Его величество Алфавит
занимательные факты на тему
Статья о создателе уникального коми алфавита В.А.Молодцове, о внедрении, применении алфавита, названного по его фамилии «молодцовским».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Создание, внедрение, применение "молодцовского" алфавита | 50 КБ |
Предварительный просмотр:
Его величество Алфавит
Василий Молодцов «скрепил» создание Коми автономии новой фонетикой (газета «Республика» 28 мая 2011 года)
В нынешнем году знаменательная дата в биографии Республики Коми – 90 лет со дня ее образования. Третье, а в некоторых случаях уже четвертое поколение граждан Коми края живут на административной территории со статусом республики. Обрести этот статус выпало в начале 20-х годов ХХ века – во времена, сопряженные с крушением многовекового уклада и сопутствующими ему лишениями, невзгодами. У истоков создания Коми автономной республики стояла горстка людей, искренне желавших развития родного края и благополучия его жителям. Время неумолимо. Для большинства из ныне живущих имена деятелей, добившихся в 20-е годы высокого статуса для Коми, уже ни о чем не говорят. Давайте в юбилейный год вспомним хотя бы некоторых из них.
Василий Александрович Молодцов вошел в историю Коми края как создатель уникального коми алфавита, названного по его фамилии «молодцовским». Создание, внедрение, применение этого алфавита пришлись на годы, предшествовавшие и сопутствовавшие образованию Коми автономии, во многом отражали суть объединения, сплочения коренного населения нашего северного края. Ученый много сил приложил для развития культуры, образования, издательского дела. Знавал, как говорится, и славу, и опалу. Жизнь талантливого человека, радетеля родного края завершилась так же, как и
у многих его сподвижников, стоявших у истоков Коми автономии: В.Молодцов был репрессирован и погиб в лагере.
Родом из Тентюково
Василий Александрович Молодцов родился 20 декабря 1885 (1 января 1886) года в Тентюково (сейчас – часть г.Сыктывкара), закончил уездное училище, в 1903 году поступил в учительскую семинарию в Тотьме. Там будущий лингвист увлекся политикой, распространял в 1905-м эсеровскую литературу. Окончив семинарию в 1907 году, Молодцов устроился учителем в д.Парч на Вычегде, но уже в 1908-м был, по его словам, «освобожден от должности по неблагонадежности» и уехал в Петербург, где год проучился на общеобразовательных курсах.
В следующем году ему удалось устроиться учителем-заведующим в д.Михеево Тотемского уезда, а по окончании учебного года вернуться в Петербург, поступить в Петербургский учительский институт. Возможно, именно во время учебы здесь он заинтересовался лингвистикой, ставшей делом всей его жизни. Вполне вероятно, что в Петербурге Молодцов познакомился со своими знаменитыми земляками К.Ф.Жаковым и П.А.Сорокиным и те, в особенности Жаков, оказали воздействие на появление у него интереса к науке. В январе 1914 года В.А.Молодцова призвали на военную службу, но служить рядовым довелось ему всего три месяца – обнаружился порок сердца. В учительском институте Молодцов получил специальность учителя высшего начального училища и в таковом качестве приехал на верхнюю Лузу, в село Ношуль.
Преподавание на коми языке в школах, где абсолютное большинство учеников составляли коми, плохо знавшие русский язык, считалось ненужным или, по крайней мере, невозможным из-за отсутствия необходимой учебной литературы на коми языке. Вопросы коми языкознания оставались весьма слабо разработанными, не существовало даже алфавита для коми языка, при письме пользовались русским алфавитом, его же использовали и при печатании коми текстов в книгах. Видимо, именно в Ношуле Василий Александрович в полной мере оценил существовавшую проблему и наряду с преподавательской работой занялся исследованием коми языка.
Особое внимание он уделял составлению коми алфавита. Во всяком случае, В.И.Лыткин позднее писал, что В.А.Молодцов «за несколько лет до революции (1917 года – авт.) составил зырянский шрифт»...
