8 класс. Тема: Строение головного мозга. Продолговатый и средний мозг, мост и мозжечок.
план-конспект урока по биологии (8 класс)

Пилипенко Светлана Викторовна

Цель:

познакомить учащихся со строением и функциями заднего и среднего отделов головного мозга; воспитывать объективные партнёрские отношения,методом взаимоконтроля; развивать навыки выполнения  лабораторных и самостоятельных работ; умения анализа и синтеза.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_8_klass.docx22.74 КБ

Предварительный просмотр:

8 класс.

Тема: Строение головного мозга. Продолговатый и средний мозг, мост и мозжечок.

Цель:

познакомить учащихся со строением и функциями заднего и среднего отделов головного мозга;

 воспитывать объективные партнёрские отношения,методом взаимоконтроля;

развивать навыки выполнения  лабораторных и самостоятельных работ; умения анализа и синтеза;

Задачи:

1) закрепить знания по строению и функциям спинного мозга, отделам нервной системы;

2) познакомить учащихся со строением головного мозга;

3) раскрыть функции продолговатого мозга, его сходство и различие со спинным мозгом;   рассмотреть строение и функции моста, среднего мозга и мозжечка;

4) подчеркнуть зависимость низлежащих центров от высших, показать, что последние выполняют более сложные функции.

Оборудование: проектор, СД-диск «Интерактивный плакат – Тело человека», рисунки учебника; раздаточный материал (тесты по теме: «Нервная система»).

Тип урока: Комбинированный.

Формы и методы организации познавательной деятельности:

1) Фронтальная (частично- поисковая беседа; объяснительно-иллюстративный(ИКТ) демонстративно – экспериментальный, репродуктивный);

2) Работа в парах(взаимопроверка)

3) Индивидуальная (тестирование, лабораторная, репродуктивный -работа с учебником)

Структура урока.

1.Оргмомент (5мин.)

2. Проверка знаний (15 мин.)

3. Изучение нового материала (20 мин.)

4. Закрепление (5 мин.)

5. Д/з. Итог.                                      

                                             План урока.

1.Оргмомент (приветствие, актуализация знаний (частично- поисковая беседа):

 Какую систему органов мы с вами стали изучать? (Нервную)

Какие отделы н.с. мы с вами знаем? (Перечисляют: ЦНС,ПНС,СНС,ВНС и т.д)

 Какие органы составляют ЦНС? (Головной и спинной мозг.)

С каким из них вы уже знакомы? (Со спинным мозгом)

А какой из органов ЦНС, по вашему мнению, имеет более сложное строение и более многофункционален? (Головной мозг). А почему? (ответ уч-ся;)

Учитель: пока ответить на этот вопрос не так – то просто. Но это поправимо. Что мы должны для этого сделать?Правильно, изучить строение и функции головного мозга. Эту тему мы будем изучать в течении 2-х уроков, а пока проверим, насколько вы хорошо усвоили предыдущий материал.

2. Проверка знаний.

1)Индивидуальная работа с тестами по теме: «Нервная система» (10 мин.)

2) Взаимопроверка (5 мин.) – работа в парах.

(На экране ключ к тестам и условие проверки:

8 верных ответов -«5»; 7-6 верных ответов -«4»; 5-4 верных ответов - «3»)

3. Изучение нового материала.

объяснительно- иллюстративный метод с использованием ИКТ (интерактивный плакат: «Тело человека»)

  1. Местонахождение и функции стволовой части мозга(продолговатого мозга и моста, среднего мозга и мозжечка);
  2. Эксперименты на тонус мышц и  координацию движения (1 испытуемый – рука согнута в локте, оказание сопротивления экспериментатору на попытку разогнуть руку; 2 испытуемый ставит одну ногу за другой, чтобы носок одной ноги задевал пятку другой(руки в замке перед грудью).
  3. Вопрос к классу: какие отделы головного мозга контролируют эти процессы?

Ответ: средний мозг и мозжечок.

  1. Проверим работу своего мозжечка, выполнив лабораторную работу «Пальценосовая проба и особенности движения, связанные с функцией мозжечка(стр.229)

4. Закрепление

(фронтальная беседа):

 перечислите отделы стволовой части головного мозга;

функции продолговатого мозга и моста;

функции мозжечка;

функции среднего мозга

5.Д/з: пар.45; заполнить таблицу: «Строение и функции головного мозга»

Отдел головного мозга

Функции

Продолговатый

Мост

Средний

Промежуточный

Большие полушария

Итог урока.

