Мастер-класс для педагогов на тему:«Кинезиологические упражнения для активного развития речи дошкольников»
методическая разработка
Мастер-класс для педагогов на тему:«Кинезиологические упражнения для активного развития речи дошкольников»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 36.59 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальная автономная дошкольная образовательная организация
детский сад комбинированного вида №4 «Челээш»
г. Шагонар Улуг – Хемского района Республики Тыва
МАСТЕР – КЛАСС
«Кинезиологические упражнения для активного развития речи дошкольников»
Учитель-логопед:
Бадарчы Анай-Хаак Анатольевна
2025 год
«Кинезиологические упражнения
для активного развития речи дошкольников»
Развитие речи у дошкольников является одной из ключевых задач в работе логопеда. Кинезиологические упражнения, направленные на улучшение координации движений и развитие мелкой моторики, играют важную роль в этом процессе. Кинезиологические упражнения могут способствовать активному развитию речи у дошкольников и как их можно эффективно использовать в работе логопеда в детском саду.
Данная ситуация поставила передо мной задачу поиска эффективных форм и методов работы, для улучшения развития речи детей дошкольного возраста. По мнению многих авторов, такой формой работы может быть – кинезиология.
Кинезиология происходит от греческого слова «кинезис», что обозначает движение, и «логос» - наука т. е. наука о движении, а если быть точнее, то кинезиология — это наука о развитии головного мозга через движение. Человеческий мозг состоит, как известно, из правого и левого полушарий. Каждое из них отвечает за разные функции. Левое — за логическое мышление, анализ, способности к математике, речь. Правое — за умение планировать, образное мышление, креативность, восприятие информации на слух. Для правильной работы мозга оба полушария должны быть равноценно развиты. Более 2000 лет существует и используется во всем мире. Кинезиологическими упражнениями пользовались Аристотель и Гиппократ.
Актуальность:
Применение кинезиологических упражнений помогает активизации мыслительной деятельности: позволяет улучшить у воспитанников развивать речь, память, внимание, речь, мелкую и крупную моторику, снизить утомляемость, а также усилить способность к произвольному контролю.
Цель: Кинезиологические упражнения и их применение для активизации развития речи у дошкольников.
Задачи:
Коррекционные задачи
- Развитие артикуляционного аппарата;
- Формирование фонематического слуха;
- Развитие речевого дыхания;
Образовательные задачи
- Исправление речевых нарушений;
- Улучшение координации движений;
- Обогащение словарного запаса;
Воспитательные задачи
- Формирование положительного отношения к окружающему миру;
- Развитие самоконтроля и дисциплины;
- навыков взаимодействия и формирование усидчивости;
- Повышение уверенности в себе;
Методы и приемы
Растяжки – нормализуют гипертонус и гипотонус мышц опорно-двигательного аппарата.
Дыхательные упражнения – улучшают ритмику организма, развивают самоконтроль и произвольность.
Глазодвигательные упражнения – позволяют расширить поле зрения, улучшить восприятие, развивают межполушарное взаимодействие и повышают энергетизацию организма.
Телесные движения – развивают межполушарное взаимодействие, снимают непроизвольные, непреднамеренные движения и мышечные зажимы.
Массаж – воздействует на биологически активные точки.
Упражнения на релаксацию – способствуют расслаблению, снятию напряжения.
Упражнения для развития мелкой моторики – стимулируют речевые зоны головного мозга.
Упражнения для активизации словарного запаса – развивает связную речь, работа над сюжетными картинками и наименование предметов.
Упражнения для автоматизации звуков – развивает речь, звукоподражание, правильное положение артикуляции языка и т.д.
Теоретические основы кинезиологических упражнений
Кинезиология изучает движения человеческого тела и их влияние на различные аспекты здоровья и развития. В контексте логопедии, кинезиологические упражнения направлены на улучшение координации движений, развитие мелкой моторики и укрепление мышц, участвующих в процессе речи.
Влияние кинезиологических упражнений на развитие речи
Кинезиологические упражнения оказывают положительное влияние на развитие речи у дошкольников через несколько механизмов:
- Улучшение координации движений: упражнения способствуют развитию координации движений, что важно для правильного произношения звуков.
