Консультация для родителей "Недостатки произношения у детей"
консультация на тему

Жук Наталья Юрьевна

Правильное и четкое произнесение слов детьми необходимо для того, чтобы их речь была понятной для окружающих людей. Вместе с тем ошибочное произнесение ребен­ком некоторых звуков мешает ему понимать речь других. Дети, поступающие в школу с неправильным произношением, неред­ко плохо читают и пишут. Помогите ребенку справится с трудностями!

Скачать:


Предварительный просмотр:

Консультация для родителей

«Недостатки произношения у детей»

C:\Users\Nata\Desktop\457473.jpg


Недостатки произношения у детей

Под недостатками произношения подразумевается неправильное использование звуков, такое, например, когда дети ш произносят как с («сапка»), вместо р говорят л («лука»), вместо б—п («потинки») и т. д. Бывает и так, что дети произносят тот или иной звук, но нечетко, например с произносят межзубно, т. е. с .просунутым между зубами языком; иногда дети умеют произносить звук отдельно, но в словах и развернутой речи смешивают его с другим. Неправильное произнесение звуков нередко сопровождается их перестановками, пропусками и другими нарушениями структуры слова. Если у ребенка 5—6-летнего возраста, а подчас даже более старшего, произношение оказывается несформированным, родители должны обратить на это внимание, не дожидаясь естественного преодоления речевого недостатка самим ребенком.

Правильное и четкое произнесение слов детьми необходимо для того, чтобы их речь была понятной для окружающих людей. Вместе с тем ошибочное произнесение ребенком некоторых звуков мешает ему понимать речь других, например, слова гроза понимается им как «глаза», колос — как «голос» и т. д. Эти примеры показывают, что нарушения произношения могут явиться помехой для успешного накопления словаря и, следовательно, для общего развития ребенка.

Дети, поступающие в школу с неправильным произношением, нередко плохо читают и пишут.

Причиной недоразвития произношения часто является неправильная речь окружающих. Если кто-либо из домашних плохо произносит тот или иной звук, то и ребенок, подражая ему, приобретает навыки неправильного  произношения. Точно так же отрицательно влияет на речь ребенка общение с другими детьми, имеющими недостатки в произношении.

Приведем примеры подобного влияния.

Среди детей 6-летнего возрасту живущих в одном дворе и постоянно играющих вместе, наблюдалось одно и то же отклонение в произношении, а именно межзубное с. Kaк выяснилось, этим недостатком страдала старшая сестра одного из дошкольников, которая постоянно играла с малышами.

Другой пример. Одна девочка неправильно произносила звук р. Выяснилось, что родители, уходя на работу, оставляли свою дочь соседки, в речи которой отмечалось горловое произношение этого звука.

Подобных примеров можно привести множество. Все они ясно указывают на то, что чистота речи окружающих ребенка людей — необходимое условие нормального развития его произношения. Очень важно, чтобы ребенок слышал вокруг себя правильную, не убыстренную, четко интонированную речь.

Конечно, далеко не всегда родители могут устранить в домашней среде нежелательные примеры неправильного произношения, поэтому очень важно следить за тем, чтобы ребенок подражал только образцах правильной речи.

По этим же соображениям взрослым никогда не следует подделываться под детскую речь. Разговаривать с ребенком нужно, пользуясь простой, понятной для него, правильной    речью, произнося    в нормальном    темпе    и    четко    каждое слово.

Довольно часто причина, обусловливающая недостатки произношения, заключается в сниженном слухе ребенка. Нередко даже и очень незначительное снижение слуха мешает нормальному развитию произношения. Родители, заметив, что процесс формирования произношения затягивается, должны обязательно проверить у специалиста слух ребенка.

Но у некоторых детей и при нормальном слухе самостоятельно не вырабатывается привычка прислушиваться к речи окружающих, сопоставлять правильное и неправильное произношение, чтобы таким путем овладеть более правильной речью. У одних детей это происходит из-за неразвитого слухового восприятия, а у других из-за безразличного отношения к тому, как они говорят. Иные дети, напротив, проявляют чрезмерную осторожность: боясь ошибиться и вызвать насмешку окружающих своей неправильной речью, они предпочитают обходить трудный для них звук, что также мешает выработке правильного произношения.

Причиной недостатка речи иногда служит неправильное строение зубов, нёба, губ или недостаточная подвижность органов речи. В этих случаях следует обратиться к врачу и к логопеду для проведения лечебных и педагогических мероприятий.

