Особенности развития процесса внимания и восприятия у детей с ЗПР.
статья
Внимание детей с задержкой психического развития характеризуется неустойчивостью, отмечаются периодические его колебания, неравномерная работоспособность. Трудно собрать, сконцентрировать внимание детей и удержать на протяжении той или иной деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 20.02 КБ |
Предварительный просмотр:
Внимание:Пиши,
Особенности развития процесса внимания и восприятия у детей с задержкой психического развития (ЗПР)
Внимание детей с задержкой психического развития характеризуется неустойчивостью, отмечаются периодические его колебания, неравномерная работоспособность. Трудно собрать, сконцентрировать внимание детей и удержать на протяжении той или иной деятельности. Очевидна недостаточная целенаправленность деятельности, дети действуют импульсивно, часто отвлекаются. Ребенок с трудом переключается с одного задания на другое. В старшем дошкольном возрасте оказывается недостаточно развитой способность к произвольной регуляции поведения, что затрудняет выполнение заданий учебного типа.
Многие из детей испытывают трудности и в процессе восприятия (зрительного, слухового, тактильного). Снижена скорость выполнения перцептивных операций. Дети не умеют обследовать предмет, не проявляют выраженной ориентировочной активности, длительное время прибегают к практическим способам ориентировки в свойствах предметов.
Дошкольники с задержкой психического развития не испытывают трудности в практическом различении свойств предметов, однако их сенсорный опыт долго не закрепляется и не обобщается в слове. Поэтому ребенок может правильно выполнить инструкцию, содержащую словесное обозначение признака «дай красный карандаш», но самостоятельно назвать цвет показанного карандаша затрудняется.
Особые трудности дети испытывают при овладении представлениями о величине, не выделяют и не обозначают отдельные параметры величины (длина, ширина, высота, толщина). Затруднен процесс анализирующего восприятия: дети не умеют выделить основные структурные элементы предмета, их пространственное соотношение, мелкие детали. Можно говорить о замедленном темпе формирования целостного образа предмета, что находит отражение в проблемах, связанных с изодеятельностью.
Со стороны слухового восприятия нет грубых расстройств. Дети могут испытывать некоторые затруднения при ориентировке в неречевых звучаниях, но главным образом страдают фонематические процессы.
Названные выше недостатки ориентировочно - исследовательской деятельности касаются и тактильно — двигательного восприятия, которая обогащает чувственный опыт ребенка и позволяет ему получить сведения о таких свойствах предметов, как температура, фактура материала, некоторые свойства поверхности, форма, величина. Затруднен процесс узнавания предметов на ощупь.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка проведения игровой консультации для родителей "Развитие зрительного внимания и памяти у детей со зрительной депривацией".
Игры и упражнения для развития зрительного внимания и памяти, рекомендуемые для использования родителями в домашних условиях....

Особенности познавательных процессов и учебной деятельности у детей с задержкой психического развития
В статье рассматривается проблема обучения детей с ЗПР. Рассмотрены вопросы о особенностях познавательных процессо учебной деятельности детей с ЗПР....

Конспект коррекционно-развивающего занятия «Развитие концентрации внимания, пространственного восприятия и сенсомоторной координации»
«Развитие концентрации внимания, пространственного восприятия и сенсомоторной координации»(коррекционно-развивающее занятие педагога-психологапо коррекции познавательной сферы учащегося начальны...

Развитие слухового внимания и восприятия на неречевых звуках
Цели занятия:Коррекционно-развивающие:- Формировать фонематические процессы;-Развивать голос, дыхание;-Развивать общую, мелкую, артикуляционную моторику детей.Коррекционно-образовательная:-Формировать...
Консультация для родителей: "Особенности развития процесса внимания и восприятия у детей с задержкой психического развития (ЗПР)".
В консультации рассказывается об основных особенностях процесса внимания и восприятия у детей с ЗПР. Какие трудности дети испытывают при недоразвитии данных процессов....

Игры на развитие познавательных процессов ( внимание, память, восприятие, мышление, речь) у дошкольников.
Игры на развитие познавательных процессов( внимание, память, восприятие, мышление, речь) у дошкольников....

Конспект коррекционно-развивающего занятия на тему: «Развитие зрительного и слухового восприятия у детей дошкольного возраста с нарушением слуха. Автоматизация звука «М»
Конспект коррекционно-развивающего занятия....