Внеурочная деятельность учащихся как важнейший ресурс успешной социализации. Информационные и коммуникационные технологии.
статья по информатике и икт
Социализация — это процесс получения человеком навыков, необходимых для полноценной жизни в обществе.
Данное явление может протекать у каждого человека по-разному, именно поэтому важно, чтобы школа и учителя не препятствовали, а наоборот способствовали социализации ребёнка. Дополнительное образование, а в частности – занятия, связанные с информационными технологиями, с особенной результативностью способны повлиять на успешность вышеописанного процесса. Прежде всего, многим детям нравится изучать компьютер и современную технику. Почему? Изучение компьютера интересно детям сначала как игровая, а затем, как учебная деятельность. Именно поэтому очень важно на занятиях отводить детям некоторое время на практическое, игровое и одновременно познавательное времяпрепровождение. Кроме того, это становится отличной мотивацией для досконального изучения поднятой на занятии темы. Также, знание и изучение современных технологий даётся детям намного легче, чем взрослым, которые не были знакомы с этой сферой. Факт осознания ребёнком того, что он знает что-то лучше своих сверстников, а тем более родителей или бабушек-дедушек, является мощным источником самореализации и повышения самооценки учащегося.Таким образом, жадный интерес учеников к информационным технологиям можно использовать, как эффективный инструмент. В современных российских школах открыты все горизонты для социализации личностей посредством информационных технологий. Я рассмотрела поднятую тему на примере своих занятий во внеурочной деятельности и выделила несколько моментов, способствующих социализации детей в контексте информационных технологий:
- Прежде всего, информационные технологии несут образовательную функцию. Такой процесс, как познание, находит своё применение в интернет-ресурсах. Каждый ребёнок теперь может найти ту или иную информацию, не отходя от компьютера. На занятиях мы часто обсуждаем с детьми темы, которые были ими изучены на других предметах и прорабатываем их, используя современные технологии. В частности, презентации детей в Microsoft PowerPoint создаются с использованием информации из интернета. Важно то, что ребёнок не ограничен в источниках и может выбрать для себя ресурс наиболее интересный и полезный для него. Так, одна из учениц 3 класса на теме презентаций по безопасности решила сделать проект о Великом пожаре в Москве 1812 года, а мальчики обратились к теме Чернобыльской катастрофы. Учитель здесь выступает в роли модератора. Его задача - отслеживать релевантность, актуальность и полезность источников информации, а также подавать идеи для проектов, корректировать ошибки.
- Развитие творческого потенциала на занятиях находит своё отражение в заданиях, которые предлагается выполнить детям. В частности, при изучении основ работы с Microsoft Word мы с малышами, которые впервые садятся за компьютеры и начинают печатать на клавиатуре, подключаем фантазию. Вместо печати скучных текстов по шаблону, каждый придумывает свой текст, исходя из темы занятия. К примеру: сочинить собственную сказку, сделать собственное объявление о продаже особняка, сделать макет своей личной визитки (с портретом, нарисованным собственноручно на компьютере) и т.д. Подобные занятия не только позволяют в игровой форме изучить программы офисного делового характера, но и пробудить в детях интерес, фантазию, самовыражение, чувство юмора.
- Изучая современные технологии, дети обучаются различным формам и языкам общения. В начале каждого занятия мы решаем кроссворд по компьютерным терминам. В результате, каждый ученик узнаёт и прорабатывает новые, современные слова (дисплей, браузер, пользователь и т.п), которые можно использовать в дальнейшей жизни.
- И наконец, немаловажным аспектом социализации детей на уроках информатики и ИКТ является групповая сплочённость. Она заключается в совместном решении проблем, взаимопомощи и объединении усилий. На уроках часто дети садятся вместе за один компьютер, что позволяет одному «заразиться» знаниями от второго. Более того, сталкивалась с тем, что достаточно объяснить определённый сложный момент в работе с компьютером одному ребёнку, а он уже «передаст по цепочке» его другим. Такой метод не только сплачивает коллектив детей, но и позволяет личности ощутить себя нужной, осознать свою значимость.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya.docx | 15.7 КБ |
Предварительный просмотр:
Социализация — это процесс получения человеком навыков, необходимых для полноценной жизни в обществе.
Данное явление может протекать у каждого человека по-разному, именно поэтому важно, чтобы школа и учителя не препятствовали, а наоборот способствовали социализации ребёнка. Дополнительное образование, а в частности – занятия, связанные с информационными технологиями, с особенной результативностью способны повлиять на успешность вышеописанного процесса. Прежде всего, многим детям нравится изучать компьютер и современную технику. Почему? Изучение компьютера интересно детям сначала как игровая, а затем, как учебная деятельность. Именно поэтому очень важно на занятиях отводить детям некоторое время на практическое, игровое и одновременно познавательное времяпрепровождение. Кроме того, это становится отличной мотивацией для досконального изучения поднятой на занятии темы. Также, знание и изучение современных технологий даётся детям намного легче, чем взрослым, которые не были знакомы с этой сферой. Факт осознания ребёнком того, что он знает что-то лучше своих сверстников, а тем более родителей или бабушек-дедушек, является мощным источником самореализации и повышения самооценки учащегося.
