Консультация для родителей "Сюжетно -ролевая игра"
презентация к уроку на тему

Целикова Надежда Анатольевна

О значении игры в жизни ребенкаи внимательном к ней отношении.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_roditeley_-_kopiya.pptx2.93 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

МБДОУ № 8 детский сад «Елочка» Уренского муниципального района Нижегородской области Консультация для родителей «Значение сюжетно – ролевых игр для развития ребенка». Выполнила : Воспитатель1 младшей группы Н.А.Целикова 2015 год.

Слайд 2

Сюжетно – ролевая игра в жизни ребенка Игра всегда имела и будет иметь огромное значение в жизни ребенка. И если вы думаете, что игра всего лишь развлечение и пустое время провождения – вы глубоко ошибаетесь. В процессе игры ребенок обучается анализу, развивает свое воображение, мышление и еще много чего полезного происходит в развитии ребенка.

Слайд 3

Что же такое сюжетно – ролевая игра? Сюжетно – ролевая игра – это игра, в которой дети «одевают» на себя роль, передавая ее характер, а действуют по определенному заданному сюжету или же сами создают его. Дети вживаются в свою роль и ведут себя так, как видит своего персонажа со стороны. Сюжетно – ролевая игра занимает свое место в жизни ребенка тогда, когда он научиться использовать предметы не только лишь по их непосредственному назначению, но и в соответствии с сюжетом игры. В процессе у ребенка появляется желание копировать действия взрослых, он научиться взаимодействовать с другими детьми в игре или взрослыми. Изначально сюжетно – ролевая игра появляется в обычном подражании ребенка взрослым. Малыш самостоятельно пылесосит, укладывает игрушки спать, что-то ремонтирует. Через некоторое время ребенок начинает обыгрывать знакомые ему жизненные ситуации: «посещение больницы», «поход в магазин». На этом этапе в сюжетно – ролевую игру добавляется диалог действующих лиц. Здесь очень кстати будет помощь родителя. Если вы будете помогать малышу в игре, то ребенок уже очень скоро будет самостоятельно играть в сюжетно – ролевые игры вместе со своими игрушками. Дети постарше легко включаются в сюжетно – ролевую игру, но это не означает, что взрослый может оставаться на заднем плане и пустить все на самотек. Если родитель не будет предоставлять ребенку новые ситуации для игры, то ребенок может остановиться в развитии и перестать проявлять самостоятельность. Проявление творчества и самостоятельности в сюжетно – ролевой игре показывает уровень развития мышления ребенка.

Слайд 4

Что развивает игра? Эмоциональное развитие ребенка. Игра оказывает важное воздействие на эмоциональное развитие ребенка. Дети переносят в ее то, что они знают о жизни: свои знания и заблуждения, свои страхи и пожелания. Через сюжетно – ролевую игру дети пробуют множество ролей. Они могут переодеться и стать теми, кем хотят, подражая речи и манерам лиц, роли которых играют. В игре дети ведут себя творчески, активизируя свое воображение. Они проигрывают жизненный опыт, отбирая и организуя роли и события. Благодаря игре у детей повышается понимание своих сильных и слабых сторон, своих привязанностей и антипатий, способности лидировать и убеждать или же подчиняться, может быть согласовывать свои интересы. Все это способствует развитию самосознания. Интеллектуальное развитие Сюжетно – ролевая игра – занятие в значительной мере умственное. Дети используют память: они вспоминают о людях и событиях и затем воспроизводят их. Они апробируют идеи, планируют и реализуют свои планы, формируют представления о прошлом, настоящем и будущем. В игре дети творят, используя материалы и игрушки совершенно новыми способами. Кроме того они совершенствуют разговорные навыки, что очень важно для мышления и способности обмениваться информацией. Игра является не только средством формирования абстрактного мышления ,но и фактором расширения знаний о предметных областях.

Слайд 5

Развитие математических представлений. В процессе сюжетно – ролевой игры происходит развитие многих математических представлений. В игре ребенок сталкивается с различными группами и подгруппами материалов и вещей. Дети обучаются классифицировать предметы, используя понятия «больше - меньше», «шире - уже», «тяжелее - легче». Развитие научных понятий. Игра способствует также развитию понятий и методов научного характера. Дети наблюдают, пробуют и экспериментируют, проверяют, анализируют, сравнивают вещи в отношении сходства и различия, ставят вопросы и обобщают ситуации. Все эти действия имеют основополагающий характер в работе ученого. Подготовка к чтению. Обогащение словаря и развитие понятий – важная предпосылка успешного чтения и понимания. Общаясь в игре, дети используют родной язык, увеличивают гибкость речи, расширяя словарь, осваивая новые понятия, обыгрывание какой – либо темы заставляет детей организовывать свои представления. В дальнейшем это облегчает им понимание текстов, где следует учитывать логическую цепочку событий.

