Герасимчик Л.В. Роль семьи в воспитании глухого ребёнка ещё важнее, чем в воспитании нормально развивающегося.
статья по теме

Герасимчик Лариса Викторовна

«Чтобы правильно подойти к воспитанию и обучению, родителям необходимо понять принципы воспитания глухого ребенка. Усвоив их, родители будут следовать им более сознательно, сообразуясь с индивидуальными особенностями развития ребенка и условиями, в которых они живут».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rol_semi_v_vospitanii_gluhogo_rebyonka_eshchyo_vazhnee.docx15.74 КБ

Предварительный просмотр:

Роль семьи в воспитании глухого ребёнка ещё важнее, чем в воспитании нормально развивающегося.

  «Роль семьи в воспитании глухого ребенка еще важнее, чем в воспитании нормально развивающегося».

«Чтобы правильно подойти к воспитанию и обучению, родителям необходимо понять принципы воспитания глухого ребенка. Усвоив их, родители будут следовать им более сознательно, сообразуясь с индивидуальными особенностями развития ребенка и условиями, в которых они живут».

«С самого начала строго соблюдайте следующее: обучая, будьте сами примером поведения для ребёнка, показывайте действия которым вы сможете научить его, добивайтесь более точного подражания. Прививая ребёнку бытовые навыки, внимательно следите за тем, чтобы требования, предъявляемые вами или другими членами семьи, были всегда одинаковыми».

«Существуют три задачи, которые должны решаться вне зависимости от того, воспитывается ли ребёнок дома или в детском саду: в первом случае вы их будете решать сами, во втором – содействовать их решению, помогать учителю и воспитателю.

Первая задача – пробудить у ребёнка интерес к предметам и явлениям окружающего мира. Приучить его сосредотачиваться (начиная с полминуты до двух минут) на том, что вы ему показываете. Учить его подражать вам, развивать его память. Всё это готовит ребёнка к обучению, в частности к усвоению речи.

Вторая задача - воспитывать у ребёнка положительное отношение и привычку к словесному обучению, будь то устное слово, сказанное тактильно или предъявленное написанным. Научите ребёнка воспринимать слово, как обращение, указание к действию, слово как название предметов окружающего мира. Навыки эти – условие успешного формирования речи.

Третья задача – обучить дактильному чтению, что составляет основу дальнейшего быстрого продвижения ребёнка в накоплении словаря, как условие усвоения речи. Поставленные перед вами задачи важны для дальнейшего обучения, поняв это вы будете их решать одновременно с воспитанием ребёнка в быту, в связи с привитием ему навыков, предписанных общей программой воспитания дошкольников».

«Родители должны в меру своих возможностей активно участвовать не только в воспитании ребёнка, но и в обучении, т.е. помогать учителю и воспитателю, выполнять все их поручения и просьбы, особенно заниматься формированием речи.  Для усвоения речи необходима определенная готовность ребенка. Вот почему, прежде чем обратиться к выполнению специальных задач – формированию речи ребенка, родителям следует целеустремленно воспитывать у ребенка привычки и навыки, свойственные и доступные детям его возраста. Если вы не научили и не сумеете сами научить ребенка правильно сидеть, есть, умываться, выполнять доступные его возрасту движения, которые в значительной степени характеризуют уровень его развития, то едва ли вам удастся выполнить те серьезные задачи, которые стоят перед вами в связи с формированием его речи».

«Учить говорить глухого ребенка – это значит не только учить произносить звуки, хотя это и является специфическим в обучении неслышащего и требует особого умения, но главное – научить понимать смысл речи и пользоваться разговорной речью в общении, понимать по губам говорящего и самому внятно говорить».

