Программа "Здоровье" на 2015-2018 учебный год
проект на тему
описание работы в направлении здоровьесберегающих технологий и мониторинги здоровья
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_zdorove_15-18_god.docx | 119.26 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа п. Новониколаевский»
Балаковского района Саратовской области
Утверждено
Директор школы
_________ / Котурай А.М./
«____» сентября 2015 г.
Программа
«Здоровье»
на 2015-2018 год
Принята на заседании
Педагогического совета
«___» сентября 2015 г.
Пояснительная записка.
Проблемы сохранения здоровья учащихся и привития навыков здорового образа жизни очень актуальны сегодня. Необходимо создание условий, направленных на укрепление здоровья и привитие навыков здорового образа жизни, сохранение здоровья физического, психического и духовного. Следует обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья за период обучения в школе, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни.
Обозначая цели деятельности по здоровьесбережению, мы исходили из полученных сведений о фактическом состоянии здоровья обучающихся, о неблагоприятных для здоровья факторах, о выявленных достижениях педагогической науки и практики в сфере здоровьесбережения. Здоровье детей – это политика, в которой заложено наше будущее, поэтому перед педагогами, родителями и общественностью стоит задача воспитания здорового поколения. Но последние статистические данные свидетельствуют о том, что за период обучения детей в школе, состояния здоровья ухудшается в несколько раз. Проблема здоровья учащихся вышла сегодня из разряда педагогических и обрела социальное значение. Поэтому в качестве основы нашей программы здоровьесбережения мы определили о сохранении здоровья воспитанников и учителей.
Цели программы:
- Создание в школе организационно – педагогических, материально – технических, санитарно – гигиенических и других условий здоровьесбережения, учитывающих индивидуальные показатели состояния здоровья обучающихся;
- Создание материально – технического, содержательного и информационного обеспечения агитационной и пропагандистской работы по приобщению подрастающего поколения к здоровому образу жизни;
- Развитие организационного. программного и материально – технического обеспечения дополнительного образования;
- Обеспечение системы полноценного сбалансированного питания детей с учетом особенностей состояния их здоровья;
- Разработка и внедрение комплекса мер по поддержанию здоровья педагогических работников школы.
Задачи программы:
1) четкое отслеживание санитарно – гигиенического состояния школы;
2) гигиеническое нормирование учебной нагрузки, объема домашних заданий и режима дня;
3) освоение педагогами новых методов деятельности в процессе обучения школьников, использование технологий урока, сберегающих здоровье учащихся;
4) планомерная организация полноценного сбалансированного питания учащихся;
5) развитие медико – педагогических службы школы для своевременной профилактики психологического и физиологического состояния учащихся;
6) привлечение системы кружковой, внеклассной и внешкольной работы к формированию здорового образа жизни учащихся;
Участники программы:
Учащиеся
Классные руководители
Учителя – предметники
Медицинский работник, закрепленный за школой
Родители
По завершении этапа проектирования управленческих решений наступает этап их исполнения. При этом работникам школы необходимо знать, какие результаты должны быть получены в ходе их деятельности по реализации решений, направленных на обеспечение здоровьесбережения детей и подростков.
Для этого нами создана прогнозируемая модель личности ученика:
- Физически, нравственно, духовно здоровая личность.
- Образованная, адаптированная к условиям нестабильного социума.
- Осознание себя как биологического, психического и социального существа.
- Осознание необходимости здорового образа жизни и безопасности жизнедеятельности как условий благополучного существования человека.
- Правильная организация своей жизнедеятельности.
- Стойкий интерес к познавательной и двигательной деятельности.
- Устойчивый интерес к регулярным занятиям физическими упражнениями.
- Потребность в самостоятельной двигательной активности.
- Самоконтроль, личностное саморазвитие.
- Творческая продуктивность.
Ожидаемые конечные результаты программы:
- Повышение функциональных возможностей организма учащихся. Развитие физического потенциала школьников.
- Рост уровня физического развития и физической подготовленности школьников.
- Повышение приоритета здорового образа жизни.