После Февральской революции положение в народном образовании стало меняться к лучшему, начала создаваться новая система обучения школьников.
В.А.Молодцов принял в этом активное участие. Он уехал в Яренск, устроился инструктором в уездный отдел народного образования. На учительских курсах в Яренске остро обсуждались проблемы школьного образования, задачи, стоящие перед учителями. Некоторые считали, что коми язык следует оставить лишь средством общения для темного сельского населения, а языком культурных людей должен быть только русский. Молодцову приходилось спорить с ними, отстаивать свою точку зрения. Его доводы оказались убедительными. 15 июня 1918 года Василий Александрович выступил на Яренском уездном съезде крестьянских депутатов (в то время – главном органе власти в уезде). Уездный съезд единогласно поддержал Молодцова и принял решение об обучении коми детей на коми языке.
В.А.Молодцов принял участие в организации культурно-просветительского общества «Коми котыр» («Союз содействия материальному и духовному развитию Зырянского края»), созданного на уездных учительских курсах 22 июня 1918 года. Возглавил общество А.С.Сидоров. Приходилось Василию Александровичу и исполнять обязанности заведующего УОНО. Но основное внимание он уделял разработке алфавита и коми грамматики. Молодцов представил их для рассмотрения в мае-июне 1918 года участникам Усть-Сысольского совещания учителей. В августе того же года на совещании учителей Яренского и Усть-Сысольского уездов в Усть-Выми этот алфавит был принят.
Алфавит В.А.Молодцова включал 33 буквы, ровно столько, сколько фонем в коми языке. Позже были введены еще три буквы (х, ф, ц), которые оказались необходимыми для правильной передачи русских заимствований. Большинство букв (21) были взяты из русского алфавита, три буквы переняты из латинского, одна – ö – оставлена из предыдущих вариантов коми алфавитов, остальные были придуманы самим Молодцовым и сильно отличались по начертанию от русских. Алфавит имел ряд достоинств и был приспособлен к коми языку. В нем каждая буква означала только одну фонему, даже мягкие согласные в отличие от правил русской грамматики обозначались специальными буквами, однако сочетания «й» с гласными не имели отдельных букв. Довольно стройная система графики В.А.Молодцова достаточно точно передавала фонетический строй коми языка, и в этом, как отмечали специалисты, было ее несомненное достоинство.
Сначала – культура, потом – экономика
Осенью 1918 г. В.А.Молодцов переехал в Усть-Сысольск, ставший центром культурно-просветительской работы в Коми крае. В 1918-1919 учебном году он преподавал в учительской семинарии, где организовал литературный кружок «Коми гижысь чук\р», выросший вскоре в литературное объединение. В том же 1918 году он вступил в Российскую коммунистическую партию (большевиков).
В ноябре 1918 года Усть-Сысольский отдел народного образования принял решение о введении преподавания коми языка в школах. Нужны были учебники, методика. По инициативе В.А.Молодцова в том же месяце возникла Комиссия по созданию коми литературы для школ и народа – первая организация, которая была призвана непосредственно заниматься созданием коми литературного языка и письменности.
Вскоре В.А.Молодцов написал первый букварь для коми школ «Лыддьысьны велöдан», который после обсуждения на заседании Коми комиссии был переписан от руки в нескольких экземплярах (напечатать его пока не было возможности) и в рукописном виде разослан по школам. Позднее, после открытия Коми издательства, букварь был издан и стал первой книгой на коми языке, отпечатанной молодцовским шрифтом. Большим событием в культурной жизни Коми края стали коми номера газеты «Зырянская жизнь» (они чередовались с русскоязычными выпусками). Коми текст тоже печатался молодцовским шрифтом.
