Представление о потребностях развития ребёнка с ОВЗ и необходимых компетенциях родителей.
консультация по теме
Консультативно-просветительское направление работы учителя-дефектолога включает в себя оказание помощи педагогам, родителям в вопросах воспитания и обучения ребёнка. Результаты диагностики, данные анамнеза - помогли определить основные направления работы на длительный промежуток времени (для педагогов и родителей). Так с целью повышение педагогической компетентности родителей по развитию ВПФ в рамках модуля «Образование и воспитание детей с ОВЗ» была проведена:интерактивная лекция с элементами диагностики «Представление о потребностях развития ребёнка с ОВЗ».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
semya_vystupaet_odnim_iz_glavnyh_faktorov.docx | 20.31 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация по теме
Представление о потребностях развития ребёнка с ОВЗ и необходимых компетенциях родителей.
Выполнила: учитель-дефектолог МАДОУ «Детский сад №5» г. Курчатова
Загородних Н.А.
Семья выступает одним из главных факторов, оказывающая большое влияние на развитие личности ребенка. То, что ребенок приобретает в детские годы в семье, сохраняется в течение всей последующей жизни. Очень важно то, чему родители его учат, как «закрепляют» это конкретными примерами, чтобы ребенок видел, что у взрослых слово не расходятся с делом. Особенно это касается семей воспитывающих ребенка с ОВЗ и (или) инвалидностью, так как первичный институт социализации для такого ребенка – это его семья. Получение первичного жизненного опыта, стиля поведения в различных ситуациях, образа мысли, психическое, физическое, социальное развитие и т.д.
Согласно Национальной стратегии действий в интересах детей, Концепции государственной семейной политики в Российской Федерации на период до 2025 года и Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года родители признаются полноправными субъектами воспитательного и образовательного процесса.
Изменения в сфере образования, введение инклюзии все больше внимания уделяется вопросам обучения, воспитания, развития и социализации детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и (или) инвалидностью, что в свою очередь кардинально меняет отношение, подходы, технологии работы специалистов с родителями данной категории детей. Практика свидетельствует о том, что такие семьи остро нуждаются в различной помощи.
Как показывают исследования специалистов Института коррекционной педагогики РАО –
приблизительно две трети родителей, воспитывающих детей с ОВЗ и (или)
инвалидностью, не осознают определяющей роли семейного воспитания в развитии
ребенка, не связывают появление вторичных дефектов в его развитии с неблагополучными отношениями в семье, с негармоничным стилем родительского воспитания и, как следствие, или уповают на чудо («ребенок подрастет, и проблемы исчезнут»).
Ошибочность такой установки многократно анализировалась в научной литературе Очевидно, что только при условии своевременного включения родителей в
коррекционно-развивающий процесс можно скорригировать и предупредить появление
вторичных отклонений в развитии, и, тем самым, достичь максимально возможного уровня личностного развития ребенка с ОВЗ и (или) инвалидностью, и его интеграцию в общество/
Cовременный родитель – это человек достаточно компетентный в профессиональных вопросах, но в силу объективных обстоятельств (занятость на работе, отчужденность от ребенка, эмоционально-личностные проблемы) плохо ориентирующийся в мире детско-родительских отношений.
Компетентный родитель – кто он?
Родительская компетентность – это система знаний, установок, навыков и умений, обеспечивающих родителю возможность эффективного взаимодействия с
ребенком. Основной признак компетентного и эффективного родительского поведения – способность обеспечить позитивное направление когнитивного (познавательного), эмоционального, социального и личностного развития ребенка. То есть родитель должен содействовать всестороннему развитию ребенка – его самостоятельности, активности, инициативности, развитию позитивного самовосприятия, уверенности в себе, способности к сотрудничеству, способности сопереживать другим, понимать их и т.д.
Кто же такой современный компетентный родитель? Тот, у которого нет проблем? Тот, у кого идеальный послушный ребенок-отличник? Вовсе нет. С проблемами и трудностями сталкиваются все без исключения, а идеальных детей (как и родителей) в природе не существует.
Компетентный родитель – это человек, который не испытывает страха за то, что он «плохой» родитель, и не переносит чувство страха и вины на своего ребенка. Это человек, готовый видеть реальную ситуацию, в которой растет его ребенок, и прилагать усилия для того, чтобы ее менять. Это человек, который знает, что если не помогает одно – надо пробовать другое.
Компетентный родитель понимает, что для развития ребенка в более благоприятную сторону надо меняться самому, пробовать, искать, в общем – учиться.
Назовите основные потребности ребёнка: (фиксируются на доске)
* безопасность;
* здоровье;
* образование;
* познавательные;
* эмоциональное развитие;
* социальная адаптация.
Потребность ребенка в безопасности является базовой, и основана на инстинкте
самосохранения. Именно, повышенная потребность в безопасности делает многих детей, с точки зрения родителей, такими «невыносимыми» и постоянно требующими внимания. Если потребность ребёнка в безопасности удовлетворяется в полной мере, то со временем она отходит на второй план, превращаясь в столь полезное качество, как осторожность. Если же потребность в безопасности не удовлетворяется, то ребёнок становится тревожным.