- Повышение мотивации к двигательной деятельность, здоровому образу жизни.
- Повышение уровня самостоятельности и активности школьников.
- Повышение профессиональной компетенции и заинтересованности педагогов в сохранении и укреплении здоровья школьников.
- Участие в районных областных спартакиадах, командных соревнованиях, личных первенствах по различным видам спорта.
Реализация программы направлена на формирование у учащихся культы отношения к своему здоровью, что включает в себя:
- Культуру физиологическую (способность управлять физиологическими процессами и наращивать резервные мощности организма);
- Культуру физическую (способность управлять физическими природосообразными движениями);
- Культуру психологическую (способность управлять своими чувствами и эмоциями);
- Культуру интеллектуальную (способность управлять своими мыслями и контролировать их).
Базовыми компонентами на всех ступенях являются:
- Формирование ценностей отношения к вопросам, касающимися здоровья и здорового образа жизни;
- Формирования системы знаний по овладению методами оздоровления организма;
- Формирование положительной мотивации, направленной на занятия физическими упражнениями, различными видами спорта;
- Формирование основ медицинских знаний по вопросам оказания доврачебной помощи себе и другому человеку.
Данная программа конкретизируется в виде плана работы на 2015-2018 год, в течении которого решаются следующие вопросы:
- Четкое отслеживание санитарно-гигиенического состояния школы;
- Гигиеническое нормирование учебной нагрузки и объема домашних заданий с учетом школьного расписания, режим дня;
- Планомерная организация питания учащихся;
- Совершенствование деятельности медико-педагогической службы школы для своевременной профилактики психологического и физиологического состояния учащихся и совершенствованию здоровьесберегающих технологий обучения.
Методы контроля за реализацией программы:
- Проведение заседаний методического совета школы.
- Посещение и взаимопосещение уроков. Изучение и анализ опыта работы педагогов
- Создание методической копилки экспериментального опыта.
- Мониторинг состояния здоровья учащихся.
- Контроль за организацией учебного процесса, распределением учебной нагрузки, объемов домашних заданий, внешкольной образовательной деятельностью учащихся.
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ПРОГРАММЫ
- Создание соответствующих санитарным требованиям условий для воспитания и обучения детей;
- Подготовка педагогов по вопросам охраны здоровья детей;
- Обучение учащихся оказанию первой мед. помощи;
- Введение в содержание воспитания и образования детей занятий о своем здоровье и навыков ценностного отношения к нему;
- Обеспечение двигательной активности детей;
- Организация психолого-медико-педагогической и коррекционной помощи детям;
- Пропаганда здорового образа жизни (тематические классные часы, тренинги, лекции, познавательные игры, агитбригады, конкурсы рисунков, плакатов, стихотворений, различные акции; совместная работа с учреждениями здравоохранения и органами внутренних дел по профилактике токсикомании, наркомании, курения и алкоголизма; пропаганда физической культуры и здорового образа жизни через уроки биологии, географии, химии, экологии, ОБЖ, ФЗК);
- Широкое привлечение учащихся и их родителей к физической культуре и спорту, различным формам оздоровительной работы.
Программа предполагает разработку и внедрение в практику комплекса здоровьесберегающих технологий:
Здоровьесберегающие образовательные технологии,
Здоровьесберегающие медицинские технологии,
Здоровьесберегающие технологии административной работы в школе,
Здоровьесберегающие технологии семейного воспитания,
Здоровьеформирующие образовательные технологии, т.е. все те психолого-педагогические технологии, программы, методы, которые направлены на воспитание у учащихся культуры здоровья, личностных качеств, способствующих его сохранению и укреплению, формирование представления о здоровье как ценности.
Особое внимание наша школа уделяет сохранению здоровья детей. В рамках нашей школы проводится работа, направленная на охрану жизни и здоровья учащихся. Педагогический коллектив ведет профилактическую работу по сохранению и укреплению здоровья учащихся во время уроков и внеурочное время. Через систему классных часов постоянно идет работа по формированию ценности здорового образа жизни. Проводятся дни здоровья, семейные спортивные праздники, организуются встречи со специалистами, основной целью которых является выработка негативного отношения к вредным привычкам.
