"Сформированность навыков ЗОЖ. Гигиена. Питание. Закаливание.Физкультура. Наличие вредных привычек"
консультация на тему
Предварительный просмотр:
Подготовила и провела
социальный педагог
Мельник Е.А.
Губкин, 2013
Одним из средств воспитания детей является физическая культура. Она включает в гимнастику, физкультурные занятия, подвижные игры, спортивные упражнения, закаливание.
Закаливание.
Существуют несколько принципов, которые необходимо соблюдать для получения положительного эффекта от закаливания независимо от возраста ребенка или действующих факторов закаливания:
- систематичность применения закаливающих процедур во все сезоны года;
- постепенность увеличения силы раздражающего воздействия;
- учет индивидуальных особенностей и эмоционального состояния ребенка.
Основными факторами закаливания являются воздух, вода и солнце.
1.Закаливание воздухом (проветривание комнаты, где живет ребенок, прогулки, воздушные ванны).
Закаливание воздухом может проводиться практически круглый год. В зависимости от температуры воздуха воздушные ванны делятся на холодные (6-14 С), прохладные (14-20 С) и теплые (20-30 С). Закаливание воздухом начинается по существу с первых дней жизни ребенка.
2.Закаливание с помощью солнечных лучей.
Закаливание с помощью солнечных лучей происходит уже при систематическом закаливании ребенка воздухом: во время прогулок с открытом для солнца лицом и во время воздушно-солнечных ванн.
Солнечная радиация при умелом дозированном использовании является мощным закаливающим средством для детей любого возраста. Однако избыточное облучение солнечным светом может вызвать отрицательный эффект (солнечные ожоги, функциональные расстройства сердечно-сосудистой системы, дыхания, вялость, раздражительность, головокружение вплоть до судорог в результате теплового и солнечного удара). Только строгое дозирование и выполнение определенных правил солнечного облучения ведет к закаливанию организма ребенка.
Нельзя проводить солнечные ванны (СВ) натощак и ранее чем через 1-1,5 часа после еды. Не рекомендуется сразу после принятия СВ принимать пищу. СВ противопоказаны детям с повышенной температурой, недомоганием, головной болью. Во время СВ не разрешаются громкие разговоры, чтение книг, подвижные игры и т.д.
3.Закаливание водой.
Вода – сильный фактор закаливания организма. Используя разность температуры воды и тела, ребенка можно быстро приучить к меняющимся внешнесредовым метеорологическим условиям. Водные процедуры легко дозируются по температуре и по времени, при проведении их можно применять дополнительные физические и химические раздражители. Закаливающие водные процедуры можно начинать с раннего возраста. В определенной степени к водной процедуре относится и гигиеническая ванна.
Старшим детям ванны проводят как закаливающие водные процедуры перед переходом к купаниям в открытых водоемах. Ребенку старшего возраста рекомендуется принимать ее в сидячем положении, чтобы уровень воды был ниже сосков. Температура воздуха в помещении во время процедуры должна быть не ниже 25 С, температура воды в ванне – первоначально 34-33, затем 30-28. Ванны для закаливания назначают ежедневно, при этом температура воды снижается через каждые 2-3 дня. Процедура всегда должна заканчиваться обливанием водой на 1-2 ниже воды в ванне.
Обливанием обычно заканчивают все закаливающие процедуры. При обливании большая поверхность кожи одновременно окатывается водой, температуру которой от процедуры к процедуре делают более низкой. Начинают его при температуре воды 36-37. Проводит процедуру нужно систематически, снижая температуру воды каждые 2-3 дня на 1 и доводя ее до 28-29. После обливания тело ребенка высушивается, а затем растирается махровым полотенцем.
Обтирание – закаливающая процедура, которая проводится детям, начиная с 6-месячного возраст, в т.ч. и ослабленным. Рекомендуется только детям со здоровой кожей без гнойничков и других патологических образований.
