индивидуальные занятия логопеда звук Л
план-конспект на тему

  Цели занятия:

     1) Коррекционно-образовательные:  Звук и буква Л

     2) Коррекционно-развивающие:

- развитие зрительной и слуховой памяти

- развитие пространственно-ориентировочных представлений;

- развитие мелкой моторики;

     3) Коррекционно-воспитательные: формирование навыков сотрудничества, положительной установки на участие в занятии.

Оборудование: Картинки с изображением мальчика и девочки, предметные картинки со звуками Л и Л'

Лексический материал: слова со звуком Л 

Скачать:


Предварительный просмотр:

МОКУ Падунская общеобразовательная школа-интернат «Психолого-педагогической поддержки»

Учитель – логопед Хоружий Надежда Владимировна, 2016 г декабрь 

Конспект   индивидуального  занятия

по  формированию фонетической стороны речи

Тема: «Автоматизация звука Л в словах»

  Цели занятия: 

     1) Коррекционно-образовательные: Закрепление правильного произношения звука Л в словах, уточнение навыков словообразования.

     2) Коррекционно-развивающие: 

- формирование навыков звукового анализа;

- развитие логического мышления;

- развитие мелкой и артикуляционной моторики;

     3) Коррекционно-воспитательные: формирование навыков сотрудничества, положительной установки на участие в занятии.

Оборудование: Картинка с изображением Буратино, сердечко, картинки с изображением улиток, обозначающих позицию звука в слове, предметные картинки со звуком Л, картинка с изображением животных.

Лексический материал: слова со звуком Л.

Ход занятия:

  1. Пальчиковая гимнастика

Начинаем мы рассказ  (вращать кистями рук)

Десять пальчиков у нас (сжимать и разжимать пальцы рук)

Старшие братишки – умные мальчишки (сжать кулачки, оставить большие пальцы и вращать ими)

Средним братцам только бы подраться (кулачки прижать друг к другу, выпрямить средние пальцы и постучать подушечками средних пальцев друг об друга)

Ну, а вы, малыши, обнимитесь от души (сжать кулаки, отставить мизинцы и сцеплять их попеременно)

  1. Артикуляционная гимнастика

А)научим язычек слушаться   Б)качели    В)лошадка     Г)индюк

  1. Л: к нам в гости сегодня пришел Буратино. Он хочет с тобой поиграть. Посмотри какую картинку он принес с собой.  (картинка с изображением животных). Посмотри на картинку и четко назови всех животных. Перечисли животных от самого маленького к самому большому, а потом наоборот, от самого большого к самому маленькому.
  2. Показать ребенку картинки с изображением улиток, обозначающих позицию звука в слове. Рассмотреть предметные картинки, уточнить все ли картинки знакомы ребенку, и проговорить их название. Затем разложить каждую картинку под соответствующей схемой.
  3. Л: послушай сочетание слов и замени их одним словом-признаком

Например: Девушка со светлыми волосами (светловолосая)

Юноша с голубыми глазами (голубоглазый)

Кот с толстыми лапами (толстолапый)

Ночь с полной луной (полнолунная)

  1. Подведение итогов   Л: Буратино с тобой очень понравилось играть и он дарит тебе сердечко.



Предварительный просмотр:

МОКУ Падунская общеобразовательная школа-интернат «Психолого-педагогической поддержки»

Учитель – логопед Хоружий Надежда Владимировна, 2016 г декабрь 

Конспект   индивидуального  занятия

по  формированию фонетической стороны речи

Тема: «Автоматизация звука Л в стихах, тексте»

  Цели занятия: 

   1) Коррекционно-образовательные: Автоматизация звука Л в стихах, тексте.

     2) Коррекционно-развивающие: 

- развитие логического мышления;

- развитие мелкой и артикуляционной моторики;

- развитие фонематического восприятия.

     3) Коррекционно-воспитательные: формирование навыков сотрудничества, положительной установки на участие в занятии.

Лексический материал: стихи и текст со звуком Л.

Ход занятия.

1.Пальчиковая гимнастика

Начинаем мы рассказ  (вращать кистями рук)

Десять пальчиков у нас (сжимать и разжимать пальцы рук)

Старшие братишки – умные мальчишки (сжать кулачки, оставить большие пальцы и вращать ими)

Средним братцам только бы подраться (кулачки прижать друг к другу, выпрямить средние пальцы и постучать подушечками средних пальцев друг об друга)

Ну, а вы, малыши, обнимитесь от души (сжать кулаки, отставить мизинцы и сцеплять их попеременно)

2. Артикуляционная гимнастика.

1.Наказать непослушный язык.

Цель. Вырабатывать умение расслаблять мышцы языка.

Описание. Немного приоткрыть рот, спокойно положить язык на нижнюю губу и, пошлепывая его губами,  произносить звуки "пя - пя - пя...".  Удерживать широкий язык в спокойном положении при открытом рте под счет от одного до пяти - десяти.

2.Вкусное варенье.

Цель. Вырабатывать движение широкой передней части языка вверх и положение языка, близкое к форме чашечки, которое он принимает при произнесении звука ш.

