Роль трудового воспитания в социализации учащихся с ОВЗ
консультация
Трудовое воспитание является важнейшей частью воспитания детей с особыми образовательными потребностями, базой для развития их личности, социализации в современном обществе, важнейшим средством формирования культуры поведения и отношения к окружающему миру.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rol_trudovogo_vospitaniya_uchashchihsya_s_ovz.docx | 24.21 КБ |
Предварительный просмотр:
Трудовое воспитание – это, образно говоря,
гармония трех понятий: надо, трудно и прекрасно…
Нет и быть не может воспитания без труда и вне труда,
потому что без труда во всей его сложности человека
нельзя воспитать
В.А. Сухомлинский
Трудовое воспитание является важнейшей частью воспитания детей с особыми образовательными потребностями, базой для развития их личности, социализации в современном обществе, важнейшим средством формирования культуры поведения и отношения к окружающему миру.
Трудовому воспитанию принадлежит ведущая роль в подготовке учащихся коррекционной школы к самостоятельной практической деятельности в труде и быту, профориентации учащихся. Воспитательная работа призвана способствовать более глубокому и прочному формированию трудовых компетенций, профориентации воспитанников, выработке стабильной потребности в труде, воспитанию культуры труда. При этом важно, что именно внеклассные занятия наиболее конкретно связаны с практической общественно полезной деятельностью, а это даёт широкую возможность воспитания нравственных качеств детей с ограниченными возможностями здоровья.
Правильное отношение к труду, у ребёнка с ОВЗ, можно воспитать лишь систематически организуя его собственную деятельность. Одна из основных ВР по трудовому направлению - привитие навыков самообслуживания, так как нельзя недооценивать важность самообслуживающего труда, являющегося средством воспитания положительных качеств личности: чувства коллективизма, взаимопомощи, собранности, аккуратности, добросовестного отношения к общественному труду. Навыки самообслуживания вырабатываются в результате многократных повторений одних и тех же действий в определённой последовательности при настойчивом воспитательном воздействии, которые в дальнейшем прочно закрепляются. Но при этом роль классного руководителя и воспитателя необходимо сводить к курированию всего процесса через формирование стойкой мотивации у воспитанников к познавательной деятельности в данной области. В результате у школьников практически формируется в труде такие качества, которые и выражают должное отношение к труду, к людям труда разных профессий, результатам их деятельности.
Проблема социально-трудовой адаптации детей с особенными образовательными потребностями является одной из самых актуальных и острых проблем в современном обществе.
В условиях продолжающейся нестабильности социально-экономической и политической жизни наблюдается устойчивая тенденция неэффективной интеграции таких детей в общество.
Дети данной категории имеют ограниченные возможности в развитии, нуждаются в особых методах и приёмах организации трудовой деятельности.
Формирование навыков самообслуживания, социально - бытовой ориентировки, привитие трудовых навыков, нацеливание на получение профессии, с последующим трудоустройством – основа социально-трудовой адаптации учащихся с особыми образовательными потребностями.
Создание единого воспитательного пространства в классе для решения этих задач является одним из условий коррекции, способствующим накоплению социального опыта от поступления ребёнка в образовательное учреждение до момента его выпуска. Это делает особенно актуальной проблему создания условий, дающих гарантию к максимально результативному и комфортному освоению и накоплению знаний, умений и навыков для ребёнка с особыми образовательными потребностями, способствующих успешной адаптации к самостоятельной жизни и труду.
Цель воспитательной работы по трудовому направлению - воспитание учащихся с особыми образовательными потребностями через привитие навыков самообслуживающего труда, способствующего социально-трудовой адаптации, помощь в их самоопределении и самореализации в современном гражданском обществе.
Задачи трудового воспитания в коррекционной школе:
- формирование у школьников позитивной установки по отношению к труду;
- восприятие труда как одной из высших ценностей в жизни;
- формирование положительных качеств личности;
- формирование потребности учиться как основы стабильности будущей жизни;
- формирование основ умственного и физического труда;
- развитие системы трудовых компетенций по уходу за собой, классной комнатой, закрепленной территорией школьного двора, в творческой деятельности;
- развитие творческих способностей в решении трудовой задачи;
- воспитание трудолюбия, чувства долга и ответственности, целеустремлённости и предприимчивости, честности;
- воспитание самостоятельности, умения довести начатое дело до конца;
- воспитание ответственности за результаты своей деятельности.
