Классный час «ЦЕННОСТИ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ЖИЗНИ»
классный час (5 класс) на тему

Плужникова Ирина Владимировна

классный час на тему Ценности человеческой жизни".

Скачать:


Предварительный просмотр:

Классный  час на тему

«ЦЕННОСТИ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ЖИЗНИ»

Цель: создание условий для осознания жизненных ценностей подростками и формирование ответственного отношения к ним.

Задачи:

• познакомить студентов с понятием «ценности жизни» и классификацией ценностей;

• способствовать пониманию отличий между ценой материальных предметов и значением духовных жизненных ценностей;

• развивать духовно-нравственные качества студентов через представления о собственной ценности и праве на выбор своего жизненного пути;

• формировать ответственное отношение к собственной жизни и умение осознанно выбирать важнейшие жизненные ценности.

Форма проведения: беседа с сюжетно-ролевыми играми и проблемными вопросами.

Оборудование: компьютер, проектор, экран, фломастеры, выписка из энциклопедии о понятии «ценности», наглядный материал: карточки с различными ценностными понятиями, ветки с «дерева жизни».

Место воспититетельного часа в воспитательном процессе учебной группы: воспитательный час, отражающий нравственную тематику, – одно из важных направлений воспитательной работы для формирования духовно-нравственных основ личности. Это направление особенно значимо сейчас, так как в молодёжной среде всё большее значение приобретают ценности материально-бытового плана и в настоящее время доминируют не ценности-цели, а ценности-средства (инструментальные).

Содержательный компонент вос.часа

I. Вступительная часть.

II. Основное содержание:

1. Понятие «Ценности», его традиционное определение и классификация.

2. Выбор как осознанная жизненная необходимость для людей. Китайская притча о выборе.

3. Различия между духовными и материальными ценностями и осознание их значимости.

4. Групповая игра «Создание новых цивилизаций».

5. «Дерево жизненных ценностей» и необходимость выбора.

III. Заключительная часть.

Ход воспитательного часа

I. Вступительная часть

На экране – тема: «Ценности человеческой жизни».

Классный руководитель: Здравствуйте! Сегодня мы с вами поговорим о нравственных категориях и жизненных ценностях, важных для каждого человека. Тема нашего воспита-

тельного часа – ценности человеческой жизни.

Ценности – философское и социологическое понятие, обозначающее положительную и отрицательную значимость какого-либо объекта. В данной работе речь идёт о ценности как важности, значимости, пользе, полезности чего-либо. В этом случае система признанных ценностей будет повседневным ориентиром в социальной деятельности подростка.

II. Основное содержание

1. Понятие «ценности», его традиционное определение и классификация

Классный руководитель: Эпиграфом к нашей беседе будет высказывание одного из выдающихся философов: «…как басня, так и жизнь ценится не за длину, но за содержание». (Сенека)

Несколько иначе звучит традиционная трактовка понятия «ценности». Студенты знакомятся с определением «ценности», данном в Большой толковом словаре Владимира Чернышова (Приложение 1).

Классный руководитель: Чем являются для вас «ценности»? (Ответы студентов)

Классный руководитель: Социологи предлагают такую классификацию ценностей:

• витальные ценности: жизнь, здоровье, безопасность, качество жизни, уро-вень потребления, экологическая безопасность;

• экономические ценности: наличие равных условий для производителя и благоприятных условий для потребителя в сфере товаров и услуг;

• социальные ценности: социальное положение, трудолюбие, семья, доста-ток, равенство полов, личная независимость, способность к достижениям, терпимость;

• политические ценности: патриотизм, гражданская активность, легитим-ность, гражданские свободы, гражданский мир.

2. Выбор как осознанная жизненная необходимость для людей. Китайская притча о выборе

Далее классный руководитель предлагает студентам послушать Притчу о выборе.

Мудрец и ученик сидят у ворот своего города. Подходит путник и спрашивает:

– Что за люди живут в этом городе?

– А кто живёт там, откуда ты пришёл? – спрашивает мудрец.

