Влияние питания школьника на интеллект и формирование вредных привычек (часть 1)
презентация к уроку на тему
Материал представлен в трех частях. Предназначен для широкой аудитории: педагогов, учащихся, родителей. Может быть использован для проведения классных часов, родительских собраний и т.д.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Россия занимает в мире: 1 место: по числу курящих детей; по количеству абортов и материнской смертности; по объему потребления героина (21% от мирового производства), по потреблению спирта и спиртосодержащих продуктов. 2 место: по числу самоубийств; по количеству заключенных, По данным ООН Россия занимает по образованию: в 2004 г.- 15-е место , в 2005 – 26-е , в 2007 – 41 , в 2008 - 54-е , в 2010- ?
Общая оценка преступности в мире на 100 тыс.населения
Рост производств пищевой промышленности
Наукой установлено : на 70% развитие интеллекта зависит от генетических предпосылок, остальные 30% - зависят только от питания человека!
Что не так с нашим питанием? Любая технологическая обработка продукта питания ведет к снижению его биологической ценности: - изменяются химические формы макро и микро элементов, - теряется основная масса витаминов.
Последствия пищевых дефицитов Снижение общего уровня здоровья населения. Снижение эффективности любых лечебных и реабилитационных мероприятий, увеличение сроков лечения Снижение рождаемости Увеличение рисков асоциального поведения. Снижение общего уровня творческих, интеллектуальных потенциалов общества, работоспособности населения
Работу мозга обеспечивают: Аминокислоты Углеводы Жиры Химические элементы Витамины Содержание этих веществ в пище, прошедшей сложный технологический процесс существенно снижен!
Почему при склонности к полноте, несмотря на регулярное питание мы испытываем чувство голода? Потому, что употребляя современные продукты мы регулярно не дополучаем полноценные аминокислоты, жирные полиненасыщенные кислоты и витамины. А они необходимы мозгу! Он требует недостающие ему вещества – сигнал – чувство голода.
Развитие сетей ресторанов быстрого питания McDonald’s В мире: 1956 г. – 14 1960 г. – 228 1980 г.- 6 263 2000 г.- 30 000 в 120 странах мира В России сегодня более 500 ресторанов в 60 городах. Ежедневно обслуживается более 950 тысяч человек.
Статистика говорит: Если ребенок в месяц съедает больше 12 гамбургеров или чизбургеров , то он болен лейкемией. Если папа будущего ребенка съедает в месяц больше 21 гамбургеров или чизбургеров , то его будущий ребенок будет болен лейкемией. Из всех онкологических заболеваний, выявленных у детей нашей страны, более 75% приходятся на разного вида лейкозы.
Чем богата любимая еда? Консерванты = астма, нарушение поведения, гиперактивность , негативное воздействие на глаза и кожу, экзема (бутылочные напитки, соки, джемы, выпечка, овощные консервы). Красители= гиперактивность , трудности в обучении, поражение печени и почек, снижение репродуктивных функций (выпечка, сухие завтраки, безалкогольные напитки, консервированные фрукты, колбасные изделия, пюре, супы быстрого приготовления).
Действие питания на поведение подростков: 2 группы подростков из одной социальной среды (обследовано 1600 подростков): Питание 1-й группы: гамбургеры, пироги, соски, кондитерские изделия, мясо, молочные продукты с высоким содержанием жиров, соусы, кетчупы.
Питание 2-й группы: рыба, овощи, фрукты, молочные продукты с низким содержанием жиров Результат: дети в 1-й группе были более агрессивны, ленивы, взволнованы, обидчивы. Успеваемость в среднем ниже на 32%.
