Семья как фактор психологического здоровья
статья по психологии по теме
Семья вместе со школой своими особыми путями и средствами должна научить ребенка самостоятельно разрешать встречающиеся в жизни проблемы, принимать ответственные решения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_nagirnyak_i.a.doc | 34 КБ |
Предварительный просмотр:
Семья как фактор психологического здоровья.
Два человеческих изобретения можно считать самыми трудными,
а именно: искусство управлять и
искусство воспитывать …
И. Кант
Семья вместе со школой своими особыми путями и средствами должна научить ребенка самостоятельно разрешать встречающиеся в жизни проблемы, принимать ответственные решения.
Ученые считают, что семья возникла примерно три тысячи лет назад. Главное в семье – не выгода, а любовь. Сохраняя любовь и передавая это чувство другим поколениям, члены семьи создают в ней атмосферу счастья, уверенности, защищенности. Настоящие семейные ценности – это хорошие отношения между всеми её членами и постоянная поддержка близких людей.
Сегодня самоценность семьи проявляется в межличностных отношениях. Большую роль играет культура – и социальная, и психологическая, и нравственная. Семья существовала, существует и будет существовать, но изменение её уклада, традиций, культуры общения, поддержки, взаимопомощи, очевидны.
Известно, что значительное влияние на развитие личности детей и подростков оказывают семья, сверстники, школа, общество в целом, но это может быть и позитивным и негативным. Иногда подросток одинок, хотя вокруг него люди.
Одиночество среди людей опасно. Оно заключается в том, что никто – ни учитель, ни родители – не знают, чем живет подросток.
Самым главным в подростковом возрасте, по данным исследования в течении трех последних лет в МАОУ СОШ № 3 г. Новый Уренгой, является общение с друзьями, как правило, со сверстниками. Большинство подростков знакомится с психоактивными веществами через приятелей. Употребление психоактивных веществ, происходит чаще всего в компании, где подростки под влиянием окружающих решаются попробовать из любопытства или за компанию, в надежде, что от одного раза ничего не будет.
Факторов, повышающих риск употребления психоактивных веществ множество, но решающую роль играет их взаимодействие.
Я остановлюсь на семейных факторах: физиологические (пристрастие в семье родителей и других близких родственников к психоактивным веществам;
напряженная система взаимоотношений в семье;
отсутствие духовного (культурного) общения;
нарушенная система ценностей и др.
Не каждый подросток принимает психоактивные вещества, но доля пробующих не сокращается. Здесь важную роль играет занятость подростка во внеурочное время. Бесцельное времяпровождение приводит к любопытству, возможности видеть и закреплять отклонения в поведении. Важную роль в этих проблемах играет социальная среда: подростковая группа, в которой индивидуальность каждого молодого человека подавляется или неблагополучная семья, а ещё обиднее – равнодушная семья. Очень часто за маской «Занятости» мы доверяем своих детей улице.
Ежегодно классные руководители изучают занятость учащихся во внеурочное время. Эти данные вносятся в социальный паспорт школы. Если внимательно изучать занятость учащихся, то можно отметить, около 40% детей перемещаются из одной области интересов к другой. Может это и не так важно, но обычно дети, которые попадают в «группу риска» так и начинают свой путь неопределенности к бесцельному времяпровождению. Интересным оказался тот факт, родители таких подростков, очень часто не знают, чем занят их ребенок точно. Этот факт подтверждается после опроса родителей с параллели 7х классов уже несколько лет. Родители затрудняются в названии кружков дополнительного образования (с 11% - до17%), где занимаются их дети, не знают точного расписания (с 11% - до 24%), что само собой ведет к фиксации у подростка бесконтрольного поведения.