Описание. Слегка приоткрыть рот и широким передним краем языка облизать верхнюю губу, делая движение языком сверху вниз, но не из стороны в сторону.

3.Пароход гудит

Цель. Выработать подъем спинки языка вверх.

Описание. Приоткрыть рот и длительно произносить звук ы (как гудит пароход).

Методические указания. Следить, чтобы кончик языка был опущен и находился в глубине рта, а спинка была поднята к небу.

3.Закрепления произношения звука Л в чистоговорках

Закончи каждую чистоговорку словом со звуком Л. Проговори чистоговорки 3—5 раз.

Ла-ла-ла, ла-ла-ла,        вот высокая ... (скала).

Ло-ло-ло, ло-ло-ло,        в лодке сломано ... (весло).

Лу-лу-лу, лу-лу-лу,        я бегом бегу к ... (столу).

Лы-лы-лы, лы-лы-лы,        в доме новые ... (полы).

Лат-лат-лат, лат-лат-лат,        маме купим мы ... (халат),

Пло-пло-пло, пло-пло-пло,        белочка нашла ... (дупло).

Лас-лас-лас, лас-лас-лас,        Слава смелый ... (водолаз).

Олка-олка-олка,        над столом есть ... (полка).

Улка-улка-улка,        на тарелке ... (булка).

Илка-илка-илка,        в мойке нож и ... (вилка).

4. Закрепление звука Л в рифмовках.

                                    ФУТБОЛ

Ол-ол-ол-ол,        очень любим мы футбол.

                                      Лы-лы-лы-лы,                                 забиваем мы голы.

                                     Лу-лу-лу-лу,                                возле окон, на полу.

Ол-ол-ол-ол,        вот какой забили гол!

Ла-ла-ла-ла,        не заметил я стекла.

Ло-ло-ло-ло,        очень тонкое стекло!

Лу-лу-лу-лу,        мы не били по стеклу!

Ла-ла-ла-ла,        только нет в окне стекла.

ПОМОГЛА!

Ла-ла-ла, ла-ла-ла,        как-то Мила пол мела.

Ло-ло-ло, ло-ло-ло,        видит, на полу стекло.

Лу-лу-лу, лу-лу-лу,        сто осколков на полу.

Лы-лы-лы, лы-лы-лы,        Мила подмела полы.

Ла-ла-ла, ла-ла-ла,        Мила маме помогла.

5. Закрепление произношения звука Л в рассказах

      Четко, выделяя звук Л, повтори сначала каждое предложение за взрослым, а затем весь                      рассказ целиком. После уточнения смысла текста назови все слова со звуком Л.

                                                                   ДОБРАЯ ЗЛАТА

Злата сидела на скамейке и ела булку с колбасой. Подошла к Злате бездомная собака. Она поглядела на колбасу, потом на Злату и тихо заскулила. По глазам собаки было видно, что она давно не ела. Злата отломила половину булки и отдала голодной собаке. Та моментально все съела. Затем потянулась к Злате и стала ласково лизать ее ладони.



Предварительный просмотр:

МОКУ Падунская общеобразовательная школа-интернат «Психолого-педагогической поддержки»

Учитель – логопед Хоружий Надежда Владимировна, 2016 г декабрь 

Тема: «Автоматизация звука Л во фразе»

  Цели занятия: 

   1) Коррекционно-образовательные: Закрепление звука Л в предложениях, составленных по картинке и слову-действию, и самостоятельно исправленных предложениях. Совершенствование грамматического строя речи.

     2) Коррекционно-развивающие: 

- развитие логического мышления;

- развитие мелкой и артикуляционной моторики;

     3) Коррекционно-воспитательные: формирование навыков сотрудничества, положительной установки на участие в занятии.

Оборудование: синий картон (небо), звезды, картинка с изображением девочки, предметные картинки со звуком Л.

Лексический материал: фразы со звуком Л

Ход занятия:

  1. Пальчиковая гимнастика
  2. Артикуляционная гимнастика
  3. В далекой волшебной стране кто-то украл с неба все звезды (показать синий картон). Давай поможем жителям этой страны вернуть звезды. Давай им поможем. Нам приготовили задания. За каждый правильный ответ возвращается о одной звездочке.

Л: возьми картинку с изображением девочки. Дай ей имя со звуком Л. Послушай каждое слово действие и подбери к нему одну или несколько подходящих о смыслу картинок. Затем составь предложение и проговори их, выделяя звук Л.

      Съела, катала, нашла, увидела, надела, подошла к, полила, копала, купила, испугалась.

Например: Алла съела салат из свеклы.

  1. Л: послушай отдельные слова и составь из них предложение.

Водолаз, опускаться, холодный, вода.

Мила, увидеть елка, ландыш.

Павел, достать, колодец, холодная, вода.

Подводный, лодка, уйти, глубина.

Людмила, пылесосить, полосатая, палас.

  1. Л: послушай предложения в которых слова перепутаны. Мысленно исправь ошибки и проговори предложения.

На гладиолусах появилась клумба.

Елка ходила около лося.

Оладьи съели Милу.

Салат торчал из ложки.

