«Профилактика речевых нарушений»
консультация по теме

         Речь является средством общения людей и формой человеческого   мышления. Различают внешнюю и внутреннюю речь. Для общения друг с другом люди используют внешнюю речь. Разновидностями внешней речи являются устная и письменная речь. Из внешней речи развивается речь внутренняя («думание»), которая позволяет человеку мыслить на базе языкового материала.

      Речь не является врождённой способностью человека, она формируется постепенно, вместе с развитием ребёнка.

Словарь и грамматический строй развивается и совершенствуется постепенно не только в дошкольном возрасте, но и в процессе обучения в школе. Правильное звукопроизношение формируется у ребёнка в основном к четырём -  пяти годам. Поэтому воспитание правильного произношения всех звуков родного языка должно быть закончено в дошкольном возрасте. В связи с тем, что звук является смысловой единицей – фонемой лишь в слове, вся работа по воспитанию правильного звукопроизношения неразрывно связана с работой по развитию речи детей.

      Для нормального становления речи ребёнка необходимо, чтобы кора головного мозга достигла определенной зрелости, а органы чувств – слух, зрение, осязание, обоняние – были достаточно развиты. Особенно важно для формирование речи развитие речедвигательного и речеслухового анализаторов.

      Анализаторы – сложные нервные механизмы, производящие тончайший анализ всех раздражителей, воспринимаемых организмом высших животных и человека из внешней и внутренней среды. К анализаторам относятся все органы чувств, а так же специальные рецепторные аппараты, заложенные во внутренних органах и мышцах.

      Все вышеперечисленные факторы в значительной степени зависят от окружающей среды. Если ребёнок не получает новых ярких впечатлений, не создана обстановка, способствующая развитию движений и речи, задерживается и его физическое и психическое развитие.

Большое значение для развития речи имеет психофизическое здоровье ребёнка – состояние его высшей нервной деятельности, высших психических процессов (внимания, памяти, воображения, мышления), а так же его физического состояния. 

Речевое развитие является важнейшим аспектом общего психического развития в детском возрасте. Речевая деятельность осуществляется посредством языка, который усваивается ребенком в ходе общения с окружающими людьми. Усваивая родной язык, ребенок овладевает его фонетическим (звуковым), лексическим (словарным), грамматическим строем.

Речь неразрывно связана с мышлением, она служит формой существования мысли. По мере овладения речью ребенок учится адекватно понимать речь окружающих, связно выражать свои мысли. Речь дает ребенку возможность вербализировать собственные чувства и переживания, помогает осуществлять саморегуляцию и самоконтроль деятельности.

Развитие речи как средства общения позволяет ребенку адекватно пользоваться языком в различных социальных ситуациях, вступать в эффективное взаимодействие со взрослыми и сверстниками.

В младшем школьном возрасте «весьма существенным приобретением речевого развития ребенка является овладение им письменной речью ... которая имеет большое значение для умственного развития ребенка»[1]. На этот период приходится активное обучение чтению (т.е. пониманию письменной речи) и письму (построению собственной письменной речи). Обучаясь чтению и письму, ребенок учится по-новому — связно, систематически, продуманно, строить и свою устную речь.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_office_word_3.docx1 байт

Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Творческая группа "Речевичок" Профилактика речевых нарушений у дошкольников массовых групп ДОУ 2010-2011 уч. год

Руководители:Училеля-логопеды: Рогалева Наталья Александровна, Бацаева Наталия АлександровнаВ последние годы значительно возросло количество жалоб родителей на речевое недоразвитие детей в возрасте 2-...

Консультация "Профилактика речевых нарушений у детей младшего дошкольного возраста"

Развитие общих речевых навыков по следующим направлениям: развитие правильного дыхания, мелкой,  общей и артикуляционной  моторики, чувства ритма, понимания речи, слухового внимания....

Профилактика речевых нарушений. Советы логопеда.

Советы логопеда для родителей детей 2-4 лет. Что необходио делать, чтобы ребенок хорошо говорил....

семинар-практикум для родителей "Развитие артикуляционной и мелкой моторики в профилактике речевых нарушений"

как помочь  родителям своевременно и грамотно органиовать процесс формирования звукопроизношения. о значимости проведения артикуляционной и мелкой моторики у детей 3-4 лет....

семинар-практикум с родителями "Развитие артикуляционной и мелкой моторики в профилактике речевых нарушений"

помочь родителям своевременно и грамотно организовать процесс формирования правильного звукопроизношения у детей в домашних условиях...

«Требования к организации предметной среды с целью речевого развития и профилактики речевых нарушений»

В статье изложен материал о нормативных требованиях к организации предметно-пространственной среде группы, значение для речевого развития. Даны методические рекомендации по содержанию речевого центра,...