Роль семьи в воспитании и социализации учащихся
консультация по теме

В жизни каждого человека семья занимает особое место. Стабильность, развитие и процветание общества во многом зависит от благополучия семей, из которых оно состоит.

Семья – это единственная, главная среда для человека, которая сопровождает его всю жизнь, придает ему смысл и радость жизни, спасает от негативного воздействия  внешнего мира. Именно крепкие семейные связи, теплые доверительные отношения между членами семьи дают человеку крепкую опору, незыблемость идеалов, усиливают жизнестойкость личности.

Организуя воспитательное взаимодействие с семьей, каждый педагогический коллектив и родительская общественность решают очень важные задачи: создают в школе и дома комфортные условия для развития каждого ребенка, достигают нравственного и духовного единства между собой, формируют отношения сотрудничества, уважения и доверия.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Роль семьи в воспитании и социализации учащихся

В жизни каждого человека семья занимает особое место. Стабильность, развитие и процветание общества во многом зависит от благополучия семей, из которых оно состоит.

  Человек живет в условиях постоянно меняющегося социального окружения, испытывает на себе все новые разнообразные влияния этого окружения, включается во все новые виды деятельности и отношения, вынужден выполнять новые для себя социальные роли. Это приводит к тому, что индивид в течение своей жизни усваивает новый социальный опыт.

Ранняя социализация ребенка в семье имеет решающее значение для становления семейных потребностей. Общий семейный климат прямо влияет на восприятие детьми семейных ролей и на желание обзавестись в будущем своей семьей. Семья создает личность или разрушает ее, во власти семьи укрепить или подорвать психическое здоровье ее членов. Семья поощряет одни личностные влечения, одновременно препятствуя другим, удовлетворяет или пресекает личные потребности. Семья структурирует возможности достижения безопасности, удовольствия и самореализации. Она указывает границы идентификации, способствует появлению у личности образа своего "Я”.             

Хочется верить в то, что в большинстве своем глубинные идеалы детей и родителей едины, и основаны они на вечных ценностях. Хотя перед каждым поколением, как и перед каждым человеком, возникает соблазн их отрицания. Но опыт предыдущих поколений показывает нам, что для разных людей и в разные времена всегда были важны любовь, взаимопонимание, семья, творчество. К счастью, духовные идеалы присущи каждому, но не каждому дано стремление к ним…

Семья – это единственная, главная среда для человека, которая сопровождает его всю жизнь, придает ему смысл и радость жизни, спасает от негативного воздействия  внешнего мира. Именно крепкие семейные связи, теплые доверительные отношения между членами семьи дают человеку крепкую опору, незыблемость идеалов, усиливают жизнестойкость личности.

Кризисные явления в жизни общества непосредственно сказываются на положении семьи. В семье отражаются все «социальные болезни» современного общества, основанного на неравенстве, свободе нравов, глубоких различиях в условиях жизни людей. Вследствие социально-экономических изменений в обществе меняются и духовные основы, моральные устои. Утрата стабильности жизни, непредсказуемость событий завтрашнего дня порождает такие явления как обесценивание роли семьи, идеала многодетности, супружеской верности – всего того, на чем в принципе и основывалась духовно-нравственная опора человека.

Также стоит обратить внимание на рост числа семей с низким уровнем родительской компетентности: к которой мы относим незнание и неумение родителей правильно осуществлять воспитание детей, их обучение, организовать материальное обеспечение семьи, ведение семейного хозяйства, выстраивать семейно-родственные отношения.

Семье сегодня нужны педагогические, социально-психологические, правовые, медицинские, экономические знания, открывающие путь к самопознанию и саморазвитию личности, воспитанию детей, адекватные новой социальной ситуации развития личности.

Есть потребность в этнокультурных знаниях, приобщающих семью к духовным ценностям нации, ее истории, традициям и обычаям. Нравственным долгом и обязанностью каждого родителя является воспитание граждан-патриотов, умеющих жить в гармонии с самим собой и со всем  окружающим миром.