– Ох, мерзавцы и воры, злобные и развращённые.

– Здесь то же самое, – ответил мудрец.

Через некоторое время подошёл другой путник и тоже спросил, что за народ живёт в этом городе.

– А кто живёт там, откуда ты пришёл? – спросил мудрец.

– Прекрасные люди, добрые и отзывчивые, – ответил путник.

– Здесь ты найдёшь таких же, – сказал мудрец.

– Почему ты одному сказал, что здесь живут негодяи, а другому – что здесь живут хорошие люди? – спросил мудреца ученик.

– Везде есть и хорошие люди, и плохие, – ответил ему мудрец. – Просто каждый находит только то, что умеет искать.

3. Различия между духовными и материальными ценностями и осознание их значимости

Классный руководитель: Напишите за 1 минуту на бумажной заготовке в форме листика дерева все ценности, которые на данный момент вы считаете наиболее важными для себя. (Студенты пишут о том, что для них ценно, на листочках). А сейчас на время отложите в сторону свои листочки. Они понадобятся в конце классного часа для самоанализа (Приложение 2).

Вопросы:

1. Как вы думаете, какие ценности в наши дни чаще всего выходят на первый план?

2. Можно ли считать вещи, развлечения, одежду ценностями?

3. Если да, то какими: материальными или духовными?

4. Каково различие между материальными и духовными ценностями?

(Выслушивают ответы студентов)

Классный руководитель обобщает и делает вывод о том, что сами по себе такие вещи, как автомобиль, квартира, дорогой телефон, дача, яхта и т. д. – хороши, но если они становятся самоцелью, это может быть социально опасным явлением, ведь мы построим на таких ценностях общество без перспектив. Общество потребления – общество материального комфорта, изобилия материальных благ, общество неуёмного потребления. Это общество самообмана, где невозможны ни подлинные чувства, ни подлинная культура.

Вопрос: Что же важнее для общества: духовность или материальность?

Вывод делают студенты. Нравственное общество можно построить на духовной основе, но и материальная сторона тоже важна, но только она должна быть второстепенна.

4. Групповая игра «Создание новых цивилизаций»

Классный руководитель предлагает ребятам провести не совсем обычную игру «Создание новых цивилизаций». Для этого им необходимо разбиться на группы и перенестись мысленно в будущее, галактическую эпоху, когда будет заселяться галактика, и представить, что они отправляются к новой планете, которая очень похожа на Землю. Там каждая группа может положить начало новой цивилизации.

Задача студентов – перенести основные ценности земной цивилизации в новую ситуацию. Предлагается набор ценностей, с которым они работают в течение трёх минут.

Цель работы группы: определить, какие пять ценностей участники считают наиболее важными, расставить их по мере убывания их значимости, при этом группа должна выработать единую позицию и объяснить её. (Работа идёт на музыкальном фоне, например, И.С. Бах «Токатта и фуга ре минор»).

При сопоставительной проверке работы групп необходимы пояснения по выбору и упорядочению ценностей.

Классный руководитель делает обобщение, говоря о том, что люди по-разному формируют ценности. Обычно этот процесс растянут на всю жизнь человека. Когда нам 15 лет, на первое место выходят любовь, дружба, образование. Когда нам 30 – семья, дети. Когда нам 50 – здоровье, душевная гармония. Но есть главная ценность – ценность жизни.

5. «Дерево жизненных ценностей» и необходимость выбора

Классный руководитель: Я прошу вас вернуться к своим листочкам с записями, сделанными в начале классного часа, прочитать, что было написано, и решить, нужно ли дополнять своими ценностями планеты, или смысл некоторых позиций потерял значимость. (Объяснить, добавить или вычеркнуть.)

Классный руководитель: Древние говорили, что каждый человек – это сосуд, который наполняется содержанием с течением времени. Сосуды бывают различной формы, как и люди, а их внутреннее содержание зависит от нас самих.

(Раздать студентам сосуды и веточки, чтобы к веткам дерева жизни они прикрепили свои листочки с указанными на них ценностями.)

