Психологическое здоровье семьи
методическая разработка на тему

Вахрушева Надежда Викторовна

Сценарий психологиченского практикума для родителей, в процессе которого раскрываются основные аспекты детско-родительских взаимоотношений.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon stsenariy_psihologicheskogo_praktikuma_dlya_roditeley.doc56.5 КБ

Предварительный просмотр:

Сценарий психологического практикума для родителей

«Психологическое здоровье семьи»

Составитель: Вахрушева Н.В.,

Педагог-психолог высшей категории

Многолетние исследования восточных долгожителей показывают, что все они имели хороший личностный стержень, находились в гармонии с самим собой и окружающими людьми, а так же обладали высокой стрессоустойчивостью.

        По данным диагностики, далеко не все дети нашей школы демонстрируют такие качества. Так, например, мы попросили детей второго класса отразить своё собственное «Я». И только 6 человек из 18-ти при характеристике себя как личности использовали положительные эпитеты. Больше половины учащихся при этом употребили больше отрицательных высказываний, нежели положительных. Кроме того детей попросили нарисовать счастье своей семи. К сожалению, были и такие рисунки. (изображения на экране).

Все эти качества формируются с детства и самое главное – формируются в семье, поскольку в воспитательные учреждения (детский сад, школа) ребёнок приходит уже со сформированными качествами и особенностями поведения. Именно поэтому для того, чтобы формировать психологически здоровую личность, сама семья должна была психологически здорова.

        А что же включает в себя понятие «психологического здоровья семьи»?

Во-первых, это сходство семейных ценностей всех членов семьи.

Эти ценности в разных семьях могут быть разными, но главное – они должны совпадать.

Во-вторых, это функционально – ролевая согласованность.

Здесь очень кстати будет рассказать такую притчу.

        «Одна пожилая супружеская пара после долгих лет совместной жизни праздновала золотую свадьбу. За общим праздничным столом жена подумала: Вот уже пятьдесят лет, как я стараюсь угодить своему мужу. Я всегда отдавала ему верхнюю часть хрустящей корочки. А сегодня я хочу, чтобы этот деликатес достался мне». Она намазала себе маслом эту верхнюю корочку, а другую отдала мужу. И вопреки ожиданиям, он очень обрадовался и сказал: «Ты доставила мне огромную радость. Вот уже пятьдесят лет я не ел нижнюю часть корочки, ту, которую я больше всего люблю. Я всегда думал, что должен уступить её тебе, ведь она такая вкусная…».

        И часто бывает именно так. Мы, стараясь угодить, не проявляем никакой инициативы, отодвигаем на задний план собственные потребности и желания. Это приводит не только к недоразумениям, но к одностороннему распределению ролей, которое с течением времени будет восприниматься как обуза и порабощение.

В-третьих, в понятие «психологического здоровья семьи» входит оптимальная эмоциональная дистанция. Не близкая, не далекая, а именно оптимальная. Такая, чтобы она устраивала всех членов семьи. Все люди имеют разный темперамент, разный характер. Одному нужно, чтобы его выслушали и проявили участие, другому – напротив, чтобы оставили его наедине с самим собой. И если в семье смогут найти эту дистанцию, то это будет только способствовать оздоровлению семьи.

        Вполне возможно, что кто-то из присутствующих сейчас обнаружил, что с психологическим здоровьем его семьи не всё в порядке. Как быть?

        Психологи дают следующие рекомендации для поддержания психологического здоровья семьи:

  1. Взаимопонимание. И сейчас наши команды продемонстрируют свое умение понимать друг друга с полуслова. (командам раздаются карточки с известными пословицами, которые они должны изобразить пантомимой. Другая команда должна угадать эту пословицу и наоборот. Можно заменить на конкурс скульптур «Идеальная семья»).
  2. Взаимное доверие. Прежде, чем доверять свои тайны, необходимо хотя бы знать своих родственников. Знание родственников поможет командам в разгадывании кроссвордов. (команды разгадывают кроссворды, затем они проверяются коллективно со всем залом).
  3. Признаки психологического здоровья семьи одинаковы независимо от того, какого возраста ребёнок в ней воспитывается. Но ожидания ребёнка различны в зависимости от его возраста. Например, младенец требует от родителей лишь еду и тепло. Дошкольнику уже нужна совместная деятельность, помощь и ответы на вопросы. Младший школьник ожидает от родителей поддержки и похвалы. А подросток уже ждёт признания его взрослым.

Поэтому семья должна не просто создавать надёжный тыл и благоприятный тон, но ещё и учитывать стадии психического развития ребёнка, соответствовать его запросам. Поэтому третий совет – это соответствие запросам ребёнка.

        Жизнь и наука доказали, что все беды у детей, а потом и у взрослых объясняются ошибками семейного воспитания, главная из которых отсутствие любви и не  умение хвалить и поддерживать своих детей.

        Самое главное для ребёнка – чтобы его любили таким, какой он есть. Выдающийся педагог В.А. Сухомлинский говорил: «Там, где нет мудрости родительского воспитания любовь матери и отца к детям уродует их».

