Консультация для родителей:"Возрастные особенности развития внимания у детей дошкольного возраста".
консультация по теме
В консультации рассказывается об основных особенностях развития внимания детей дошкольного возраста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya_1.docx | 6.58 КБ |
Предварительный просмотр:
Внимание ребенка в начале дошкольного возраста отражает его интересы по отношению к окружающим предметам и выполняемым с ними действиями. Ребенок сосредоточен только до тех пор, пока интерес не угаснет. Появление нового предмета тот-час же вызывает переключение внимания на него. Поэтому дети редко длительное время занимаются одним и тем же делом.
На протяжении дошкольного возраста в связи с усложнением деятельности детей и их продвижением в общем умственном развитии внимание приобретает большую сосредоточенность и устойчивость. Так, если младшие дошкольники могут играть в одну и ту же игру 30-50 минут, то к пяти-шести годам длительность игры возрастает до полутора часов. Это объясняется тем, что в игре отражаются более сложные действия и взаимоотношения людей и интерес к ней поддерживается постоянным введением новых ситуаций. Возрастает устойчивость внимания и при рассматривании детьми картинок, слушании рассказов и сказок. Так, длительность рассматривания картинки увеличивается к концу дошкольного возраста примерно в два раза: ребенок шести лет лучше осознает картинку, чем младший дошкольник, выделяет в ней интересных для себя сторон и деталей.
Но основное изменение внимания в дошкольном возрасте состоит в том, что дети впервые начинают управлять своим вниманием, сознательно направлять его на определенные предметы, явления, удерживаться на них, применяя для этого некоторые способы. Руководя вниманием ребенка, взрослые тем самым дают ему те средства, с помощью которых он впоследствии начинает и сам управлять своим вниманием.
Помимо ситуативных средств, организующих внимание в связи с конкретной, частной задачей, существует универсальное средство организации внимания- речь. Первоначально взрослые организуют внимание ребенка при помощи словесных указаний. Ему напоминают о необходимости выполнять заданное действие, учитывая при этом те или иные обстоятельства («Когда складываешь башенку, выбирай самое большое колечко... Так, правильно. А где теперь самое большое? Поищи!»). Позднее ребенок начинает сам обозначать словесно те предметы и явления, на которые необходимо обращать внимание, чтобы добиться нужного результата.
По мере развития планирующей функции речи ребенок становится способным заранее организовать свое внимание на предстоящей деятельности, сформулировать словесно, на что он должен ориентироваться.
На протяжении дошкольного возраста использование речи для организации собственного внимания резко возрастает. Это проявляется, в частности, в том, что, выполняя задания по инструкции взрослого, дети старшего дошкольного возраста проговаривают инструкцию в 10-12 раз чаще, чем младшие дошкольники. Таким
образом, произвольное внимание формируется в дошкольном возрасте в связи с общим возрастанием роли речи в регуляции поведения ребенка.
Хотя дети дошкольного возраста и начинают овладевать произвольным вниманием, непроизвольное внимание остается преобладающим на протяжении всего дошкольного детства. Детям трудно сосредоточиться на однообразной и малопривлекательной для них деятельности, в то время как в процессе игры или решения эмоционально окрашенной продуктивной задачи они могут достаточно долго оставаться внимательными. Эта особенность внимания дошкольников является одним из оснований, по которым дошкольное обучение не может строиться на заданиях, требующих постоянного напряжения произвольного внимания. Используемые на занятиях элементы игры, продуктивные виды деятельности, частая смена форм деятельности позволяют поддерживать внимание детей на достаточно высоком уровне.
ЛИТЕРАТУРА
Борякова Н.Ю. Ступеньки развития. М., 200г. Немов Р.С. Психология. М., 1998г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
статья "Особенности развития памяти у детей дошкольного возраста с ОВЗ" учитель- логопед Курусь Е.Н. первая квалификационная категория.
Данная статья раскрывает особенности развития памяти у детей дошкольного возраста с ОВЗ. Служит консультативным материалом для педагогов дошкольного возраста. Память ребёнка тесно связана с его личнос...
Консультация для родителей " Профилактика гриппа и ОРВИ у детей дошкольного возраста"
Консультация для родителей " Профилактика гриппа и ОРВИ у детей дошкольного возраста"...
Особенности произвольного внимания у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития
Материал размещен в сборнике 2 Всероссийской научно-практической конференции, г. Барнаул 24-25 февраля 2017г....
Консультации родителей по теме: « Развитие внимания у детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения»
Цель: повышение педагогической грамотности родителей по вопросам развития внимания у детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения....
Консультация для родителей о профилактике нарушения зрения у детей дошкольного возраста
Полезные советы родителям о том, как поддерживать зрение ребёнка в норме...
Консультация для родителей «Воспитание честности и правдивости у детей дошкольного возраста»
Консультация для родителей "Воспитание честности и правдивости у детей дошкольного возраста"...
консультация для педагогов и родителей "Возрастные особенности развития речи детей дошкольного возраста"
Речь ребенка формируется под влиянием речи взрослых и в огромной степени зависит от достаточной речевой практики, нормального речевого окружения и от воспитания и обучения, которые начинаются с первых...