III. Заключительная часть

Классный руководитель: Я думаю, что вы сделали правильный выбор, а ваши листочки напомнят вам об этом. Поэтому всегда будет актуально стихотворение Юрия Левитанского «Каждый выбирает для себя» (Приложение 3).

Список использованной литературы и интернет-ресурсов

1. Герасимова В.А. Классный час играючи. – М.: Сфера, 2003.

2. Драч Г.В. Культурология: учеб. для вузов / Г.В. Драч, О.М. Штомпель, Л.А. Штомпель, В.К. Королёв. – СПб.: Питер, 2011.

3. Котуранов Л.А., Котуранова Н.Н. Этика саморазвития. Первый год за-нятий: кн. для учителя. – Калуга: Гриф, 2005.

4. Морозова Л.П. Классные часы. – Волгоград: Корифей, 2008.

5. Ценности // Большой толковый словарь Владимира Чернышева [Элек-тронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.e-slovar.ru/dictionary/24/21832/.

Приложение 1

Ценности делятся на материальные (золото, деньги, недвижимость и т. д.) и нематериальные (любовь, честь, достоинство, свобода и т. д.)

Ценности соотносятся, прежде всего, с культурой и материальными основами общества, являясь общепризнанным стандартом, мерилом чего-либо. Тем не менее история развития человеческой цивилизации убеждает, что в обществе нет рукотворных ценностей, годных «для всех времен и всех народов», поэтому каждый конкретный период времени, каждое общество, группа (как носитель ценностей) представлены своими иерархическими системами ценностей.

Категорию ценностей ввёл в социологию М. Вебер. В дальнейшем теоретики структурного функционализма (направление в социологии) рассматривали общность ценностей как важнейший принцип, на основе которого достигается социальное согласие. Ценности здесь выступают как важнейший элемент культуры, системы социальной регуляции, обеспечивающий общую стратегическую линию такой регуляции. В частности, на основе ценностей вырабатываются нормы, оценки.

По Канту, любое материальное определение воли связано с удовольствием или неудовольствием, а ценность желаемых благ должна определяться только посредством этой связи. В действительности сознанию даны только носители ценностей вместе с мерой ценности, которая и превращает их в желаемое. Имеется первичное чувство ценности, на котором основано сознание ценности, являющееся всегда материальным и предметным сознанием. Сама ценность не есть закон или повеление и, хотя она и не является реальным образованием, всё же представляет собой объективное и материальное по своему содержанию образование. А в силу своей материальной природы она обладает способностью определять содержание повеления.

Такая система может быть представлена как в виде элементов, каждый из которых представляет из себя отдельную ценность, так и виде целостных систем, определяющих качество, образ жизни, пласты и направления деятельности.

Ценностные ориентации – система отношения индивидов или групп к ценностям.

Абсолютные ценности – ценности, существование которых неоспоримо и не подвергается сомнению на протяжении человеческой жизни.

Значимость абсолютных ценностей рассматривается независимо от их признания. К таким ценностям относятся: жизнь, смысл жизни, сознание, целеустремлённость, свобода, справедливость, добро, счастье, красота, здоровье, мир и т. д.

Неизменными ценностями, как в России, так и за рубежом, выступают «закон и порядок».

Национальные ценности – ценности, характерные для какой-либо нации.

Исконно российскими национальными ценностями являются генетически заложенная в нас духовность, взаимопомощь, верность дружбе, сострадание, сентиментальность, тонкость чувств и уязвимость души.

Жизненные ценности – ценности, имеющие отношение к жизни человека, таковы здоровье, благополучие, семья, деньги, карьера, образование, общест-венное признание и т. д.

Культурные ценности – ценности духа, его незримого и зримого воплощения. Они подразделяются на комплексы ценностей, которые наполняют целые сферы деятельности.

Материальные ценности – всё то, что обычно можно «пощупать руками» и имеет цену. Это могут быть здания, сооружения, машины, оборудование, цен-ные бумаги, деньги, сырьё, товары, памятники материальной культуры и т. д.