В современных детях психологами отмечено несоответствие внешней взрослости и внутренней незрелости. И чем взрослее он становится, тем ярче видно его душевное недоразвитие. Это выражается не только в отсутствии высоких потребностей (равнодушие к поэзии, живописи, классической музыке и т.д.), но и в их уверенности в том,  что родители  обязаны обеспечивать им «достойное качество жизни» и после школы и в более старшем возрасте. А сами они никому ничего не должны. У них нет понятия «ответственности» за свои поступки, они не знают, что такое «чувство долга».

Эта проблема - она одна из главных в социализации учащихся, потому как ответственность – это один из главных признаков полноценного развития души, одна из важнейших характеристик нормального взрослого зрелого человека.

Работая над этой проблемой, мы выстроили логическую цепочку:

душевная незрелость – отсутствие ответственности – оскудение чувства любви и терпимости к окружающим. Это является особым аспектом воспитательной работы и социализации учащихся.

Также нужно признать, что формальный подход довольно глубоко проник в поры школьной жизни.  При планировании и организации воспитательной работы нам нужно научиться работать на  основе решения реальных проблем, через создание условий для удовлетворения созидательных потребностей реальных учащихся в реальной школе, а не планировать либо «движения на поводу учащихся», либо через повторение однажды придуманных и навсегда приспособленных, важных с точки зрения учителей, мероприятий. Это тоже одна из проблем развития воспитательной системы школы и социализации учащихся.

Поскольку воспитание состоит в передаче нравственных обязанностей от одного поколения к другому, мы должны стать духовно тем, чем уже являемся физически – звеньями соединения между предками и потомками, теми звеньями, которые готовят молодое поколение к жизни в обществе.

Организуя воспитательное взаимодействие с семьей, каждый педагогический коллектив и родительская общественность решают очень важные задачи: создают в школе и дома комфортные условия для развития каждого ребенка, достигают нравственного и духовного единства между собой, формируют отношения сотрудничества, уважения и доверия.

Ведущей задачей школы является подготовка учащихся к тому, чтобы они стали зрелыми людьми. Задача очень сложная. Ее решение зависит только от совместной плодотворной деятельности семьи, школы и социума.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль семьи в воспитании

« Плохо человеку, когда он один, горе одному, один не воин».Видимо, подавляющее большинство людей согласятся с В.В.Маяковским. Действительно, для преодоления одиночества люди не в партию вс...

Программа воспитания и социализации учащихся "Семь цветов радуги"

Целевая программа воспитания и социализации учащихся "Семь цветов радуги" является составной частью комплексной программы воспитания школы. В ней рассматриваются вопросы взаимодействия школы и семьи п...

Семья и школа. Роль семьи в воспитании ребенка

Традиционно главным институтом воспитания является семья.Семья- колыбель духовного рождения человека. То, что ребенок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни....

Герасимчик Л.В. Роль семьи в воспитании глухого ребёнка ещё важнее, чем в воспитании нормально развивающегося.

p { margin-bottom: 0.25cm; direction: ltr; line-height: 120%; text-align: left; widows: 2; orphans: 2; } «Чтобы правильно подойти к воспитанию и обучению, родителям необходимо понять принципы вос...

Роль трудового воспитания в социализации учащихся с ОВЗ

Трудовое  воспитание  является  важнейшей  частью воспитания  детей с особыми образовательными потребностями,  базо...

Презентация "Особенности детско-родительских отношений в семье. Роль семьи в воспитании ребенка".

Презентация на тему: "Особенности детско-родительских отношений в семье. Роль семьи в воспитании ребенка" предназначена для доведения информации до родителей на классном родительском собрани...

Групповое консультирование родителей на тему: "Особенности детско-родительских отношений в семье. Роль семьи в воспитании ребенка".

В групповой консультативной беседе с родителями рассматриваются положительные и отрицательные моменты воспитательного воздействия родителей на ребенка. Рассматриваются аспекты воспитания детей, типы с...