Слайд 6

Роль взрослого в игре Самое очевидное влияние взрослого на ролевую игру это старт самой игры- показать, как и во что можно играть. Учитывая, что ребенок одинаково копирует хорошее и плохое, то, давая направление его сюжетно – ролевой игре, взрослый получает возможность влияния на будущие наклонности ребенка, играя, можно воспитывать малыша. Для того, чтобы правильно организовать ролевую игру надо помнить три основных принципа: Во-первых, игра не должна строиться на принуждении, это свободное проявлении воли ребенка. Во-вторых, игра – это творческий процесс, не стоит загонять ребенка в какие бы то ни было жесткие рамки. В-третьих, старайтесь, чтобы игра менялась и имела свое развитие, но при этом не стоит бояться повторов: если ребенок, «ставший поваром» второй день жарит блины – не страшно, он просто запоминает и тренирует полученный навык. Поощряйте это.

Слайд 7

Виды игры Существует несколько видов игровой деятельности. Это индивидуально - предметная, которая возникает в раннем возрасте от полугода до двух лет, предметно – подражательная, которая появляется на втором году жизни и сюжетно – ролевая.

Слайд 8

Простые правила для совместной игры Ваши чувства по отношению к ребенку гораздо важнее, чем «правильная» игра – не ограничивайте ребенка в выражении различных чувств, пусть даже очень шумных. Игрушки для игры выбирает сам ребенок. Не навязывайте свой выбор – это ведь только ваш выбор. Не бойтесь шумной игры - шум останется в игре, когда вы об этом скажите ребенку. Не возлагайте на ребенка ответственность за беспорядок – в это виноват не ребенок, а игра. Научите ребенка «складывать» игру на место. Не перебивайте игру взрослыми «умничаньями», не отвечайте на вопросы, которые вам не задавали. Ограничения в игре не нужны до тех пор, пока они не нужны. Ограничивайте ребенка спокойно, но твердо. Нарушение ограничений – конец игре. Не задавайте вопросов, ответы на которые вы уже знаете. Высказывайте утверждения - это поощряет ребенка на творчество и совместную с вами игру. Пример: «Это домик?» (Ну, конечно же, домик!). Лучше: «Вот так домик получился! Мне нравится! Научи меня!» « Бегательную » и «прыгательную игру» лучше всего для ребенка заканчивать на коленях взрослого под мирное качание и убаюкивание.

Слайд 9

Развитие игровых навыков Если малыш пассивен в игре и предпочитает простые действия, беготню или тихое сидение в уголке, придется приложить усилия. Приглашайте малыша поиграть вместе с вами, вовлекайте его в игру, заразите своей собственной игрой, демонстрируя радость и удовольствие. Выбирайте такие игрушки, в которые можно играть вместе: мяч, машинки и куклы, наборы зверюшек, кубики, разборные игрушки и т.д. Ребенок должен получать больше позитивного внимания – поощряйте его самостоятельную игру словесной похвалой, объятиями и поцелуями. Не укоряйте ребенка за неумение играть! Поделитесь опытом игры! Покажите ,как играть с разными игрушками: возня и валяние в обнимку с игрушками – это игра; перебирание, раскладывание и пересыпание – это игра; катание и перетаскивание – это игра; прятанье и искание – это игра; забрасывание (мяча в корзину) и сбивание (например кеглей) – это тоже игра. Побуждайте ребенка совершать очередные действия, играя с игрушками? По очереди менять выражение лица, по очереди издавать различные звуки. Закрепляйте очередность в игре словами: «А теперь ты! Ну-ка попробуй». Игра важная часть жизни ребенка. Покажите ему эту часть сами. Он будет вам благодарен. В игре, как ни в каком другом виде деятельности, развивается речь ребенка. Не ждите, что речь в игре проявится сразу же. Наберитесь терпения, проговаривайте и договаривайте знакомые и доступные ребенку слова и фразы в игровых действиях вроде укачивания куклы, кормления или на прогулке. Не забудьте отметить проявления речевой активности ребенка. Не прячьте свою радость, покажите ее ребенку. Поделитесь своей радостью с другими близкими малышу взрослыми: прямо, косвенно, по телефону, в разговоре на улице. Весь мир должен знать, какая это радость – слушать и понимать своего ребенка! Малыш оценит ваше отношение, запомнит вашу радость и будет стараться вызвать ее подобным же образом.