Наряду с этими задачами на занятиях по трудовому воспитанию в коррекционных образовательных учреждениях решаются и специальные задачи, направленные на коррекцию умственной деятельности воспитанников. Коррекционная работа выражается в формировании элементарных умений:
- ориентироваться в задании, анализировать объект, условия работы;
- предварительно планировать ход работы над изделием: устанавливать логическую последовательность изготовления, определять приемы работы и инструменты, нужные для их выполнения, отчитываться в проделанной работе;
- контролировать свою работу: определять правильность действий и результатов, оценивать качество готовых изделий.
Воспитательный процесс основан на следующих принципах:
Принцип индивидуализации и дифференциации. Данный принцип состоит в использовании различных методов педагогического воздействия с целью достижения оптимальных результатов.
Принцип коррекционной направленности: направлен на корректировку недостатков психофизического развития учащихся с особыми образовательными потребностями.
Принцип доступности предполагает построение занятий на уровне реальных возможностей и способностей обучающихся.
Принцип воспитывающей направленности осуществляется с помощью различных видов деятельности, общения и отношений, которые складываются в ходе мероприятий.
Принцип индивидуализации и дифференциации. Данный принцип состоит в использовании различных методов педагогического воздействия с целью достижения оптимальных результатов.
Принцип коррекционной направленности: направлен на исправление недостатков психофизического развития учащихся с особыми образовательными потребностями.
Принцип доступности предполагает построение занятий на уровне реальных возможностей и способностей обучающихся.
Принцип воспитывающей направленности осуществляется с помощью различных видов деятельности, общения и отношений, которые складываются в ходе занятий.
Воспитательная работа по трудовому направлению обеспечивает достижение следующих личностных и предметных результатов:
Личностные результаты
Личностными результатами изучения курса является воспитание и развитие социально и личностно значимых качеств, индивидуально-личностных позиций, ценностных установок: внимательное и доброжелательное отношение к сверстникам, младшим и старшим, готовность прийти на помощь, заботливость, уверенность в себе, чуткость, доброжелательность, общительность, эмпатия, самостоятельность, самоуважение, ответственность, трудолюбие, уважительное отношение к культуре всех народов, толерантность, трудолюбие, уважительное отношение к своему и чужому труду и его результатам, самооценка, учебная и социальная мотивация.
Метапредметные результаты
Метапредметными результатами является освоение учащимися универсальных способов деятельности, применимых как в рамках образовательного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях (умение принять учебную задачу или ситуацию, выделить проблему, составить план действий и применять его для решения практической задачи, осуществлять информационный поиск и делать необходимую корректировку в ходе практической реализации, выполнять самооценку результата), развитие логических операций (сравнения, анализа, синтеза, классификации, обобщения, установления аналогий, подведение под понятия, умение выделять известное и неизвестное), развитие коммуникативных качеств (речевая деятельность и навыки сотрудничества).
Предметные результаты
Предметными результатами курса является получение первоначальных представлений о созидательном и нравственном значении труда в жизни человека и общества; о мире профессий и важности правильного выбора профессии; усвоение первоначальных представлений о материальной культуре как продукте предметно-преобразующей деятельности человека; приобретение навыков самообслуживания; овладение технологическими приёмами ручной обработки материалов; усвоение правил техники безопасности; использование приобретённых знаний и умений для творческого решения несложных конструкторских, художественно-конструкторских (дизайнерских), технологических и организационных задач; приобретение первоначальных навыков совместной продуктивной деятельности, сотрудничества, взаимопомощи, планирования и организации; приобретение первоначальных знаний о правилах создания предметной и информационной среды и умений применять их для выполнения учебно-познавательных и проектных художественно-конструкторских задач.
Трудового воспитание реализуется через следующие направления деятельности воспитанников:
1. Учебный труд школьника включает в себя труд умственный и физический. Программой предусмотрен физический труд в классной комнате и на пришкольных участках, клубные часы, чтение художественной литературы о труде, трудовых буднях и подвигах людей, творческие занятия, мастер-классы, встречи с людьми разных профессий, посещение выставок мастеров декоративно-прикладного творчества, индивидуальные трудовые проекты, экскурсии на предприятия города.