Тестирование по теме: «Нервная система».

I – вариант.

Выберите один правильный ответ из четырёх предложенных.

  1. Белое вещество мозга образовано скоплением:

а) Отростков нейронов; б) дендритами; в) аксонами; г) телами клеток

  1. От головного мозга отходят нервы в количестве:

а)10 пар; б) 11 пар; в) 12 пар; г) 31 пара

  1. Нервная клетка называется по другому:

а) аксон; б) нейрон; в) нейтрон; г) дендрит

4. Спинной мозг содержит:

а) Серое вещество внутри белого; б) Белое вещество внутри серого;

в) Только белое вещество; г) Только серое вещество

5.Рефлекторная дуга заканчивается:

а) исполнительным органом; б) чувствительным нейроном;

в) рецептором; г) вставочным нейроном

6.Вегетативная нервная система регулирует работу:

а) скелетной мускулатуры; б) только сердца;

в) только пищеварительной системы; г) всех внутренних органов

7. К ЦНС относится:

а) головной мозг; б) нервы и нервные узлы;

в) спинной мозг; г) как головной, так и спинной мозг

8. Спинной мозг выполняет функцию:

а) проводниковую; б) транспортную;

в) рефлекторную; г) как рефлекторную, так и проводниковую

Тестирование по теме: «Нервная система».

II – вариант.

Выберите один правильный ответ из четырёх предложенных.

  1. Серое вещество мозга образовано:

а) отростками нейронов; б) дендритами;

в) аксонами; г) телами клеток и короткими отростками

  1. От спинного мозга оходят нервы в количестве:

а)10 пар; б) 11 пар; в) 12 пар; г) 31 пара

  1. Короткий отростокнервной клетки называется по другому:

а)аксон; б) нейрон; в) нейтрон; г) дендрит

4. Головной мозг содержит:

а) серое вещество внутри белого; б) белое вещество внутри серого;

в) только белое вещество;г) только серое вещество

5.Рефлекторная дуга начинается:

а) исполнительным органом; б) чувствительным нейроном;

в) рецептором; г) вставочным нейроном

6.Соматическая  нервная система регулирует работу:

а) скелетной мускулатуры; б) только сердца;

в) только пищеварительной системы; г) всех внутренних органов

7. К ПНС относится:

а) головной мозг; б) нервы и нервные узлы;

в) спинной мозг; г) как головной, так и спинной мозг

8. Нервная система:

а) обеспечивает относительное постоянство внутренней среды организма

б) согласует работу всех органов;

в) выживание организма; г) все ответы верны

Ключ к тестам по теме: «Нервная система».

I – вариант.

1-в; 2-в; 3-б; 4-а; 5-а; 6-г; 7-г; 8-г

II – вариант.

1-г; 2-г; 3-г; 4-б; 5-в; 6-а; 7-б; 8-г


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку в 8 классе по теме: "Строение головного мозга"

С помощью этой презентации учащимся будет легко и понятно изучать материал о строениии головного мозга....

Конспект урока биологии в 8 классе по теме "Строение головного мозга".

Конспект урока биологии в 8 классе по теме "Строение головного мозга" с применением ЭОР....

Урок по теме: Строение головного мозга. Функции продолговатого и среднего мозга, моста и мозжечка/

Строение головного мозга. Функции продолговатого и среднего мозга, моста и мозжечка...

Конспект урока биологии в 8 классе по теме "Строение головного мозга".

Конспект урока биологии в 8 классе по теме "Строение головного мозга" с применением ЭОР....

Методическая разработка урока по биологии в 9 специальном (коррекционном) классе. Тема: « Строение и функции головного мозга»

Изучение нервной системы является наиболее сложным разделом курса биологии 9 специального (коррекционного) класса. Данный урок составлен на основе авторской программы Е.Н. Соломина, Т.В. Шевырева под ...

Конспект урока "«Строение головного мозга. Функции продолговатого и среднего мозга, моста и мозжечка»

План- конспект по теме: "Строение головного мозга. Функции продолговатого и среднего мозга, моста и мозжечка". Представлена разработка урока по биологии в 8 классе (автор Пасечник). Данный у...