Развитие внимания у детей старшего дошкольного возраста
статья на тему

Внимание обладает определенными такими свойствами как : объем, устойчивость, концентрация, избирательность, распределение, переключаемость и произвольность. Нарушение каждого из свойств приводит к трудностям в функционировании внимания как процесса , как следствие к отклонениям в деятельности ребенка

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_vnimaniya_u_detey_doshkolnogo_vozrasta.docx16.28 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие внимания у детей дошкольного возраста

Внимание - это важнейшее качество, которое характеризует процесс выбора нужной информации и отбрасывания лишней. В человеческий мозг ежесекундно поступают огромное количество сигналов из внешнего мира. Если бы не существовало внимания (являющегося своеобразным фильтром), то мозг не смог бы избежать перегрузки. 

Внимание обладает определенными такими свойствами как : объем, устойчивость, концентрация, избирательность, распределение, переключаемость и произвольность. Нарушение каждого из свойств приводит к трудностям в функционировании внимания как процесса , как следствие к отклонениям в деятельности ребенка.

  • При маленьком объеме внимания - это невозможность сконцентрироваться одновременно на нескольких предметах, удерживать их в уме.
  • При недостаточной концентрации и устойчивости внимания ребенку трудно долго сохранять внимание, не отвлекаясь и не ослабляя его.
  • При недостаточной избирательности внимания ребенок не может сосредоточиться именно на той части материала, которая необходима для решения поставленной задачи.
  • При плохо развитой переключаемости внимания ребенку трудно переключаться с выполнения одного вида деятельности на другой. Например, если вы сначала проверяли, как ваш ребенок сделал домашнее задание по одному предмету, а потом, заодно, решили проэкзаменовать его по другому предмету, то он не сможет вам хорошо ответить. Ребенок допустит много ошибок, хотя и знает правильные ответы. Просто ему тяжело быстро переключиться с одного вида заданий на другой .
  • При плохо развитой способности распределения внимания ребенок неумеет эффективно (без ошибок) выполнять одновременно несколько дел.
  • Недостаточная произвольность внимания не позволяет ребенку сосредоточивать внимание по требованию.


Подобные недостатки не могут быть устранены отдельными "упражнениями на внимание" в процессе занятий с ребенком и требуют для их преодоления специально организованной работы. 

Такая работа предполагает:

1. Использование специальных упражнений, тренирующих основные свойства внимания: объем, распределение, концентрацию, устойчивость и переключение.

2. Использование упражнений, на основе которых развивается внимательность как свойство личности. Обычно причина общей невнимательности заключается в ориентации детей на общий смысл текста, фразы, арифметической задачи или выражения - дети схватывают этот смысл и, довольствуясь им, "пренебрегают частностями". Главная задача таких занятий: преодоление этого обобщенного восприятия, попытка научить воспринимать содержание с учетом элементов на фоне смысла целого.

Некоторые упражнения на тренировку основных свойств внимания.

Развивающие игры и упражнения

1. Упражнение "Следи за своей речью" .

Ведущий говорит: "Барыня купила туалет. В туалете 100 вещей, что хотите, то купите, "ДА" и "НЕТ" не говорите, черное и белое не покупать". И начинает задавать каверзные вопросы, пытаясь спровоцировать отвечающего на запрещенные слова.

- Вы хотите купить черное платье?
- Я хочу купить зеленое платье.
- А разве зеленое вам к лицу?
- Мне просто нравится зеленый бархат.
- Это будет бальное платье?
- Бальное.
- Ваше зеленое платье должно быть длинным?
- Да(!).
Проигрыш. Надо было, например, сказать "Разумеется".

Это игра, с одной стороны, на выработку умения задавать психологически сложные вопросы, отвлекая тем самым внимание отвечающего на обдумывание ответа от не использования запрещенных слов, а с другой стороны, на развитие внимания у отвечающего на вопросы.

Можно договориться, какие слова нельзя говорить и после этого задавать самые разные вопросы. Вопросов должно быть много. Например, такие:

Вы сегодня завтракали? Ваша прическа вам нравится?
Вы сегодня не опоздали на занятия? Вы левша? Кино вы любите?
Какие цветы вам нравятся, а какие не нравятся? Почему?

2. Упражнение "Запрещенная буква". 

В этой игре каждому придется следить за самим собой, чтобы не проговориться. 

Одного из участников игры назначают водящим. Поочередно обращаясь к играющим, водящий каждому задает какой-нибудь несложный вопрос, требуя на него немедленного ответа. Например: "Сколько тебе лет?", "С кем ты сидишь за партой?", "Какое ты любишь варенье?" и т. п. Тот, к кому обращен вопрос, должен тотчас же дать любой ответ, но не употребляя в своей фразе буквы, которая по уговору объявлена запрещенной. Предположим, что запрещенной объявлена буква "А". 

Разумеется, водящий постарается подыскать каверзные вопросы, отвечая на которые обойтись без буквы "А" было бы затруднительно. "Как тебя зовут?" спросит он, скажем, товарища, которого зовут Ваня. Ясно, что тот не может назвать своего имени. Придется ему отделаться шуткой. "Не могу вспомнить!" - ответит он, находчиво обходя приготовленную для него ловушку. Тогда водящий с таким же неожиданным вопросом обратится к другому участнику игры. 

Долго раздумывать не разрешается. Замешкался, не ответил сразу или же, растерявшись, употребил в своем ответе запрещенную букву, становись на место водящего и задавай вопросы. Победителями мы будем считать тех, кто ни разу не попал в ловушку и давал быстрые, находчивые ответы. 

Как вариант игры - условием может быть непроговаривание запрещенной буквы, т.е. ее надо замещать в словах на любую другую. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

рабочая программа по развитию речи для детей дошкольного возраста

Программа расчитана  для логопедов работаюих в группе подготовке детей к школе, на базе школы...

развитие художественных способностей детей дошкольного возраста

методическая статья о развитиии художественных способностей детей-дошкольников средствами нетрадиционных техник в изобразительном искусстве...

Детская речь. Важный этап в развитии речи детей раннего дошкольного возраста.

Трудно переоценить  роль хорошо развитой  в жизни ребенка. С помощью слов дети общаются с окружающими, познают мир, формируется личность ребенка, развивается  его мышление, поведение. Д...

Проект "Развитие физических качеств детей дошкольного возраста средствами гимнастический упражнений "

Актуальность данного проекта заключается в том, что гимнастические упражнения являются одним из важнейших инструментов обновления и дополнения содержания программ по физическому воспитанию детей в дош...

Консультация для родителей:"Возрастные особенности развития внимания у детей дошкольного возраста".

В консультации рассказывается об основных особенностях развития внимания детей дошкольного возраста....

Особенности произвольного внимания у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития

Материал размещен в сборнике 2 Всероссийской научно-практической конференции, г. Барнаул 24-25 февраля 2017г....