Тренинги для родителей
консультация ( класс) по теме
В данном материале предложены сценарии тренингов для родителей, а также сценарии детско-родительских мероприятий и тренингов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
treningi_dlya_roditeley.docx | 33.37 КБ |
Предварительный просмотр:
АКТИВНЫЕ МЕТОДЫ КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ
Детско-родительские мероприятия, тренинги
Активные методы, их специфика
Активными будем называть такие методы, которые обеспечивают не только внутреннее проживание участниками темы встречи, но и предполагают их какие-либо внешние действия. Данное определение опирается на понимание активности как способа самовыражения личности (К.А. Абульханова-Славская), то есть внешнего проявления внутренних потребностей, отношений, способностей. Важно отметить, что это тот способ самовыражения, при котором обеспечивается или сохраняется субъектность личности. Поэтому активные методы должны побуждать самовыражение участников, создавать условия для этого, но позволять участникам реализовывать его в комфортных для себя формах и содержании.
В современной школе для родителей, по нашему мнению, можно реализовывать такие активные методы, как детско-родительские мероприятия и тренинги.
ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИЕ МЕРОПРИЯТИЯ
Детско-родительские мероприятия необходимы при каждом переходе ребенка в новую возрастную группу, когда у него появляется возможность и желание общаться с окружающими по-новому, из более взрослой позиции, а родители по разным причинам сохраняют с ними «более детский» стиль взаимодействия.
Если же стремление ребенка общаться по-новому не находит реализации, то возможными становятся формализация отношений, снижение уровня доверия или «остановка» ребенка на детской инфантильной позиции. И здесь могут помочь детско-родительские мероприятия. Отметим, что под возрастной группой мы не имеем в виду тот или иной возрастной период: младший школьный, подростковый возраст, а тот отрезок возраста, в течение которого значительно меняется содержание общения, его основные темы, вопросы, самостоятельность мышления.
Детско-родительские мероприятия проводятся в форме игры с элементами тренинга, в которой принимают участие команды смешанного состава: родители и дети. Можно включать сюда и педагогов, тогда эффективность игры только увеличится.
Детско-родительские мероприятия ставят своей задачей показать родителям и другим взрослым возможности ребенка в общении, акцентировать наиболее значимые для них в том или ином возрасте темы. Но не менее важной является появляющаяся у родителей возможность увидеть других детей класса, чтобы понять место своего ребенка среди них, а также через сравнение с другими точнее рассмотреть ресурсы и трудности сына или дочери.
Хотя мы обсуждаем детско-родительские мероприятия в аспекте работы с родителями, они не менее важны для детей. Они позволяют ребенку увидеть родителей как реальных людей, без привычной родительской роли. Более того, в непривычной для многих творческой, жизнеутверждающей позиции. Причем чем активнее проявляются родители, тем большее чувство гордости возникает у их детей. Это положение необходимо обязательно пояснять родителям. И здесь мы подходим к тому, как объяснить родителям, зачем необходимы эти мероприятия. Ведь если слова «лекция» или «семинар» в нашей культуре существуют применительно ко взрослым, то игра — занятие для взрослых несерьезное, не заслуживающее того, чтобы тратить на него время. А кто-то и боится ее, так как она требует спонтанности, которую многие уже потеряли.
Поэтому слово «игра» не стоит упоминать при приглашении родителей, которое обычно делается по телефону. Надо просто пригласить их на встречу, посвященную обсуждению какой-то значимой для класса проблемы. Тогда внимание родителей будет акцентировано не на форме встречи, а на ее содержании. Однако уже перед самой встречей с детьми родителей необходимо специально подготовить. Во-первых, рассказать о возможностях игры («для солидности» можно упомянуть о некоторых теориях игры), с другой — стимулировать активность родителей. Но в то же время следует дать право тем, кому трудно участвовать в игре, быть «молчаливым» участником.
Если игра проводится с младшими школьниками, после ее окончания можно провести небольшую рефлексию только с родителями. У многих возникнут вопросы, и важно их обсудить. Если игра проводится с подростками, рефлексия после игры невозможна, поскольку она будет означать наличие некоторых тайн от ребят, и эффект игры будет смазан.
Как конструировать игру? Прежде всего определите ее тему, которая должна быть значимой для детей данного возраста и класса. После этого можно подумать о формах работы. Здесь нужно опираться на знакомые детям формы, которые они использовали на занятиях психологией, или формы, в которых детей можно потренировать заранее. Важно, чтобы эти формы задействовали различные каналы восприятия и переработки информации, то есть чтобы в игру включались обсуждение, действия, зрительное наблюдение.
После того как определены формы, нужно продумать начало и окончание игры. Вначале надо давать задания, позволяющие «повысить энергетику» группы и поднять настроение участников. Важно, чтобы на этом этапе в различных вариантах звучала позитивная лексика. В конце необходима яркая эмоциональная «точка» и действия по побуждению родителей и детей к тому, чтобы сказать друг другу слова благодарности.
Первые задания имеет смысл делать не чисто игровыми, а скорее разговорными, например предложить обсудить значимые вопросы и записать на листе бумаге варианты ответов. Это позволит снизить напряжение у взрослых и быстрее включить их в игру.
