Статья "Необходимость правильного произношения"
статья на тему
Неправильное произношение приносит много огорчений и дошкольникам, и детям школьного возраста. Взрослые, а особенно сверстники, не понимают, что говорит ребёнок, возникают трудности общения. Более того, недостатки устной речи отрицательно сказываются и на письме, так как чёткое произношение звуков является основой при обучении письму на начальном этапе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
neobhodimost_pravilnogo_proiznosheniya.docx | 16.21 КБ |
Предварительный просмотр:
Необходимость правильного произношения
Неправильное произношение приносит много огорчений и дошкольникам, и детям школьного возраста. Взрослые, а особенно сверстники, не понимают, что говорит ребёнок, возникают трудности общения. Более того, недостатки устной речи отрицательно сказываются и на письме, так как чёткое произношение звуков является основой при обучении письму на начальном этапе.
Взрослые часто проявляют две полярные точки зрения в отношении неправильного зву-копроизношения детей, хотя обе они неправильные. Одни родители длительное время закрывают глаза на существующую проблему, так как не всегда улавливают на слух дефекты речи, или полагают, что с возрастом всё пройдёт. Другие, напротив, уже в 2-3 года требуют от ребёнка правильного произнесения даже самых сложных звуков, поправляя его и делая замечания. Такие завышенные требования родителей могут вызывать негативную реакцию со стороны малыша и даже послужить толчком для появления заикания. Следует знать, что согласно «законам природы» некоторые звуки ребёнок в 2-3 года имеет право произносить неправильно!
Эта книга поможет вам грамотно преодолеть недостатки звукопроизношения у вашего ребёнка. По ней можно заниматься как самостоятельно, так и по рекомендациям специалиста-логопеда.
Это важно знать!
- Сначала ребёнок осваивает произношение простых звуков (гласных и простых соглас
ных, типа [п], [б], [м], [н], [т], [д]...). - По мере развития речевого слуха и укрепления артикуляционного аппарата (особенно
мышц губ и языка) ему становятся доступны все остальные звуки. - Позже появляются и тяжелее всего ребёнку даются свистящие ([с], [сь], [з], [зь], [ц]),
шипящие ([ш], [ж], [ч], [щ]) и сонорные звуки ([р], [рь], [л], [ль]). В норме усвоение всех зву
ков русского языка заканчивается к 4-5 годам.
Основные виды речевых нарушений:
- Отсутствие звука. Например, вместо рука малыш говорит ука или вместо лук - ук;
- Замена звука. Например, ребёнок может заменять [ц] на [ть] (типлёнок); [ш] на [с]; [р]
на [л]; [с] на [сь]; [ль] на [й] и т.д.; - Искажение звука, проявляющееся например:
- в межзубном произнесении некоторых звуков (кончик языка просовывается между зу
бами);
- в боковом произнесении звуков (слышится неприятный «хлопающий» звук);
- в горловом произнесении звука [р] (он получается при вибрации нёбной занавески, а не
кончика языка).
Нарушения звукопроизношения первого и второго вида (отсутствие звука и его замена) у детей до 3-4 лет можно рассматривать как проходящее с возрастом (при нормальном умственном развитии ребёнка и полноценном слухе) физиологическое косноязычие.
Нарушения произношения третьего вида (искажение звуков) самостоятельно не проходят даже с возрастом. В этом случае необходимо как можно раньше обратиться к логопеду за консультацией. Ведь уже с 3—4-летнего возраста дети могут выполнять упражнения для губ и языка. (Е. Косинова. «Гимнастика для развития речи». Москва, ЭКСМО, 2004.)
Основные причины, вызывающие нарушения звукопроизношения и мешающие детям самостоятельно освоить произнесение звуков родного языка (при наличии нормального физического слуха и интеллекта):
- плохое различение звуков на слух, т.е. у ребёнка не развит фонематический (речевой) слух;
- недостаточное развитие мышц губ и языка, необходимое для правильного произнесения сложных звуков;
- дефекты в строении речевых органов (неправильный прикус, высокое («готическое») нёбо, укороченная уздечка языка и т. д.);
- отсутствие правильного образца для подражания (неправильная речь окружающих, «сюсюканье» и т. д.).
Обязательно обратитесь к логопеду, чтобы выявить причины, мешающие формированию нормального звукопроизношения. Некоторые причины вы можете определить сами. Для этого предложите малышу выполнить несколько движений.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Упражнения для формирования правильного произношения звуков Р, Р\'
Упражнения для формирования правильного произношения звуков Р, Р\'...
Конспект фронтального занятия «Произношение»1 класс Тема: Правильное произношение и дифференциация звуков [Д-Т] в слогах, словах и предложениях.
На данном занятии учитель-логопед учит различать звуки [Д-Т] в слогах, словах и предложениях, подбирать картинки на данные звуки, проводить звуковой анализ и синтез....
Презентация на отрабатывание правильного произношения сочетаний тр - др
Презентация на отрабатывание правильного произношения сочетаний тр - др...
Проблема правильного произношения в хоровом произведении на иностранном языке (английском) и пути ее преодоления в работе с детьми младшего школьного возраста
Хоровая музыка является одной из разновидностей музыкального искусства, наиболее яркой отличительной чертой которого является синтез музыки и слова. Не что иное, как слово помогает глубже проникнуть в...
Формировать навык правильного произношения звука [л] в связанной речи. Совершенствование навыка дифференциации звуков [г] и [к] и букв в слогах, словах и предложениях.
Автоматизация звука [л] в связанной речи на основе сюжета сказки «Золушка». ...
Как закрепить правильное произношение звуков.(Памятка для родителей)
Наконец, наступил долгожданный момент: ваш ребенок научился произносить трудный для него звук. Но родители часто бывают разочарованы тем, что, повторяя звук изолированно ...
Как закрепить правильное произношение
Рекомендации по автоматизации поставленных звуков...