мини-тренинг для родителей
план-конспект по психологии на тему

Был составлен для работы педагога-психолога с группой родителей в ходе районного родительского собрания "Семья и школа: детство без насилия и жестокости" с целью показать взрослым альтернативные наказанию пути развития успешности ребенка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mini-trening_dlya_roditeley.docx23.34 КБ

Предварительный просмотр:

Районное родительское собрание

«Семья и школа: детство без насилия и жестокости»

РАБОЧАЯ ГРУППА

«УСПЕШНОСТЬ РЕБЕНКА КАК АЛЬТЕРНАТИВА НАКАЗАНИЮ»

Тренинг для родителей составила и провела

педагог-психолог МБОУ СОШ №1 р.п.Переяславка

О.А.Панченко

27.10.2011 г.

р.п.Переяславка

Тема тренинга: Успешность ребенка как альтернатива наказанию.

Цель: обучение родителей ненасильственным навыкам развития успешности ребенка через осознание смысла своего существования как родителя; апробация наработанного материала в обучающей работе с родителями.

Оборудование: аудитория на 25 чел.; таблица «Успешность ребенка как альтернатива наказанию» на листе А4 – по количеству столов; 6 листов А4, разрезанные по образцу, предложенному К.Фопелем для игры «Бартерная торговля» [5; 211], и 6 образцов в масштабе 1:1; карточки с подготовленными «Ты-высказываниями».

Общая продолжительность тренинга: 25-30 мин.

№ этапа

Наименование работы

Задачи

Время, мин

Ход занятия

  1. Вступительное слово. Работа с таблицей.

  1. Упр-е «Положи-тельные и отри-цательные чер-ты характера Ва-шего ребенка» [; 211]

  1. знакомство, приветствие, уточ-нение целей встречи, занятия;
  2. включение родителей в группу, настрой и погружение в актив-ную целенаправленную работу;
  3. активизация заинтересованнос-ти родителей предложенным практическим материалом;

  1.  самодиагностика родителей собственного отношения к ребенку, прощупывание проблемной «зоны»;
  2. настрой участников группы на то, что мы все разные: у каждого родителя что-то в воспитании собственного ребенка получа-ется лучше, что-то хуже (приме-ры по принципу построения таб-лицы);
  3. выстраивание перед родителя-ми системы развития успешнос-ти ребенка через их совместную деятельность, взаимоотноше-ния;

2

3

- Тема нашего занятия «Ус-пешность ребенка как аль-тернатива наказанию» и я бы уточнила «наказанию как жестокости и непониманию».

- Приведение примеров из жизни «хороших родителей», благополучных семей. Формирование «обратной связи»: ведущий-родитель.

- Выполнение родителями упражнения: быстро, что первым приходит на ум, про себя.

- Обработка ответов, рефлек-сия результатов. Знакомство с таблицей (первый шаг к успешности ребенка: вера взрослого в себя и свое чадо…); ориентация на нее в ходе всего тренинга.

  1. Работа в микрогруппах по 4-6 человек. Игра «Бартерная торговля» [5; 211]
  1. погружение родителей в работу, выстраиваемой наоборот пред-лагаемому материалу пошаго-вого развития успешности, мо-тива достижения ребенка;
  2. активизация воспоминания у родителей детского чувства неуспешности, растерянности, раздражения;
  3. осознание ими сильных и слабых сторон своей личности как роди-теля и сильных и слабых сторон собственного ребенка через дезорганизующие инструкции взрослого (психолога);
  4. введение понятия «зоны» ответственности взрослого и ребенка и разграничения их на практических примерах;

10-15

Проработка во время и после окончания игры понимания родителем второго шага к успешности ребенка, незави-симо от его уровня развития на данный момент (см. табли-цу-приложение).

Переход к третьему и четвертому шагу развития успешности ребенка.

Озвучивание возможных проблем в воспитании повзрослевшего ребенка в благополучной семье.

