8 класс. Тема: Строение головного мозга. Продолговатый и средний мозг, мост и мозжечок.
план-конспект урока по биологии (8 класс)
Цель:
познакомить учащихся со строением и функциями заднего и среднего отделов головного мозга; воспитывать объективные партнёрские отношения,методом взаимоконтроля; развивать навыки выполнения лабораторных и самостоятельных работ; умения анализа и синтеза.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_8_klass.docx | 22.74 КБ |
Предварительный просмотр:
8 класс.
Тема: Строение головного мозга. Продолговатый и средний мозг, мост и мозжечок.
Цель:
познакомить учащихся со строением и функциями заднего и среднего отделов головного мозга;
воспитывать объективные партнёрские отношения,методом взаимоконтроля;
развивать навыки выполнения лабораторных и самостоятельных работ; умения анализа и синтеза;
Задачи:
1) закрепить знания по строению и функциям спинного мозга, отделам нервной системы;
2) познакомить учащихся со строением головного мозга;
3) раскрыть функции продолговатого мозга, его сходство и различие со спинным мозгом; рассмотреть строение и функции моста, среднего мозга и мозжечка;
4) подчеркнуть зависимость низлежащих центров от высших, показать, что последние выполняют более сложные функции.
Оборудование: проектор, СД-диск «Интерактивный плакат – Тело человека», рисунки учебника; раздаточный материал (тесты по теме: «Нервная система»).
Тип урока: Комбинированный.
Формы и методы организации познавательной деятельности:
1) Фронтальная (частично- поисковая беседа; объяснительно-иллюстративный(ИКТ) демонстративно – экспериментальный, репродуктивный);
2) Работа в парах(взаимопроверка)
3) Индивидуальная (тестирование, лабораторная, репродуктивный -работа с учебником)
Структура урока.
1.Оргмомент (5мин.)
2. Проверка знаний (15 мин.)
3. Изучение нового материала (20 мин.)
4. Закрепление (5 мин.)
5. Д/з. Итог.
План урока.
1.Оргмомент (приветствие, актуализация знаний (частично- поисковая беседа):
Какую систему органов мы с вами стали изучать? (Нервную)
Какие отделы н.с. мы с вами знаем? (Перечисляют: ЦНС,ПНС,СНС,ВНС и т.д)
Какие органы составляют ЦНС? (Головной и спинной мозг.)
С каким из них вы уже знакомы? (Со спинным мозгом)
А какой из органов ЦНС, по вашему мнению, имеет более сложное строение и более многофункционален? (Головной мозг). А почему? (ответ уч-ся;)
Учитель: пока ответить на этот вопрос не так – то просто. Но это поправимо. Что мы должны для этого сделать?Правильно, изучить строение и функции головного мозга. Эту тему мы будем изучать в течении 2-х уроков, а пока проверим, насколько вы хорошо усвоили предыдущий материал.
2. Проверка знаний.
1)Индивидуальная работа с тестами по теме: «Нервная система» (10 мин.)
2) Взаимопроверка (5 мин.) – работа в парах.
(На экране ключ к тестам и условие проверки:
8 верных ответов -«5»; 7-6 верных ответов -«4»; 5-4 верных ответов - «3»)
3. Изучение нового материала.
объяснительно- иллюстративный метод с использованием ИКТ (интерактивный плакат: «Тело человека»)
- Местонахождение и функции стволовой части мозга(продолговатого мозга и моста, среднего мозга и мозжечка);
- Эксперименты на тонус мышц и координацию движения (1 испытуемый – рука согнута в локте, оказание сопротивления экспериментатору на попытку разогнуть руку; 2 испытуемый ставит одну ногу за другой, чтобы носок одной ноги задевал пятку другой(руки в замке перед грудью).
- Вопрос к классу: какие отделы головного мозга контролируют эти процессы?
Ответ: средний мозг и мозжечок.
- Проверим работу своего мозжечка, выполнив лабораторную работу «Пальценосовая проба и особенности движения, связанные с функцией мозжечка(стр.229)
4. Закрепление
(фронтальная беседа):
перечислите отделы стволовой части головного мозга;
функции продолговатого мозга и моста;
функции мозжечка;
функции среднего мозга
5.Д/з: пар.45; заполнить таблицу: «Строение и функции головного мозга»
Отдел головного мозга | Функции |
Продолговатый | |
Мост | |
Средний | |
Промежуточный | |
Большие полушария |
Итог урока.