Голуби вылетели в голубятню.

Фиалка села на пчелу.

Колодец подошел к Павлу.

Около голубей сидела лужа.

Подсолнух полил Клаву.

Елка выросла под ландышем.

  1.  Подведение итогов:

Л: Давай посчитаем сколько звездочек мы смогли вернуть жителям волшебной страны.  



Предварительный просмотр:

МОКУ Падунская общеобразовательная школа-интернат «Психолого-педагогической поддержки»

Учитель – логопед Хоружий Надежда Владимировна, 2016 г декабрь 

Конспект   индивидуального  занятия

по  формированию фонетической стороны речи

Тема: «Дифференциация звуков Л – Л'»

  Цели занятия: 

     1) Коррекционно-образовательные:  Дифференциация звуков Л и Л' в словах с подобным звучанием

     2) Коррекционно-развивающие: 

- развитие зрительной и слуховой памяти

- развитие пространственно-ориентировочных представлений;

- развитие мелкой моторики;

     3) Коррекционно-воспитательные: формирование навыков сотрудничества, положительной установки на участие в занятии.

Оборудование: Картинки с изображением мальчика и девочки, предметные картинки со звуками Л и Л'

Лексический материал: слова со звуками Л и Л'

Ход занятия:

  1. Пальчиковая гимнастика

Дети стоят, приготовившись изображать медведя, руки полусогнуты.

Три медведя шли домой.

Папа был большой – большой,

Мама с ним поменьше ростом.

А сынок малютка просто.

Очень маленький он был,

С погремушками ходил

Дзинь – дзинь, дзинь – дзинь.

Шагают вместе вперевалочку.

Поднять полусогнутые руки над головой, тянуться вверх.

Руки на уровне груди.

Присесть.

Присев, покачиваться по-медвежьи.

Встать, руки перед грудью сжаты в кулаки.

Имитируют игру с погремушками.

  1. Произнести за логопедом слова:

Ла – ля: лавка – лямка, лапа – шляпа, юла – Юля, кулачек – светлячок, глазки – коляски.

Ло – лё: лоб – лёд, пилот – полёт, болото – полёты, плот –плёнка.

Лу – лю: лук – люк, клумба – клюква, случай – ключ, клубок – любой.

Лы – ли: лысый – лисий, улыбка – улитка, плыть – лить, слышать – слишком.

Л – ль: ел – ель, дал – даль, стал – сталь, стул – стулья, мал – мальчик, жил – жилье.

  1. Разложить картинки со звуками Л и Л' в две стопки. (раздать картинки Ларе и Лёне). Картинки со звуком Л отдать Ларе (положить под изображением девочки). Картинки, в названии которых звук Л' отдать Лёне (положить под изображением мальчика)
  2. Положить по 4 картинки со звуками Л и Л', в 4 ряда.

А)логопед показывает по 4 картинки, а  ребенок называет эти картинки в той же последовательности.

Б)спросить ребенка какая картинка находится в левом верхнем углу, в правом нижнем углу и т.д.

  1. Подведение итогов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на педагогическом совете Тема: «Индивидуальные занятия на уроках физкультуры. Занятия с ослабленными детьми»

Основным организационно-педагогическим принципом осуществления физического воспитания учащихся общеобразовательных школ является дифференцированное применение средств физической культуры в занятиях со...

Конспект занятия по РРС и ФПСР.Индивидуальное занятие по РРС и ФПСР.Здоровье. Автоматизация звука С.

Тема ФПРС:  Автоматизация звука «С».Цель: Тренировать ребёнка в умении правильно произносить звук «С» в открытых слогах и между гласными в словах, фразах и предложениях. Тема РРС:  «Здо...

Конспект открытого занятия по теме «Работа над оркестровыми партиями на индивидуальных занятиях по классу домры»

Открытое занятие проводится по дополнительной общеобразовательной программе оркестровой студии «Гармония» «Домра» (специальный инструмент), утверждённой Педсоветом и Экспертным советом ДТДиМ 12 сентяб...

Конспект индивидуального занятия (ОНР II уровень). Тема занятия: «Игрушки».

Цель: Обогащать словарный запас ребенка. Ввести обобщающее понятие «Игрушки».Задачи:1.     Формировать умение образовывать формы имен существительных в р.п., мн.ч., образовывать ум...

Конспект индивидуального занятия (ОНР II уровень). Тема занятия: «Мебель».

Цель: Обогащать словарный запас ребенка. Ввести обобщающее понятие «Мебель».Задачи:1.     Формировать умение образовывать формы имен существительных в мн.ч., образовывать формы уме...

Рабочая программа «Формирование фонетико-фонологической компетенции воспитанников 4г.6мес.-7 лет с нарушениями устной речи». Индивидуальные занятия (занятия в подвижных микрогруппах).

Рабочая программа представляет собой описание проверенной практикой эффективной системы коррекции фонетического и фонетико-фонематического недоразвития дошкольников в условиях образовательных организа...

«Индивидуальные занятия на уроках физкультуры. Занятия с ослабленными детьми»

«Индивидуальные занятия на уроках физкультуры. Занятия с ослабленными детьми»...