Доклад «Человеческая жизнь как высшая социальная ценность».
методическая разработка на тему

Доклад «Человеческая жизнь как высшая социальная ценность»предназначен для выступления на родительском собрании.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon chelovecheskaya_zhizn_kak_vysshaya_sotsialnaya_tsennost.doc72.5 КБ

Предварительный просмотр:

 Уважаемые родители, законные представители! Сегодня мы собрались, чтобы обсудить очень важную и непростую тему «Человеческая жизнь как высшая социальная ценность».

Статья 20 Конституции Российской Федерации гласит – «Каждый имеет право на жизнь».

В статье 6 Конвенции о правах ребенка прописано – «Ребенок имеет право на жизнь. Государство обязано обеспечить выживание и здоровое развитие ребенка». Что же означает человеческая жизнь?

Человеческая жизнь – целенаправленное развитие и деятельность человека, его бытие: материальное (телесное), идеальное (сознание: абстрактно – логическое, чувственно – эмоциональное), материально-идеальное (сознательная целенаправленная волевая деятельность и взаимодействие с другими людьми).

Жизнь очень хрупкая, но мы этого часто не осознаем и поэтому не ценим ее.

Каждый человек рано или поздно задает себе вопросы: стоит ли жизнь того, чтобы жить? Имеет ли жизнь человека какой – либо смысл и ценность? Самая высшая и абсолютная ценность – это сам человек, его жизнь. Говорить о ценностях вне человека нет смысла. Ценность жизни бесспорна. Ведь если нет земного существования, то остальные ценности утрачивают свою значимость.

У каждого человека складывается свое, индивидуальное представление о том, что для него нужно и важно. Для того, чтобы он мог жить, ему нужны его жизненные силы, способности, возможность действовать и удовлетворить свои потребности, такая окружающая среда, в которой он мог бы жить и реализовать свое человеческое предназначение, самореализоваться как человеческая личность. На различных этапах жизни человека и в различных обстоятельствах те или иные ценности выдвигаются на передний план, складывается определенная иерархия ценностей, но при этом остается осознание самоценности своей жизни как таковой. Человеческая жизнь одновременно является и объективной социальной ценностью, т.к. человек с самого начала своей жизни является членом какой-либо социальной общности, связан с нею своей жизнью и деятельностью и сама эта общность – результат жизнедеятельности и взаимодействия людей.

За жизнь несовершеннолетних, в первую очередь, отвечают их родители. Однако, чувство самосохранения в детях возникает не сразу, а с годами с постепенным развитием.

Дети дошкольного возраста должны находиться под присмотром родителей (законных представителей) за исключением времени нахождения в дошкольных воспитательных учреждениях. В дошкольном возрасте дети особенно активны и любознательны, готовы все изучить на собственном опыте, подвергая свою жизнь угрозе.

Угроза жизни ребенка – это потенциально возможное событие, которое может привести к летальному исходу несовершеннолетнего человека.

Принято различать несколько основных аспектов термина угроза: медицинский, семейный, криминальный, социальный и угрозы жизни от игнорирования техники безопасности.

Медицинский аспект угрозы жизни ребенка заключается в тяжелых заболеваниях, для устранения которых должны быть привлечены соответствующие лечебные заведения, специалисты и медикаменты. На практике же специалисты органов системы профилактики зачастую уговаривают некоторых родителей принять медицинскую помощь (лечь с  ребенком на стационарное лечение), а не заниматься самолечением, что также может привести к ухудшению ситуации.

Семейный аспект угрозы жизни ребенка заключается в том, что порой сами родители (законные представители) представляют реальную опасность для своих детей. Это может быть нанесение побоев, жестокое обращение, прямые попытки убийства или создание детям условий несовместимых с жизнью, либо неоказание необходимой помощи умирающему ребенку. Например, родители оставляют своих малолетних детей одних дома, в холодном неотапливаемом помещении, без продуктов питания, либо с посторонними гражданами асоциального поведения, употребляющими алкогольные напитки, или с детьми более старшего возраста, которые не в состоянии осуществлять контроль за малолетними детьми, все это может привести к смерти ребенка. В указанных случаях, в отношении родителей могут быть применены меры общественного воздействия, нормы административного, семейного и уголовного права.