Заметив отставание в развитии произношения, надо воспитывать у ребенка интерес к звуковой стороне речи, понемногу приучать его прислушиваться к речевым звукам и выделять их в простых словах. Полезно также, не перегружая ребенка, привлечь его внимание к сравнению на слух правильного и неправильного звучания слова и добиться того, чтобы он стремился к более четкому произношению.

Недостатки речи бывают различной степени сложности. У некоторых детей вся речь оказывается невнятной. В подобных случаях родителям нужно обратиться за помощью к логопеду. Но чаще отмечается недостаток в произнесении лишь отдельных звуков. Если этот недостаток легко поддается исправлению, то родители могут сами помочь ребенку.

Заметив отставание в развитии произношения, необходимо выяснить, в чем именно оно выражается. Родители часто затрудняются в точном определении недостатка произношения и называют любую неправильную речь ребенка «картавой» или «шепелявой».

Точное представление об особенностях произношения можно легко составить при помощи набора картинок: ребенок называет то, что изображено на картинках, и это позволяет выявить имеющиеся в его речи недостатки. Можно рекомендовать, например, следующие картинки: для выявления произнесения звука ш — изображение кошки, шара; звука с — сахара, сумки; ж — жука, ножниц; з — козы, зайца; р — рака, руки; л — лупы, пилы.

Ребенок, имеющий недостатки произношения, произносит, например, вместо кошка — «коска», вместо рак — «лак» и т. д.

Определив, таким образом, какие звуки ребенок неправильно произносит в словах, необходимо проверить, умеет ли он вообще их произносить. Для этого следует предложить ребенку повторять за взрослым отдельные звуки, например ш, р и т. д.

Если ему это удается, необходимо проследить, чтобы он так же произносил этот звук и в словах. В тех случаях, когда ребенок не произносит звук вовсе, необходимо специально заняться формированием или, как говорят, постановкой звука. Для этого следует, прежде всего, обратить внимание самого ребенка на недостаток его произношения. Покажите примеры правильного произнесения звука и при этом сосредоточьте внимание ребенка на работе органов речи, артикуляции звука.

Нередки случаи, когда требование произносить звук по определенному образцу только на слух приводит к неправильному положению органов речи. Например, можно научиться произносить ш у нижних зубов, что придает неправильный оттенок этому звуку; р — с вибрацией у щеки, а не у верхних альвеол.

Нежелательные явления можно предупредить, если одновременно с подражанием на слух показать ребенку правильную артикуляцию и в дальнейшем следить за ее соблюдением.

При показе полезно пользоваться зеркалом, в котором ребенок может одновременно видеть положение органов речи у себя   и у обучающего.

Не рекомендуется одновременно исправлять произношение нескольких звуков.     

Недостатки произнесения у детей чаще всего связаны с неразвитым слуховым вниманием, с отсутствием привычки вслушиваться в речь окружающих, с неумением прислушиваться к своей собственной речи и контролировать ее, сравнивать с речью окружающих. Поэтому подчас достаточно применять рекомендованные выше мероприятия для того, чтобы исправить имеющиеся у ребенка дефекты речи.

Укажем положение органов речи при произнесении отдельных звуков.

Когда произносится звук с, язык упирается в нижние зубы и образует желобок, по которому идет выдыхаемый воздух. По бокам желобок закрыт краями языка. Струя воздуха холодная, и ребенок может это ощутить, если ко рту поднести руку (тыльной стороной кисти).

Если ребенок не сразу усваивает правильную артикуляцию этого звука и пытается поднять язык к верхним зубам, можно взять чистую тоненькую палочку и ею опустить язык к нижним зубам.

Звук з произносится так же, как и звук с, только с участием голоса.

При произношении звука ш губы слегка выдвинуты вперед трубочкой, зубы слегка приоткрыты (на расстояние примерно 1 мм), кончик языка поднят вверх. При произношении звука ш выдыхаемая струя должна быть теплой. лого, может осязать вибрацию голосовых связок.

Так же, как звук ш, произносится звонкий ж, но в этом случае ребенок, приложив руку к гортани взрослого, может осязать вибрацию голосовых связок.

При упражнениях по закреплению звука в речи нужно следить за четкостью произношения ребенка, приучать его улавливать этот звук и слух в речи других и находить его в словах.