Сохранена и развивается система оздоровительного отдыха детей. В летние период на базе школы ежегодно работает оздоровительного лагеря с дневным пребыванием. Решена проблема рационального питания в школе. Горячим питанием охвачено более 50% учащихся.
В рамках данных направлений мы должны осуществлять следующие простые и вместе с тем очень важные действия:
- Убеждать учащихся ежедневно выполнять утреннюю гимнастику, соблюдать режим труда и отдыха школьника.
- Во время учебного дня в школе проводить динамические паузы, подвижные игр.
- Задавать посильные домашние задания, которые должны составлять не более одной трети выполняемой работы в классе.
- Следить за сменой видов деятельности школьников в течение дня, чему способствует удобное расписание уроков.
- Проводить ежедневную влажную уборку, проветривание классных комнат на переменах, озеленять классные помещения комнатными растениями.
- Ежемесячно проводить генеральную уборку классных помещений (обтирать плафоны, мыть парты и стулья моющими средствами).
- Обеспечивать каждого учащегося горячим питанием в столовой.
- Следить за условиями теплового режима, освещенности классных помещений.
- Привлекать учащихся к занятиям во внеурочное время в спортивных секциях, действующих в школе.
- В рамках обучения детей правильному отношению к собственному здоровью проводить беседы, воспитательные часы с учетом возрастных особенностей детей.
- Способствовать созданию комфортной атмосферы в школе и классных коллективах.
- Применять разнообразные формы работы:
- Учет состояния детей:
- Определение группы врачей.
- Учет посещаемости занятий.
- Контроль санитарно-гигиенических условий в режиме работы классов.
- Физическая и психологическая разгрузка учащихся:
- Организация работы спортивных секций, кружков, клубов.
- Проведение дополнительных уроков ФЗК.
- Динамические паузы.
- Индивидуальные занятия.
- Организация спортивных перемен.
- Дни здоровья.
- Физкультминутки для учащихся.
- Аэробика на переменах.
- Организация летних оздоровительных лагерей при школе с дневным пребыванием.
- Урочная и внеурочная работа.
- Открытые классные и общешкольные мероприятия физкультурно-оздоровительной направленности.
- Спортивные кружки и секции: баскетбол, волейбол, футбол, настольный теннис, греко-римская борьба, подвижные игры.
- Сдачи норм комплекса ГТО.
План действий на учебный 2015-2018 год.
Первое полугодие
Сентябрь
- Организация дежурства по школе и по классам.
- Налаживание работы кружков и секций, организация клубной деятельности.
- Включение в планы родительского всеобуча, планы МО и план работы школьной библиотеки мероприятий, способствующих повышению эффективности работы по здоровьюсбережению детей.
- Включение в планы по руководству и контролю вопросов, способствующих улучшению работы по здоровьюсбережению.
- Организация питания учащихся.
- Проведение физкультминуток, подвижных игр и аэробики на переменах.
- "Чистые субботы».
- Проведение внутри школьных и участие в районных спортивно массовых соревнованиях и спартакиаде.
- Проведение лекций, бесед, воспитательных часов по формированию здорового образа жизни.
- «День бегуна».
- Сдача комплекса норм ГТО
- Первенство по футболу
- Участие в районных соревнованиях по кроссу.
Октябрь
- Организация работы учащихся по трудоустройству и поддержанию порядка на закрепленных участках, работа по созданию и поддержанию уюта в классах, школе, по сохранению школьного имущества.
- Планирование занятости учащихся в каникулярный период.
- Подготовка классов к зиме.
- Проведение внутришкольных спортивных мероприятий и соревнований.
- Проведение недели физической культуры.
- Соревнования по шашкам и шахматам.
- Соревнования по скипиннгу
- Первенство по настольному теннису.
- Проведение лекций, бесед, воспитательных часов по формированию здорового образа жизни.
