консультация для воспитателей Сюжетно – ролевые игры 21 века в развитии коммуникативной компетенции у детей с ОВЗ
консультация
Материал предназначен для воспитателей и специалистов, работающих с дошкольниками, имеющими различные нарушения в развитии.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya_po_igram_21_veka.docx | 19.67 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад комбинированного вида № 24 «Пчелка» г. Бердска
Консультация для воспитателей
НА ТЕМУ: «Сюжетно – ролевые игры 21 века в развитии коммуникативной компетенции у детей с ОВЗ»
Составила: учитель-дефектолог Ефремова О.В.
В современной реальности закономерно растёт интерес педагогов к проблеме формирования ключевых компетенций у детей старшего дошкольного возраста. Эта задача обусловлена современным подходом к оценке качества образования, при котором главным результатом деятельности образовательного учреждения является не система знаний, умений и навыков, а овладение ребенком набором компетентностей – интегративных личностных характеристик, определяющих способность ребенка к решению разнообразных задач жизнедеятельности. Одной из основных компетентностей ребёнка старшего дошкольного возраста, является коммуникативная компетентность, которая признана стержневой, так как лежит в основе других компетенций. Важнейшим фактором в формировании коммуникативной компетентности является включение детей в сюжетно-ролевую игру. В последние годы многие учёные и практики с тревогой говорят о тенденции исчезновения игры в жизни детей, особенно в старшем дошкольном возрасте. Сюжетно -ролевым играм уделяется немного времени, а их содержание часто не соответствует особенностям субкультуры современного ребёнка. Важно учитывать, что существуют игровые темы, которые явно утратили свою актуальность для современного дошкольника (но по-прежнему представлены в предметно-развивающей среде детского сада, например, игры «Почта», «Ателье» и др.) Кроме того, при общем понимании важности сюжетно-ролевой игры в развитии коммуникативной компетентности дошкольника педагоги часто испытывают затруднения в ее реализации. Воспитателю необходимо стать привлекательным для ребенка игровым партнером, который приносит в детскую игру новое содержание и новые умения. Обучение игре представляет собой механизм естественной помощи воспитателя ребенку. Оно включает непосредственное взаимодействие воспитателя с детьми в игре, наблюдение за игрой детей, изучение детских возможностей и перспектив развития игры. Особенно актуально и важно это в работе с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья.
Сегодня хочу представить вам интересное методическое пособие «Сюжетно – ролевые игры 21 века для социально – коммуникативного развития детей дошкольного возраста 5-7 лет», разработанное коллегами Ишимского педагогического института, авторами Е.И. Поповой, А.Ф. Кондрашиной, С.С. Сунцовой.
Авторы отмечают, что предметно-игровая среда должна обеспечивать возможность общения и совместной деятельности детей и взрослых. Требования и условия организации предметно-игровой среды, предложенных Н.Н. Гладышевой и Л.В. Черновой [6]:
∙ Центр игры должен располагаться вблизи Центра конструирования, чтобы дети могли иметь возможность использовать постройки в игре;
∙ в «Центре сюжетно-ролевой игры» могут использоваться разные виды игрушек (реалистические, прототипические, предметы-заместители);
∙ игровые материалы должны располагаться на низких стеллажах, в пластмассовых емкостях, передвижных ящиках на колесах и т. п.;
∙ привлечение детей к оформлению игрового пространства;
∙ наличие запаса дополнительного материала (коробок разного размера и формы, бечевок и т. п.) для изготовления недостающих по сюжету атрибутов; ∙ полные сюжетообразующие наборы-макеты;
∙ своевременное изменение игровой среды.
В качестве примера рассмотрим содержание мобильных игр-коробов для организации сюжетно-ролевых игр старших дошкольников, представленных в развивающей предметно-игровой среде МА ДОУ «Центр развития ребенка д/с № 5». Например, содержание мобильной игры-короба Цирк включает:
∙магнитный конструктор Magformers;
∙афиши, вывески;
∙билеты, программки;
∙элементы костюмов;
∙атрибуты: носики, колпаки, свистульки,
∙мыльные пузыри,
∙гирлянды, фигурки клоунов, флажки и др.;
∙атрибуты для цирковых артистов: канаты, обручи, шары, булавы;
∙грим, косметические наборы;
∙спецодежда для билетеров, работников буфета и др.
Мобильный короб игры «Ветеринарный медицинский центр» включает: Оборудованная исследовательская лаборатория:
∙Оснащение: цифровая лаборатория «Наураша в стране Наурандии», ∙вакцины, порошки, таблетки, капли,
∙бахилы, шапочки, перчатки,
∙колбы, пробирки, шприцы.
