Звукоподражательные упражнения для развития речи дошкольников
консультация на тему
Эти звукоподражательные упражнения способствубют развитию речевого слуха, слухового восприятия и внимания, но самое главое доставят большую радость взрослым и детям в процессе совместного общения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zvukopodrazh._uprazhneniya.doc | 109.51 КБ |
Предварительный просмотр:
Звукоподражательные упражнения для развития речи дошкольников
Предисловие
Звукоподражания чаще всего являются первыми словами в речи маленьких детей. Они обозначают кошку звукосочетанием «мяу», собаку – «ав-ав», корову – «мууу», машину – «би-би».
Предполагают, что первыми словами, которые произнес человек, когда начал говорить, были именно подражания предметным и природным звукам: щебету птиц, зверей, свисту ветра, раскатам грома, шелесту деревьев, грохоту обвалов.
Некоторые слова своим рождением обязаны звукоподражаниям. «Например, когда древние греки хотели изобразить иностранную речь, они произносили „вар-варвар“, отсюда хорошо всем известное слово „варвар“.
Каждый язык по-своему осваивает звучания внешнего мира, и звукоподражания разных народов не всегда совпадают друг с другом. Например, русский петух кричит «ку-ка-ре-ку», грузинский – «гли-ко-ко», французский – «co-co-ri-co». Японская лошадь вместо «и-го-го» произносит «иин-хиин», а лягушка вместо привычного «ква-ква» квакает «гэро-гэро».
Таким образом, звукоподражание (ономатопея, идеофон) – слово, которое служит для имитации звуков окружающей действительности средствами языка. В русском языке существует большая группа слов, которые производятся животными, птицами: мяу, чик-чирик, гав-гав, пи-пи-пи, хрю-хрю, мууу, беее. Другие слова передают неречевые звуки, производимые человеком: кхе-кхе, чмок, ха-ха, а также другие природные и предметные звуки: бух-бух, кап-кап, пиф-паф, чпок.
Первые слова, которые произносит ребенок, также чаще всего носят звукоподражательный характер. Они хорошо понятны детям, эмоционально насыщены. Звукоподражательные упражнения с детьми до четырех лет способствуют развитию речевого слуха, слухового восприятия и внимания, дают возможность совершенствовать звукопроизношение малыша, и самое главное – доставят большую радость взрослым и детям в процессе совместного общения.
* * *
По дороге шла машина
И наехала на гвоздь.
ШШШШ – шипит сердито шина.
Заменить ее пришлось.
* * *
Дождик капает – КАП-КАП
С мишкиных мохнатых лап.
Любит летнею порой
Душ принять он дождевой.
* * *
Таня кашляет – КХ-КХ.
Заболела очень.
Съела снега во дворе
Маленький комочек.
* * *
СКРИП, СКРИП, СКРИП —
Скрипела дверь,
Успокоилась теперь.
Папа масло раздобыл,
Петли смазал, укрепил.
* * *
ССССС – свисток раздался строгий,
Он нарушителя найдет.
Переходи всегда дорогу там,
Где устроен переход!
* * *
Тикают часы ТИК-ТАК,
Стрелки двигаются в такт.
Мы заводим их опять,
Чтобы время точно знать.
* * *
Наш щенок чихнул – АПЧХИ!
Простудился где-то.
Будем мы его лечить
С помощью таблеток.
* * *
Булькает вода – БУЛЬ-БУЛЬ,
Крышку поднимая.
Разморило двух бабуль
В ожидании чая.
* * *
Надо убирать картошку.
Помогать идем в поля.
А Антошка на гармошке
Нам играет ТРА-ЛЯ-ЛЯ.
* * *
Из листочка скрипочку
Сделал муравей.
ТИЛИ-ЛИ – пиликает
Весело на ней.
* * *
Учил овец баран
Шагать под барабан.
Первым он шагает сам,
Барабанит – ТРАМ-ТАМ-ТАМ!
* * *
ШШШ – деревья шелестят,
Шепчутся в тиши.
А под шепот сладко спят
Лесные малыши.
* * *
Дрель жужжит – жу-жу-жу-жу!
Не напрасно я жужжу.
Я могу шуруп вкрутить,
Стоит только попросить.
* * *
ДЗЫНЬ-ДЗЫНЬ-ДЗЫНЬ —
Звонок у двери Машеньку
Опять позвал.
