7 важных тезисов о социализации
материал по теме
Почему родителям не стоит изо всех сил пытаться выпихнуть ребенка в люди. Советы психолога
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Советы психолога | 154.09 КБ |
Предварительный просмотр:
При слове «социализация» так и хочется сделать что-то асоциальное. Это слово набило оскомину, его употребляют, где надо, и где не надо. Отчасти потому, что критерии социализации теряются в тумане. То есть понятно, что она всем нужна, но никто не знает, как она выглядит. Так как же? «Мел» собрал семь важных тезисов о социализации, которая так пугает родителей.
1. С чего начинается социализация в представлении экспертов
Потребность в социализации всплывает у песочницы. Как только юный гражданин одолевает двухлетний рубеж. А когда подходит очередь идти в государственный детский сад, вся семья внезапно проникается необходимостью ускорить вхождение в социум. Несмотря на протесты ребенка, его круг общения расширяется до воспитательницы, нянечки и соратников, вооруженных игрушечными машинками. В саду различают детей «хорошо социализированных» — то есть тех, кто не ревет при расставании с мамой, не кусает товарищей и одержал победу над горшком и колготками; и «несоциализированных» — это ребята, которые демонстрируют хандру, когда их строят парами, не делятся пупсами и досадуют, когда им предлагают играть вместе в магазин.
2. Что означает социализация в широком смысле
Социализация — это усвоение ребенком правил и ценностей того общества, в котором он находится. То есть понимание и овладение навыками происходит автоматически. Достаточно поместить товарища в подходящую среду, и вот он уже подпевает полифониям Баха, различает сорта русских рэперов или умеет пользоваться отмычкой. В действительности, воспитание моральных идеалов, конечно, важная функция социализации, но к садикам и школам она имеет довольно отдаленное отношение, несмотря на протесты учителя литературы.
3. Иногда бывает полезно заглянуть в историю
В приличных семьях до революции дети до 10-12 лет, как правило, обучались в родном доме с гувернантками, и никому не приходило в голову, что надо скорей поместить человека в группу из двадцати одногодок, чтоб его «социализировали». И результат, кажется, был неплохой. Особенно в том, что касается ценностей и образования. И напротив, хуже всего с социализацией дело обстоит именно в домах ребенка.
Фрагмент картины Хелен Аллингем
4. Установка на тотальную конкуренцию или внушение «не быть лохом» — часто это всё, что мы можем рассказать детям о социализации
Родители сплошь и рядом боятся, что их ребенка будут травить. Но как-то редко волнуются, что их ребенок возглавит травлю, или же будет безучастно наблюдать за ней со стороны. С психологической точки зрения, неизвестно, какой опыт сильнее скажется на дальнейшей жизни — оба хуже.
Вся советская литература с Тимурами и командами, Денисками и Динками, которые пропадали во дворах, на дачах, самоотверженно кому-то помогали, объединялись вокруг общих идеалов — оно как-то больше не работает, поэтому у нас осталось лишь уродливый остаток: «Не будь лохом».
5. Даже у самых психологически подкованных родителей сегодня дети лишены радости гулять во дворе
Мало кто отпускает ребят из начальной школы социализироваться во дворе с открытым подвалом и веселиться рядом с помойкой. Но даже без этих, без сомнения, полезных для психики вещей, дворовая культура на нашем поколении, кажется, внезапно затухает. Дети не рассказывают друг другу про черную руку и гроб на колесиках, не прыгают в резиночку, не гоняют в «чай-чай выручай» по всей округе, не прячутся в домиках и на деревьях.
Отсутствие дворовой субкультуры вместе с возросшими требованиями к психологическому комфорту ребенка — те факторы, которые заставляют родителей предъявлять повышенные претензии к школьной социализации, и вообще портить себе кровь по этому поводу.
Фрагмент картины Т. Э. Дюверже «Классики»
6. За социализацию часто принимают умение ребёнка сойти «за своего» в среде одногодок
Мир стремительно сужается, превращаясь в «глобальную деревню», а информацию теперь можно выбирать. Товарищ вашего ребенка может быть иностранцем, но они росли на одних и тех же блокбастерах и хорошо понимают друг друга. А вот соседского мальчика папа с мамой кормили лишь артхаусным кино и над его шутками никто в вашем городе не смеется.
7. Как повысить шансы ребёнка на успех среди сверстников
Единственное верное средство способствовать успеху ребенка среди ровесников — не подкупать их чипсами, а сделать так, чтобы наш школьник в этом успехе не нуждался. Чтобы он не ждал расположения товарищей, как знака, что он достаточно хорош.
Наши собственные воспоминания о школьных годах чудесных (особенно о том инциденте в уборной), могут вносить погрешность в наблюдения. Но стоит иметь в виду, что уменьшение родительской тревоги — уже хлеб для ребенка, который отправляется к товарищу на день рожденья заниматься алгеброй.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Доклад на тему: «Семья как важнейший микрофактор социализации личности».
Семья является важнейшим институтом социализации личности. Именно в семье человек получает первый опыт социального взаимодействия. На протяжении какого-то времени семья вообще является для ребенка еди...
Сообщение на педсовете «Воспитание личности школьника – важнейшее условие его социализации»
Основными условиями полноценного развития личности ребенка является его «включенность» в человеческие отношения и человеческое общение....
Сообщение на педагогическом совете на тему: «Воспитание личности школьника – важнейшее условие его социализации»
Сообщение на педагогическом совете на тему: "Воспитание личности школьника - важнее условие его социализации"...
Тезисы ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА – ВАЖНЕЙШИЙ КОМПОНЕНТ НОВОЙ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ
Тезисы ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА – ВАЖНЕЙШИЙ КОМПОНЕНТ НОВОЙ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ...
тезисы "Модель современного учителя как важное условие реализации ФГОС ОО"
Современному обществу нужны высокообразованные, целеустремленные, инициативные, конкурентоспособные личности, способные совершенствовать свое образование в течение всей жизни. Непрерывное образо...
Внеурочная деятельность учащихся как важнейший ресурс успешной социализации. Информационные и коммуникационные технологии.
Социализация — это процесс получения человеком навыков, необходимых для полноценной жизни в обществе. Данное явление может протекать у каждого человека по-разному, именно поэтому важно...
Статья «Профессиональное самоопределение - важная составляющая успешной социализации подростков»
В данной статье рассматриваются вопросы оказания помощи подросткам в пострении индивидуального образовательного и профессионального маршрута в системе дополнительного образования....