Проект "Классическая музыка - детям"
методическая разработка на тему
Проект разработан в сфере межведомственных отношений между ДШИ и ДОУ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 51.5 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
дополнительного образования детей
Детская школа искусств им. Г. М. Кукуевицкого
Проект
«Классическая музыка – детям»
Разработчик: Урсан Ирина Викторовна,
преподаватель по кл. ф-но
Сургут
2012г
Введение:
Самая сложная область музыкального искусства - классическая музыка. Слово «классический» подразумевает, что произведение заключает в себе серьезное содержание, обращается к вечным вопросам человеческого бытия. Такая музыка позволяет осознать их не только разумом, но и сердцем, не только размышлять, но и сопереживать.
Когда мы слышим словосочетание « классическая музыка», то в памяти всплывают фамилии композиторов – классиков, таких как: И. С. Бах и В.А. Моцарт, Й. Гайдн и Л.Бетховен, М. Глинка и П.Чайковский, С. Прокофьев и Д.Шостакович, Г. Свиридов и В. Гаврилин и др.
Классическая музыка является неотъемлемой частью нашей жизни. В настоящее время на современных конференциях, презентациях считается хорошим тоном слушать именно классическую музыку, что свидетельствует о повышении популярности классики. Педагоги-музыканты ДШИ считают, что именно классическая музыка как никакая другая оказывает самое благотворное воздействие на ребёнка, способствует не только его музыкальному, но и общекультурному развитию.
Проект «Классическая музыка - детям» предполагает организацию концертов классической музыки учащихся-музыкантов с дошкольниками в сфере развития межведомственных взаимодействий между ДШИ и ДОУ для приобщения дошкольников к миру искусства и проведения
Вид проекта: Открытый (в контакте с детьми детских дошкольных учреждений), творческий, долгосрочный.
Актуальность проекта: В настоящее время, когда подъём общей и музыкальной культуры общества стал необходимым условием его благополучного существования, организация систематической и планомерной музыкально-просветительской работы обретает особенную актуальность. Музыкальные учебные заведения должны и могут стать своеобразными просветительскими центрами, что особенно важно для процветания культуры небольших городов. Силами преподавателей и учащихся возможна организация среди детского населения широкой концертной деятельности, влияющей на их духовное и нравственное совершенствование.
Роль и значение музыкального искусства в обществе исключительно велика, поскольку музыка служит уникальным по своей природе средством коммуникации; она передает мысли, чувства, идеи, объединяет самые различные слои населения. Детство - период, наиболее благоприятен в отношении становления музыкальности. Формирование основ музыкальной культуры, а через нее художественной и эстетической культуры ребенка – актуальнейшая задача сегодняшнего дня. Воспитание слушателя, способного отличить подлинную красоту высокого искусства от дешевой, низкопробной подделки, должно начинаться уже в раннем детстве, поскольку именно этот возраст является временем интенсивного развития музыкальной восприимчивости.
Ввести дошкольников в духовную атмосферу большого искусства, познакомить их с образцами русского, советского и зарубежного музыкального творчества не только в записи, но и в живом высоком художественном исполнении – программная установка новой системы музыкальных учреждений.
Таким образом, возникла необходимость разработки проекта «Классическая музыка - детям», реализация которого способствует приобщению детей к музыкальной классике.
Интерес к классической музыке никогда не иссякнет, так как ее возможности безграничны. Именно классическая музыка является некой магической связью поколений. Каждый человек находит в классике что-то необходимое для себя: одухотворенность, успокоение, гармонию, отклик на свои чувства и ответы на сложные вопросы. Классическая музыка, безусловно, была, есть и будет актуальна в современном мире.
Цель проекта: Формирование основ музыкальной культуры у детей в процессе межведомственных взаимодействий между ДШИ и ДОУ посредством концертно-просветительской деятельности учащихся и педагогов ДШИ.
Задачи проекта:
- расширять знания детей о классической музыке, развивать восприятие музыкальных произведений разных эпох;
- развивать эстетический вкус, умение проявлять эмоциональную отзывчивость на музыку;
- формировать элементы музыкально-эстетического сознания;
- развивать музыкальное мышление;
- стимулировать творческие проявления в музыкальной деятельности учащихся ДШИ:
-возможность творческого самовыражения;
-развитие навыков выступления на сцене;
-удовлетворение потребности в признании и успехе.
Участники проекта: учащиеся и преподаватели школы искусств, воспитанники детского дошкольного учреждения.
Продолжительность проекта: (2012 – 2013 учебный год).
Материалы и оборудование: DVD-проигрыватель, видеокамера, музыкальные инструменты, портреты композиторов, иллюстрации и репродукции, соответствующие сюжету и теме встречи, познавательная литература, интернет ресурсы.
В основу работы легли следующие принципы:
- Принцип доступности музыкального материала: соответствие эмоционального содержания музыки эмоциональному опыту ребёнка.
- Принцип дифференциации: создание оптимальных условий для самореализации детей в процессе освоения знаний о классической музыке.
- Принцип наглядности: показ иллюстраций, создание тематических мультимедийных презентаций.
Основная форма реализации проекта:
- один раз в четверть организовывать и проводить тематические концерты – лекции, концерты-беседы классической музыки в ДОУ с участием учащихся ДШИ.
Содержание проекта: Организация и проведение встреч детей с исполнителями произведений классической музыки значительно обогатит детей не только в собственно музыкальном, художественном, но и в познавательном, социальном и творческом планах. Живая классическая музыка оставит яркий след в эмоциональной памяти детей, персонифицирует представление о прекрасном, познакомит с его эталонами, создаст мотивацию к занятиям классическим искусством, будет способствовать формированию начал музыкальной и художественной культуры.