В течение 1919-1920 учебного года В.А.Молодцов преподавал в школе 2-й ступени в с.Прилуки около Вологды, затем вернулся в Усть-Сысольск. 6 июля 1920 года объединенное заседание уездных комитетов РКП(б) и РКСМ, уездного исполкома, бюро профсоюзов признало необходимым созвать Всезырянский съезд коммунистов для решения вопроса о «культурно-политико-экономическом объединении всего народа коми». Для подготовительных работ по созыву съезда решено было создать бюро, в которое от Усть-Сысольского уезда вошли три человека, среди них Молодцов. В августе 1920 года он и его коллеги по бюро разработали цели и предполагаемую программу съезда, отметив: «По отношению зырян необходимо принять какие-то решительные меры, которые заставили бы жить и в культурном, и в экономическом отношении, чтобы зырянская народность воспрянула от векового сна... Такой мерой является объединение зырян в одно целое. Прежде всего в культурном, а затем и в экономическом отношении».
В сентябре 1920 года состоялся Северо-Двинский губернский съезд по просвещению зырян, ставший важным этапом на пути к образованию Коми автономии. Молодцов был избран на этом съезде заведующим усть-сысольским подотделом просвещения национальных меньшинств и работал в этой должности до 1921 года. Одной из первых его забот стала организация в Усть-Сысольске Коми издательства. Молодцов приложил немало сил для того, чтобы издательство открылось в том же 1920 году. Благодаря этому появились довольно широкие возможности для издания книг на коми языке.
В 1921-м Молодцов стал заведующим издательским отделом и членом коллегии Усть-Сысольского уездного отдела народного образования. Значителен его вклад в разработку и издание учебных программ и пособий для коми школ. Так, на основе собранных во время педагогической деятельности материалов Василий Александрович подготовил вышедший в 1921 году первый учебник коми языка для школ «Коми грамматика туй писькöдысь», составленный в форме вопросов учителя и ответов ученика.
В 1921-1923 годах он преподавал коми язык в Институте народного образования, являлся одним из руководителей ИНО. Интенсивная работа, вызывающие большое напряжение сил дискуссии, да
и неважные условия жизни того времени сказались на здоровье: ученый заболел туберкулезом, в 1923-м вынужден был уйти из Института народного образования и уехать на лечение в Сочи.
От опалы – к аресту
В марте 1926 года была организована Коми ассоциация пролетарских писателей. В апреле в ее ряды приняли и Молодцова. Сам он в это время находился в Москве – уехал на научную стажировку. На родину он больше на длительный срок по своей воле уже не возвращался. Занимался научной работой в Москве, Ленинграде, Вологде, Саратове, Нарьян-Маре. В 1929-м издал в Москве первую часть обобщающей работы «Фонетика зырянского диалекта языка коми», книгу «К грамматической классификации слов зырянского языка». В Усть-Сысольске многие выдвинутые им положения подверглись критике. Критиковали в это время и молодцовский алфавит – как «узконационалистический», будто бы препятствовавший в силу своего своеобразия сближению национальностей, живших в СССР.
В том же 1929 году он решил поступать в аспирантуру Академии наук СССР. (Диссертацию «Возникновение и развитие социальных терминов» он начал писать в 1928 или 1929 году.) Но туда Молодцова не приняли.
В 1933-1936 годах В.А.Молодцов работал в Нарьян-Маре, в Ненецкой окружной совпартшколе. Жилось ему и его семье (жене и дочерям) трудно, условий для творческой работы не было, денег постоянно не хватало. Некоторым подспорьем служили гонорары за научные публикации Василия Александровича, но и с ними дела обстояли не очень удачно. Ученый жаловался, что Коми издательство сильно затянуло окончательный расчет за рукопись, и семья оказалась чуть ли не на грани голодной смерти. По словам Молодцова, только после представления в ГПУ «завещания моей умиравшей с голоду жены с поручением мне убить после ее смерти двух голодающих детей» было обещано принять срочные меры. К счастью, до голодной смерти дело не дошло.