Социальные угрозы жизни ребенка – это поведение окружающих детей, обычно одного возраста или старше, которые могут нести смертельную опасность несовершеннолетнему человеку. Во-первых, могут заключаться в прямой угрозе жизни, ведь дети, а особенно подростки бывают очень агрессивны, жестоки и часто не могут рассчитать свои силы. Массовая драка, нападение нескольких человек на одного или схватка двух подростков может закончиться трагически. Во-вторых, это психологический контекст, когда ребенка травят и запугивают окружающие, и он не может получить защиту и поддержку со стороны родителей и других взрослых, то есть вероятность, что он изберет суицид. Подобные проблемы должны решаться при непосредственном участии родителей, с привлечением психолога, школьных учителей, сотрудников полиции. Здесь всегда важно вовремя рассмотреть проблему и предотвратить беду. Например, Вы видите у ребенка ссадины, он имеет затравленный вид, замыкается в себе и не хочет ни о чем говорить – это всегда повод для беспокойства.

Угрозы, связанные с игнорированием техники безопасности – большей частью относятся к дошкольникам или младшим школьникам, родители которых допускают халатное отношение к ограничению опасных зон. Ключевые опасные зоны – это открытые окна выше первого этажа, кухонные плиты, электрические розетки, провода, электроприборы и все то, что несет смертельную угрозу ребенку. Не всегда родители с внимательностью относятся к технике безопасности, особенно если в их семье не первый ребенок, ошибочно полагая, что если они вырастили первенца, то и со вторым автоматически все будет в порядке. Малыш, который имеет понимание и внутренний самоконтроль намного сильнее защищен, чем ребенок которому просто все запрещают и от него прячут. Ведь именно запретный плод вызывает жгучее желание попробовать его (зажечь спичку, сунуть проволоку в розетку и т.д.), лучше зажгите вместе с сыном спичку и покажите ему, что в этом нет ничего особенного, чем он это потом будет пытаться втайне делать сам. В данном случае проблема лежит полностью в компетенции родителей, которые должны обезопасить своих маленьких детей от роковых поступков .

Проблема безопасности детей на дорогах с каждым годом становится все более актуальной. Количество машин увеличивается, мощность их двигателей растет, на дорогах появляется много водителей новичков. Чем раньше начать прививать маленьким пешеходам понимание опасностей, которые исходят от едущего автомобиля, тем лучше. Ведь дети, воспитанные большей частью на визуальной информации, не могут понять на интуитивном уровне угроз своей жизни от движущейся машины. Они не осознают последствий столкновения и удара.

Порой и сами родители подают детям неправильный пример, перебегая с детьми дорогу в неустановленном для этого месте, или на красный, желтый цвет светофора, что ребенок воспринимает как норму поведения на дороге .

С подростками дело обстоит еще сложнее. В последнее время свою популярность среди подростков набирают социально опасные игры, такие как «Беги или умри», «Зацепинг». Суть игры «Беги или умри» заключается в том, что дети бросаются под колеса близко идущего автомобиля. Исхода два: или подросток успевает пробежать или погибает. Побеждает тот, кто пробежал как можно ближе к автомобилю и остался жив. «Зацепинг» — это способ передвижения на поезде, при котором человек цепляется к вагонам снаружи, за различные поручни, лестницы, подножки и другие элементы. Для  «зацеперов» маленького возраста изначально более важно сделать селфи, но со временем это занятие перерастает в увлечение. По мнению психологов, исследователей, криминалистов «Зацеперы» – это люди, которые не получают должного признания в семье, коллективе, учебе и из-за труднопереносимых ими жизненных реалий они встают на путь саморазрушения. В их поступках проявляется внутреннее отчаяние, сочетающееся с ощущениями вседозволенности и безнаказанности. Увлечение «Зацепингом» напрямую связано с проявлением у подростков суицидальных наклонностей.

