Проект "Классическая музыка - детям"
методическая разработка на тему

Урсан Ирина Викторовна

Проект разработан в сфере межведомственных отношений между ДШИ и ДОУ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt_klassicheskaya_muzyka_-_detyam.doc51.5 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

дополнительного образования детей

Детская школа искусств им. Г. М. Кукуевицкого

Проект

«Классическая музыка – детям»

Разработчик: Урсан Ирина Викторовна,

преподаватель по кл. ф-но

Сургут

2012г

Введение:

Самая сложная область музыкального искусства - классическая музыка. Слово  «классический» подразумевает, что произведение заключает в себе серьезное содержание, обращается к вечным вопросам человеческого бытия. Такая музыка позволяет осознать их не только разумом, но и сердцем, не только размышлять, но и сопереживать.

Когда мы слышим словосочетание « классическая музыка», то в памяти всплывают фамилии композиторов – классиков, таких как: И. С. Бах и В.А.  Моцарт, Й. Гайдн и Л.Бетховен, М. Глинка и П.Чайковский, С. Прокофьев и Д.Шостакович, Г. Свиридов и  В. Гаврилин и др.

Классическая музыка является неотъемлемой частью нашей жизни. В настоящее время на современных конференциях, презентациях считается хорошим тоном слушать именно классическую музыку, что свидетельствует о повышении популярности классики. Педагоги-музыканты  ДШИ считают, что именно классическая музыка как никакая другая оказывает самое благотворное воздействие на ребёнка, способствует не только его музыкальному, но и общекультурному развитию.

Проект «Классическая музыка - детям» предполагает организацию концертов классической музыки учащихся-музыкантов с дошкольниками в сфере развития межведомственных взаимодействий между ДШИ и ДОУ для приобщения дошкольников к миру искусства и проведения

Вид проекта:  Открытый  (в контакте с детьми детских дошкольных учреждений), творческий, долгосрочный.

Актуальность проекта: В настоящее время, когда подъём общей и музыкальной культуры общества стал необходимым условием его благополучного существования, организация систематической и планомерной музыкально-просветительской работы обретает особенную актуальность. Музыкальные учебные заведения должны и могут стать своеобразными просветительскими центрами, что особенно важно для процветания культуры небольших городов. Силами  преподавателей и учащихся возможна организация среди детского населения широкой концертной деятельности, влияющей на их духовное и нравственное совершенствование.

Роль и значение музыкального искусства в  обществе исключительно велика, поскольку музыка служит уникальным по своей природе средством коммуникации; она передает мысли, чувства, идеи, объединяет самые различные слои населения. Детство - период, наиболее благоприятен в отношении становления музыкальности. Формирование основ музыкальной культуры, а через нее  художественной и эстетической культуры ребенка – актуальнейшая задача сегодняшнего дня. Воспитание  слушателя, способного отличить подлинную красоту высокого искусства от дешевой, низкопробной подделки, должно начинаться уже в раннем детстве, поскольку именно этот возраст является временем интенсивного развития музыкальной восприимчивости.

Ввести дошкольников в духовную атмосферу большого искусства, познакомить их с образцами русского, советского и зарубежного музыкального творчества не только в записи, но и в живом высоком художественном исполнении – программная установка новой системы музыкальных учреждений.

Таким образом, возникла  необходимость разработки проекта «Классическая музыка - детям», реализация которого способствует приобщению детей к музыкальной классике.

Интерес к классической музыке никогда не иссякнет, так как ее возможности безграничны. Именно классическая музыка является некой магической связью поколений. Каждый человек находит в классике что-то необходимое для себя: одухотворенность, успокоение, гармонию, отклик на свои чувства и ответы на сложные вопросы. Классическая музыка, безусловно, была, есть и будет актуальна в современном мире.  

Цель проекта: Формирование основ музыкальной культуры у детей в процессе межведомственных взаимодействий между ДШИ и ДОУ посредством концертно-просветительской деятельности учащихся и педагогов ДШИ.

Задачи проекта:

  1. расширять знания детей о классической музыке, развивать восприятие музыкальных произведений разных эпох;
  2. развивать эстетический вкус,  умение проявлять эмоциональную отзывчивость на музыку;
  3. формировать элементы музыкально-эстетического сознания;
  4. развивать музыкальное мышление;
  5. стимулировать творческие проявления в музыкальной деятельности учащихся ДШИ:

        -возможность творческого самовыражения;

        -развитие навыков выступления на сцене;

        -удовлетворение потребности в признании и успехе.

Участники проекта: учащиеся и преподаватели школы искусств, воспитанники детского дошкольного учреждения.

Продолжительность проекта: (2012 – 2013 учебный год).

Материалы и оборудование:  DVD-проигрыватель, видеокамера, музыкальные инструменты, портреты композиторов, иллюстрации и репродукции, соответствующие сюжету и теме встречи, познавательная литература, интернет  ресурсы.

В основу работы легли следующие принципы:

  1. Принцип доступности музыкального материала: соответствие эмоционального содержания музыки эмоциональному опыту  ребёнка.
  2. Принцип дифференциации: создание оптимальных условий для самореализации детей в процессе освоения знаний о классической музыке.
  3. Принцип наглядности: показ иллюстраций, создание тематических мультимедийных презентаций.

Основная форма реализации проекта:

  1. один раз в четверть организовывать и проводить тематические концерты – лекции, концерты-беседы классической музыки в ДОУ с участием учащихся ДШИ.