- Развитие мелкой моторики: укрепление мышц рук и пальцев способствует развитию мелкой моторики, что, в свою очередь, положительно влияет на развитие речи.
- Укрепление мышц лица и артикуляционного аппарата: специальные упражнения для мышц лица и артикуляционного аппарата помогают улучшить произношение и четкость речи.
Примеры кинезиологических упражнений для дошкольников
- Упражнения для мелкой моторики: Пальчиковая гимнастика: упражнения с пальчиками, такие как сжимание и разжимание кулаков, перебирание мелких предметов).
- Упражнения для координации движений: (Игры с мячом: бросание и ловля мяча, катание мяча по полу, прыжки, прохождение через лабиринты, преодоление препятствий).
- Упражнения для артикуляционного аппарата:
- Артикуляционная гимнастика: (упражнения для языка, губ и щек, игры с зеркалом: повторение звуков и слов перед зеркалом для визуального контроля)
Практическое применение кинезиологических упражнений в работе логопеда
Логопед может использовать кинезиологические упражнения в своей работе следующим образом:
- Индивидуальные
- Групповые
- Интеграция в повседневную деятельность:
Предполагаемый результат:
В результате внедрения кинезиологических игр и упражнений в работе логопеда в детском саду. Кинезиологические игры, используемые учителем-логопедом для развития речи у дошкольников а также с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) детей, могут привести к ряду положительных результатов. Вот некоторые из них:
- Улучшение артикуляции:
- Развитие дыхания:
- Улучшение координации движений:
- Развитие слухового внимания:
- Повышение мотивации:
- Социальное взаимодействие:
- Эмоциональное развитие:
- Развитие памяти и внимания:
- Интеграция сенсорных систем:
Работа с родителями:
Для достижения положительных результатов в развитии ребёнка невозможно ограничиться только работой, проводимой в стенах детского сада. Родители – самые заинтересованные и активные участники коррекционного процесса. Любая деятельность, направленная на укрепление и сохранение здоровья детей, воспринимается родителями положительно.
Среди родителей пропагандирую использование кинезиологических упражнений и игр с детьми в домашних условиях. Они ознакомлены с условиями выполнения этих игр.
Единство требований, скоординированная деятельность воспитателя и родителей, направленная на развитие речи, всестороннее развитие ребёнка, даёт возможность добиться хороших результатов в развитии речевых нарушений. Важно найти такую форму общения с родителями, которая обеспечивает и взаимопонимание, и поддержку в решении различных проблем, касающихся воспитания и развития их детей. Поэтому я отбирала такие формы работы с родителями, которые позволили строить отношения на принципах взаимоуважения, личной заинтересованности, индивидуального подхода.
1. Групповые родительские собрания.
2. Подгрупповые и индивидуальные беседы, консультации.
3. Папки – передвижки, содержащие рекомендации по правильному выполнению кинезиологических упражнений.
4. Буклеты с подбором кинезиологических упражнений.
Родителям воспитанников понравилось применять данные упражнения, особенно когда необходимо занять ребенка. Кинезиологические упражнения и игры можно применять с любого возраста, главное условие необходимо подбирать упражнения от простого к сложному и регулярно их выполнять.
Работа с педагогами.
В рамках годового плана работы нашего детского сада я участвовала в семинар-практикуме «Кинезиология для детей дошкольников», где делилась своим опытом с коллегами, показала кинезиологические игры и упражнения. Также был проведен мастер-класс по созданию дидактических игр, где поделилась опытом работы.
Работа с детьми
Оптимально проводить логопедические мероприятия с небольшой подгруппой детей или индивидуально. Кинезиологические пальчиковые игры вызывали у детей особый интерес. Все упражнения и игры выполнялись вместе с детьми, постепенно усложняя и увеличивая время и сложность. Воспитанники с удовольствием занимаются кинезиологическими упражнениями и играми, им интересно научиться таким движениям.