Проблемы с современной молодежью имеют свои особенности, в первую очередь, связанные с активным развитием новых информационных технологий, которые способны быстро влиять на мировосприятие подростков, формировать их отношение к жизни, «заводить» быстрые знакомства и «подхватывать» новые веянья .

Интернет-сайты и группы, склоняющие детей и подростков к совершению суицида до сих пор выявляются правоохранительными и другими органами системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. В то же время, чем меньше они рекламируются средствами массовой информации, тем меньше заинтересованности к ним проявляют подростки.

Подростковый суицид является глобальной проблемой человечества. Отчаявшегося ребенка не могут удержать от непоправимого шага ни особенности религиозных убеждений, ни социальная среда, ни уровень благосостояния. Всемирная организация здравоохранения объявила суицид в тройке самых распространенных причин смерти детей подросткового возраста. Он идет сразу же после несчастных случаев и убийств.

Основополагающая проблема подросткового суицида заключается в том, что ребенок часто совершает его под влиянием какого-то импульса, без значительных причин, либо же из-за преувеличения значения временных трудностей в отношениях с людьми или в интимной сфере. Психологи и психиатры отмечают тот факт, что причины побуждающие ребенка к суициду часто носят надуманный характер. Подростки, совершившие попытку самоубийства, впоследствии сами четко не могли обозначить причину своего поведения. В большинстве случаев, проблема лежит в нарушении взаимоотношений с близкими подростку людьми и невозможности или неумении поделиться с кем-то своими переживаниями, получить поддержку и помощь. Подросток ощущает свою отстраненность от мира и  враждебность или равнодушие по отношению к себе. Обида на внешние факторы переносится на себя и в итоге трансформируется в попытку самоуничтожения. Таким образом, подросток пытается решить свои проблемы, из которых не видит другого выхода либо же пытается заставить других ощутить вину за несправедливое отношение к себе. Причем стоит учесть, что хотя суицид может быть вызван кратким импульсом, но ему предшествует долгая череда проблем. Три четвертых случаев подростковых самоубийств или их попыток наблюдаются в проблемных и неполных семьях, где родители развелись или кто-то из них умер.

Когда подросток декларирует намерения совершить самоубийство, это является серьезным сигналом SOS для взрослых, на который надо обязательно обратить внимание, причем желательно с привлечением психолога или психиатра. В восьми случаях из десяти суицид совершается днем или вечером, как правило, рядом есть люди, которые могли бы остановить непоправимое.

Практически всегда намерения самоубийства можно предугадать, ведь ребенок находится в тяжелейшем кризисном состоянии, которое легко заметить и непрофессионалу, и уж тем более близким людям! .

Подростковая наркомания – это огромная проблема, с которой необходимо бороться на всех уровнях, начиная от борьбы с незаконным оборотом наркотиков и заканчивая профилактической работой в школах и семьях. Большинство наркотических веществ вызывают стойкую зависимость, победить которую самостоятельно не может и взрослый человек, а уж тем более подросток. При этом, сильнодействующие наркотики способны вызвать зависимость буквально с одной-трех доз. Как ни странно, но часто родители даже в благополучных семьях пропускают момент, когда их сын или дочь начинают употреблять наркотики, а ведь эффективность лечения от наркотической зависимости напрямую зависит от оперативности его начала.