- Физкультминутки (ежедневно).
- Подвижные игры на переменах (ежедневно).
- Обеспечение контроля занятости детей во внеурочное время (систематически)
- Родительский лекторий «Здоровье наших детей»
- Организация каникулярного отдыха детей.
Ноябрь
- Проведение мероприятий, прирученных к празднику «День матери».
- Проведение воспитательных часов и мероприятий по теме « Курение – вред». Итог: выпуск плакатов, посвященных борьбе с курением и наркотиками.
- Экскурсии.
- Совещание актива по проведению физкультурных праздников, игр на местности.
- Физкультминутки и динамические паузы (систематически).
- Участие в соревнованиях по КЭС-БАСКЕТу (девушки и юноши).
Декабрь
- Проведение открытых воспитательных часов, мероприятий, посвященных всемирному дню борьбы со СПИДом.
- Первенство школы по баскетболу.
- Физкультминутки и динамические паузы (ежедневно).
- Организация каникулярного отдыха и оздоровления детей.
Второе полугодие
Январь
- Открытые воспитательные часы «Тренинг здорового образа жизни».
- «Веселые старты».
- Физкультминутки и динамические паузы.
- Витаминизация питания учащихся.
- Прогулки на лыжах.
- Сдача норм ГТО по лыжному виду спорта
Февраль
- Месячник оборонно-массовой и патриотической работы.
- День защитника Отечества.
- Физкультминутки и динамические паузы.
- Витаминизация питания учащихся.
- Участие в школьных соревнованиях по волейболу.
Март
- Планирование занятости учащихся в каникулярный период.
- Подготовка к недели Здоровья.
- Физкультминутки и динамические паузы.
- Витаминизация питания учащихся.
- Организация каникулярного отдыха и оздоровления детей.
Апрель
- Проведение недели здоровья.
- Операция «Милосердие», операция «Память».
- Участие в районных соревнованиях по кроссу.
- Физкультминутки и динамические паузы.
- Первенство школы по футболу
Май
- Подготовительная работа к организации занятости учащихся в летний период.
- Мероприятия, посвященные «Дню Победы».
- Сдача норм ГТО
- Проведение экскурсий на природу.
- «Чистые субботы».
- Школьный турслет
Июнь
- Международный день защиты детей.
- Всемирный день окружающей среды.
- Работа по плану летних каникул.
Мониторинг здоровья учащихся:
распределение учащихся по группам здоровья в %.
Средний показатель пропущенных уроков по болезни %
Опрос проводился во 2-4 классах (27 учащихся)
Как ты считаешь: «Учат ли тебя в школе сохранять здоровье?»
Кого ты считаешь ответственным за свое здоровье?
СВЕДЕНИЯ ПО ЗАБОЛЕВАЕМОСТИ
На протяжении всего времени в школе учителями и медицинскими работниками проводился сравнительный анализ состояния здоровья обучающихся. Итоги обследования показали.
Год | Заболевших | Имеющих отклонения в здоровье | Имеющих инвалидность | ||||
2010/2011 уч.год | ВСЕГО: | 20 | 1 | ||||
Сердечнососудистых | 3 | ||||||
Неврологические | 3 | ||||||
ЛОР | 2 | ||||||
Желудочно-кишечных | 1 | ||||||
Ортопедические | 1 | ||||||
Эндокринные | 3 | 1 | |||||
Глазные | 6 | ||||||
Аллергические | 1 | ||||||
2011/2012уч.год | ВСЕГО | 18 | |||||
Сердечнососудистых | 2 | ||||||
Неврологические | 3 | ||||||
ЛОР | 1 | ||||||
Желудочно-кишечных | 2 | ||||||
Ортопедические | 1 | ||||||
Эндокринные | 3 | ||||||
Глазные | 5 | ||||||
Аллергические | 1 | ||||||
2012/2013уч.год | ВСЕГО | 13 | |||||
Сердечнососудистых | 2 | ||||||
Неврологические | 2 | ||||||
ЛОР | 1 | ||||||
Желудочно-кишечных | 1 | ||||||
Ортопедические | 0 | ||||||
Эндокринные | 3 | ||||||
Глазные | 4 | ||||||
Аллергические | 0 |
Заключение о состоянии здоровья, указания о допустимой нагрузке, общем и тренировочном режимах, назначение лечебных и профилактических мероприятиях, а также разрешение на участие в каждом соревновании дает врач, проводящий обследование.