Слайд 10

Как подойти к выбору игрушек Принципы оценки безопасности игровой продукции . Физическая и экологическая безопасность (отсутствие запаха, острых краев; прочности деталей и окраски, наличие сертификата качества). Психофизиологическая безопасность – соответствие возрасту: соразмерность игрушки параметрам ребенка (руки, росту и пр.), возможность манипуляции, парной работы рук, координации движений. Психологическая безопасность: отсутствие негативных воздействий на психическое развитие ребенка, его интеллектуальное, психоэмоциональное, социальное и эстетическое развитие . Нравственно-духовная безопасность: отсутствие провоцирующих факторов для формирования негативных установок детского поведения.

Слайд 11

Что делать, если ребенок не умеет, не хочет и даже не любит играть? Возможно, у малыша имеются проблемы с игровой деятельностью. В таком случае взрослый должен взять на себя инициативу и по возможности передать ребенку (в виде образцов, примеров) все прелести игровой деятельности – от замысла до желаемого результата . Стоит только вспомнить это волшебное, манящее и затягивающее чувство игры и донести его до малыша. Однако при этом следует помнить некоторые «взрослые» правила детской игры, которые регламентируют вмешательство взрослых и способствуют поддержанию свободы ребенка. Помните! Для полноценного развития ребенку не требуется как можно раньше научиться читать – ему нужно вовремя и с удовольствием начать играть!

Слайд 12

Какие условия созданы в детском саду для развития игры и в какие игры играют дети ? Фоторепортаж из первой младшей группы

Слайд 13

Игровая ситуация «Малыш проснулся». Нужно обязательно умыть малыша и накормить его. Кукольный уголок

Слайд 14

Игровая ситуация «Уложим куклу спать». Можно покачать Катю, спеть ей песенку, а можно прочитать сказку.

Слайд 15

Игровая ситуация «Приготовление обеда» На кухне полным ходом идет подготовка семейного обеда. Продукты все закуплены остается только все почистить и приготовить.

Слайд 16

Хорошо когда вся семья в сборе, можно и поужинать.

Слайд 17

Игровая ситуация «Накормим зверюшек салатом». Для салата взяли пластилиновые овощи: огурец, кукурузу, листья салата, помидор. Все мелко порезали, перемешали и салат готов.

Слайд 18

Здесь дети с удовольствием строят гаражи, домики, горки, а затем с ними играют. Уголок конструирования

Слайд 19

Для машин обязательно нужна дорога и гараж. Без них никак нельзя.

Слайд 20

Из крупного модуля можно построить замок для принцессы.

Слайд 21

Игровая ситуация «Поездка» Сегодня дети решили отправиться в путешествие на своем автобусе. К поездке все готовы.

Слайд 22

А иногда мы все дружно любим почитать наши любимые книжки.

Слайд 23

Наша дружная первая младшая группа. Мы еще маленькие, но мы очень любим играть. Мамы и папы, играйте с нами !!!

Слайд 24

«Игра имеет в жизни ребенка такое же значение, как у взрослого – деятельность, работа, служба. Каков ребенок в игре, таков во многом он будет в работе, когда вырастет. Поэтому воспитание будущего деятеля происходит прежде всего в игре» А.С Макаренко Спасибо за внимание !


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Экспертно-ролевая игра игра для учеников 8 класса: «Мы суть того, что мы едим» (проектный метод)

Здесь представлена моя разработка  урока-игры, а также презентация  по разработке.Цели и задачи: Обобщить и сформировать четкое представление о рациональном питанииРазвить умение анализирова...

Развитие речевых навыков у младших школьников посредство ролевой игры. Кукольный театр как вид ролевой игры.

Развитие речевых навыков у младших школьников посредство ролевой игры. Кукольный театр как вид ролевой игры....

«Кем быть?» Занятие по профориентации в виде деловой игры, с элементами ролевой игры

Актуализировать у учащихся знания о различных видах профессиональной деятельности. Способствовать развитию навыков рефлексии в области профориентации....

Ролевая игра «суд над компьютерными играми»

Ролевая игра «суд над компьютерными играми»...

консультация для воспитателей Сюжетно – ролевые игры 21 века в развитии коммуникативной компетенции у детей с ОВЗ

Материал предназначен для воспитателей и специалистов, работающих с дошкольниками, имеющими различные нарушения в развитии....