Часто родители просто не хотят замечать изменения в поведении своего ребенка, списывая это на «трудный возраст», а ведь часто именно употребление наркотиков кардинальным образом меняет подростка. Симптомы могут сильно отличаться от типа употребляемых веществ и от психических типов характера, но родителям, в любом случае, стоит обратить внимание на следующие факторы, прямо или косвенно указывающие на проблему:

  • Вы видите у ребенка явные следы от инъекций;
  • Вы находите у подростка шприцы, иглы, пакетики или коробочки с травой (возможно, чем-то похожей на укроп), либо же какие-то подозрительные порошки;
  • в доме стали пропадать ценные вещи и деньги;
  • у ребенка блестят глаза, а зрачки неестественно сужены или расширенны, при этом реакция на свет практически отсутствует;
  • поведение напоминает алкогольное опьянение, но запах алкоголя слабый или вовсе отсутствует. Речь невнятная, замедленная или ускоренная, нарушена координация при ходьбе и сидении, почерк становится нечитабельным;
  • резкое и неадекватное изменение настроения: смешливость или агрессия, неудержимое желание разговаривать;
  • двигательная активность так же неадекватна: повышенная жестикуляция и перемещение по комнате или наоборот апатия и неподвижность;
  • сухость во рту и явная осиплость голоса или, наоборот, повышенное слюноотделение;
  • кожа бледная или покрасневшая.

Как вы заметили часто симптомы диаметрально противоположные, поскольку это зависит от типа наркотиков, но всегда у подростка наблюдается неадекватное поведение и странные внешние проявления, обращайте на это внимание.

Поэтому, в случае обнаружения тем или иным способом факта приема наркотиков, необходимо как можно быстрее обратиться к врачам, и чем раньше вы это сделаете, тем эффективней будет лечение.

В эпоху, когда алкоголь для подростков стал синонимом взрослости и крутости, личный пример непьющих родителей далеко не всегда способен оградить детей от спиртного. Но, тем не менее, очевиден факт, что у родителей, которые сами активно употребляют спиртные напитки, дети легче способны перешагнуть эту черту, хотя бы из подражания. Поэтому в первую очередь взрослым самим надо не исповедовать культ алкоголя, а придерживаться политики умеренности, ведь дети всегда оценивают не слова, а поступки взрослых.

Если ваш ребенок впервые напился – это еще не повод для далеко идущих выводов, но тревожный звоночек о том, что вам стоит задуматься о проблеме. Дело в том, что подросток еще не знает сколько ему можно выпить и поэтому способен легко превысить допустимую дозу. Все разговоры и нравоучения стоит оставить на следующий день, после того как ребенок будет способен их адекватно воспринимать. Помните, что регулярное употребление подростком небольших порций алкоголя может оказаться намного вреднее, чем одна разовая доза, принятая по неопытности. А, как показывает практика, именно это наиболее часто и делают дети, украдкой от родителей пьют небольшое количество спиртного, а потом «заметают следы преступления» путем жевания жвачек и так далее. Если вы заметили, что от вашего ребенка регулярно пахнет спиртным, то надо незамедлительно принимать меры. Время привыкания к алкоголю у подростков очень короткое.

Учтите, что Всемирная организация здравоохранения безоговорочно объявила алкоголь ядом для детского организма. Поэтому не существует никакой «безопасной дозы» и употребление даже небольших порций спиртных напитков может нанести непоправимый вред физическому и психологическому здоровью ребенка.

Для успешного лечения проблем подростков с алкоголем и наркотиками очень важно раннее диагностирование. Поэтому не пускайте жизнь своего несовершеннолетнего ребенка на самотек. В разумных пределах контролируйте его жизнь, но не перегибайте палку, чтобы не добиться обратного эффекта, ведь подростки не любят тотальные ограничения и слежку. Косвенными признаками употребления алкоголя могут служить частые смены настроения, раздражительность, пропажа денег, падение успеваемости в школе, нежелание слушаться родителей. Однако, такие показатели не всегда говорят именно об алкогольном пристрастии, это могут быть и проблемы с неразделенной любовью, и сложности со сверстниками, и зависимость от наркотиков, и просто трудный подростковый характер. Поэтому обратитесь за консультацией к профессионалам: детскому психологу или наркологу-психиатру .

