консультация для воспитателей Сюжетно – ролевые игры 21 века в развитии коммуникативной компетенции у детей с ОВЗ
консультация

Материал предназначен для воспитателей и специалистов, работающих с дошкольниками, имеющими различные нарушения в развитии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_po_igram_21_veka.docx19.67 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад комбинированного вида № 24 «Пчелка» г. Бердска

Консультация для воспитателей

НА ТЕМУ: «Сюжетно – ролевые игры 21 века в развитии коммуникативной компетенции у детей с ОВЗ»

Составила: учитель-дефектолог Ефремова О.В.


В современной реальности закономерно растёт интерес педагогов к проблеме формирования ключевых компетенций у детей старшего дошкольного возраста. Эта задача обусловлена современным подходом к оценке качества образования, при котором главным результатом деятельности образовательного учреждения является не система знаний, умений и навыков, а овладение ребенком набором компетентностей – интегративных личностных характеристик, определяющих способность ребенка к решению разнообразных задач жизнедеятельности. Одной из основных компетентностей ребёнка старшего дошкольного возраста, является коммуникативная компетентность, которая признана стержневой, так как лежит в основе других компетенций. Важнейшим фактором в формировании коммуникативной компетентности является включение детей в сюжетно-ролевую игру. В последние годы многие учёные и практики с тревогой говорят о тенденции исчезновения игры в жизни детей, особенно в старшем дошкольном возрасте. Сюжетно -ролевым играм уделяется немного времени, а их содержание часто не соответствует особенностям субкультуры современного ребёнка. Важно учитывать, что существуют игровые темы, которые явно утратили свою актуальность для современного дошкольника (но по-прежнему представлены в предметно-развивающей среде детского сада, например, игры «Почта», «Ателье» и др.) Кроме того, при общем понимании важности сюжетно-ролевой игры в развитии коммуникативной компетентности дошкольника педагоги часто испытывают затруднения в ее реализации. Воспитателю необходимо стать привлекательным для ребенка игровым партнером, который приносит в детскую игру новое содержание и новые умения. Обучение игре представляет собой механизм естественной помощи воспитателя ребенку. Оно включает непосредственное взаимодействие воспитателя с детьми в игре, наблюдение за игрой детей, изучение детских возможностей и перспектив развития игры. Особенно актуально  и важно это в работе с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья.

Сегодня хочу представить вам интересное методическое пособие «Сюжетно – ролевые игры 21 века для социально – коммуникативного развития детей дошкольного возраста 5-7 лет», разработанное коллегами  Ишимского педагогического института, авторами Е.И. Поповой, А.Ф. Кондрашиной, С.С. Сунцовой.

Авторы отмечают, что предметно-игровая среда должна обеспечивать возможность общения и совместной деятельности детей и взрослых. Требования и условия организации предметно-игровой среды, предложенных Н.Н. Гладышевой и Л.В. Черновой [6]:

∙ Центр игры должен располагаться вблизи Центра конструирования, чтобы дети могли иметь возможность использовать постройки в игре;

∙ в «Центре сюжетно-ролевой игры» могут использоваться разные виды игрушек (реалистические, прототипические, предметы-заместители);

 ∙ игровые материалы должны располагаться на низких стеллажах, в пластмассовых емкостях, передвижных ящиках на колесах и т. п.;

∙ привлечение детей к оформлению игрового пространства;

∙ наличие запаса дополнительного материала (коробок разного размера и формы, бечевок и т. п.) для изготовления недостающих по сюжету атрибутов; ∙ полные сюжетообразующие наборы-макеты;

∙ своевременное изменение игровой среды.

В качестве примера рассмотрим содержание мобильных игр-коробов для организации сюжетно-ролевых игр старших дошкольников, представленных в развивающей предметно-игровой среде МА ДОУ «Центр развития ребенка д/с № 5». Например, содержание мобильной игры-короба  Цирк включает:

∙магнитный конструктор Magformers;

∙афиши, вывески;

∙билеты, программки;

 ∙элементы костюмов;

∙атрибуты: носики, колпаки, свистульки,

∙мыльные пузыри,

 ∙гирлянды, фигурки клоунов, флажки и др.;

 ∙атрибуты для цирковых артистов: канаты, обручи, шары, булавы;

 ∙грим, косметические наборы;

 ∙спецодежда для билетеров, работников буфета и др.

Мобильный короб  игры «Ветеринарный медицинский центр» включает: Оборудованная исследовательская лаборатория:

 ∙Оснащение: цифровая лаборатория «Наураша в стране Наурандии», ∙вакцины, порошки, таблетки, капли,

∙бахилы, шапочки, перчатки,

∙колбы, пробирки, шприцы.