Особенно внимательно следует отнестись к произношению детей, поступающих в школу. Опыт показывает, что во многих случаях школьники, имеющие недостатки произношения, с трудом овладевают грамотой и часто, несмотря на все старания, не успевают по русскому языку. Это объясняется несформированностью их представлений о звуковом составе слова.

Такие дети не только медленнее других усваивают грамоту, но дальнейшем делают гораздо больше ошибок, чем учащиеся, обладающие правильной, чистой речью. У детей с недостатками произношения ошибки письма, при их многочисленности, еще и очень своеобразны.

Вот какой вид имеет письмо ученика II класса Лени А.:

«Шила у Педи пелка» (Жила у Петя белка).

«На савоте сакутел куток» (На заводе загудел гудок).

В произношении этого мальчика наблюдались такие недостатки: вместо з он произносил с, вместо д — г вместо г к, вместо р л и др, Слово труба у него звучало кап «тлупа», грибы — как «клипы» ящик — как «ясик» и т. д. Лёня бы: оставлен на второй год; пришлось организовать специальную логопедическую помощь, чтобы исправить ему речь.

Для того чтобы предотвратить подобные неудачи в обучении, необходимо своевременно позаботиться об устранении недостатков произношения. Но этого мало. Выше отмечалось, что ребенок школьного возраста способен не только правильно произносить звуки, но и осмысленно выделять их на слух в речи других.

Следует эту способность пробудить и всячески развивать. Можно легко приучить ребенка еще до поступления в школу прислушиваться к произношению окружающих, указывать на образцы хорошей, правильной речи, которой следует подражать. Необходимо воспитать внимание к  звуковой стороне речи. В 6-летнем  возрасте ребенок уже способен различить первый звук в слове, подобрать другие слова, начинающиеся этим звуком, сравнить слова, которые отличаются только одним звуком, указать разницу и в значении, и в  звучании слов (жуклук, макрак и т. д.). К моменту поступления в школу ребенок должен обладать не только чистой речью, но и быть достаточно подготовленным к звуковому анализу слов.

Если такая подготовительная работа своевременно не была проведена и ребенок с неправильной речью, начав учебу в школе, плохо пишет и, несмотря на все старания, получает низкие оценки, надо немедленно организовать помощь. При этом следует помнить, что детям, у которых затруднения в чтении и письме связаны с сформировавшимся произношением, мало помогают упражнения на списывание. Значительно более эффективной является работа над произношением и звуковым анализом. Надо последовательно исправлять произношение, учить маленького школьника узнавать данный звук и выделять его в словах. Если родители сами не могут справиться с этой задачей, следует обратиться к логопеду.

Дома необходимо всячески закреплять знания, навыки, которые ребенок получит на логопедических занятиях!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Здоровьесберегающее пространство коррекционных занятий по развитию речевого слуха и формированию произношения у детей с нарушением слуха.

В специальной (коррекционной) школе, где обучаются дети с нарушением слуха, наряду с общеобразовательными уроками, существуют и специфические формы организации учебной деятельности, которые отсутствую...

Здоровьесберегающее пространство коррекционных занятий по развитию речевого слуха и формированию произношения у детей с нарушением слуха.

Здоровьесберегающее пространство школы – это совокупность условий, создаваемых с целью обеспечения охраны и укрепления здоровья школьников. Неслышащие дети, помимо нарушений, связанных с недостатком с...

ЗНАЧЕНИЕ САМОКОНТРОЛЯ В ПРОИЗНОШЕНИИ ГЛУХИХ ДЕТЕЙ. Методическое пособие.

Методическое пособие предназначено для учителей-дефектологов. В нем предлагаюся различные подходы и решения этих задач....

Конспект по развитию слухового восприятия и обучения произношению для детей с нарушениями слуха во второй младшей группе

Конспект по развитию слухового восприятия и обучения произношению для детей с нарушениями слуха во второй младшей группе Тема: «Домашние животные» (Различение звукоподражаний «а...

Консультация педагога-психолога для родителей детей с ОВЗ по теме «Этапы переживания родителями детей с ОВЗ кризисной ситуации, связанной с появлением в семье ребенка с патологией»

Рождение ребенка с нарушениями воспринимается родителями, как величайшая трагедия.  Все надежды и ожидания с будущим ребенка рушатся в один миг, а осмысление этого события и обретение новых ...