Первоначальная температура воды для детей 6-12 месяцев 33-35, для детей 1-4 лет 33-32, для дошкольников и школьников 32-28. Постепенно ее снижают детям до 1 года до 28, детям раннего возраста до 25, дошкольникам и школьникам до 20-18. Полностью обнаженного ребенка кладут на кушетку, прикрывают одеялом и по очереди высвобождают отдельные участки тела (руки, грудь, живот, спинку, ноги).смоченной в воде и отжатой губкой или рукавичкрй вытирают ребенку руку и растирают ее сухим махровым полотенцем. На всю процедуру уходит 6-8 минут, после оончания ее ребенок лежит в спокойном состоянии 15-20 минут.
Для получения более выраженных сосудистых реакций в воду часто добавляют соль (1 чайная ложка на 2 стакана воды) или одеколон (1 столовая ложка на 2 стакана воды). Для маленьких детей со здоровой кожей перед влажными обтираниями можно в течение 1-2 недель проводить сухие растирания кусочком чистой фланели.
Умывание может быть причислено к закаливающим процедурам. Умывать ребенка по нескольку раз в день начинают с 1-1,5 года. Вначале для этого используют теплую воду, затем температуру ее постепенно снижают до 15-16. Важно умывать прохладной водой не только лицо ребенка, но и шею, область подмышечных впадин, верхнюю часть груди. Более старшие дети, приученные к умыванию прохладной водой делают это с удовольствием самостоятельно.
Душ – одна из закаливающих процедур, оказывающих влияние на организм ребенка как разностью температур воды и тела, так и массирующим воздействием на кожу водных струй. Назначают детям с 2-2,5 года. Температура воды первоначально составляет 32-30, затем постепенно снижается до 24-22 для детей дошкольного возраста и 21-19 для детей школьного возраста. Продолжительность процедуры 5-7 минут. После душа тело ребенка высушивается и растирается махровым полотенцем. Важно, чтобы после процедуры ребенок полежал в течение 20-30 минут.
Купание в реке или на озере. Во время купания на тело ребенка действует большой комплекс внешнесредовых факторов – температура воды, воздуха, ветер, солнечные лучи, механические давление толщи воды. Кроме того во время купания ребенок активно двигается. Коллективные купания сильно повышают эмоциональный тонус детей. Однако этот вид закаливания требует внимательного врачебного контроля. Купаться в открытом водоеме можно с 3-4 летнего возраста, но только после прохождения таких подготовительных процедур как обтирание, обливание, ванны, души. Температура воды должна быть не ниже 20, температура воздуха 24-25. Нельзя, особенно вначале, резко входить в воду( прыжки), долгое время находится в воде, погрузив только ноги, не решаясь окунуться. Продолжительность купания составляет вначале 1-2 минуты, по мере привыкания и в зависимости от реакции ребенка она постепенно удлиняется до 5-10 минут. После купания кожа ребенка растирается мохнатым полотенцем.
Исключительно сильное влияние на организм ребенка оказывают морские купания. Кроме температуры воды и воздуха, движения воздуха, солнечной радиации при морских купаниях оказывают воздействие сложный состав морской воды, вызывающий химическое раздражение кожи, механическое давление толщи воды и морских волн. На дыхание и общий обмен веществ существенно влияет морской воздух. Купание в море разрешается детям с 2 лет. Купание в море требует внимательного врачебного контроля за состоянием здоровья и реакциями на процедуру. Дети, приезжающие на море должны пройти период акклиматизации. Начинать морские купания можно при температуре воды не ниже 18-20. При первых купаниях ребенок по существу только окунается, находясь в воде п 20-30 секунд. Постепенно продолжительность пребывания в воде увеличивается для дошкольников до3-5 минут, для школьников до 8-10 минут один раз в день. Курс купаний состоит из 20-25 процедур. Важно, чтобы они выполнялись без больших перерывов. Если ребенок живет у моря более длительное время, после прохождения курса морских купаний необходимо сделать перерыв на 2-3 недели.
4.Гимнастические упражнения.