Социально-политические ценности – принципы, которыми руководствуется в своей деятельности данное общество. Например, демократия, свобода слова и т. д.

Ценности и стиль жизни (VALS) – психографическая типология потребительской массы, которая классифицируется относительно приверженности тем или иным ценностям.

Эстетические ценности – ценности красоты, прекрасного.

Этические ценности – нравственные ценности убеждения и поведения.

Осуществление ценностей состоит в том, чтобы следовать требованию, исходящему от ценности, и подчинять этому требованию свою деятельность.

Иерархия этических ценностей выстраивается от основополагающих (потребность в продолжении рода, воля к жизни и т. д.) к вершине, где располагаются все мыслимые высшие ценности.

Всякая этическая ценность направляет этическую энергию человека на себя и требует от человека самоосуществления. При этом происходит не переоценка ценностей, а их перегруппировка в этическом пространстве.

Экономические ценности – разновидность материальных ценностей, входящих в сферу экономических отношений – капитал, деньги, полезные ископае-мые, рабочая сила, ресурсы. При этом экономика рассматривается как учение о том, как рационально распоряжаться и обретать ценности.

Ценностные оценки – ценности, выраженные в форме пожеланий (оценок), а не повелений (норм).

Приложение 2

Доброта

Душевная гармония

Верность

Совесть

Честность

Честь

Взаимопомощь

Вера

Любовь

Надежда

Дружба

Общение

Образование

Яхта

Дом

Путешествия

Семья

Автомобиль

Дети

Собственный бизнес

Здоровье

Мобильный телефон

Обеспеченная старость родителей

Загородный дом

Недвижимость за границей

Квартира

Развлечения

Акции банков и компаний

Приложение 3

«Каждый выбирает для себя…»

Каждый выбирает для себя

женщину, религию, дорогу.

Дьяволу служить или пророку –

каждый выбирает для себя.

Каждый выбирает по себе

слово для любви и для молитвы.

Шпагу для дуэли, меч для битвы

каждый выбирает по себе.

Каждый выбирает по себе.

Щит и латы. Посох и заплаты,

меру окончательной расплаты

Каждый выбирает по себе.

Каждый выбирает для себя.

Выбираю тоже – как умею.

Ни к кому претензий не имею.

Каждый выбирает для себя.

Ю. Левитанский


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час «Ценность моей жизни»

Целостное представление о своем жизненном пути особенно важно в подростковом возрасте, когда представления о себе самом и своей жизни существенно изменяются ,  и человек выбирает свою дорогу. Жиз...

Главная ценность человеческой жизни

Ключевым вопросом государственной политики является существенное повышение качества жизни граждан России, все это отражено в национальной программе «Здоровое поколение XXI», в Приоритетных нацио...

Методическая разработка урока литературы и обществознания (или отдельно по каждому из указанных предметов)Тема: «Загадка человека» Цели и ценности человеческой жизни. Цель урока: раскрыть на конкретном примере цели человеческой жизни.

Урок по рассказу !Ф.М.Достоевского "Мужик Марей" учите оценивать людей не по социальной принадлежности, не по внешнему виду, а по умению совершать добрые поступки. Урок проверяет уровень сформированно...

Классный час "Ценности нашей жизни".

Классный час предназначен для обучающихся 6 класса. Заставляет задуматься о том, что такое жизнь и что в ней самое главное. Предлагает пересмотреть ценности и сформировать новые представления о об отн...

Ценности человеческой жизни

Классный час посвящен проблеме выбора нравственных ценностей. Цель: познакомить с понятием "жизненные ценности", сформировать ответственное отношение к собственной жизни. Сегодня для совреме...

Неделя психологии в 5 классе 22.11.23 г. "Развитие у обучающихся переживания ценности человеческой жизни, собственной и другого человека, освоение и укрепление нравственных ценностей".

Тренинговое занятие "Ценность каждого".Цель: формирование у обучающихся чувства ценности жизни любого человека.В ходе занятия проводится разговор о том, что такое добро и делается это в виде...