Многочисленные опыты и исследования выдающегося русского ученого, нобелевского лауреата, Ильи Ильича Мечникова, доказали непосредственное воздействие питания на развитие человека, на его интеллектуальное и духовное развитие, проведение в социуме
Мозг – основа бытия человека Все жизненные процессы организма подчиняются мозгу Вся деятельность мозга обеспечивается веществами, поступающими из пищи Все биохимические реакции мозга могут протекать только при наличии необходимых компонентов. Если их нет – не выполняются запланированные природой процессы! Вещества, которые мы теряем: Хим.элементы: Железо, цинк, селен, йод, магний, кальций Витамины: А, Е, С, группы В. Жирные полиненасыщенные кислоты: Омега 3
Железо ( Fe) Значение для организма : кроветворение, дыхание клеток, деятельность щитовидной железы, иммунная защита. Факторы мешающие усвоению: возраст, заболевания желудочно-кишечного тракта, недостаток витамина С, крепкий чай, кофе, избыток фитинов
Иод ( I) Значение для организма: влияет на деятельность щитовидной железы, регулирует обмен в еществ , активирует распад холестерина, участвует в функциях сердечно- сосудистой и нервной систем Факторы, мешающие усвоению: кулинарная обработка Продуктов питания, нехватка витаминов В2 и селена.
Цинк ( Zn) Влияние на организм: Входит в состав более 200 ферментов,контро - лирует обменные процессы, деятельность мозга, поджелудочной и половых желез, участвует в выработке инсулина, формирует поведенческие реакции, способствует нормальному состоянию кожи, устойчивости к стрессам, регулирует иммунные и детородные функции, антиоксидант. Нехватка цинка в организме вызывает: - симптомы депрессии, - невнимательность, - повышение рисков развития алкогольной зависимости. Цинк влияет на наше настроение
Факторы, способствующие выводу цинка из организма дисбаланс витаминов С и группы В - избытки в питании человека фитинов ( бездрожжевого теста, каши из обработанного зерна) - излишки сахаров -длительное употребление слишком соленой пищи
Кальций ( Са ) Влияние на организм: Формирование костей, мышечной ткани, функция эндокринных желез, повышает защитные функции, необходим для поддержания стабильной сердечной деятельности, передачи нервных импульсов.
Селен ( Se) Источники: Необработанное зерно Орехи Морепродукты Лосось, палтус Влияние на организм: антиоксидант, стимулирует иммунитет, работа мозга и нервной системы, работоспособность, эмоциональный фон человека Факторы снижающие содержание селена в организме: Избыток сахаров, консервирование (потери до 50%).
Магний ( Mg) Влияние на организм: -деятельность мышц сердца и кровообращения, -ферментативные реакции головного мозга, -работоспособность и активность человека. -биосинтез белка, -передача генетической информации. Источники: Пшеничные и овсяные отруби, бурый рис, зеленые овощи, патока, Чистая вода. Факторы, влияющие на снижение уровня обеспеченности организма магнием . хронические желудочно-кишечные заболевания. алкоголизм, крепкий кофе и чай. несбалансированное питание: избыточное количество жиров. дефицит витамина D , Е и В6. большие физические нагрузки, чрезмерное увлечение баней хронические желудочно-кишечные заболевания. алкоголизм, крепкий кофе и чай. несбалансированное питание: избыточное количество жиров. дефицит витамина D , Е и В6. большие физические нагрузки, чрезмерное увлечение баней
Общие факторы, влияющие на формирование дефицитов микроэлементов: излишки сахаров излишки фитинов дефициты витаминов С и группы В несбалансированное питание .
Углеводы - основной поставщик энергии
Исследования доказали: (Наблюдалось 17 тысяч человек, рожденных в 1970 году, исследовалось поведение, успехи, место жизни в зависимости от питания) Если 10-летний ребенок ежедневно ест конфеты, шоколад и другие сладости, то к 34 годам, он скорее всего, будет более импульсивным и агрессивным, чем те его ровесники, которые не злоупотребляли сладостями в детстве. У них больше вероятность встать на путь преступления.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Источники вредных сахаров:
Продукты с искусственными подсластителями (ФРУКТОЗА, СОРБИТОЛ и др.) нельзя применять в повседневном питании детей! - нарушается естественный процесс обмена углеводов и жиров. - возникают риски ожирения, сердечно-сосудистых заболеваний, нервных расстройств. - снижается потенциал памяти.
Другие углеводы Углеводы комплексные, натуральные сахара обеспечивают мозг энергией, Углеводы, содержащиеся в буром рисе, муке грубого помола, овсяных отрубях, содержат вещества, особенно важные для мозга . Пищевые волокна, клетчатка способствуют механической очистки организма, стимулируют обменные процессы, защищают положительную микрофлору.
