Безопасность и здоровье школьника с использованием инновационных подходов по здоровьесберегающим технологиям опыт ГБОУ школы-интерната №68 Санкт-Петербурга
статья на тему
На базе нашей школы создана экспериментальная площадка по теме эксперимента «Система здоровьесозидающей деятельности общеобразовательного учреждения в целостном образовательном процессе».
Здоровьесберегающий подход трактуется сегодня учеными как превентивный подход, направленный на облегчение адаптации детей к условиям обучения, на обеспечение гигиенических требований. Данный подход не способен решить проблему здоровья школьников, поскольку первопричиной их нездоровья является, как мы с вами установили, вовсе не противоречие между объемом учебной нагрузки и психофизиологическими возможностями обучающихся. Первопричины негативных тенденций в здоровье молодого поколения лежат совершенно в другом – в противоречиях между потребностями детей и применяемыми способами их обучения и воспитания. Из сказанного следует, что задачу обеспечения здоровья молодого поколения следует решать образовательными (педагогическими) средствами.
Наша школа имеет свою специфику:
- Обучаются здесь дети с ослабленным здоровьем, каждый третий ученик имеет серьёзные отклонения в состоянии здоровья.
- Вся работа с учащимися направлена, прежде всего, не столько на достижение высоких спортивных показателей, сколько на оздоровление детей.
- Утренняя гигиеническая гимнастика, физкультурные минутки на уроках, подвижные игры на переменах и развлечения во время обязательных прогулок на свежем воздухе в любое время года — всё это направлено на оздоровление воспитанников.
- В школе имеются 2 тренажёрных зала, работают спортивные кружки, проводятся спортивные соревнования и праздники.
- Основной формой физического воспитания учащихся, отнесённых по состоянию здоровья к определённым группам, является урок, который имеет своё принципиальное отличие от обычного урока физической культуры.
- Увеличивается время на подготовительную и заключительную части урока. Подготовительная часть урока включает в себя постепенное повышение нагрузки, чередование общеразвивающих упражнений с дыхательными.
Основными задачами физического воспитания учащихся, отнесённых по состоянию здоровья к специальной медицинской группе, являются:
- укрепление здоровья;
- содействие правильному физическому развитию и закаливанию организма;
- повышение функционального уровня органов, ослабленных болезнью;
- повышение умственной и физической работоспособности;
- формирование правильной осанки, при необходимости её коррекция;
- обучение рациональному дыханию;
- освоение основных двигательных умений и навыков;
- воспитание морально-волевых качеств;
- воспитание интереса к самостоятельным занятиям физической культуры и внедрение их в режим дня учащихся;
- создание предпосылок, необходимых для будущей трудовой деятельности;
- повышение сопротивляемости организма, как средства в борьбе с аллергией, провоцируемой простудными заболеваниями и наличием очагов хронической инфекции.
Основными задачами занятий физической культурой с учащимися подготовительной группы является:
- укрепление их здоровья, улучшение физического развития,
- физической подготовленности и перевода в основную группу.
Для решения этих задач организуются занятия лечебной физкультурой.
В основной части урока предусматривается подбор упражнений, позволяющих решать следующие задачи:
- Овладение простейшими двигательными навыками, развитие основных двигательных качеств.
- Наиболее широко используются гимнастические упражнения, позволяющие дозировать нагрузку, избирательно влиять на отдельные мышечные группы и суставы.
- Применяются элементы подвижных и спортивных игр, лёгкой атлетики, гимнастики и лыжной подготовки.
- Полностью исключаются упражнения, связанные с большой физической нагрузкой, натуживанием, продолжительным статическим напряжением.
- В заключительной части урока выполняются простейшие упражнения на расслабление, ходьба в медленном темпе, дыхательные упражнения.
- Учителем физической культуры ведётся контроль за нагрузкой по пульсу, дыханию и внешним признакам.
- Такой двигательный режим является оптимальным и дающим хороший тренирующий эффект.
Школа приобрела ТИСУ - уникальный тренажерный информационный комплекс.
- Комплекс оснащен кардио-тренажерами, которые обеспечивают контроль сердечной деятельности человека во время тренировки.