В комплексе закаливающих процедур для детей одно из важнейших мест занимает гимнастика, которая должна предшествовать всем другим закаливающим мероприятиям, так как мышечная нагрузка помогает организму ребенка быстрее приспособиться к смене условий пребывания. Гимнастика для детей старшего возраста – вводное мероприятие для других физкультурных упражнений, таких как бег, подвижные игры, катание на коньках, ходьба на лыжах и т.д.
Важнейшее значение в системе закаливания и воспитания ребенка придается утренней гимнастике. Комплекс утренней гимнастики должен составляться с учетом возраста и включать упражнения, тренирующие основные крупные мышечные группы ног, плечевого пояса, спины, живота. Во время напряжения отдельных мышц другие находятся в расслабленном состоянии. Важно, чтобы движения мелких мышечных групп сочетались бы с движениями крупных (н-р, поднимание рак вверх и в стороны необходимо сопровождать сжиманием кистей в кулаки, а затем расслаблением их) учитывая что у детей даже крупные мышцы устают быстро, нельзя долго фиксировать их в одном положении и длительно повторять одно и тоже упражнение.
Гигиеническое обучение и воспитание детей.
Гигиеническое обучение и воспитание детей, являясь полноправной частью учебно-воспитательного процесса не сводится только к санитарному просвещению (лекции, беседы, санитарные листки для детей и родителей и т.д.). цель гигиенического воспитания – дать детям сведения , необходимые для укрепления здоровья, выработать на основе этих знаний необходимые гигиенические навыки и привычки, которые нужны для жизни и труда. Так, привычка к рациональному режиму позволит будущему первокласснику правильно распределять свое время, повысит работоспособность, уменьшит утомляемость. соблюдение правил личной гигиены, систематическая утренняя гимнастика и закаливание являются хорошей основой для полноценного здоровья
Правила воспитания культурно-гигиенических навыков:
1.Гигиенические привычки являются показателем культуры ребенка.
2.Гигиенические навыки, привычки надо прививать с первых дней жизни малыша.
3.Если гигиенические процедуры никогда не причиняли ребенку неприятных ощущений, то навык чистоты закрепляется быстро и прочно.
4.Привитие гигиенических навыков и навыков культурного поведения укрепляет здоровье и волю ребенка, дисциплинирует и подготавливает организм к социальной адаптации, обучению в школе, систематическому труду.
5.Пример окружающих взрослых и единство воспитательных подходов и требований со стороны взрослых являются важнейшим условием для приобретения и закрепления гигиенических навыков.
6. Все гигиенические навыки, приобретенные в детстве, становятся прочными, если взрослые дома и в дошкольном учреждении подкрепляют их своим примером.
Особое место в формировании гигиенических навыков и культуры поведения принадлежит трудовому воспитанию. Формы организации трудовой деятельности разнообразны, зависят от возрастных возможностей ребят, их физической подготовленности, состояния здоровья. В процессе выполнения любого поручения у ребенка формируются не только навыки работы, но и жизненно важные качества: организованность, самостоятельность, целеустремленность, а также желание сделать дело полезное для всех.
Питание.
Питание для живого организма – это источник энергии, продуктов участвующих в обмене веществ, пластического материала. Правильное в количественном и качественном соотношении питание – важнейший фактор роста и гармоничного развития ребенка, адаптация к меняющимся условиям внешней среды. Недостаточное, избыточное, одностороннее питание ведет к возникновению дистрофических состояний, анемии, острых расстройств пищеварения, ожирения, предрасполагает к инфекционным и др. болезням.
Масса тела ребенка с 4 до 7 лет нарастает в среднем с 15 до 25 кг, а прирост тела в длину составляет 20-30 см. общая подвижность детей несколько уменьшается, но увеличиваются физические нагрузки ( пешие переходы, физкультурные и спортивные занятия и игры). В школьные годы продолжается рост и развитие ребенка. Масса тела возрастет ежегодно в среднем на 2 кг, рост на 4-5 см, а в период полового созревания ежегодная прибавка в весе может составлять 3-5 кг, а роста 6-10 см. в периоды вытягивания и нарастания массы тела особенно важно обеспечить детей полноценными пищевыми веществами. Отсутствие их чаще всего сказывается на величине массы тела, размерах и функции отдельных органов, функциональном состоянии желез внутренней секреции; увеличение тела в длину обычно страдает меньше. Недостаток пищевых веществ и значительные физические и умственные нагрузки могут приводить к заболеванию детей. Поэтому одним из важнейших в дошкольном и школьном возрасте остается принцип сбалансированного питания.