  1. Упр-е «Я-высказывания» [4; 93]
  1. осознание родителем своей позиции по отношению к ребенку;
  2. побуждение его к изменению собственных мыслей, убеждений к своему ребенку;
  3. обучение навыкам ненасильст-венной коммуникации;
  4. развитие способности предотв-ращать конфликтные ситуации;

7-10

- Продолжить работу в сфор-мировавшихся группах. Каж-дой группе выдается карточка с «Ты-высказыванием» и предлагается перестроить ее в «Я-высказывание» по форму-ле («Я-высказывание»= факт + чувства) и примеру ведущего.

- Рассмотрение, проработка родителями ситуаций, наибо-лее встречаемых и проблема-тичных (ориентация на про-смотренный в актовом зале видеофильм).

5. Рефлексия. Подведение итогов тренинга.

  1. предоставление возможности родителям озвучить наиболее наболевший вопрос и получить поддержку от других родите-лей, специалиста через подыто-живание рузультатов работы группы;
  2. фиксация родителями получен-ных навыков и знаний;
  3. настрой участников группы на дальнейшее самопознание и саморазвитие себя как родителей.

2-3

Обсуждение работы группы, малая дискуссия, подведение к пониманию, что лежит в основе благополучия ребенка. Получение «обратной связи» от родителей и родителями от ведущего. Завершение работы группы.

Используемая литература:

  1. Овчарова, Р. Справочная книга школьного психолога / Р.В.Овчарова. – М.: «Просвещение», «Учебная литература», 1996. – 352 с.
  2. Ситаров, В. Педагогика и психология ненасилия в образовательном процессе / В.А.Ситаров, В.Г.Маралов; Под ред. В.А.Сластенина. – М.: «Академия», 2000. – 216с.
  3. Смирнова, Т. Психологическая коррекция агрессивного поведения детей / Т.П.Смирнова. – Ростов н/Д: «Феникс», 2004. – 160 с.
  4. Сартан, Г. Тренинг самостоятельности у детей / Г.Н.Сартан. – Екатеринбург: У-Фактория, 2004. - 144 с.
  5. Фопель, К. Создание команды. Психологические игры и упражнения / К.Фопель. – М.: Генезис, 2003. – 400 с.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1.

Подведение итогов работы группы родителями:

  1. Учиться, учиться и учиться…
  2. Учиться самому и учить ребенка…
  3. Верить в себя и своего ребенка

                            и все будет хорошо.

  1. Воспитание – не разовый процесс, требует много сил, времени и любви.

Впечатления родителей о работе в группе:

  1. Понравилось;
  2. Да, не зря, есть чему поучиться, над чем призадуматься;
  3. Что-то знали, что-то умели; есть с чем столкнулись впервые.

Пожелания родителей:

  1. Побольше бы и почаще так встречаться, раньше этому не учили, о многом так не думали…


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мини-тренинг на снятие напряжения и беспокойство у учащихся перед экзаменами.

Большая часть учащихся перед экзаменом  испытывает стресс, находясь  в ситуации постоянного страха  или тревоги. Что с ними при этом происходит? Постоянный стресс ослабляет имм...

Коммуникативный мини-тренинг «Сердце»

Данный тренинг поможет снять тревоги первых дней занятий, смягчить адаптацию к новому коллективу....

Мини-тренинг для педагогов "Профилактика эмоционального выгорания"

Содействие сохранению соматического и психичесго здоровья работников сферы образования....

Мини-тренинг для педагогов "Профилактика эмоционального выгорания"

Содействие сохранению соматического и психичесго здоровья работников сферы образования....

Сценарий классного часа "Тайна маски" с использованием нестандартных форм обучения и воспитания (Психологический мини-тренинг и арт-терапия)

"Тайна маски" - сценарий классного часа с использованием нестандартных форм воспитания (Психологический мини-тренинг и Арт-терапия). материал финального этапа VIII Облстного конкурса профессионального...

Мини-тренинг с педагогами "Мои обязанности и ресурсы"

Данный материал может быть использован в работе с педагогами по личностному и профессиональному самосовершенствованию, по улучшению качества профессиональной деятельности по технологиям с высоким поте...

Мини тренинг – сплочение «Ковёр мира» для учащихся 5 класса

Сегодня вы будете  участвовать в психологическом тренинге. У вас будет возможность испытать себя, выполняя различные задания, но не забываем о правилах. И ещё в тренинге есть одно условие – задан...