Тестирование по теме: «Нервная система».
I – вариант.
Выберите один правильный ответ из четырёх предложенных.
- Белое вещество мозга образовано скоплением:
а) Отростков нейронов; б) дендритами; в) аксонами; г) телами клеток
- От головного мозга отходят нервы в количестве:
а)10 пар; б) 11 пар; в) 12 пар; г) 31 пара
- Нервная клетка называется по другому:
а) аксон; б) нейрон; в) нейтрон; г) дендрит
4. Спинной мозг содержит:
а) Серое вещество внутри белого; б) Белое вещество внутри серого;
в) Только белое вещество; г) Только серое вещество
5.Рефлекторная дуга заканчивается:
а) исполнительным органом; б) чувствительным нейроном;
в) рецептором; г) вставочным нейроном
6.Вегетативная нервная система регулирует работу:
а) скелетной мускулатуры; б) только сердца;
в) только пищеварительной системы; г) всех внутренних органов
7. К ЦНС относится:
а) головной мозг; б) нервы и нервные узлы;
в) спинной мозг; г) как головной, так и спинной мозг
8. Спинной мозг выполняет функцию:
а) проводниковую; б) транспортную;
в) рефлекторную; г) как рефлекторную, так и проводниковую
Тестирование по теме: «Нервная система».
II – вариант.
Выберите один правильный ответ из четырёх предложенных.
- Серое вещество мозга образовано:
а) отростками нейронов; б) дендритами;
в) аксонами; г) телами клеток и короткими отростками
- От спинного мозга оходят нервы в количестве:
а)10 пар; б) 11 пар; в) 12 пар; г) 31 пара
- Короткий отростокнервной клетки называется по другому:
а)аксон; б) нейрон; в) нейтрон; г) дендрит
4. Головной мозг содержит:
а) серое вещество внутри белого; б) белое вещество внутри серого;
в) только белое вещество;г) только серое вещество
5.Рефлекторная дуга начинается:
а) исполнительным органом; б) чувствительным нейроном;
в) рецептором; г) вставочным нейроном
6.Соматическая нервная система регулирует работу:
а) скелетной мускулатуры; б) только сердца;
в) только пищеварительной системы; г) всех внутренних органов
7. К ПНС относится:
а) головной мозг; б) нервы и нервные узлы;
в) спинной мозг; г) как головной, так и спинной мозг
8. Нервная система:
а) обеспечивает относительное постоянство внутренней среды организма
б) согласует работу всех органов;
в) выживание организма; г) все ответы верны
Ключ к тестам по теме: «Нервная система».
I – вариант.
1-в; 2-в; 3-б; 4-а; 5-а; 6-г; 7-г; 8-г
II – вариант.
1-г; 2-г; 3-г; 4-б; 5-в; 6-а; 7-б; 8-г
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к уроку в 8 классе по теме: "Строение головного мозга"
С помощью этой презентации учащимся будет легко и понятно изучать материал о строениии головного мозга....
Конспект урока биологии в 8 классе по теме "Строение головного мозга".
Конспект урока биологии в 8 классе по теме "Строение головного мозга" с применением ЭОР....
Урок по теме: Строение головного мозга. Функции продолговатого и среднего мозга, моста и мозжечка/
Строение головного мозга. Функции продолговатого и среднего мозга, моста и мозжечка...
Конспект урока по теме: "Строение головного мозга. Функции продолговатого и среднего мозга, моста и мозжечка"
Урок построен на основе исследовательской деятельности учащихся...
Конспект урока биологии в 8 классе по теме "Строение головного мозга".
Конспект урока биологии в 8 классе по теме "Строение головного мозга" с применением ЭОР....
Методическая разработка урока по биологии в 9 специальном (коррекционном) классе. Тема: « Строение и функции головного мозга»
Изучение нервной системы является наиболее сложным разделом курса биологии 9 специального (коррекционного) класса. Данный урок составлен на основе авторской программы Е.Н. Соломина, Т.В. Шевырева под ...
Конспект урока "«Строение головного мозга. Функции продолговатого и среднего мозга, моста и мозжечка»
План- конспект по теме: "Строение головного мозга. Функции продолговатого и среднего мозга, моста и мозжечка". Представлена разработка урока по биологии в 8 классе (автор Пасечник). Данный у...