профилактики речевых нарушений»
В статье изложен материал о нормативных требованиях к организации предметно-пространственной среде группы, значение для речевого развития. Даны методические рекомендации по содержанию речевого центра,...