2. В процессе физического труда создаются условия для проявления детьми нравственных качеств, коллективизма, взаимопомощи, уважения к людям и результатам их деятельности. Также каждый ученик имеет возможность отрабатывать трудовые навыки, осваивать новые техники, пробовать себя в разных профессиях
3. Общественно-полезный, результативный труд включает в себя такие виды общественно полезной деятельности, как работа на пришкольном участке, на территории школы по ее благоустройству, по оказанию помощи инвалидам и ветеранам войны и труда, больным и престарелым; дежурство по классу и школе; изготовление творческих изделий с участием в выставках разного уровня; участие в «субботниках» по благоустройству территории школы создание и ремонт наглядных пособий, книг в школьной библиотеке.
4. Бытовой самообслуживающий-труд направленный на удовлетворение бытовых потребностей коллектива, каждого его члена за счет личных трудовых усилий. Бытовой труд воспитанников включает в себя: уборку постели; стирку мелких вещей личного пользования; уборку помещений от пыли; чистку собственных вещей и обуви; уход за цветами, озеленение школьной территории; ремонт школьной мебели; создание в классной комнате уюта.
При реализации данного направления трудового воспитания следует привлекать родителей учащихся. Для этого программа предусматривает мероприятия совместной деятельности педагога, учащихся и родителей.
В процессе реализации внеурочной работы осуществляется коррекция познавательной деятельности: наблюдательности, воображения, речи пространственной ориентировки, а также недостатков физического развития, особенно мелкой моторики рук.
Вся работа должна носить целенаправленный характер, способствовать развитию самостоятельности учащихся при выполнении трудовых заданий. Программа предусматривает воспитание у учащихся стойкой мотивации к труду, уважение к людям труда, умение работать в коллективе при выполнении трудового задания.
В подтверждение вышесказанного хочу обратиться к опыту великого педагога Антона Семеновича Макаренко. Его педагогика гениальна, прежде всего, тем, что она современна всегда, так как жизненно ориентирована и нацелена на развитие личности в единстве с обществом и природой. Воспитание, по словам Макаренко, должно подготавливать человека к трем главным жизненным ролям – гражданина, семьянина, работника. Именно поэтому центральное место в своей педагогической системе Антон Семенович отводил трудовому воспитанию. Великий педагог считал, что способность к труду и трудолюбие не дарованы ребенку природой, а воспитываются в нем. При этом труд не должен быть кабалой и насилием, а обязательно творческим, сознательным, радостным процессом и раскрывать потенциал личности. Важно переключать детей с одного вида труда на другой, тогда развитие будет разносторонним.
И закончу словами Антона Семёновича: «Труд всегда был основой для человеческой жизни и культуры. И поэтому в воспитательной работе труд должен быть одним из самых основных элементов».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Роль трудового воспитания в специальной (коррекционной) школе VIII вида
В докладе рассмотренны стороны трудового воспитания, его роли в жизни ребёнка с ОВЗ....
Профессиональное самоопределение и трудовое воспитание как социализация личности воспитанников интерната.
Из опыта работы - подготовка детей к самостоятельной жизни, овладению профессией и в дальнейшем к трудовой деятельности....
Статья на тему"Роль нравственного воспитания в социализации успешной личности"
В статье рассказывается о формировании нравственных качеств личности на уроках руссого языка и литературы....
Роль трудового воспитания в социализации школьников, воспитывающихся в условиях коррекционной школы
Трудовому воспитанию детей уделяли и уделяют внимание многие ведущие педагоги....
Роль трудового воспитания в образовании учащихся. Родительское собрание
Тематическое родительское собрание с предварительной подготовкой (анкетирование школьников и родителей)...
Роль семьи в воспитании и социализации учащихся
В жизни каждого человека семья занимает особое место. Стабильность, развитие и процветание общества во многом зависит от благополучия семей, из которых оно состоит.Семья – это единственная, глав...
Роль трудового воспитания в социализации школьников, воспитывающихся в условиях коррекционной школы
Роль трудового воспитания в социализации школьников, воспитывающихся в условиях коррекционной школы...