Концерты классической музыки в детском саду необходимы как воспитанникам ДОУ, так и учащимся ДШИ так как, слыша «живое» звучание музыкальных инструментов и обогащаясь духовно, дошкольники могли стремиться получить музыкальное образование, а учащиеся ДШИ являясь исполнителями, совершенствовали свои исполнительские навыки.
Этапы реализации проекта:
1 этап.
- Организация подготовительной работы для реализации данного проекта:
- Обсуждение целей и задач проекта.
- Составление плана работы.
- Заключение договоров о сотрудничестве с дошкольными организациями.
2 этап.
- Планирование работы ДШИ с дошкольным учреждением.
- Создание условий для реализации проекта: пополнение и подбор материала для реализации проекта, проведение сбора необходимых материалов, литературных источников по соответствующим тематикам, подбор музыкальных номеров.
3 этап.
- Мониторинг проектной деятельности.
- Подведение итогов проведенной работы, подготовка отчетных материалов.
Ожидаемый результат проектной деятельности:
Учащиеся ДШИ:
- повышают свой профессиональный уровень;
- развивают музыкальное мышление и культуру исполнения;
- получают возможность творческого самовыражения.
Воспитанники ДОУ:
- учатся слушать классическую музыку;
- умение определять характер музыки и передавать словами возникший образ от прослушанного произведения;
- проявляют желание заниматься в школе искусств.
Преподаватели ДШИ:
- потребность к творческой работе и самообразованию;
- активная заинтересованность в организации и осуществления концертно-просветительской деятельности;
- умение организовать и подготовить учащихся класса к участию в концертной деятельности;
- умение выбора актуальной темы и дидактической переработки материала для определенной аудитории.
Заключение: Реализация проекта «Классическая музыка - детям» позволит отойти от привычных стереотипов обучающих программ, повысит художественные требования к музыкальному репертуару в ДШИ. Музыкальный язык волшебный, завораживающий, но непростой. И наша задача как педагогов - музыкантов – не только развлечь, но и увлечь, не только заинтриговать, но и заинтересовать, научить слушать, понимать и принимать лучшее, что создано в музыке, то, что называется классикой.
Как показывает опыт концертной деятельности, всё больше детей проявляют желание активней заниматься в музыкальных заведениях, посещать концерты классической музыки в концертных залах города.
Список литературы и интернет-ресурсы:
- Газарян С.С. В мире музыкальных инструментов: - 2-е изд. – М.: Просвещение,1989
- Краснобаева Л. Какую музыку послушать [электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.rojdestvo.ru/data/publish pedag/publish_pedl3.shtml. Загл. с экрана.
- Куберский И. Ю.,Минина Е.В. Энциклопедия юного музыканта– СПб.: ООО «Диамант», 2001
- Мадорский Л. Р. Музыка начинается в семье М.: Знание, 1982
- Медушевский В. В. О происхождении и сущности серьезной музыки [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.portalhttp://www.portal-slovo.ru/art/35812.php. slovo.ru/art/36037.php. Загл. сэкрана
- Метлов Н.А. Музыка детям М.: Просвещение, 1985
- Петрушин В.И «Психология музыкального восприятия».«Музыкальная психология и психотерапия» 2007
- Праслова Г. А. Теория и методика музыкального образования детей дошкольного возраста СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2005
- Радынова О. П. Музыкальные шедевры. Авторская программа и методические рекомендации. М.: ГНОМ и Д, 2000. (Музыка для дошкольников и младших школьников.)
- Суханцева В. К. Музыка как мир человека, [электронный ресурс]. —Режим доступа: http://www.philosophy.ru/library/suhanceva/. Загл. сэкрана.
- Теплов Б.М. «Психология музыкальных способностей».Проблемы индивидуальных различий. - М., 1961.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2013/01/20/picture-184150-1358698619.jpg)
«Обучение музыке детей со средними природными данными. Учитель и ученик»
В классе каждого преподавателя есть учащиеся со средними и даже ниже среднего данными, которые учатся «для себя». Как заинтересовать таких ребят проявить себя? Обучая детей, педагог учится са...
![](/sites/default/files/pictures/2014/09/04/picture-473660-1409810046.jpg)
Сценарий праздничного мероприятия «П. И. Чайковский и его музыка детям»
Цель данного музыкального занятия - прививать любовь к классической музыке, к творчеству П.И.Чайковского; развивать музыкальный вкус, музыкальные и творческие способности детей, актёрские начала; учит...
![](/sites/default/files/pictures/2017/01/10/picture-874180-1484032674.jpg)
Отзыв на педагогический проект "Музыка - детям"
Вашему вниманию представлен отзыв на педагогмческий проект межведомственного взаимодействия между образовательными организациями "Музыка - детям"...
![](/sites/default/files/pictures/2016/10/14/picture-392543-1476397226.jpg)
Консультации для родителей "Как слушать музыку детям?"
Консультация для родителей "Как слушать музыку детям?" советы специалистов.[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"15399470","attributes":{"alt":"","class":"media-imag...
![](/sites/default/files/pictures/2019/01/10/picture-1100372-1547140136.jpg)
Консультация для родителей «Классическая музыка детям»
Консультация для родителей «Классическая музыка детям»Нужна ли детям классическая музыка?На сегодняшний день влияние классической музыки на детей, бесспорно, имеет огромное значение. В наш...
![](/sites/default/files/pictures/2019/10/19/picture-1175829-1571481665.jpg)
Приемы работы и организация образовательного процесса на уроках музыки детей с ТМНР и РАС
Все мы знаем, что музыка – сильнейшее средство эмоционального воздействия на человека. Для детей с тяжелыми нарушениями развития музыка может оказаться первым каналом, через который педагогу уда...