 

   Первое. Умственные возможности развития здорового глухого ребенка ни в чем не уступают возможностям слышащего. Любовь к ребенку в сочетании с высокой требовательностью и квалифицированным обучением – вот те условия, которые позволяют реализовать эти возможности. Ваша вера в успех, умение воспитать эту веру в ребенке, упорная и настойчивая работа по обучению речи – залог того, что вы сможете сделать вашего ребенка счастливым и поможете ему не ощущать свой физический дефект, во всяком случае, не тяготиться им.

   Второе. Общие вопросы воспитания вашего ребенка, воспитание его чувств, поведения не только не менее важны, чем специальные, т. е. связанные с обучением его речи и формированием мышления, но составляют основу специального воспитания. Ваш ребенок, прежде всего ребенок, а потом глухой. Помните об этом. Его нравственный облик, формирование его личности – вот главное, что должно определять каждый момент его специального обучения. При этом к воспитанию поведения глухого ребенка следует подходить с такими же требованиями, как и к воспитанию его слышащего сверстника.

   Третье. Для того чтобы уберечь ребенка от немоты, научить общаться с окружающими, должны быть использованы все возможные средства. Одним из таких эффективных и доступных (для родителей) средств обучения глухих является дактильная (пальцевая) речь, которую широко используют в принятой в нашей стране системе обучения маленьких глухих детей.

Дактильная речь – могучее средство обучения глухих, средство, которое позволило во много раз повысить объем словаря и качество усвоения речи, а также уровень общего развития глухих. Родителям и всем, кто так или иначе связан с обучением глухих детей, необходимо понять значение дактильной речи, чтобы не только научиться правильно применять ее в общении с ребенком, но и уметь объяснить ее значение тем людям, чье мнение, вернее, чьи предрассудки наносят вам лишнюю боль и грозят помешать полноценному развитию ребенка. Дактильная речь – это форма словесной речи. Пользоваться ею – значит понимать значение слов, владеть грамматическим строем языка, поможет усвоению речи и в письменной, и в устной форме.

      Достигнув успеха в обучении этим умениям, можно перейти к решению специальных задач, необходимых для формирования речи. Иначе вам покажется обучение ребенка непреодолимо трудным. Если же вы начнете обучение с привития бытовых навыков, у ребенка постепенно появится привычка усваивать то, чему его учат, а вы сами при этом осознаете, как сложен процесс воспитания и обучения. Недаром говорит пословица: “Доброе начало – половина дела”. Потом все пойдет быстрее и легче. Вы приобретете опыт обучения.

.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

роль семьи в воспитании ребёнка

презентация расскрывает роль семьи и школы в воспитании ребёнка...

Роль семьи в воспитании глухого ребёнка.

Роль семьи в воспитании глухого ребёнка ещё важнее, чем в воспитании нормально развивающегося. Родители должны в меру своих возможностей активно участвовать не только в воспитании ребёнка, но и в обуч...

Роль семьи в воспитании здорового ребёнка

Условия, в которых ребенок живет в семье, имеют не менее существенное значение для формирования его здоровья, чем условия его пребывания в детском саду. Если в семье сложились доброжела­тельные взаимо...

Роль семьи в воспитании глухого ребёнка

Роль семьи в воспитании глухого ребёнка очень  важна. Родители должны в меру своих возможностей активно участвовать не только в воспитании ребёнка, но и в обучении, т.е. помогать учителю и воспит...

РЕФЕРАТ "Проблемы воспитания глухого ребёнка в семье"

Актуальность этой темы очевидна. Семьям, имеющим детей с нарушением слуха необходимо помочь выработать общую стратегию сурдопедагогической деятельности, вселить в  них веру,  что  при ...

Роль семьи в формировании личности ребёнка. Условия успешного семейного воспитания. Положительный опыт воспитания, как основа успешности подростка.

В современной России одной из задач, продиктованных состоянием демографической ситуации, является сохранение института семьи. Существуют специальные государственные программы, например «Молодая семья»...

"Роль семьи в воспитании личности ребёнка" доклад на родительском собрании

quot;Роль семьи в воспитании личности ребёнка" доклад на родительском собрании...