Но она в глазок проверит,
Кто на кнопочку нажал.
* * *
ЗЗЗ – комар звенит,
Кошку донимает.
Кошка на него шипит,
Лапкой отгоняет.
* * *
Плачет Ванечка в пеленках,
Он кричит – УА-УА!
Хочет маленький ребенок,
Чтобы мама подошла.
* * *
Черный грач кричит – КРАК-КРАК!
Я кричу не просто так.
Надо взять вам на заметку,
Я опять нашел монетку!
* * *
В небе гром гремит – БОМ-БОМ,
Слышатся раскаты.
Прячьтесь поскорее в дом
От грозы, ребята!
* * *
На рожке играет Толя,
ЛЮЛИ-ЛЮЛИ, АЙ-ЛЮЛИ!
А коровы ходят в поле,
Щиплют травушку с земли.
* * *
БИ-БИ – бибикает машина,
До петушка всего шажок.
Гулял бы лучше возле дома
Неосторожный петушок.
* * *
Трубит слоненок ТУ-РУ-РУ —
Я воду пить не стану.
А лучше в хобот наберу
И выпущу фонтаном.
* * *
Труба трубит —
ТУ-РУ-РУ-РУ!
Всех на линейку соберу!
ТУ-РУ-РУ-РУ!
Пора вставать,
Довольно вам,
Ребята, спать!
* * *
Кошечка мяукает,
Деточек баюкает.
Колыбель качает,
МЯУ напевает.
* * *
Кошка во дворе гуляет.
Мышка плошку подчищает,
Крошки набирая в лапки,
ПИ – пищит – объедки сладки!
* * *
Тенькает синичка —
ТЕНЬ-ТЕНЬ-ТЕНЬ.
Нет в кормушке сала,
Очень грустный день.
* * *
ГРУ-ГРУ-ГРУ – у проруби
Ворковали голуби.
Ворковали, ворковали,
А потом купаться стали.
* * *
Пчела жужжит – ЖУ-ЖУ-ЖУ-ЖУ,
Я устали не знаю.
С утра до вечера тружусь,
Я в улей мед таскаю.
* * *
КВА-КВА-КВА-КВА-КВА —
Квакают лягушки.
Хорошо живется им
В канавке у опушки.
* * *
На столе звенит будильник,
Не дает Танюше спать.
Звук пронзительный и сильный
ДЗЫНЬ-ДЗЫНЬ-ДЗЫНЬ —
Звенит опять.
* * *
Собачка лает – АВ-АВ-АВ,
Цепь с меня снимите
И побегать на часок
С другом отпустите.
* * *
ИА-ИА – ревет осел.
Хозяин, на тебя я зол.
Так нагружать меня нечестно,
Но я упрям, не двинусь с места.
* * *
Ворона каркает – КАР, КАР,
Прошу не забывать:
От спичек может быть пожар,
Не надо их бросать.
* * *
Ручеек журчит ДИНЬ-ДИНЬ,
Разбежался с горки.
Он кораблик подхватил,
Не догнать Егорке.
* * *
ЧИК-ЧИРИК – чирикает
Воробей зимой.
Не найдешь под снегом
Мошки ни одной.
* * *
Балалайка есть у зайки,
С нею ходит целый день
И бренчит на балалайке:
ТРЕНДИ-БРЕНЬ
Да ТРЕНДИ-БРЕНЬ.
* * *
У барана Бяши
Все ягнята пляшут.
На гармошке он играет,
Кнопочки перебирает:
БЕЕ– БЕЕ– БЕЕ– БЕЕ– БЕЕ...
* * *
Д-Д-Д – строчит в бою
Пулемет умело.
Он границу от врагов
Защищает смело.
* * *
Молоточек ТУК-ТУК-ТУК,
Гвоздик забивает.
Наш Алеша молодец,
Папе помогает.
* * *
Мы стоим на берегу,
Пароход гудит: УУУУ-УУУУ!
Пробегая по волнам,
Он дает гудочек нам.
* * *
ЛЛЛЛЛЛ – раздался в небе гул,
Самолет крылом махнул.
Погудел он, погудел
И за тучу улетел.
* * *
Колокольчик зазвенел
У козы на шее.
ДИНЬ-ДИЛИНЬ,
И всем кругом
Стало веселее.