Содержание проекта: Организация и проведение встреч детей с исполнителями произведений классической музыки значительно обогатит детей не только в собственно музыкальном, художественном, но и в познавательном, социальном и творческом планах. Живая классическая музыка оставит яркий след в эмоциональной памяти детей, персонифицирует представление о прекрасном, познакомит с его эталонами, создаст мотивацию к занятиям классическим искусством, будет способствовать формированию начал музыкальной и художественной культуры.

Концерты классической музыки в детском саду  необходимы как воспитанникам ДОУ, так и учащимся ДШИ так как, слыша «живое» звучание музыкальных инструментов и обогащаясь духовно, дошкольники могли стремиться получить музыкальное образование, а учащиеся ДШИ являясь исполнителями, совершенствовали свои исполнительские навыки.

Этапы реализации проекта:

1 этап.

  1. Организация подготовительной работы для реализации данного проекта:
  2. Обсуждение целей и задач проекта.
  3. Составление плана работы.
  4. Заключение договоров о сотрудничестве с дошкольными организациями.

2 этап.

  1. Планирование работы ДШИ с дошкольным учреждением.
  2. Создание условий для реализации проекта: пополнение и подбор материала для реализации проекта, проведение сбора необходимых материалов, литературных источников по соответствующим тематикам, подбор музыкальных номеров.

3 этап.

  1. Мониторинг проектной деятельности.
  2. Подведение итогов проведенной работы, подготовка отчетных материалов.

Ожидаемый  результат проектной деятельности:

Учащиеся ДШИ:

  1. повышают свой профессиональный уровень;
  2. развивают музыкальное мышление и культуру исполнения;
  3. получают возможность творческого самовыражения.

Воспитанники ДОУ:

  1. учатся слушать классическую музыку;
  2. умение определять  характер музыки и передавать словами возникший образ от прослушанного произведения;
  3. проявляют желание заниматься в школе искусств.

Преподаватели ДШИ:

  1. потребность к творческой работе и самообразованию;
  2. активная заинтересованность в организации и осуществления концертно-просветительской деятельности;
  3. умение организовать и подготовить учащихся класса к участию в концертной деятельности;
  4. умение выбора актуальной темы и дидактической переработки материала для определенной аудитории.

Заключение: Реализация проекта «Классическая музыка - детям» позволит отойти от привычных стереотипов обучающих программ, повысит художественные требования к музыкальному репертуару в ДШИ. Музыкальный язык  волшебный, завораживающий, но непростой. И наша задача как педагогов - музыкантов  – не только развлечь, но и увлечь, не только заинтриговать, но и заинтересовать, научить слушать, понимать и принимать лучшее, что создано в музыке, то, что называется классикой.

Как показывает опыт концертной деятельности, всё больше детей  проявляют желание  активней заниматься в музыкальных заведениях, посещать концерты классической музыки в концертных залах города.

 

Список литературы и интернет-ресурсы: 

  1. Газарян С.С. В мире музыкальных инструментов: - 2-е изд. – М.: Просвещение,1989
  2. Краснобаева Л. Какую музыку послушать [электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.rojdestvo.ru/data/publish pedag/publish_pedl3.shtml. Загл. с экрана.
  3. Куберский И. Ю.,Минина Е.В.  Энциклопедия юного музыканта– СПб.: ООО «Диамант», 2001
  4. Мадорский Л. Р. Музыка начинается в семье М.: Знание, 1982
  5. Медушевский В. В. О происхождении и сущности серьезной музыки [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.portalhttp://www.portal-slovo.ru/art/35812.php. slovo.ru/art/36037.php. Загл. сэкрана
  6. Метлов Н.А. Музыка детям М.: Просвещение, 1985
  7. Петрушин В.И «Психология музыкального восприятия».«Музыкальная психология и психотерапия» 2007
  8. Праслова Г. А. Теория и методика музыкального образования детей дошкольного возраста СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2005
  9. Радынова О. П. Музыкальные шедевры. Авторская программа и методические рекомендации. М.: ГНОМ и Д, 2000. (Музыка для дошкольников и младших школьников.)
  10. Суханцева В. К. Музыка как мир человека, [электронный ресурс]. —Режим доступа: http://www.philosophy.ru/library/suhanceva/. Загл. сэкрана.
  11. Теплов Б.М. «Психология музыкальных способностей».Проблемы индивидуальных различий. - М., 1961.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Обучение музыке детей со средними природными данными. Учитель и ученик»

В классе каждого преподавателя есть учащиеся со средними и даже ниже среднего данными, которые учатся «для себя». Как заинтересовать таких ребят проявить себя? Обучая детей, педагог учится са...

Сценарий праздничного мероприятия «П. И. Чайковский и его музыка детям»

Цель данного музыкального занятия - прививать любовь к классической музыке, к творчеству П.И.Чайковского; развивать музыкальный вкус, музыкальные и творческие способности детей, актёрские начала; учит...

Отзыв на педагогический проект "Музыка - детям"

Вашему вниманию представлен отзыв на педагогмческий проект межведомственного взаимодействия между образовательными организациями "Музыка - детям"...

Консультации для родителей "Как слушать музыку детям?"

Консультация  для родителей  "Как слушать музыку детям?" советы специалистов.[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"15399470","attributes":{"alt":"","class":"media-imag...

Консультация для родителей «Классическая музыка детям»

Консультация для родителей «Классическая музыка детям»Нужна ли детям классическая музыка?На сегодняшний день влияние классической музыки на детей, бесспорно, имеет огромное значение. В наш...

Приемы работы и организация образовательного процесса на уроках музыки детей с ТМНР и РАС

Все мы знаем, что музыка – сильнейшее средство эмоционального воздействия на человека. Для детей с тяжелыми нарушениями развития музыка может оказаться первым каналом, через который педагогу уда...