Безопасность и здоровье школьника с использованием инновационных подходов по здоровьесберегающим технологиям опыт ГБОУ школы-интерната №68 Санкт-Петербурга
статья на тему

Немна Ирина Николаевна

На базе нашей школы создана экспериментальная площадка по теме эксперимента «Система здоровьесозидающей деятельности общеобразовательного учреждения в целостном образовательном процессе».

Здоровьесберегающий подход трактуется сегодня учеными как превентивный подход, направленный на облегчение адаптации детей к условиям обучения, на обеспечение гигиенических требований. Данный подход не способен решить проблему здоровья школьников, поскольку первопричиной их нездоровья является, как мы с вами установили, вовсе не противоречие между объемом учебной нагрузки и психофизиологическими возможностями обучающихся. Первопричины негативных тенденций в здоровье молодого поколения лежат совершенно в другом – в противоречиях между потребностями детей и применяемыми способами их обучения и воспитания. Из сказанного следует, что задачу обеспечения здоровья молодого поколения следует решать образовательными (педагогическими) средствами.

 Наша школа имеет свою специфику:

  1. Обучаются здесь дети с ослабленным здоровьем, каждый третий ученик имеет серьёзные отклонения в состоянии здоровья.
  2. Вся работа с учащимися направлена, прежде всего, не столько на достижение высоких спортивных показателей, сколько на оздоровление детей.
  3. Утренняя гигиеническая гимнастика, физкультурные минутки на уроках, подвижные игры на переменах и развлечения во время обязательных прогулок на свежем воздухе в любое время года — всё это направлено на оздоровление воспитанников. 
  4. В школе имеются 2 тренажёрных зала, работают спортивные кружки, проводятся спортивные соревнования и праздники. 
  5. Основной формой физического воспитания учащихся, отнесённых по состоянию здоровья к определённым группам, является урок, который имеет своё принципиальное отличие от обычного урока физической культуры.
  6. Увеличивается время на подготовительную и заключительную части урока. Подготовительная часть урока включает в себя постепенное повышение нагрузки, чередование общеразвивающих упражнений с дыхательными.

Основными задачами физического воспитания учащихся, отнесённых по состоянию здоровья к специальной медицинской группе, являются: 

  • укрепление здоровья;
  • содействие правильному физическому развитию и закаливанию организма;
  • повышение функционального уровня органов, ослабленных болезнью;
  • повышение умственной и физической работоспособности;
  • формирование правильной осанки, при необходимости её коррекция;
  • обучение рациональному дыханию;
  • освоение основных двигательных умений и навыков;
  • воспитание морально-волевых качеств;
  • воспитание интереса к самостоятельным занятиям физической культуры и внедрение их в режим дня учащихся;
  • создание предпосылок, необходимых для будущей трудовой деятельности;
  • повышение сопротивляемости организма, как средства в борьбе с аллергией, провоцируемой простудными заболеваниями и наличием очагов хронической инфекции. 

Основными задачами занятий физической культурой с учащимися подготовительной группы является:

  • укрепление их здоровья, улучшение физического развития,
  • физической подготовленности и перевода в основную группу. 

 

Для решения этих задач организуются занятия лечебной физкультурой. 

В основной части урока предусматривается подбор упражнений, позволяющих решать следующие задачи:

  • Овладение простейшими двигательными навыками, развитие основных двигательных качеств.
  • Наиболее широко используются гимнастические упражнения, позволяющие дозировать нагрузку, избирательно влиять на отдельные мышечные группы и суставы.
  • Применяются элементы подвижных и спортивных игр, лёгкой атлетики, гимнастики и лыжной подготовки.
  • Полностью исключаются упражнения, связанные с большой физической нагрузкой, натуживанием, продолжительным статическим напряжением.
  • В заключительной части урока выполняются простейшие упражнения на расслабление, ходьба в медленном темпе, дыхательные упражнения.
  • Учителем физической культуры ведётся контроль за нагрузкой по пульсу, дыханию и внешним признакам. 
  • Такой двигательный режим  является оптимальным и дающим хороший тренирующий эффект.

Школа приобрела ТИСУ - уникальный тренажерный информационный комплекс.