Таким образом, жадный интерес учеников к информационным технологиям можно использовать, как эффективный инструмент. В современных российских школах открыты все горизонты для социализации личностей посредством информационных технологий. Я рассмотрела поднятую тему на примере своих занятий во внеурочной деятельности и выделила несколько моментов, способствующих социализации детей в контексте информационных технологий:
- Прежде всего, информационные технологии несут образовательную функцию. Такой процесс, как познание, находит своё применение в интернет-ресурсах. Каждый ребёнок теперь может найти ту или иную информацию, не отходя от компьютера. На занятиях мы часто обсуждаем с детьми темы, которые были ими изучены на других предметах и прорабатываем их, используя современные технологии. В частности, презентации детей в Microsoft PowerPoint создаются с использованием информации из интернета. Важно то, что ребёнок не ограничен в источниках и может выбрать для себя ресурс наиболее интересный и полезный для него. Так, одна из учениц 3 класса на теме презентаций по безопасности решила сделать проект о Великом пожаре в Москве 1812 года, а мальчики обратились к теме Чернобыльской катастрофы. Учитель здесь выступает в роли модератора. Его задача - отслеживать релевантность, актуальность и полезность источников информации, а также подавать идеи для проектов, корректировать ошибки.
- Развитие творческого потенциала на занятиях находит своё отражение в заданиях, которые предлагается выполнить детям. В частности, при изучении основ работы с Microsoft Word мы с малышами, которые впервые садятся за компьютеры и начинают печатать на клавиатуре, подключаем фантазию. Вместо печати скучных текстов по шаблону, каждый придумывает свой текст, исходя из темы занятия. К примеру: сочинить собственную сказку, сделать собственное объявление о продаже особняка, сделать макет своей личной визитки (с портретом, нарисованным собственноручно на компьютере) и т.д. Подобные занятия не только позволяют в игровой форме изучить программы офисного делового характера, но и пробудить в детях интерес, фантазию, самовыражение, чувство юмора.
- Изучая современные технологии, дети обучаются различным формам и языкам общения. В начале каждого занятия мы решаем кроссворд по компьютерным терминам. В результате, каждый ученик узнаёт и прорабатывает новые, современные слова (дисплей, браузер, пользователь и т.п), которые можно использовать в дальнейшей жизни.
- И наконец, немаловажным аспектом социализации детей на уроках информатики и ИКТ является групповая сплочённость. Она заключается в совместном решении проблем, взаимопомощи и объединении усилий. На уроках часто дети садятся вместе за один компьютер, что позволяет одному «заразиться» знаниями от второго. Более того, сталкивалась с тем, что достаточно объяснить определённый сложный момент в работе с компьютером одному ребёнку, а он уже «передаст по цепочке» его другим. Такой метод не только сплачивает коллектив детей, но и позволяет личности ощутить себя нужной, осознать свою значимость.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ОРГАНИЗАЦИЯ ВНЕКЛАССНОЙ И ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ ДЛЯ УСПЕШНОЙ АДАПТАЦИИ И СОЦИАЛИЗАЦИИ.
Цель воспитательной работы нашей школы - создать достойные условия для разностороннего и своевременного развития личности ученика с нарушениями интеллектуального развития, способной реализовать ...
Публичное представление педагогического опыта на тему "Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках математики с использованием информационно-коммуникационных технологий"
В статье " Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках математики с применением информационно-коммуникационных технологий" раскрывается актуальность и перспективность опыта. Описываются...
Современные технологии духовно-нравственного развития, воспитания и социализации во внеурочной деятельности учащихся
Во внеурочной деятельности используются современные и инновационные образовательные технологии, направленные на овладение требованиями образовательного стандарта (базовые ценности, качество, глубина, ...
Конспект мероприятия «The world around us» в рамках работы клуба интернациональной дружбы как ресурс успешной социализации учащихся.
Основная цель мероприятия является содействие формированию коммуникативной, межкультурной компетенции учащихся.Образовательные цели: создать условия для глубокого понимания поликультурного прост...
Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках истории путем сочетания информационно-коммуникационных технологий и технологии развития критического мышления
Умелое сочетание различных технологий может способствовать развитию у учащихся необходимых для жизни умений и навыков, что в свою очередь будет содействовать активизации познавательной деятельно...
«Опыт организации внеурочной деятельности учащихся с использованием информационных и сетевых технологий»
laquo;Опыт организации внеурочной деятельности учащихся с использованием информационных и сетевых технологий»...
Выступление на тему«Самостоятельность познавательной деятельности школьников на уроках технологии как важнейшее условие успешного формирования ключевых компетенций» учителя технологии Жанкова В.И.
В выступлении говорится об элементах понятия компетенция ,также о том учитель в своей работе ,использует такие методы самостоятельной работы ,которые требуют от учеников проявления элементов творчеств...