Немаловажным для полноценного обучения ФЗК являются анализ состояния здоровья, первичная профилактика, диспантеризация, гигиеническое воспитание, привитие культуры питания.
Охват учащихся во внеурочное время (спортивные секции и кружки)
5-11 классы
Динамика качества знаний и успеваемости
по физической культуре.
Охват учащихся во внеурочное время (спортивные секции и кружки) на 2015-2016 учебный год
5-11 классы
Охват учащихся во внеурочное время (спортивные секции и кружки) на 2016-2017 учебный год
5-11 классы
Уровень физической подготовки 5- 11 классов
2015-2016 уч.год.
2016-2017 уч.год
Заключение о состоянии здоровья, указания о допустимой нагрузке, общем и тренировочном режимах, назначение лечебных и профилактических мероприятиях, а также разрешение на участие в каждом соревновании дает врач, проводящий обследование.
Немаловажным для полноценного обучения ФЗК являются анализ состояния здоровья, первичная профилактика, диспантеризация, гигиеническое воспитание, привитие культуры питания.
Один из основных путей совершенствования управления процессом физического воспитания – увеличение объема и качества информации о физической подготовленности учащихся. Система тестирования позволяет контролировать физическую подготовку каждого занимающегося в течении года. Соблюдаются следующие правила:
- Тестирования проводятся, когда ученик находится в хорошей физической форме, не утомлен;
- Физические упражнения хорошо освоены;
- Организм подготовлен к проведению теста;
- Четкий способ выполнения тестовых заданий.
Тестирование проводится 2-3 раза в год. Хорошо продуманная и организованная форма тестирования, дух соревнования дает ощутимый эффект. Оцениваются учащиеся с учетом индивидуального прироста в результатах и в соответствии с нормативными требованиями. Применение данного контроля позволяет отслеживать текущие изменения в физической подготовленности школьников и своевременно вносить коррективы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Индивидуальный план самообразования учителя английского языка МБОУ УДСОШ № 2 КАНДАБАРОВОЙ ЮЛИИ ФЕЛИКСОВНЫ на 2015-2018 учебные годы.
Индивидуальный план самообразования учителя английского языка МБОУ УДСОШ № 2 КАНДАБАРОВОЙ ЮЛИИ ФЕЛИКСОВНЫ...
Индивидуальный план профессионального развития учителя истории и обществознания на 2015-2018 учебный год
Методическая тема : «Эффективная подготовка к ГИА и ЕГЭ на уроках обществоведческого цикла»Цели и задачи:-Сформировать систему подготовки учащихся к успешной сдаче ЕГЭ и ГИА по истории и о...
Рабочая образовательная программа по алгебре 7 - 9 класс (базовый уровень) на 2015-2018 учебные года (3 года)
Данная рабочая программа определяет содержание образования определенных уровня и направленности на основе обязательного минимума содержания с учетом максимального объема учебной нагрузки обучающихся,...
ДАРОЖНАЯ КАРТА ПО САМООБРАЗОВАНИЮ УЧИТЕЛЯ БИОЛОГИИ И ХИМИИ НА 2015-2018 УЧЕБНЫЕ ГОДЫ
Пояснительная записка Тема самообразования «Развитие познавательных УУД на уроках биологии через использование информационно коммуникативных технологий и технологии проблемного обуч...
Состав и план работы родительского комитета 2015-2018 учебный год
систематическая работа...
Портфолио за 2015-2018 учебный год. Разделы 1,2.
Портфолио учителя русского языка и литературы...
Портфолио за 2015-2018 учебный год. Разделы 3,5.
Портфолио учителя русского языка и литературы. 2 часть....