Инструменты:
∙микроскоп, шпатель,
∙ватные палочки, конверты для ДНК-тестов,
∙капельницы,
∙емкости для одноразовых инъекций,
∙лупа,
∙пинцеты,
∙зеркало,
∙фотографии различных видов вирусов (чума, бешенство и т. д.), ∙градусники.
Документация:
∙медицинские карты на каждого «больного»,
∙бейджи у каждого работника лаборатории с научными званиями.
∙вывески «Ветеринарный медицинский центр», «Лаборатория», «Процедурный кабинет», «Аптека», «Охрана».
∙халаты, шапочки, косынки, повязки из ткани.
∙тюбики, коробочки, пластмассовые баночки.
В соответствии с вышеизложенным, педагогами центра развития ребёнка разработали педагогическую технологию формирования коммуникативной компетентности в сюжетно-ролевой игре у детей старшего дошкольного возраста. Данная технология включает ряд этапов:
I этап. Подготовка педагога к современной сюжетно-ролевой игре
Разработка технологической карты сюжетно-ролевой игры с новым содержанием, включающей описание:
цели и задач; предварительной работы; развивающей предметно-игровой среды; главных и второстепенных ролей; предполагаемых игровых действий; вариантов начала игры; руководства игрой; вариантов окончания игры; анализа игры; игр-спутников.
II этап. Обогащение знаний и представлений детей: умение получать необходимую информацию в общении; умение выслушать другого человека, с уважением относиться к его мнению, интересам; умение вести простой диалог со взрослыми и сверстниками; умение отстаивать свое мнение; умение не ссориться, спокойно реагировать в конфликтных ситуациях.
III этап. Обогащение игрового опыта детей: умение выслушать другого человека, с уважением относиться к его мнению, интересам; умение вести простой диалог со взрослыми и сверстниками; умение отстаивать свое мнение; умение не ссориться, спокойно реагировать в конфликтных ситуациях.
IV этап. Создание развивающей предметноигровой среды: умение выслушать другого человека, с уважением относиться к его мнению, интересам; умение отстаивать свое мнение; умение соотносить свои желания, стремления с интересами других; умение принимать участие в коллективных делах; умение принимать и оказывать помощь.
V этап. Активизирующее общение со взрослыми: умение получать необходимую информацию в общении; умение выслушать другого человека, с уважением относиться к его мнению, интересам; умение вести простой диалог со взрослыми и сверстниками; умение отстаивать свое мнение; умение соотносить свои желания, стремления с интересами других; умение принимать участие в коллективных делах.
VI этап. Самостоятельная игровая деятельность детей: умение понимать эмоциональные состояния сверстника, взрослого; умение выслушать другого человека, с уважением относиться к его мнению, интересам; умение вести простой диалог со взрослыми и сверстниками; умение отстаивать свое мнение; умение соотносить свои желания, стремления с интересами других; умение принимать участие в коллективных делах (договариваться, уступать); умение уважительно относиться к окружающим людям; умение принимать и оказывать помощь; умение не ссориться, спокойно реагировать в конфликтных ситуациях.
Технологические карты, являющиеся методическим руководством для организации сюжетно-ролевых игр детей старшего дошкольного возраста.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Руководство сюжетно-ролевой игрой как средство развития коммуникативного поведения старших дошкольников с нарушениями зрения и речи
В статье представлен опыт работы по развитию коммуникативного поведения у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями зрения и речи средствами сюжетно-ролевой игры...
Статья по теме: "Игра как метод развития коммуникативной компетенции младших школьников" (доклад на МО воспитателей).
Доклад о том, как с помощью игры происходит совершенствование коммуникативных навыков....
Ролевая игра как способ формирования коммуникативных компетенций учащихся на уроках английского языка в 5 классе
Прект педагогического эксперимента по внедрению СОТ реализованного учителем в образовательном учреждении. Проектная работа....
Консультация для родителей "Сюжетно -ролевая игра"
О значении игры в жизни ребенкаи внимательном к ней отношении....
Ролевые игры как средство развития коммуникативной компетенции на уроках бурятского языка
При обучении младших школьников бурятскому языку как второму важнейшей задачей я считаю повышение эффективности учебного процесса. Среди большого количества методов и приѐмов обучения хотелось бы выде...
Проект "Сюжетно-ролевая игра как средство развития речи детей дошкольного возраста"
Для детей дошкольного возраста ведущим видом деятельности является сюжетно-ролевая игра. В.С. Мухина утверждает, что «Игра оказывает большое влияние на развитие речи. Игровая ситуация треб...
«Ролевая игра как средство развития коммуникативной компетенции на уроках иностранного языка»
Изучение теоретических материалов и анализ специальной литературы, показали, что необходимо постоянно совершенствовать процесс обучения, позволяющий детям эффективно и качественно усваивать программны...