Сотрясение головного мозга у детей
консультация на тему
Сотрясение головного мозга — это один из самых распространенных диагнозов в детской травматологии. В целом, черепно-мозговая травма (ЧМТ) занимает первое место среди всех травм детского возраста, требующих госпитализации. Примерно 120 тысяч детей с сотрясением головного мозга ежегодно поступают в больницы России.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sotryasenie_golovnogo_mozga_u_detey.docx | 19.03 КБ |
Предварительный просмотр:
Сотрясение головного мозга у детей
Сотрясение головного мозга — это один из самых распространенных диагнозов в детской травматологии. В целом, черепно-мозговая травма (ЧМТ) занимает первое место среди всех травм детского возраста, требующих госпитализации. Примерно 120 тысяч детей с сотрясением головного мозга ежегодно поступают в больницы России.
По степени тяжести черепно-мозговая травма подразделяется на легкую (сотрясение головного мозга), средней тяжести (ушиб головного мозга легкой и средней степени тяжести, с возможными переломами костей свода черепа) и тяжелую (ушибы головного мозга тяжелой степени, внутричерепные гематомы со сдавлением мозга, переломы основания черепа). По счастью, до 90% детской ЧМТ приходится на сотрясения мозга, о чем и пойдет речь в этой статье.
Высокий уровень травматизма у детей объясняется повышенной двигательной активностью ребенка, его непоседливостью и любознательностью, которая сочетается с несовершенством моторных навыков и координации движений, а также пониженным чувством опасности и страха высоты. Кроме этого, у детей младшего возраста голова имеет относительно большой вес, а навык страховки руками еще не развит, поэтому маленькие дети падают, как правило, вниз головой и руки не подставляют.
Причины детской ЧМТ очень специфичны для каждой возрастной группы. Новорожденные в общей массе пострадавших составляют 2%, дети грудного возраста — 25%, ясельного — 8%, дошкольного — 20% и школьного возраста 45%.
Травмы у младенцев — это прежде всего результат невнимания и беспечности их родителей. Дети до 1 года чаще всего (более чем в 90%!) получают травмы головы после падения с пеленальных столиков, кроватей, с рук родителей, из колясок и т.п. Никогда нельзя оставлять малыша одного в месте, откуда он может упасть. Если вам надо отойти от ребенка на расстояние, большее, чем в тянутая рука, не поленитесь, переложите его в кроватку, в коляску с бортиками, в манеж! Одной-двух секунд бывает достаточно, чтобы кроха перекатился к краю пеленального столика и упал.
Начиная с 1 года малыши начинают ходить. Основной причиной ЧМТ становится падение с высоты собственного роста, а чуть позже — падения с лестниц, деревьев, крыш, окон, горок и пр. Сам эпизод ЧМТ не всегда удается выявить. Следует иметь в виду, что если ребенок оставался под наблюдением родственников, соседей или няни, то они могут скрыть от родителей факт падения малыша.
Дети более старшего возраста сами по различным причинам зачастую утаивают травму. Кроме этого у детей возможно повреждение мозга без непосредственной травмы головы. Эти повреждения обычно возникают при воздействии на тело ребенка резкого ускорения или торможения (синдром "встряхнутого ребенка"). Синдром "встряхнутого ребенка" чаще всего наблюдается в возрасте до 4-5 лет и может возникнуть при грубом обращении, прыжках с высоты на ноги, а у детей младшего возраста даже при их чрезмерно интенсивном укачивании.
Сотрясение мозга у детей
Среди всех детских травм именно сотрясение мозга занимает первое место по частоте. Высокий уровень травматизма обусловлен их двигательной активностью, а также отсутствием страха высоты и опасности. У детей младшего возраста голова тяжелее, поэтому при падении она страдает первой, ведь дети еще не могут достаточно координировать свои движения и падать на руки. В случае травм младенцев – это невнимательность и беспечность родителей.
Очень часто травмы головы приводят к смерти, что делает еще важнее своевременное обращение к врачам. Кроме того, травмы головного мозга могут привести к серьезным нарушениям интеллектуального и физического развития малыша. Утешением служит статистика, которая говорит, что большинство травм головы у детей при грамотном лечении протекают не так тяжело.
Симптомы и признаки
Головной мозг маленького ребенка, а в особенности младенца, существенно отличается от мозга взрослого человека, так что и симптомы сотрясения несколько другие. Детский организм обладает такими особенностями, что хорошее самочувствие сразу после травмы быстро смениться резким ухудшением состояния и ярким проявлением симптомов.
Обратите внимание на наличие или отсутствие гематом: наличие маленькой шишки говорит об отеке мягких тканей. В таком случае целесообразно будет приложить к месту ушиба холод. Но если опухоль достаточно большого размера, то необходимо обратиться к врачу.
Признаки сотрясения мозга у грудничка практически не заметны: не наблюдается потери сознания, а только многократная рвота, частое срыгивание при кормлении, бледность кожных покровов. Кроме того грудной ребенок становится беспокойным и капризным, часто срывается на плач и плохо кушает. Порой отмечают повышенную сонливость, или наоборот - плохой сон.
У детей школьного возраста чаще сразу наблюдаются потеря сознания, тошнота и рвота. Часто наблюдается нестабильность пульса или давления, также ребенок этого возраста уже может пожаловаться на головную боль. Отмечаются перепады настроения, капризы, плохой сон и аппетит.
В некоторых случаях, крайне редко, проявляется такой симптом как посттравматическая слепота. Проявляясь сразу после травмы, она может продержаться от нескольких минут до нескольких часов, исчезая так же бессимптомно.
Подробнее: http://www.neuroplus.ru/bolezni/travmy/sotryasenie-mozga-u-detey.html#ixzz3FgVDkapG
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок по биологии для 8 класса по теме" Головной мозг"
Конспект урока+ презентация. Опрос проводиться в игровой форме...
Урок биологии в 8 классе "Строение и функции головного мозга".
Урок изучения нового материала с презентацией и видеороликом....
Урок по теме: Строение головного мозга. Функции продолговатого и среднего мозга, моста и мозжечка/
Строение головного мозга. Функции продолговатого и среднего мозга, моста и мозжечка...
Конспект урока по теме: "Строение головного мозга. Функции продолговатого и среднего мозга, моста и мозжечка"
Урок построен на основе исследовательской деятельности учащихся...
8 класс. Тема: Строение головного мозга. Продолговатый и средний мозг, мост и мозжечок.
Цель:познакомить учащихся со строением и функциями заднего и среднего отделов головного мозга; воспитывать объективные партнёрские отношения,методом взаимоконтроля; развивать навыки выполнения л...
Особенности обучения детей с диагнозом РЭП головного мозга
При своевременной постановке диагноза и правильном подходе к лечению прогноз заболевания РЭП благоприятный. Возможно полное восстановление всех функций либо стабилизация состояния. При позднем выявлен...
Конспект урока "«Строение головного мозга. Функции продолговатого и среднего мозга, моста и мозжечка»
План- конспект по теме: "Строение головного мозга. Функции продолговатого и среднего мозга, моста и мозжечка". Представлена разработка урока по биологии в 8 классе (автор Пасечник). Данный у...