Причины нарушения осанки у детей младшего школьного возраста. Профилактика этих нарушений.
статья на тему

Багизаева Роза Басыровна

Что можно сделать для сохранения хорошей осанки у школьников.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Причины нарушения осанки у детей младшего школьного возраста. Профилактика этих нарушений. 

Осанка – это умение без особого напряжения сохранять правильную позу в различных положениях: сидя, при ходьбе, во время игр.

Нарушение осанки чаще всего появляется в школьном возрасте, особенно в периоды ускоренного роста скелета детей (периоды вытягивания), но, так как  сегодняшнее поколение детей предпочитает проводить много времени у телевизора и компьютера, осанка у детей ухудшается уже в дошкольном возрасте. Как правило, ребенок с нарушенной осанкой,  проводит на свежем воздухе мало времени, он малоподвижен и  часто болеет простудными заболеваниями. Нарушение осанки - это не болезнь, но ребенок с нарушенной осанкой находится в группе риска по развитию ортопедической патологии позвоночника и стоп, заболеваний органов дыхания, пищеварения. Осанка определяется не только наследственностью, конституцией тела, но и зависит от условий жизни, состояния физического здоровья  человека.

Очень важно следить за симметричным положением тела, отказываться от привычки стоять, опираясь во время стойки на одну ногу, носить тяжести в одной руке, сидеть в асимметричной позе, важно держать в тонусе спину и подтягивать живот. Вспомним историю: в Институте благородных девиц  классные дамы не уставали напоминать своим воспитанницам: «Девочки: «Сели, ноги вместе, руки перед собой, спина прямая, шея, затылок и ягодицы строго по одной линии». Девочек учили «держать спину». Воспитанницы выходили из стен этого заведения стройными, с красивой осанкой.

      Правильная осанка делает фигуру человека красивой и способствует нормальной деятельности двигательного аппарата и всего организма. В организме человека все взаимосвязано, очень часто ухудшение состояния здоровья наступает из-за несоблюдения правильной осанки. Головная боль, боль в шее, в руках подчас вызваны нарушением осанки. Процесс формирования осанки начинается с самого раннего возраста и в  большинстве случаев нарушения осанки являются приобретенными.

Причины нарушения осанки:

         – слабое развитие мышечного корсета, привычное неправильное положение тела;

– неправильное расположение тела в ходе различной, часто повторяющейся, деятельности;

– сидения за столом, ссутулившись;

- слишком мягкая постель;

– ходьба, когда одна рука находится в кармане (налицо искусственный перекос плечевого пояса и нарушенная осанка);

– различные врождённые заболевания, как внутренних органов, так и опорно-двигательного аппарата

– ранняя специализация в спорте и т.д.

       Чем опасно нарушение осанки?

 Позвоночник – это основа (каркас) всего организма, когда страдает позвоночник – страдает весь организм. При сколиозе деформируется грудная клетка, ухудшается вентиляция легких, нарушается работа и других внутренних органов. Может уменьшиться рост. Беспокоят боли в спине и головные боли.  У школьников с нарушением осанки, как правило, слабый опорно-двигательный аппарат и мышцы, неэластичные связки, снижены амортизационные способности нижних конечностей и, что особенно важно, позвоночника, а это может легко привести к тяжелым травмам при различных прыжках, выполнении физических упражнений.

Для выработки  навыка осанки подойдут следующие упражнения: 

1. В положении основной стойки расположите на голове какой-либо предмет. Сохраняя правильную осанку, опуститесь поочередно на колени, затем сядьте на пятки и в обратной последовательности вернитесь в и.п.; 
2.      Стоя, разведите руки в стороны, держа в правой руке небольшой предмет
(теннисный мяч, кубик). Поднимая правую руку вверх, согните ее в локте, левую заведите вниз – за спину и передайте предмет в левую руку. Затем повторите упражнение, передавая предмет за спиной из левой руки в правую руку; 
3.     Стоя у стены и касаясь ее затылком, спиной и пятками, поднимите согнутую правую ногу максимально вверх и прижмите к животу, обхватив руками голень. Затем выпрямите ногу и руки вперед. Вернувшись в и. п. повторите упражнение, поднимая левую ногу; 
4.     С предметом на голове походите на носках, пятках, высоко поднимая
колени, выпадами, зигзагами, окрестными шагами, приставными шагами правым (левым) боком вперед, спиной вперед.
5.      Стоя у стены, вытянуть руки вперед. Поднять прямую ногу вперед, не теряя касания со стеной.

6.       Стоя на коленях, упереться прямыми руками в пол. Выгнув спину, держаться так 5-7 с; прогнуться в пояснице, держаться 3-5 с.

7.      Лежа на животе, упереться в пол согнутыми руками. Разгибая руки и не отрывая бедер от пола, запрокинуть голову назад, максимально прогнуться, держаться так 3-5 с, вернуться в исходное положение.

В качестве  корригирующих упражнений можно использовать ходьбу на лыжах, плавание, ходьбу с различными предметами на голове, хорошим средством для формирования правильной осанки являются упражнения в равновесии, балансирование и расслабление.

Привычка к правильной осанке должна стать незабываемой нормой поведения каждого учащегося. 

Используемая литература:

 Каралашвили Е.А. Физкультурная минутка. Динамические упражнения для детей 6–10 лет. – М.: ТЦ. «СФЕРА», 2001. – 64 с. 

 Ковалько В.И. Здоровьесберегающие технологии в начальной школе. 1–4 кл. – М.:» ВАКО», 2004, – 296 с. 

Кроковяк Г.М. Воспитание осанки: гигиенические основы. Пособие для учителей и родителей. – Л.: Феникс, 1963. – 64 с. 

Шапкова Л.В. Коррекционные подвижные игры и упражнения для детей с нарушениями в развитии/ – М.: Советский спорт, 2002. – 212 с. 
33. Шмелин А.М. Воспитание правильной осанки – М.: Физкультура и спорт, 1968. – 70 с.

Фаркова И.А. Профилактика нарушений осанки у детей и подростков. aupam.ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ВЛИЯНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ ЗАНЯТИЙ ЛЕЧЕБНЫМ ПЛАВАНИЕМ НА ФУНКЦИОНАЛЬНУЮ И ФИЗИЧЕСКУЮ ПОДГОТОВЛЕННОСТЬ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С НАРУШЕНИЕМ ОСАНКИ

Основной целью является желание показать, что, используя в активной форме средства физической культуры, можно значительно повысить эффективность реабилитационных мероприятий с детьми, имеющими нарушен...

Методы и приемы коррекции нарушения письма у детей младшего школьного возраста.

В материале представлены основные направления в работе и различные упражнения...

Пути предупреждения правильной осанки у детей младшего школьного возраста.

Данная статья знакомит педагогов со средствами и методами предупреждения правильной осанки у детей младшего школьного возраста....

Пути предупреждения правильной осанки у детей младшего школьного возраста.

Данная статья знакомит педагогов со средствами и методами предупреждения правильной осанки у детей младшего школьного возраста....

Методическое пособие «Профилактика и коррекция нарушений осанки и плоскостопия у детей младшего школьного возраста»

Актуальность вопросов и необходимость в профилактике нарушений осанки и плоскостопия  у детей, не теряет своей остроты до настоящего времени, так как частота этих патологических состояний неуклон...

"Формирование осанки у детей младшего школьного возраста"

Выступление на Республиканской научно - практической  конференци "Актуальные вопросы физического воспитания подрастающего поколения  Презентация на тему : " Формирование осанки у д...