Семья как фактор психологического здоровья
статья по психологии по теме

Нагирняк Ирина Алексеевна

 

Семья вместе со школой своими особыми путями и средствами должна научить ребенка самостоятельно  разрешать встречающиеся в жизни проблемы, принимать ответственные решения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_nagirnyak_i.a.doc34 КБ

Предварительный просмотр:

Семья  как фактор психологического здоровья.

                                                                                             Два человеческих изобретения можно считать самыми трудными,

а именно: искусство управлять и

искусство воспитывать …

И. Кант

Семья вместе со школой своими особыми путями и средствами должна научить ребенка самостоятельно  разрешать встречающиеся в жизни проблемы, принимать ответственные решения.

Ученые считают, что семья возникла примерно три тысячи лет назад. Главное в семье – не выгода, а любовь. Сохраняя любовь и передавая это чувство другим поколениям, члены семьи создают в ней атмосферу счастья, уверенности, защищенности. Настоящие семейные ценности – это хорошие отношения между всеми её членами и постоянная поддержка близких людей.

Сегодня самоценность семьи проявляется в межличностных отношениях. Большую роль играет культура – и социальная, и психологическая, и нравственная. Семья существовала, существует и будет существовать, но изменение  её уклада, традиций, культуры общения, поддержки, взаимопомощи, очевидны.

        Известно, что значительное влияние на развитие личности детей и подростков оказывают семья, сверстники, школа, общество в целом, но это может быть и позитивным и негативным. Иногда подросток одинок, хотя вокруг него люди.

       Одиночество среди людей опасно. Оно заключается в том, что никто – ни учитель, ни родители – не знают, чем живет подросток.

        Самым главным в подростковом возрасте, по данным исследования в течении трех последних лет  в МАОУ СОШ  № 3  г. Новый Уренгой, является общение с друзьями, как правило, со сверстниками. Большинство подростков знакомится с психоактивными веществами через  приятелей. Употребление психоактивных веществ,  происходит чаще всего в  компании, где подростки под влиянием окружающих решаются попробовать из любопытства или за компанию, в надежде, что от одного раза ничего не будет.

      Факторов, повышающих риск употребления психоактивных  веществ множество, но решающую роль играет их взаимодействие.

     Я остановлюсь на семейных факторах: физиологические (пристрастие в семье родителей и других близких родственников к психоактивным веществам;

напряженная система взаимоотношений в семье;

отсутствие духовного (культурного) общения;

нарушенная система ценностей и др.

       Не каждый подросток  принимает психоактивные вещества,  но доля пробующих не сокращается. Здесь важную роль играет занятость подростка во внеурочное время. Бесцельное времяпровождение приводит к любопытству,  возможности видеть и закреплять отклонения в поведении.  Важную роль в этих проблемах играет социальная среда: подростковая  группа, в которой индивидуальность каждого молодого человека подавляется или неблагополучная семья, а ещё обиднее – равнодушная семья.  Очень часто за  маской «Занятости» мы  доверяем своих детей улице.

      Ежегодно классные руководители изучают занятость учащихся  во внеурочное время. Эти данные вносятся в социальный паспорт школы. Если внимательно изучать занятость учащихся, то можно отметить, около 40% детей перемещаются из одной области интересов к другой. Может это и не так важно, но обычно дети, которые попадают в «группу риска» так и начинают свой путь неопределенности  к бесцельному  времяпровождению.  Интересным оказался тот факт, родители таких подростков, очень часто не знают,  чем занят их ребенок точно. Этот факт подтверждается  после опроса родителей  с  параллели  7х классов уже несколько лет. Родители затрудняются в названии кружков дополнительного образования (с 11% - до17%), где занимаются их дети, не знают точного расписания (с 11% - до 24%), что само собой ведет к фиксации у подростка  бесконтрольного  поведения.