        Как часто мы сталкиваемся с одной и той же проблемой: читаем детям нотации о том, как надо себя вести, даем им полезные советы, предостерегаем от ошибок, а в итоге получаем противоположные результаты. В чем здесь причина? Может быть, все дело в том, что наши поступки не всегда соответствуют тому, о чем мы говорим? Дети – наши постоянные свидетели, они видят наши падения, срывы, провалы, как бы мы ни старались это скрыть.

        А может, все дело в том, что дети учатся жить у жизни. Попробуем выяснить, чему же может научиться ребёнок, когда он оказывается в определенных ситуациях. Родителям предлагается закончить предложения:

Если:

  1. ребенка постоянно критикуют, он учится … (ненавидеть);
  2. ребенок живет во вражде, он учится … (быть агрессивным);
  3. ребенок растет в упреках, он учится … (жить с чувством вины);
  4. ребенок растет в терпимости, он учится … (понимать других);
  5. ребенка хвалят, он учится … (быть благородным);
  6. ребенок растет в честности, он учится … (быть справедливым);
  7. ребенок растет в безопасности, он учится … (верить в людей);
  8. ребенка поддерживают, он учится … (ценить себя);
  9. ребенка высмеивают, он учится … (быть замкнутым);
  10. ребенок живет в понимании и дружелюбии, он учится … (находить любовь в этом мире).

По окончании работы проводится коллективное обсуждение вариантов ответов. Родители пытаются отстоять свою точку зрения.

  1. Терпение и любовь к близким.  В связи с этим решающий конкурс. Какая же школа без задачек? Посчитайте, сколько родственников в этой семье:

Задам сейчас задачу я.

Послушай вот моя семья:

Дедуля, бабушка и брат.

У нас порядок в доме, лад

И чистота, а почему?

Две мамы есть у нас в дому.

Два папы, два сыночка.

Сестра, невестка, дочка.

А самый младший – я

Какая же у нас семья?

(6 человек: дед и бабка, отец и мать, сын и дочь)

        Говоря о психологическом здоровье семьи, хочется дать главный совет. Но прежде позвольте рассказать вам одну историю.

Любопытные и слон

Слона выставили для обозрения ночью в темном помещении. Любопытные толпами устремились туда. Так как было темно, люди не могли ничего увидеть, тогда они стали знакомиться наощупь, чтобы представить себе, как он выглядит. Слон был огромен, а потому каждый из посетителей мог почувствовать только часть животного и таким образом составить свое представление о нём. Один из посетителей ухватил слона за ногу и стал объяснять всем, что слон похож на огромную колонну; другой потрогал бивни и сказал, что слон – это острый предмет; третий, взяв животное за ухо, решил, что он напоминает веер; четвертый, который гладил слона по спине, утверждал, что слон такой же прямой и плоский, как лежанка.

В любой семье могут случаться проблемы и недоразумения. Иногда эти проблемы перерастают в конфликт, принимая такие же огромные размеры, как этот слон. И было бы не плохо узнать отношение всех членов семьи, что чувствуют они в этой проблеме. А потому – общайтесь друг с другом и стремитесь к взаимопониманию. И тогда психологическое здоровье вашей семьи будет в полном порядке.

Подведение итогов.

        Любой доктор скажет, что для сохранения здоровья необходимо соблюдать гигиену. И психологическое здоровье в этом плане – не исключение. Поэтому примите на память рекомендации по гигиене психологического здоровья семьи.

Кроссворд

  1. Сын моей матери.
  2. Мой родитель.
  3. Брат отца или матери.
  4. Девочка, которая имеет родителей, как у меня.
  5. Та, что дала нам жизнь.
  6. «Святая КРОВЬ» - мать мужа.
  7. Сестра мамы или папы.
  8. Сын моего ребенка.
  9. Мой наследник.
  10. Сын моей сестры и брата.
  11. Отец мужа.
  12. Имя человека, родства не помнящего.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семья как фактор психологического здоровья

Семья вместе со школой своими особыми путями и средствами должна научить ребенка самостоятельно  разрешать встречающиеся в жизни проблемы, принимать ответственные решения....

Родительское собрание Психологическое здоровье ребенка в условиях семьи

Материал родительского собрания будет интересен педагогам и родителям....

Социально-психологическое сопровождение семей учащихся с ограниченными возможностями здоровья в специальной (коррекционной) общеобразовательной школе-интернате VIII вида № 102 города Москвы ( из опыта

Качество образовательного процесса должно быть обеспечено едиными подходами к воспитанию детей со стороны родителей и педагогов. Поэтому вопрос педагогической компетентности родителей является на сего...

Социально-психологическое сопровождение семей учащихся с ограниченными возможностями здоровья в специальной (коррекционной) общеобразовательной школе-интернате VIII вида № 102 города Москвы (из опыта работы)

Качество образовательного процесса должно быть обеспечено едиными подходами к воспитанию детей со стороны родителей и педагогов. Поэтому вопрос педагогической компетентности родителей является на сего...

Психологический климат семьи - основа психологического здоровья ребенка

Психологический климат в семье определяет устойчивость внутрисемейных отношений, оказывает решительное влияние на развитие, соответственно и здоровье детей. Он не является чем-то неизменным, данным ра...

Семья как фактор психологического здоровья

Психологически здоровым ребёнок может вырасти лишь в полной семье...