- Во время работы на велоэргометрах, беговых дорожках и эллиптических тренажерых можно отслеживать состояние занимающихся на протяжении всей тренировки.
- Это позволяет мягко и постепенно улучшать органов дыхания и кровообращения.
- Кроме того, подобные тренажеры незаменимые помощники в борьбе с лишним весом у учащихся.
ТИСА прекрасно подходит для занятий в специально медицинской группе и часто болеющих детей. Она создает мягкие природные и биологические колебания, которые по частоте совпадают с колебаниями внутренних органов человека, что позволяет активизировать все внутренние системы организма, нормализовать работу нервной и иммунной систем. Тренажер позволяет разнообразить занятия и повысить эмоциональный фон, превращая оздоравливающие упражнения в увлекательную игру. Занятия способствует профилактике заболеваний опорно-двигательного аппарата, сердечно-сосудистых заболеваний, заболеваний нервной и дыхательной систем и поддерживать высокий уровень работоспособности, лечить заболевания различных систем организма.
Приятно смотреть, когда дети во время прогулок веселой гурьбой выбегают на улицу и организовываются в кружки для проведения различных игр. Место для прогулки в нашей школе замечательное. С одной стороны у нас стадион, окруженный лесопарком города Павловска, с другой детская площадка с горками и лабиринтами.
А перед школой большой стадион.
Есть где погулять! Старшие ребята предпочитают занятия на стадионе. Играют в футбол, катаются на велосипедах, занимаются на спортивных снарядах. Часто приходят местные ребята и проходят дружеские футбольные мини-матчи. Зимой на стадионе проходят лыжные эстафеты.
Малыши любят побегать по красочной спортивной площадке, покататься на санках, летом поиграть в песочнице. Воспитатели организуют различные подвижные игры. Мальчики и девочки любят прыгать через скакалку, играть в мяч, крутить обруч. Свежий воздух, движение-это здоровье. А у нас в школе этого достаточно.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья "Здоровьесберегающие технологии в условиях школы-интерната"
В статье даю характеристику особенностей работы в условиях школы-интерната.Для сохранения здоровья школьников возможно применение перечисленных педагогических технологий, многие из которых применяю на...
здоровьесберегающие технологии в работе школы-интерната
из опыта работы...
Конспект урока литературы в 7-ом классе «Имя твое – Женщина» (Женские образы в произведениях русской литературы).Учитель Козлова Светлана Алексеевна ГБОУ СОШ №456 Колпино Санкт-Петербург
Тип урока – урок-соревнованиеЦель – систематизировать и обобщить знания учащихся о женских образах в произведениях русской литературы.Форма урока позволяет на основе ана...
Моя технология на уроках истории и культуры Санкт-Петербурга – мой инновационный продукт. Из опыта работы.
Как обычный урок сделать необычным, как неинтересный материал представить интересным, как с современными детьми говорить на современном языке? Эти и многие другие вопросы задает, н...
ОПЫТ РАБОТЫ ПО ВТОРИЧНОЙ ПРОФИЛАКТИКЕ ТАБАКОКУРЕНИЯ В ГБОУ ШКОЛЕ – ИНТЕРНАТЕ №28 САНКТ – ПЕТЕРБУРГА
ГБОУ школа - интернат №28 Калининского района Санкт - Петербурга в системе образовательных учреждений занимает особое место. Она единственная в городе занимается обучением и воспитанием подростков, на...
Применение здоровьесберегающих технологий в условиях школы-интерната
Состояние здоровья подрастающего поколения – важнейший показатель благополучия общества и государства, отражающий не только настоящую ситуацию, но и дающий точный прогноз на будущее. Наблюдающее...
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА педагога ГБОУ школы-интерната № 16 Пушкинского района Санкт-Петербурга Гребенькова Олега Михайловича Предмет: математика. Тема: Меры времени. Год. Дата: 01. 02. 2023 г.
ТКУ по математике в 5 классе ФГОС 1 вариант "Меры времени.Год." Индивидуальный формат обучения. Обучающийся должен получить минимальный уровень знаний о мерах и единицах времени, научиться н...