Потребность ребёнка в здоровье подразумевает сохранение телесной и духовной
гармонии. Данному аспекту деятельности специалистов придавал большое значение В. А. Сухомлинский, который писал: «Забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя. От жизнерадостности, бодрости зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы».
Детям с ОВЗ необходим особый медицинский контроль, так как уровень их здоровья низкий. Среди встречающихся заболеваний на первом месте
— нервно-психические, затем — болезни органов дыхания, пищеварения. Конечно, лечить хронические заболевания должен врач, а родители могут помочь детям стать здоровыми. Речь идет о закаливании, физическом воспитании, развитии гигиенических привычек. Особое внимание должно уделяться формированию здорового образа жизни у детей.
Потребность в умственном развитии и образовании подразумевает необходимость
изучать окружающий мир, формировать о нем определенное представление и получать соответствующее образование.
Лет до 7-10 ребенок находится в постоянном процессе познания
Эмоциональные потребности – это потребности ребенка в хорошем отношении, во
взаимодействии с окружающими. Большинство специалистов (к примеру, английский
психоаналитик Джон Боулби) тоже относит их к категории врожденных
Насколько эффективными навыками взаимодействия обладает человек, тем большему он научится, тем выше будет качество его жизни.
У ребенка чувство «Я» вырастает из чувства «МЫ», и для него вопрос «Кто я?» по сути значит «Чей я?». Ощущение принадлежности – это альтернатива одиночеству, источник жизненных сил:
“Я – их, я нужен, меня любят – Я ЕСТЬ”.
Под потребностью социалиальной адаптации понимается социализация ребёнка в
обществе. Это усвоение социальных норм и правил поведения, социальных ролей, общение со сверстниками и взрослыми, навыки самообслуживания и бытовые навыки.
К чему приводят нереализованные потребности?
Неудовлетворенная потребность в безопасности: неврозы, фобии, патологическая
боязливость, ощущение брошенности (эти явления очень сложно контролировать сознательно, поскольку они инстинктивны, поэтому в дальнейшем у ребенка может быть масса проблем).
Человек будет воспринимать массу повседневных ситуаций как источник потенциальной опасности, что значительно снизит его социальную активность и ухудшит качество жизни.
Нереализованные эмоциональные потребности: стремление любой ценой заслужить хорошее отношение окружающих (даже с помощью лжи, антисоциального поведения и т.д.); неразборчивость в знакомствах, во взрослом возрасте – в сексуальных контактах. Для того, чтобы найти кого-то, кто “примет меня таким, какой я есть”, человек будет позволять манипулировать собой, он легко попадет под влияние недостойных личностей. Второй вариант развития событий – эмоциональная холодность, уход с головой в учебу или работу, стремление реализоваться в любой области, кроме сферы человеческих взаимоотношений; чрезмерная привязанность к вещам в
качестве компенсации теплого человеческого общения.
Неудовлетворенные познавательные потребности: узкий кругозор, примитивность
мышления, отсутствие стремления к личностному росту и развитию.
Удовлетворяя потребности ребёнка, приёмные родители закладывают основу его гармоничного развития, становления личности и полноценной жизнедеятельности в дальнейшем.
Какими качествами должны обладать родители. Мозговой штурм.
Цель: помочь сформировать у участников тренинга представления о качествах и компетенциях родителя.
Все присутствующие делятся на несколько команд, по 3-4 человека в каждой. Далее
участники в группах отвечают на вопрос, какими качествами должен обладать родитель?
Они записывают все возникающие идеи на листе ватмана. Ответы команд вывешиваются на доске, после чего каждая команда презентует и обосновывает свой вариант.
МЕТОДИЧЕСКИК РЕКОМЕНДАЦИИ:
В процессе обсуждения ведущий подчеркивает, что родители должны стараться:
• сотрудничать со специалистами;
• строить доверительные отношения с ребенком;
• преодолевать конфликтные ситуации;
• эффективно общаться с другими людьми.
Обсуждение упражнения. Обратная связь
ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Роль родителей в развитии ребёнка.
У хороших родителей вырастают хорошие дети. Как часто мы слышим это утверждение и затрудняемся обяснить: "Что такое такое - хороший родитель?"...
Формирование необходимых компетенций у обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, направленных на максимальное развитие способности к труду.
Основным направлением работы специальной (коррекционной) школы является социальная адаптация детей с ограниченными возможностями здоровья. Создать условия для формирования необходимых...
памятка для родителей "Развитие ребёнка с врождёнными аномалиями" Развитие тактильного восприятия у тотально слепых детей.
Незрячие дети имеют низкий уровень развития осязательной чувствительности и моторики пальцев и кистей рук. Происходит это потому, что в семье их не научили обследовать предметы и д...
презентация на тему Развитие культурных потребностей у ребёнка в ОВЗ
В презентации тезисно раскрыты особенности развития культурных потребностей у подростков с интеллектуальными нарушениями....
Потребность в привязанности, идентичность как основа благополучного развития ребёнка. Роль родителей и кровных родственников в жизни ребёнка.
Статья полезна для приёмных родителей....
Необходимые компетенции, формируемые в результате развития образного мышления
для работы молодому учителю...
Консультация для родителей «Влияние агрессивных действий родителей на развитие ребёнка»
Консультация для родителей...