* * *
Паровоз пыхтит – ЧУХ-ЧУХ
Машинисту Мише.
Быстро едем чересчур,
Надо ехать тише.
* * *
СССССС – вода течет из крана,
Кран забыли завернуть.
Ой, течет вода из ванной,
Кошка может утонуть.
* * *
Воет волк в лесу – УУУУ-УУУУ!
Кушать хочется ему.
Надоело волка слушать,
Надо дать ему покушать.
* * *
Ежик фыркает – ФЫР-ФЫР,
В мышеловке видит сыр.
Мышеловка так опасна,
Мышка к ней бежит напрасно.
* * *
Мишка по лесу идет,
То рычит он, то ревет: РРРРР!
Дайте хоть конфету!
Есть у каждой пчелки мед,
А у мишки нету.
* * *
Лисичка тяфкает: ТЯФ-ТЯФ!
Откуда взялся здесь удав?
Удав ответил на вопрос:
– Из зоопарка я приполз.
* * *
Ржет лошадка – И-ГО-ГО!
Что случилось? – НИЧЕГО!
Просто кончился овес,
А хозяин не принес.
* * *
Овечка блеет – БЕ-БЕ-БЕ!
Завью колечко я себе,
Потом пойду на улицу,
Пусть мною все любуются!
* * *
МУУУУ – коровушка мычит
Мягкими губами.
А теленочек молчит,
Он прижался к маме.
* * *
Мекает коза – МЕ-МЕ!
Наточу я рожки,
На прогулку в лес пойду
Смело по дорожке.
* * *
Хрюкает свинья – ХРЮ-ХРЮ —
Толстому сыночку:
– Пятачок после еды
Вытирай платочком!
* * *
Собачка лает: АВ-АВ-АВ!
Я дом ваш стерегу.
И пост покинуть свой сейчас
Никак я не могу.
* * *
Куковали две кукушки,
Сидя на суку:
– Мы подружки, мы болтушки
КУ-КУ-КУ-КУ...
* * *
Время Петя пропоет нам,
Поглядев на солнышко.
Кукарекает всегда он,
Не жалея горлышка:
– КУ-КА-РЕ-КУ!
* * *
БЛ-БЛ-БЛ – индюк болбочет
Индюку другому:
– Ты забыл, а я найду,
Где тропинка к дому.
* * *
Гусь надел атласные
Туфли ярко-красные.
И гогочет: – ГА-ГА-ГА,
В них пойду я на луга.
* * *
ЧИР-ЧИР-ЧИР – трещат сороки
Громко с самого утра:
– Стрекотать под караоке
Научились мы вчера.
* * *
Ворона каркает – КАР-КАР!
Приснился мне такой кошмар,
Что хитрая лисица
Вдруг превратилась в птицу.
* * *
– ГА-ГА-ГА! – гогочут гуси.
Я их больше не боюсь.
Обойду гусей сторонкой,
А потом как понесусь!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Влияние зрительной патологии на развитие речи дошкольников.
Влияние зрительной патологии на развитие речи дошкольников....
инновационные методы и приемы развития речи дошкольников на музыкальных занятиях
Музыка и речь тесно взаимосвязаны. Исследования показывают, что музыка включает в себя различные элементы, являющиеся также компонентами языка. Музыка развивает способность различать звуки на слух, ра...
Рекомендации по развитию речи дошкольника
На что обратить внимание при общении с ребенком? Как повлиять на формирование грамотной связной речи?...
игры и упражнения для развития речи дошкольников
Воспитание звуковой культуры речи включает работу по обучению правильному звукопроизношению, которая всегда выделялась как ведущая линия развития речи детей 3—5 лет.Для развития артикуляционного...
"Развитие познавательной деятельности через инновационные технологии в развитие речи дошкольников"
Конспект...
Играем вместе "Игры, игровые упражнения для развития речи детей дошкольников в домашних условиях"
игры, игровые упражнения на развитие мелкой моторики и закрепление различных речевых навыков...
Консультация для родителей «Роль семьи в воспитании речи детей. Игры и упражнения для развития речи детей 2-3 лет»
Важнейшим условием для того, чтобы ребёнок овладел правильной речью, является та речевая атмосфера, в которую он погружён с первых дней своего существования. Поэтому для овладения грамотно...