В заключении хотелось бы сказать, большинство из нас делает массу работы удобной рукой. Попробуйте сами и предложите ребёнку чистить зубы, причёсываться, доставать предметы, рисовать другой рукой. Исследования показывают, что выполнение обычного действия «необычной» рукой активизируют новые участки мозга и помогает развивать новые контакты между клетками мозга, развивается самоконтроль и повышается концентрация внимания. Это не только полезно, но и весело!
Регулярное выполнение кинезиологических упражнений способствует активизации межполушарного взаимодействия, синхронизации работы полушарий. Оказывает положительное влияние на коррекцию обучения, развития интеллекта, развития речи, улучшается состояние физического здоровья и социальной адаптации детей, снижается утомляемость, повышается способность к произвольному контролю, а главное способствует коррекции недостатков речевого развития дошкольников.
Кинезиологические упражнения представляют собой эффективный и инновационный метод, который может значительно улучшить результаты логопедической работы с дошкольниками. Внедрение этих упражнений в повседневную практику позволит не только развивать речевые навыки, но и способствовать общему физическому и эмоциональному благополучию дошкольников и детей с ОВЗ.
Список использованной литературы:
- Гиппенрейтер Ю. Б. "Общаться с ребенком. Как?" - М.: АСТ, 2019.
- Левина С. Б. "Логопедия. Теория и практика." - М.: ВАКО, 2018.
- Селиверстов В. И. "Кинезиология: теория и практика." - СПб.: Питер, 2020.
- Филичева Т. Б. "Развитие речи у дошкольников." - М.: Просвещение, 2021.
- 5. Рузина М.С Пальчиковые и телесные игры для малышей-СПБ.: Речь,2003.
- 6. Сиротюк А.Л. Обучение детей с учетом психофизиологии: Практическое руководство для учителей и родителей. -М.: Сфера,2001.
- 7. Шанина Г.Е Упражнения специального кинезиологического комплекса для восстановления межполушарного взаимодействия у детей: Учебное пособие –М., 1999.
- 8. Афонькин С.Ю., Рузина М.С Страна пальчиковых игр. -СПб.,1997.
Список электронных ресурсов). – Режим доступа: https://nashol/me/20190922114105/rebenok-uchitsya-govorit-palchikovii-igrotrening-kolocova-m-m-ruzina-m-s-2006.
https://vk.com/wall-82373093_33253
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Использование здоровьесберегающих технологий на занятиях по развитию речи дошкольников" (консультация для педагогов)
Применение психогимнастики, артикуляционной гимнастики, дыхательной гимнастики, кинезиологии, биоэнергопластики, физминуток, глазодвигательные упражнения, упражнения на развитие мелкой моторики ...
![](/sites/default/files/pictures/2014/10/30/picture-510706-1414682310.jpg)
Звукоподражательные упражнения для развития речи дошкольников
Эти звукоподражательные упражнения способствубют развитию речевого слуха, слухового восприятия и внимания, но самое главое доставят большую радость взрослым и детям в процессе совместного общени...
![](/sites/default/files/pictures/2022/02/08/picture-925614-1644308176.jpg)
игры и упражнения для развития речи дошкольников
Воспитание звуковой культуры речи включает работу по обучению правильному звукопроизношению, которая всегда выделялась как ведущая линия развития речи детей 3—5 лет.Для развития артикуляционного...
![](/sites/default/files/pictures/2015/01/15/picture-544338-1421319917.jpg)
Формы взаимодействия педагогов с родителями по развитию речи дошкольников
В презентации представлены современные и эффективные формы взаимодействия с родителями для привлечения их интереса к развитию речи детей...
![](/sites/default/files/pictures/2012/12/11/picture-51102-1355229885.jpg)
Мастер-класс для родителей «Интеллект-карта для развития речи дошкольников с нарушенным слухом»
Мастер-класс для родителей «Интеллект-карта для развития речи дошкольников с нарушенным слухом»...
![](/sites/default/files/pictures/2019/01/08/picture-1099168-1546940231.jpg)
Памятка для педагогов "Использование технологии "синквейн" в работе по развитию речи дошкольников"
Одним из эффективных методов по развитию речи дошкольников является нерифмованное стихотворение...