Проект "Классическая музыка - детям"
методическая разработка на тему
Проект разработан в сфере межведомственных отношений между ДШИ и ДОУ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_klassicheskaya_muzyka_-_detyam.doc | 51.5 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
дополнительного образования детей
Детская школа искусств им. Г. М. Кукуевицкого
Проект
«Классическая музыка – детям»
Разработчик: Урсан Ирина Викторовна,
преподаватель по кл. ф-но
Сургут
2012г
Введение:
Самая сложная область музыкального искусства - классическая музыка. Слово «классический» подразумевает, что произведение заключает в себе серьезное содержание, обращается к вечным вопросам человеческого бытия. Такая музыка позволяет осознать их не только разумом, но и сердцем, не только размышлять, но и сопереживать.
Когда мы слышим словосочетание « классическая музыка», то в памяти всплывают фамилии композиторов – классиков, таких как: И. С. Бах и В.А. Моцарт, Й. Гайдн и Л.Бетховен, М. Глинка и П.Чайковский, С. Прокофьев и Д.Шостакович, Г. Свиридов и В. Гаврилин и др.
Классическая музыка является неотъемлемой частью нашей жизни. В настоящее время на современных конференциях, презентациях считается хорошим тоном слушать именно классическую музыку, что свидетельствует о повышении популярности классики. Педагоги-музыканты ДШИ считают, что именно классическая музыка как никакая другая оказывает самое благотворное воздействие на ребёнка, способствует не только его музыкальному, но и общекультурному развитию.
Проект «Классическая музыка - детям» предполагает организацию концертов классической музыки учащихся-музыкантов с дошкольниками в сфере развития межведомственных взаимодействий между ДШИ и ДОУ для приобщения дошкольников к миру искусства и проведения
Вид проекта: Открытый (в контакте с детьми детских дошкольных учреждений), творческий, долгосрочный.
Актуальность проекта: В настоящее время, когда подъём общей и музыкальной культуры общества стал необходимым условием его благополучного существования, организация систематической и планомерной музыкально-просветительской работы обретает особенную актуальность. Музыкальные учебные заведения должны и могут стать своеобразными просветительскими центрами, что особенно важно для процветания культуры небольших городов. Силами преподавателей и учащихся возможна организация среди детского населения широкой концертной деятельности, влияющей на их духовное и нравственное совершенствование.
Роль и значение музыкального искусства в обществе исключительно велика, поскольку музыка служит уникальным по своей природе средством коммуникации; она передает мысли, чувства, идеи, объединяет самые различные слои населения. Детство - период, наиболее благоприятен в отношении становления музыкальности. Формирование основ музыкальной культуры, а через нее художественной и эстетической культуры ребенка – актуальнейшая задача сегодняшнего дня. Воспитание слушателя, способного отличить подлинную красоту высокого искусства от дешевой, низкопробной подделки, должно начинаться уже в раннем детстве, поскольку именно этот возраст является временем интенсивного развития музыкальной восприимчивости.
Ввести дошкольников в духовную атмосферу большого искусства, познакомить их с образцами русского, советского и зарубежного музыкального творчества не только в записи, но и в живом высоком художественном исполнении – программная установка новой системы музыкальных учреждений.
Таким образом, возникла необходимость разработки проекта «Классическая музыка - детям», реализация которого способствует приобщению детей к музыкальной классике.
Интерес к классической музыке никогда не иссякнет, так как ее возможности безграничны. Именно классическая музыка является некой магической связью поколений. Каждый человек находит в классике что-то необходимое для себя: одухотворенность, успокоение, гармонию, отклик на свои чувства и ответы на сложные вопросы. Классическая музыка, безусловно, была, есть и будет актуальна в современном мире.
Цель проекта: Формирование основ музыкальной культуры у детей в процессе межведомственных взаимодействий между ДШИ и ДОУ посредством концертно-просветительской деятельности учащихся и педагогов ДШИ.
Задачи проекта:
- расширять знания детей о классической музыке, развивать восприятие музыкальных произведений разных эпох;
- развивать эстетический вкус, умение проявлять эмоциональную отзывчивость на музыку;
- формировать элементы музыкально-эстетического сознания;
- развивать музыкальное мышление;
- стимулировать творческие проявления в музыкальной деятельности учащихся ДШИ:
-возможность творческого самовыражения;
-развитие навыков выступления на сцене;
-удовлетворение потребности в признании и успехе.
Участники проекта: учащиеся и преподаватели школы искусств, воспитанники детского дошкольного учреждения.
Продолжительность проекта: (2012 – 2013 учебный год).
Материалы и оборудование: DVD-проигрыватель, видеокамера, музыкальные инструменты, портреты композиторов, иллюстрации и репродукции, соответствующие сюжету и теме встречи, познавательная литература, интернет ресурсы.
В основу работы легли следующие принципы:
- Принцип доступности музыкального материала: соответствие эмоционального содержания музыки эмоциональному опыту ребёнка.
- Принцип дифференциации: создание оптимальных условий для самореализации детей в процессе освоения знаний о классической музыке.
- Принцип наглядности: показ иллюстраций, создание тематических мультимедийных презентаций.
Основная форма реализации проекта:
- один раз в четверть организовывать и проводить тематические концерты – лекции, концерты-беседы классической музыки в ДОУ с участием учащихся ДШИ.