Тем временем в Коми области шло обличение «национал-шовинистов», особенно бурно развернувшееся в 1934-1935 годах. В газете «За новый Север» 27 апреля 1935 года упоминалось о «явно контрреволюционных кулацких буржуазных националистах вроде Мартюшевых, Батиевых, Молодцовых и Сидоровых». Вскоре в той же газете было объявлено, что В.А.Молодцов «далеко не сразу» понял «великие пролетарские идеи Октябрьской революции», что «его борьба за коми язык и культуру велась вплоть до последнего времени с позиций национал-шовинизма и доходила до контрреволюционных высказываний».
С конца 1937 года В.А.Молодцов работал в Вологодском пед-институте. Он направил на отзыв видным ученым Я.В.Щербе и Д.В.Бубриху свои новые исследования по коми языку, планировал защищать кандидатскую диссертацию «Возникновение и развитие социальных терминов».
Но переработать и защитить диссертацию не успел. В 1938 году его арестовали по обвинению в причастности к мифической «контрреволюционной организации», будто бы занимавшейся «вредительством» в деле культурного строительства, и осудили на три года заключения в лагерях. Так ученый в последний раз вернулся на родину – его отправили в Верхний Чов, в нескольких верстах от родного села Тентюково… Там Василий Александрович, который «вредительски» отстаивал свой алфавит и высказывался против латинизированного, встретился с заключенным
И.Г.Коюшевым, бывшим председателем Коми облисполкома, получившим свой срок, помимо всего прочего, и за то, что он, наоборот, – но опять же «вредительски» – осуществил замену этого самого молодцовского алфавита латинизированным.
В лагере ученый занимался изготовлением дощечек для ящиков. Вместе с ним этим же делом занимался крупнейший коми писатель В.Т.Чисталев. Слабое здоровье Молодцова не выдержало лагерной жизни. 31 августа 1940 года он скончался в верхнечовском лагере. В 1957 году Верховный суд РСФСР реабилитировал его за отсутствием состава преступления.
Игорь ЖЕРЕБЦОВ, доктор исторических наук.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПРОГРАММА Студии организаторов досуга «ЮККА» «ЕЁ ВЕЛИЧЕСТВО – ИГРА!»
Программа предназначена для обеспечения образовательной деятельности в студии организаторов досуга учреждения дополнительного образования. Программа направлена на формирование у подростков умений и на...
Его величество эпистолярный жанр (урок письма)
В папке имеется конспект урока, рабочая тетрадь ученика с заданичми и памятками, две презентации, ксожалению, нет места для звуковых и видеофайлов. Во второй презентации был темный фон, поэтому т...
Интегрированный урок "Его величество Театр" для 1 класса (по системе Л. В. Занкова)
Этот урок познакомит учеников с различными видами театрального искусства. Создаст условия для целостного восприятия мира учениками, через интеграцию предметов обучения грамоте, музыки, изобразите...
Интегрированный урок биологии и истории "Ее Величество Екатерина Вторая, ее величество прививка!"
Расширение и углубление знаний учащихся по теме «Российская наука в 18 веке»; развивать умение сравнивать, анализировать, делать выводы, способствовать выработке гражданской позиции; разви...
Презентация к интегрированному уроку биологии и истории "Ее Величество Екатерина Вторая, ее величество прививка!"
Презенация позволяет более полно донести материал до детей...
Символ. Алфавит – конечное множество символов. Текст – конечная последовательность символов данного алфавита. Количество различных текстов данной длины в данном алфавите.
Символ. Алфавит – конечное множество символов. Текст – конечная последовательность символов данного алфавита. Количество различных текстов данной длины в данном алфавите....
Технологическая карта интегрированного урока истории и биологии 8 класс "ЕЁ Величество Екатерина II - её величество прививка"
Расширение и углубление знаний учащихся по теме «Российская наука в 18 веке»; развивать умение сравнивать, анализировать, делать выводы, способствовать выработке гражданской позиции; разви...