        Каждый родитель сталкивается с тем, что у ребенка  снижается мотив  как и в основном образовании, так и в дополнительном, но только в разный период взросления. А мы знаем, что образование выполняет две цели – социализацию и индивидуализацию. В системе дополнительного образования детей, как правило, создана та самая атмосфера комфортности и уюта – «ситуация успеха», по Л.С. Выготскому.  Так как же заинтересовать творческим или спортивным направлением  ребенка?  Разумеется, собственным примером. Интересным направлением в  настоящее время можно отметить проектную  и исследовательскую деятельность. Путь поиска талантливых  и умелых родственников в древе своей семьи  может стать примером нравственного воспитания ребёнка  и хорошим фактором убеждения подростка, что только добрыми делами славен человек.  Очень интересным является исследование традиций семьи, способностей,  направлений и  увлечений  родственников.  Совпадение убеждений и нравственных ценностей ребенка с семьей  укрепляют его силу воли,  умение выбирать в жизни здоровые альтернативы.

      Глубокий постоянный психологический контакт с ребёнком – то универсальное требование к воспитанию, которое в одинаковой степени может быть рекомендовано всем родителям. Именно ощущение и переживание контакта с родителями  в деятельности, в открытии нечто нового, дают возможность почувствовать и осознать родительскую заботу, привязанность и любовь.

     Авторитет семьи очень высок в младшем подростковом возрасте. Дети верят и доверяют своим родителям, а значит, собственным примером каждый родитель может убедить ребёнка,  что для него является важным. Нарушение контактов в отношениях родитель – ребёнок приводит к дисгармонии отношений. Воспитание детей в подобных ситуациях способствует формированию неуверенности в себе, безынициативности, фиксации на слабостях и т.п. Родительские позиции становятся неадекватными, утрачивают гибкость, становятся повышенно устойчивыми, неизменчивыми и непрогностичными.

     Актуальность проблемы привели к разработке программы тренинга «Моя СЕМЬЯ» В данной работе представлен теоретический и практический материал о  роли семьи, как основного звена профилактики употребления психоактивных вещест. Автор данной работы доказывает, что возможность реализовать свои способности дает ему  уверенность в завтрашнем дне. Эффективная работа психолога с семьей становится предпосылкой  к формированию нового отношения родителей к подростку. Ярким примером является то, что семейные исследовательские работы участвуют в конкурсах, олимпиадах и становятся призерами и победителями. По программе «Моя СЕМЬЯ» я работаю с родителями с 2008 года ежегодно в параллели 5-х классов. Выработала для себя определенную модель – родительский клуб. Обязательно посещают занятия,  родители детей, состоящих в «группе риска». В настоящее время 14 подростков  занимаются проектной и исследовательской деятельностью  вместе с семьёй.  Это дает  возможность взглянуть по-новому на свою семью. Получить опыт из рассказов о семейных тайнах, возможностях. А самое главное, что это побуждает всю семью заниматься общим увлекательным делом, а не сидеть с бутылкой пива и сигаретой около экрана телевизора весь вечер. Своей совместной деятельностью мы закрепляем защитный фактор   у   подростка  помогающий  ему даже в самых тяжелых житейских ситуациях оставаться свободным от психоактивных веществ.  

Нагирняк И.А.

педагог-психолог МАОУ СОШ № 3

г. Новый Уренгой


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Психологический комфорт на уроке как фактор сохранения здоровья учащихся и учителей

Что можно сделать в условиях школьного урока для сохранения психологического комфорта? Обязательно учитывать физиологические эмоционально-личностные особенности детей, создавать ситуации успеха на уро...

Семья как фактор психологического здоровья

Психологически здоровым ребёнок может вырасти лишь в полной семье...

Атмосфера жизни семьи как фактор психологического здоровья ребёнка.

        В настоящее время увеличилось число детей, отличающихся повышенным беспокойством, неуверенностью, эмоциональной неустойчивостью и нарушениями социального поведения (...

Семья как фактор психологического здоровья ребёнка.

Семья как фактор психологического здоровья ребёнка....

«Психологическая безопасность образовательной среды как фактор формирования психологического здоровья учащихся и педагогов»

Семинар-практикум для педагогов. Цель: ознакомить участников семинара с проблемой психологической безопасности образовательной среды, проанализировать состояние психологического здоровья присутствующи...

Семья как фактор психологического здоровья ребенка

Первые представления ребенка о себе начинают складываться в процессе взаимоотношений с родителями, так как самоотношение у ребенка не вытекает из его знании о себе, оно является перенесенным во внутрь...