Как проводить игру? Посчитать, сколько групп будет принимать участие в игре. Для этого сложить количество детей и родителей, которые обещали прийти, и поделить на семь (численность группы оптимальна, если ее можно делить на восемь подгрупп).
Потом необходимо подготовить помещение. По периметру класса из парт составить несколько «круглых столов» (понятно, что, составленные из парт, они круглыми не будут) по числу групп, оставив в центре некоторое свободное пространство — сцену. Все стулья поставить вдоль стен, чтобы иметь возможность в начале встречи провести общую разминку. Позже, когда участники будут работать по группам, они поставят стулья вокруг своего «круглого стола».
Заранее нужно определить состав детско-родительских групп. При этом дети и родители определяются в разные группы, чтобы обеспечить каждому свободу самопредъявления — некоторые дети стесняются играть в присутствии своих родителей. В младших классах детей и родителей можно объединять. Списки групп прикрепляются к каждому «круглому столу», в соответствии с ними участники занимают свои места.
Ведущий организует игру стоя, находясь у одной из стен, то есть имея возможность видеть всех участников. Когда идет работа в группах, он внимательно наблюдает за тем, чтобы были включены все участники. В противном случае подходит к группе и организует включение в работу всех.
Важно, чтобы ведущий был достаточно спонтанным — был готов отойти от заранее спланированного хода игры и «пойти» за участниками, удлинить или укоротить какой-то из этапов. Для этого нужно хорошо чувствовать участников и понимать, что одна и та же игра в разных классах проходит по-разному: кому-то интереснее игровые моменты, кому-то — более глубокое обсуждение.
Игра «Мои ступени»
для учащихся 5-го класса и их родителей
(разработано совместно с Т.В. Макаровой)
Цель: содействие в углублении взаимопонимания детей и родителей.
Ведущий заранее просит детей принести детские фотографии своих родителей и размещает их на стенде.
Для эмоционального разогрева участникам предлагается по очереди быстро закончить предложения: «Если я пятиклассник, то я люблю...»; «Если я пятиклассник, то я не люблю...»; «Если я пятиклассник, то я мечтаю...» При этом уточняется, что родители основываются на опыте своего проживания возраста 5-го класса.
Следующее задание, которое выполняется командами, — это совместно обсудить и записать на двух больших листах бумаги:
— трудности пятиклассников сейчас и раньше (то есть их родителей);
— радости пятиклассников сейчас и раньше.
После этого представители команд зачитывают свои работы. Возможно, родители захотят подробнее поделиться опытом, рассказать о своем детстве. Иногда у детей возникают вопросы по поводу радостей и трудностей родителей, например они могут не знать, что такое сбор макулатуры или игра «Зарница». Необходимо дать возможность всем желающим высказаться.
Следующее задание — вспомнить и рассказать какой-то запомнившийся яркий эпизод, который относился ко времени обучения в пятом классе. Это также делают и родители и дети.
Далее ведущий говорит о том, что во все времена у пятиклассников случаются те или иные трудные ситуации и необходимо уметь их разрешать. Командам раздаются заранее придуманные ситуации, значимые для учащихся данного класса. Оговаривается условие: родители играют роли детей, дети — родителей и других взрослых. Затем команды придумывают свои сценки и проигрывают перед остальными. Как правило, родители получают при этом большое удовольствие, особенно если они играют роли непослушных детей.
После этого можно провести викторину, в которой детям необходимо ответить на вопросы, касающиеся опыта родителей. Например, что было нарисовано на пионерском значке или что такое совет дружины. А родителей спрашиваем о детской жизни, например: что дети больше всего любят есть в столовой или в какую игру играют на прогулке.
В завершение игры дети и родители поют песню, известную ребятам, например «Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались».
После этого ведущий показывает свой «сюрприз» — стенд с детскими фотографиями взрослых и просит родителей узнать друг друга.
Завершается игра обменом чувств и мыслей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
мини-тренинг для родителей
Был составлен для работы педагога-психолога с группой родителей в ходе районного родительского собрания "Семья и школа: детство без насилия и жестокости" с целью показать взрослым альтернативные наказ...
тренинг для родителей "повышение самоуважения у детей"
для выступления на родительских собраниях и групповой формы работы...
Обучающий тренинг для родителей «Как преодолеть застенчивость и неуверенность ребёнка»
Эта разработка может стать как самостоятельным мероприятием в работе с родителями или являться частью родительского собрания. Данный материал будет интересен родителям и педагогам....
семинар-тренинг для родителей "Любить - значит заботиться"
родительское собрание с психологическими упражнениями, не требующими атрибутики...
Тренинг для родителей по теме «Безусловная любовь к ребенку»
Формирование у родителей адекватной позиции по отношению к ребенку в системе «мы и наш ребенок»; расширение информационного поля родителей в области психолого-педагогических знаний....
Тренинг для родителей "Как помочь ребенку в овладении грамотой"
Проводится на родительском собрании для демонстрации игровых приемов формирования средств языка....