Нормальное развитие детей дошкольного и школьного возраста зависит от того, насколько разнообразен состав продуктов их питания. Для здоровых детей в меню ежедневно включается молоко и молочные продукты (полезно не только коровье, но и козье, кобылье, верблюжье, овечье молоко). Ребенок должен получать в день до 500 мл молока в различных видах. Следует учесть, что некоторые дети не любят молоко в его натуральном виде, 10% детей плохо переносит молоко.
Рыба содержит до 19% белка, она легче, чем мясо, переваривается и усваивается.
Яйца содержат полноценный белок и имеют хороший липидный состав желтков, в питание детей их можно включать почти ежедневно. Однако иногда потребление яиц может вызвать аллергические реакции, возбуждение НС, запоры.
Ржаной хлеб содержит много минеральных веществ, витаминов группы В, большое количество клетчатки. Сухари легче перевариваются по сравнению со свежим хлебом.
Овощи, фрукты, зелень, ягоды содержат большое количество минеральных солей, витаминов, пектиновые вещества, обладающие противобактериальными свойствами. Соки лучше употреблять неосветленными, с мякотью. Картофель лучше употреблять в виде пюре, чем жареный.
Крупяные и макаронные изделия в рационе ребенка нужно разнообразить, так как они неодинаковы по составу.
Из сладостей ребенку лучше предлагать мед, в котором содержится много фруктозы, усваивающейся легче других сахаров.
Важное значение в питании имеет объем поступающей пищи. Распределение суточного количества пищи у детей дошкольного и школьного возраста должно быть таким, чтобы в первую половину дня ребенок принял 2/3 его объема. Правильный прием пищи и жидкости в течение суток обеспечивает ребенку спокойный сон и является профилактикой энуреза.
Для детей дошкольного ишкольного возраста рекомендуется 4-разовое питание. Завтрак дошкольника должен быть в 8.00-9.00, обед – 12.00-13.00, полдник – 16.00-16.30, ужин – 19.00-19.30.
Питание детей школьного возраста зависит от смены в школе. Для учащихся первой смены (начало занятий в 8.00 или 8.30) режим питания может быть таким: 1-й завтрак – 7.30-7.40, 2-й завтрак – 11.30, обед – 14.30-15.30, ужин – 19.30. Для учащихся второй смены (начало занятий в 14.00) режим питания может быть таким: завтрак – 8.30, обед – 12.00-13.00, полдник - 16.30, ужин – 19.30.
Таким образом, рациональное построение питания способствует нормальному физиологическому развитию детей и является одним из важных звеньев профилактики различных заболеваний.
Вредные привычки.
Говоря о воспитании здорового ребенка, нельзя не остановиться на актуальной проблеме алкоголизма и пьянства. О вредном влиянии алкоголизма на потомство было известно еще в Древней Греции. Авиценна считал алкоголизм родителей самым большим злом для потомков. В работе французского ученого Демье показано, что в семьях, употребляющих спиртные напитки, смертность детей на первом году жизни оказалась в 2,5 раза больше, чем в непьющих семьях, соответственно детей-эпилептиков больше в 13 раз, с отставанием в психическом развитии в 4 раза, страдающих различными уродствами в 5 раз, тогда как физически и психически здоровых детей в «пьющих» семьях оказалось в 5 раз меньше.
Научный Совет Американской медицинской ассоциации (США) в 1983 году опубликовал результаты 65 тыс. наблюдений в разных странах. Доказано, что прием алкогольных напитков беременной даже в «малых» (100-150 мл) дозах оказывает токсическое воздействие на плод с последующим развитием у ребенка умственной неполноценности. Представляют интерес данные, полученные при сравнительных обследованиях семей, когда сопоставлялись результаты до и после злоупотребления алкоголем. Так, патологические нарушения в физическом и психическом развитии были значительно выше у детей, родившихся после того, как родители стали употреблять алкоголь.