 Инструменты:

∙микроскоп, шпатель,

∙ватные палочки, конверты для ДНК-тестов,

∙капельницы,

 ∙емкости для одноразовых инъекций,

∙лупа,

∙пинцеты,

∙зеркало,

∙фотографии различных видов вирусов (чума, бешенство и т. д.), ∙градусники.

Документация:

∙медицинские карты на каждого «больного»,

∙бейджи у каждого работника лаборатории с научными званиями.

 ∙вывески «Ветеринарный медицинский центр», «Лаборатория», «Процедурный кабинет», «Аптека», «Охрана».

 ∙халаты, шапочки, косынки, повязки из ткани.

∙тюбики, коробочки, пластмассовые баночки.

В соответствии с вышеизложенным, педагогами центра развития ребёнка разработали  педагогическую технологию формирования коммуникативной компетентности в сюжетно-ролевой игре у детей старшего дошкольного возраста. Данная технология включает ряд этапов:

I этап. Подготовка педагога к современной сюжетно-ролевой игре

 Разработка технологической карты сюжетно-ролевой игры с новым содержанием, включающей описание:

цели и задач; предварительной работы; развивающей предметно-игровой среды; главных и второстепенных ролей; предполагаемых игровых действий; вариантов начала игры; руководства игрой; вариантов окончания игры; анализа игры; игр-спутников.

II этап. Обогащение знаний и представлений детей: умение получать необходимую информацию в общении; умение выслушать другого человека, с уважением относиться к его мнению, интересам; умение вести простой диалог со взрослыми и сверстниками; умение отстаивать свое мнение; умение не ссориться, спокойно реагировать в конфликтных ситуациях.

 III этап. Обогащение игрового опыта детей: умение выслушать другого человека, с уважением относиться к его мнению, интересам; умение вести простой диалог со взрослыми и сверстниками; умение отстаивать свое мнение; умение не ссориться, спокойно реагировать в конфликтных ситуациях.

 IV этап. Создание развивающей предметноигровой среды: умение выслушать другого человека, с уважением относиться к его мнению, интересам; умение отстаивать свое мнение; умение соотносить свои желания, стремления с интересами других; умение принимать участие в коллективных делах; умение принимать и оказывать помощь.

 V этап. Активизирующее общение со взрослыми: умение получать необходимую информацию в общении; умение выслушать другого человека, с уважением относиться к его мнению, интересам; умение вести простой диалог со взрослыми и сверстниками; умение отстаивать свое мнение; умение соотносить свои желания, стремления с интересами других; умение принимать участие в коллективных делах.

VI этап. Самостоятельная игровая деятельность детей: умение понимать эмоциональные состояния сверстника, взрослого; умение выслушать другого человека, с уважением относиться к его мнению, интересам; умение вести простой диалог со взрослыми и сверстниками; умение отстаивать свое мнение; умение соотносить свои желания, стремления с интересами других; умение принимать участие в коллективных делах (договариваться, уступать); умение уважительно относиться к окружающим людям; умение принимать и оказывать помощь; умение не ссориться, спокойно реагировать в конфликтных ситуациях.

Технологические карты, являющиеся методическим руководством для организации сюжетно-ролевых игр детей старшего дошкольного возраста.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Руководство сюжетно-ролевой игрой как средство развития коммуникативного поведения старших дошкольников с нарушениями зрения и речи

В статье представлен опыт работы по развитию коммуникативного поведения у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями зрения и речи средствами сюжетно-ролевой игры...

Статья по теме: "Игра как метод развития коммуникативной компетенции младших школьников" (доклад на МО воспитателей).

Доклад о том, как с помощью игры происходит совершенствование коммуникативных навыков....

Ролевая игра как способ формирования коммуникативных компетенций учащихся на уроках английского языка в 5 классе

Прект педагогического эксперимента по внедрению СОТ реализованного учителем в образовательном учреждении. Проектная работа....

Консультация для родителей "Сюжетно -ролевая игра"

О значении игры в жизни ребенкаи внимательном к ней отношении....

Ролевые игры как средство развития коммуникативной компетенции на уроках бурятского языка

При обучении младших школьников бурятскому языку как второму важнейшей задачей я считаю повышение эффективности учебного процесса. Среди большого количества методов и приѐмов обучения хотелось бы выде...

Проект "Сюжетно-ролевая игра как средство развития речи детей дошкольного возраста"

Для детей дошкольного возраста ведущим видом деятельности является сюжетно-ролевая игра. В.С. Мухина утверждает, что «Игра оказывает большое влияние на развитие речи. Игровая ситуация треб...

«Ролевая игра как средство развития коммуникативной компетенции на уроках иностранного языка»

Изучение теоретических материалов и анализ специальной литературы, показали, что необходимо постоянно совершенствовать процесс обучения, позволяющий детям эффективно и качественно усваивать программны...