Каждый родитель сталкивается с тем, что у ребенка снижается мотив как и в основном образовании, так и в дополнительном, но только в разный период взросления. А мы знаем, что образование выполняет две цели – социализацию и индивидуализацию. В системе дополнительного образования детей, как правило, создана та самая атмосфера комфортности и уюта – «ситуация успеха», по Л.С. Выготскому. Так как же заинтересовать творческим или спортивным направлением ребенка? Разумеется, собственным примером. Интересным направлением в настоящее время можно отметить проектную и исследовательскую деятельность. Путь поиска талантливых и умелых родственников в древе своей семьи может стать примером нравственного воспитания ребёнка и хорошим фактором убеждения подростка, что только добрыми делами славен человек. Очень интересным является исследование традиций семьи, способностей, направлений и увлечений родственников. Совпадение убеждений и нравственных ценностей ребенка с семьей укрепляют его силу воли, умение выбирать в жизни здоровые альтернативы.
Глубокий постоянный психологический контакт с ребёнком – то универсальное требование к воспитанию, которое в одинаковой степени может быть рекомендовано всем родителям. Именно ощущение и переживание контакта с родителями в деятельности, в открытии нечто нового, дают возможность почувствовать и осознать родительскую заботу, привязанность и любовь.
Авторитет семьи очень высок в младшем подростковом возрасте. Дети верят и доверяют своим родителям, а значит, собственным примером каждый родитель может убедить ребёнка, что для него является важным. Нарушение контактов в отношениях родитель – ребёнок приводит к дисгармонии отношений. Воспитание детей в подобных ситуациях способствует формированию неуверенности в себе, безынициативности, фиксации на слабостях и т.п. Родительские позиции становятся неадекватными, утрачивают гибкость, становятся повышенно устойчивыми, неизменчивыми и непрогностичными.
Актуальность проблемы привели к разработке программы тренинга «Моя СЕМЬЯ» В данной работе представлен теоретический и практический материал о роли семьи, как основного звена профилактики употребления психоактивных вещест. Автор данной работы доказывает, что возможность реализовать свои способности дает ему уверенность в завтрашнем дне. Эффективная работа психолога с семьей становится предпосылкой к формированию нового отношения родителей к подростку. Ярким примером является то, что семейные исследовательские работы участвуют в конкурсах, олимпиадах и становятся призерами и победителями. По программе «Моя СЕМЬЯ» я работаю с родителями с 2008 года ежегодно в параллели 5-х классов. Выработала для себя определенную модель – родительский клуб. Обязательно посещают занятия, родители детей, состоящих в «группе риска». В настоящее время 14 подростков занимаются проектной и исследовательской деятельностью вместе с семьёй. Это дает возможность взглянуть по-новому на свою семью. Получить опыт из рассказов о семейных тайнах, возможностях. А самое главное, что это побуждает всю семью заниматься общим увлекательным делом, а не сидеть с бутылкой пива и сигаретой около экрана телевизора весь вечер. Своей совместной деятельностью мы закрепляем защитный фактор у подростка помогающий ему даже в самых тяжелых житейских ситуациях оставаться свободным от психоактивных веществ.
Нагирняк И.А.
педагог-психолог МАОУ СОШ № 3
г. Новый Уренгой
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Психологический комфорт на уроке как фактор сохранения здоровья учащихся и учителей
Что можно сделать в условиях школьного урока для сохранения психологического комфорта? Обязательно учитывать физиологические эмоционально-личностные особенности детей, создавать ситуации успеха на уро...
Статья на тему: "Семья как фактор психологического здоровья"
Статья по педагогике...
Семья как фактор психологического здоровья
Психологически здоровым ребёнок может вырасти лишь в полной семье...
Атмосфера жизни семьи как фактор психологического здоровья ребёнка.
В настоящее время увеличилось число детей, отличающихся повышенным беспокойством, неуверенностью, эмоциональной неустойчивостью и нарушениями социального поведения (...
Семья как фактор психологического здоровья ребёнка.
Семья как фактор психологического здоровья ребёнка....
«Психологическая безопасность образовательной среды как фактор формирования психологического здоровья учащихся и педагогов»
Семинар-практикум для педагогов. Цель: ознакомить участников семинара с проблемой психологической безопасности образовательной среды, проанализировать состояние психологического здоровья присутствующи...
Семья как фактор психологического здоровья ребенка
Первые представления ребенка о себе начинают складываться в процессе взаимоотношений с родителями, так как самоотношение у ребенка не вытекает из его знании о себе, оно является перенесенным во внутрь...