Вокруг так много говорят и пишут о вреде никотина, что большинству это уже приелось, особенно на фоне курящих врачей, служителей закона и звезд кино, и шоу бизнеса. Все уже почти свыклись с тем, что официальная пропаганда, уже не одно десятилетие рисующая вид страшных легких курильщиков, и реалии жизни идут разными путями. Однако, если портить себе здоровье – это сознательный выбор взрослых, то в случае с детьми и подростками ситуация совсем иная. Ведь, во-первых, воздействие никотина на растущий организм в десятки раз вреднее, а, во-вторых, приобретая пагубную привычку в подростковом возрасте, многие люди потом всю жизнь не могут от неё избавиться, хотя и жалеют о ней.

Подростки обычно свысока относятся к статистике заболеваний и нравоучениям взрослых, и неудивительно, если многие взрослые в окружение детей сами курят, а потом пытаются вести беседы о здоровом образе жизни. Дети склонны наследовать поведение взрослых, а не слова о благопристойности. До тех пор пока курение будет ассоциироваться со взрослостью, пока будут курить не просто взрослые, а успешные актеры, политики и бизнесмены, подростки будут воспринимать процесс пускания дыма как признак «крутости».

В последнее время свою популярность среди молодежи завоевывают электронные сигареты. Электронная сигарета – электронное устройство, создающее высокодисперсный аэрозоль (пар) предназначенный для ингаляции (вдыхания), может использоваться как в качестве средства доставки никотина (ЭСДН) так и для вдыхания ароматизированного пара без никотина. Пар создается за счет испарения специально подготовленной жидкости с поверхности нагревательного элемента и внешне похож на табачный дым. В состав жидкости, которую используют для сигареты входят – никотин, глицерин, пропиленгликоль и различные армотизаторы.  Даже минимальное количество никотина и других веществ, которые входят в состав жидкости, может нанести вред организму, тем более детскому .

Летние каникулы отличаются большим количеством свободного времени у детей. Родители направляют детей в детские оздоровительные лагеря или санатории, или же в сельскую местность к дедушке и бабушке. Дети проводят время на улице, в лесу, купаются в водоемах, часто без сопровождения взрослых или в лучшем случае под присмотром старшего брата или сестры, которые в силу возраста не могут осуществлять надлежащий контроль. Как следствие, во время летних каникул значительно увеличивается количество несчастных случаев и различных заболеваний у детей.

Обеспечить безопасность детей летом – в первую очередь, задача родителей. Даже если вы летом отправляете куда-то ребенка, то обеспечьте его средствами защиты, обговорите с ним технику безопасности, позаботьтесь о регулярной связи и проконсультируйте тех, кто будет присматривать за вашим ребенком и о нюансах его поведения, и особенностях организма .

Вода – опасная для людей стихия. Даже спокойная водная гладь, несмотря на кажущуюся безопасность, таит в себе угрозы. Причем, неприятности обычно случаются не с теми детьми, которые не умеют плавать, поскольку они обычно осторожны и боязливы, а с теми, которые уверены в себе, считая себя отличными пловцами. Дети дошкольного и младшего школьного возраста должны купаться под присмотром взрослых. Подростки, если и посещают самостоятельно водоемы, то должны плавать только в специально отведенных для этого местах, с безопасным проверенным дном, при отсутствии глубоких ям, сильного течения, водоворотов или больших волн. Многие несчастные случаи происходят именно из-за купания в запрещенных местах.