Содержание проекта: Организация и проведение встреч детей с исполнителями произведений классической музыки значительно обогатит детей не только в собственно музыкальном, художественном, но и в познавательном, социальном и творческом планах. Живая классическая музыка оставит яркий след в эмоциональной памяти детей, персонифицирует представление о прекрасном, познакомит с его эталонами, создаст мотивацию к занятиям классическим искусством, будет способствовать формированию начал музыкальной и художественной культуры.
Концерты классической музыки в детском саду необходимы как воспитанникам ДОУ, так и учащимся ДШИ так как, слыша «живое» звучание музыкальных инструментов и обогащаясь духовно, дошкольники могли стремиться получить музыкальное образование, а учащиеся ДШИ являясь исполнителями, совершенствовали свои исполнительские навыки.
Этапы реализации проекта:
1 этап.
- Организация подготовительной работы для реализации данного проекта:
- Обсуждение целей и задач проекта.
- Составление плана работы.
- Заключение договоров о сотрудничестве с дошкольными организациями.
2 этап.
- Планирование работы ДШИ с дошкольным учреждением.
- Создание условий для реализации проекта: пополнение и подбор материала для реализации проекта, проведение сбора необходимых материалов, литературных источников по соответствующим тематикам, подбор музыкальных номеров.
3 этап.
- Мониторинг проектной деятельности.
- Подведение итогов проведенной работы, подготовка отчетных материалов.
Ожидаемый результат проектной деятельности:
Учащиеся ДШИ:
- повышают свой профессиональный уровень;
- развивают музыкальное мышление и культуру исполнения;
- получают возможность творческого самовыражения.
Воспитанники ДОУ:
- учатся слушать классическую музыку;
- умение определять характер музыки и передавать словами возникший образ от прослушанного произведения;
- проявляют желание заниматься в школе искусств.
Преподаватели ДШИ:
- потребность к творческой работе и самообразованию;
- активная заинтересованность в организации и осуществления концертно-просветительской деятельности;
- умение организовать и подготовить учащихся класса к участию в концертной деятельности;
- умение выбора актуальной темы и дидактической переработки материала для определенной аудитории.
Заключение: Реализация проекта «Классическая музыка - детям» позволит отойти от привычных стереотипов обучающих программ, повысит художественные требования к музыкальному репертуару в ДШИ. Музыкальный язык волшебный, завораживающий, но непростой. И наша задача как педагогов - музыкантов – не только развлечь, но и увлечь, не только заинтриговать, но и заинтересовать, научить слушать, понимать и принимать лучшее, что создано в музыке, то, что называется классикой.
Как показывает опыт концертной деятельности, всё больше детей проявляют желание активней заниматься в музыкальных заведениях, посещать концерты классической музыки в концертных залах города.
Список литературы и интернет-ресурсы:
- Газарян С.С. В мире музыкальных инструментов: - 2-е изд. – М.: Просвещение,1989
- Краснобаева Л. Какую музыку послушать [электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.rojdestvo.ru/data/publish pedag/publish_pedl3.shtml. Загл. с экрана.
- Куберский И. Ю.,Минина Е.В. Энциклопедия юного музыканта– СПб.: ООО «Диамант», 2001
- Мадорский Л. Р. Музыка начинается в семье М.: Знание, 1982
- Медушевский В. В. О происхождении и сущности серьезной музыки [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.portalhttp://www.portal-slovo.ru/art/35812.php. slovo.ru/art/36037.php. Загл. сэкрана
- Метлов Н.А. Музыка детям М.: Просвещение, 1985
- Петрушин В.И «Психология музыкального восприятия».«Музыкальная психология и психотерапия» 2007
- Праслова Г. А. Теория и методика музыкального образования детей дошкольного возраста СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2005
- Радынова О. П. Музыкальные шедевры. Авторская программа и методические рекомендации. М.: ГНОМ и Д, 2000. (Музыка для дошкольников и младших школьников.)
- Суханцева В. К. Музыка как мир человека, [электронный ресурс]. —Режим доступа: http://www.philosophy.ru/library/suhanceva/. Загл. сэкрана.
- Теплов Б.М. «Психология музыкальных способностей».Проблемы индивидуальных различий. - М., 1961.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Обучение музыке детей со средними природными данными. Учитель и ученик»
В классе каждого преподавателя есть учащиеся со средними и даже ниже среднего данными, которые учатся «для себя». Как заинтересовать таких ребят проявить себя? Обучая детей, педагог учится са...
Мир музыки детям. Презентация открытого урока.
Открытый урок по музыке....
Сценарий праздничного мероприятия «П. И. Чайковский и его музыка детям»
Цель данного музыкального занятия - прививать любовь к классической музыке, к творчеству П.И.Чайковского; развивать музыкальный вкус, музыкальные и творческие способности детей, актёрские начала; учит...
Отзыв на педагогический проект "Музыка - детям"
Вашему вниманию представлен отзыв на педагогмческий проект межведомственного взаимодействия между образовательными организациями "Музыка - детям"...
Консультации для родителей "Как слушать музыку детям?"
Консультация для родителей "Как слушать музыку детям?" советы специалистов.[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"15399470","attributes":{"alt":"","class":"media-imag...
Консультация для родителей «Классическая музыка детям»
Консультация для родителей «Классическая музыка детям»Нужна ли детям классическая музыка?На сегодняшний день влияние классической музыки на детей, бесспорно, имеет огромное значение. В наш...
Приемы работы и организация образовательного процесса на уроках музыки детей с ТМНР и РАС
Все мы знаем, что музыка – сильнейшее средство эмоционального воздействия на человека. Для детей с тяжелыми нарушениями развития музыка может оказаться первым каналом, через который педагогу уда...