  • Комплекс оснащен кардио-тренажерами, которые обеспечивают контроль сердечной деятельности человека во время тренировки.
  • Во время работы на велоэргометрах, беговых дорожках и эллиптических тренажерых можно отслеживать состояние занимающихся на протяжении всей тренировки.
  • Это позволяет мягко и постепенно улучшать органов дыхания и кровообращения.
  • Кроме того, подобные тренажеры незаменимые помощники в борьбе с лишним весом у учащихся.

ТИСА прекрасно подходит для занятий в специально медицинской группе и часто болеющих детей. Она создает мягкие природные и биологические колебания, которые по частоте совпадают с колебаниями внутренних органов человека, что позволяет активизировать все внутренние системы организма, нормализовать работу нервной и иммунной систем. Тренажер позволяет разнообразить занятия и повысить эмоциональный фон, превращая оздоравливающие упражнения в увлекательную игру. Занятия способствует профилактике заболеваний опорно-двигательного аппарата, сердечно-сосудистых заболеваний, заболеваний нервной и дыхательной систем и поддерживать высокий уровень работоспособности, лечить заболевания различных систем организма.

Приятно смотреть, когда дети во время прогулок веселой гурьбой выбегают на улицу и организовываются в кружки для проведения различных игр. Место для прогулки в нашей школе замечательное. С одной стороны у нас стадион, окруженный лесопарком города Павловска, с другой детская площадка с горками и лабиринтами.

А перед школой большой стадион. 

Есть где погулять! Старшие ребята предпочитают занятия на стадионе. Играют в футбол, катаются на велосипедах, занимаются на спортивных снарядах. Часто приходят местные ребята и проходят дружеские футбольные мини-матчи. Зимой на стадионе проходят лыжные эстафеты. 

Малыши любят побегать по красочной спортивной площадке, покататься на санках, летом поиграть в песочнице. Воспитатели организуют различные подвижные игры. Мальчики и девочки любят прыгать через скакалку, играть в мяч, крутить обруч. Свежий воздух, движение-это здоровье. А у нас в школе этого достаточно.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Здоровьесберегающие технологии в условиях школы-интерната"

В статье даю характеристику особенностей работы в условиях школы-интерната.Для сохранения здоровья школьников возможно применение перечисленных педагогических технологий, многие из которых применяю на...

Конспект урока литературы в 7-ом классе «Имя твое – Женщина» (Женские образы в произведениях русской литературы).Учитель Козлова Светлана Алексеевна ГБОУ СОШ №456 Колпино Санкт-Петербург

Тип  урока  –  урок-соревнованиеЦель  –  систематизировать и обобщить знания учащихся о женских образах в произведениях русской литературы.Форма урока позволяет на основе ана...

Моя технология на уроках истории и культуры Санкт-Петербурга – мой инновационный продукт. Из опыта работы.

   Как обычный урок сделать необычным, как неинтересный материал представить интересным, как с современными детьми говорить на современном языке? Эти и многие другие вопросы задает, н...

ОПЫТ РАБОТЫ ПО ВТОРИЧНОЙ ПРОФИЛАКТИКЕ ТАБАКОКУРЕНИЯ В ГБОУ ШКОЛЕ – ИНТЕРНАТЕ №28 САНКТ – ПЕТЕРБУРГА

ГБОУ школа - интернат №28 Калининского района Санкт - Петербурга в системе образовательных учреждений занимает особое место. Она единственная в городе занимается обучением и воспитанием подростков, на...

Применение здоровьесберегающих технологий в условиях школы-интерната

Состояние здоровья подрастающего поколения – важнейший показатель благополучия общества и государства, отражающий не только настоящую ситуацию, но и дающий точный прогноз на будущее. Наблюдающее...

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА педагога ГБОУ школы-интерната № 16 Пушкинского района Санкт-Петербурга Гребенькова Олега Михайловича Предмет: математика. Тема: Меры времени. Год. Дата: 01. 02. 2023 г.

ТКУ по математике в 5 классе ФГОС 1 вариант "Меры времени.Год." Индивидуальный формат обучения. Обучающийся должен получить минимальный уровень знаний о мерах и единицах времени, научиться н...