Таким образом, нет никаких сомнений в том, что алкоголь – страшное зло, оказывающее многостороннее разрушительное действие на развивающийся плод и здоровье ребенка.
Курение, особенно курение женщин до и во время беременности, также пагубно отражается на развитии плода и ребенка. Французскими медиками доказано, что дети дошкольного и школьного возраста от курящих родителей болеют пневмониями и бронхитами в 2 раза чаще, чем дети в некурящих семьях. Проблема пассивного курения, т.е. вдыхания воздуха с табачным дымом, привлекает все большее внимание. Доказано, что в воздухе помещений, где курят находится канцерогенных (вызывающих рак) веществ больше, чем в дыме, вдыхаемом курильщиком (бенз(а)пирен в 3 раза, толуол в 6 раз больше!). поэтому пассивное курение очень опасно как для жен курящих мужей (опасность умереть от рака возрастает в 2 раза), так и для детей. Нельзя допускать ни в коем случае пребывания ребенка поблизости или в одной комнате с курильщиком.
В заключении давайте попробуем нарисовать портрет здорового ребенка. Это жизнерадостный, активный, доброжелательно относящийся к окружающим, любознательный ребенок. Развитие его физических качеств проходит гармонично. Он вынослив, достаточно быстр, ловок и силен. Режим его жизнедеятельности осуществляется в соответствии с индивидуальным биоритмологическим портретом с оптимальным соотношением периодов подъемов и спадов активности, бодрствования и сна. Неблагоприятные погодные факторы, резкая их смена ему не страшны, так как он закален, его система терморегуляции хорошо натренирована к разнонаправленным температурным воздействиям, поэтому он не знает, что такое простуда. Благодаря рациональному питанию этот ребенок не имеет лишней массы тела, у него есть все возможности для нормального гармоничного роста и развития. Благоприятные психологические условия в семье и в образовательном учреждении способствуют укреплению его психического здоровья. Задача для всех нас, взрослых, создать условия для воспитания таких детей.
Список литературы:
- Усов И.Н. Здоровый ребенок: Справочник педиатра.- Мн.:Беларусь,1984.
- Змановский Ю.Ф. Воспитаем детей здоровыми.- М.: Медицина,1989.
- Велитченко В.К. Физкультура для ослабленных детей.-2-е изд., перераб., и доп.- Физкультура и спорт,1989.
- Тонкова-Ямпольская Р.В., Черток Т.Я. Ради здоровья детей: Пособие для воспитателя дет сада.- М.: Просвещение,1985.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Влияние питания школьника на интеллект и формирование вредных привычек (часть 1)
Материал представлен в трех частях. Предназначен для широкой аудитории: педагогов, учащихся, родителей. Может быть использован для проведения классных часов, родительских собраний и т.д....
урок по ОБЖ в 10-м классе "Вредные привычки и их влияние на здоровье. Профилактика вредных привычек"
Данный урок занимает важное место в курсе «Основы здорового образа жизни». Это комбинированный урок с использованием информационно-коммуникационных технологий по теме «Вредные привыч...
Вредные привычки и их влияние на здоровье. Профилактика вредных привычек.
В презентации описываются такие вредные привычки как курение, употребление алкоголя и наркотических средств и ихвлияние на здоровье человека....
"Вредные привычки, их влияние на здоровье. Профилактика вредных привычек у подростков."
Рассказывается о вредныхпривычках уобучающихся...
Вредные привычки и их предотвращение. Формирование навыков здорового образа жизни.
Сценарий родительского собрания для родителей обучающихся 5-7 кл...
Активизация деятельности классных руководителей в сфере проведения обучения детей гигиеническим навыкам и мотивирования к отказу от вредных привычек
Активизация деятельности классных руководителей в сферепроведения обучения детей гигиеническим навыкам имотивирования к отказу от вредных привычек...