Дети и подростки должны не только уметь плавать и знать правила поведения на воде, но и обладать навыками поведения в критических ситуациях. Они должны понимать как себя вести, если судорогой свело ногу, уметь определить тонущего человека, оказать первую медицинскую помощь. Для каждого человека важна финансовая независимость, но особенно важна она для подростка, который только входит во взрослую жизнь и пытается стать самодостаточным. Этим объясняется то, что, как правило, в период каникул, несовершеннолетние (14-17 лет) временно трудоустраиваются. Однако, не всегда это происходит  в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации. Зачастую, работодатели отказываются от официального трудоустройства несовершеннолетних, во избежание дополнительных проверок со стороны контролирующих органов и исчисления налоговых и страховых выплат.

Основные минусы неофициального трудоустройства:

  • отсутствие документального подтверждения работы;
  • возможность остаться без заработной платы;
  • неоплата за переработку, задержка зарплаты;
  • из-за неофициального оформления стаж не считается;
  • травматизация на рабочем месте может быть не оплачена работодателем;
  • невозможность предъявлять претензии по поводу зарплаты и условий труда работодателю.

Ответственность за безопасность школьников во время обучения и в период коротких перерывов (школьных переменах) несет учитель или другой педагогический работник. То есть, пока учащийся находится в пределах образовательной организации, школа несет ответственность за безопасность его жизни и здоровья, обеспечивая для этого соответствующие условия.

Заключение

Насколько полезным будет для вас, родители, наша сегодняшняя беседа, во многом зависит от самих родителей. Важно чтобы ваш ребенок хорошо усвоил правила безопасного поведения. Старайтесь организовывать обратную связь. Используйте наглядные примеры, проживайте вместе ситуации из жизни. Не забывайте, что ваш личный положительный пример – очень много значит.

Все озвученные риски и угрозы жизни детей и подростков, к сожалению, реальность сегодняшнего дня. Для того, чтобы изменить эту реальность родителям (законным представителям), педагогам и всем кто принимает участие в воспитании несовершеннолетних требуется чуткость к их проблемам, усиленное внимание к их чувствам и переживаниям.

Уважаемые родители! Больше общайтесь с детьми, изучайте их внутренний мир, обращайте внимание на их эмоциональные состояния, обсуждайте проблемы, учите их разрешать. Безвыходных ситуаций не бывает, главное – это сохранение жизни и здоровья, ведь человеческая жизнь – это и есть высшая социальная ценность.  

Когда сложившаяся ситуация кажется сложной и самостоятельно нельзя найти пути ее разрешения, то можно позвонить по телефону доверия, в психологическую службу, специалисты которой окажут всевозможную помощь и поддержку родителям и детям


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Главная ценность человеческой жизни

Ключевым вопросом государственной политики является существенное повышение качества жизни граждан России, все это отражено в национальной программе «Здоровое поколение XXI», в Приоритетных нацио...

Методическая разработка урока литературы и обществознания (или отдельно по каждому из указанных предметов)Тема: «Загадка человека» Цели и ценности человеческой жизни. Цель урока: раскрыть на конкретном примере цели человеческой жизни.

Урок по рассказу !Ф.М.Достоевского "Мужик Марей" учите оценивать людей не по социальной принадлежности, не по внешнему виду, а по умению совершать добрые поступки. Урок проверяет уровень сформированно...

Классный час «ЦЕННОСТИ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ЖИЗНИ»

классный час на тему Ценности человеческой жизни"....

Презентация на тему: "Жизнь человека - высшая нравственная ценность"

Презентация на тему: "Жизнь человека - высшая нравственная ценность"...

Ценности человеческой жизни

Классный час посвящен проблеме выбора нравственных ценностей. Цель: познакомить с понятием "жизненные ценности", сформировать ответственное отношение к собственной жизни. Сегодня для совреме...

Неделя психологии в 5 классе 22.11.23 г. "Развитие у обучающихся переживания ценности человеческой жизни, собственной и другого человека, освоение и укрепление нравственных ценностей".

Тренинговое занятие "Ценность каждого".Цель: формирование у обучающихся чувства ценности жизни любого человека.В ходе занятия проводится разговор о том, что такое добро и делается это в виде...