Уровень питательных веществ в муке тонкого и грубого помола
Избыток выпечки и каш ведет к накоплению веществ, связывающих цинк, кальций, железо!
Недостаточное количество пищевых волокон. Овощи и фрукты – круглый год Волокна, обеспечивающие работу ЖКТ Витамины, поддерживающие иммунитет и защитные функции организма, Микроэлементы и антиоксиданты, Ферменты, Источник структурированной воды
Что еще дает растительная пища? Нормализует работу ЖКТ Выводит токсины Обеспечивает формирование микрофлоры организма Обеспечивает мозг антиоксидантами Обеспечивает организм витаминами и микроэлементами.
Работу мозга обеспечивают натуральные жиры, только максимальное их разно- образие обеспечит клетки необходимым строительным материалом: Молочный Внутренний жир мяса Рыбий жир Растительный жир
Каких жиров нам не хватает? Самый жирный орган человеческого организма – мозг! Он на 60% состоит из жировых тканей. Правильное соотношение всех необходимых жирных кислот, позволяет строить новые клетки мозга. Полиненасыщенные жирные кислоты W 3 очень активны и легко разрушаются под действием кислорода воздуха. Это является причиной их дефицита .
Нарушение соотношений потребления полиненасыщенных жирных кислот
Источники полиненасыщенных жирных кислот:
Нерафинированные растительные масла – источники ПЖК Подсолнечное Кунжутное Кукурузное Соевое Льняное Рапсовое тыквенное Богаты правильными, важными для мозга жирами, в разных соотношениях.
Аминокислоты – участники биохимических реакций, строительный материал мембран нейронов, посредством которых осуществляется передача всех сигналов на периферию. Для каждой реакции важен свой полноценный комплект аминокислот Обеспечить эти условия может только максимально разнообразная пища, содержащая этот набор аминокислот.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Основные источники аминокислот : Натуральное молоко и молочные продукты. Мясо Рыба Бобовые Злаки Овощи
Витаминные дефициты и поведение человека в социуме: В1: нарушение передачи нервных импульсов, психическая подавленность, общее недомогание, повышенная утомляемость, бессонницы, ослабление внимания и памяти. В2: слабость, апатия, головные боли, бессонница. В3 (никотиновая кислота): поражение центральной нервной системы, раздражительность, головокружение, головная боль, бессонница, потеря аппетита. ( пантотеновая кислота): повышенная утомляемость, головные боли, тошнота. В6: повышенная возбудимость, слабость, умственная заторможенность, сонливость. В9 ( фолиевой кислоты): повышенная утомляемость. В12: слабость, нервно-психические недомогания: галлюцинации, потеря памяти, нервозность. С: общая вялость, быстрая утомляемость. Е: затрудненность восприятия внешней информации.
ВНИМАНИЕ! Признаки предрасположенности организма к наркотической и алкогольной зависимости на 99% совпадают с признаками гиповитаминозов!
Группы риска по гиповитаминозу Дети, подростки. Беременные женщины, кормящие матери. Люди преклонного возраста. Лица, перенесшие операции, серьезные лечебные процессы, принимавшие антибиотики. Граждане, занятые на вредных и особо опасных производствах. Люди, испытывающие большие физические, эмоциональные и умственные нагрузки. Люди, проводящие в поле излучения электронных приборов более 3-х часов в день. Курильщики. Алкоголики и наркоманы. Люди, злоупотребляющие крепким кофе, чаем, сладкими газированными водами. Жители больших городов и промышленных центров. Жители экологически неблагоприятных зон.
Причины возникновения дефицитов
Потери витаминов при тепловой обработке продуктов
Стойкие экологические изменения, влияющие на растения и животных Количество витамина С в овощах и фруктах в сравнении
Исследования японского национального института питания утверждают: Содержание витамина С и каротинов в высокопродуктивных сортах овощей и фруктов, выращенных с применением современных агротехнических приемов в 10-20 раз ниже, чем в дикорастущих! Наиболее часто встречаемые ошибки и заблуждения взрослых при решении вопросов профилактики гиповитаминозов В меню включены фрукты, они восполнят дефицит. Включение в ассортимент фито чаев. В меню включены компоты, напиток шиповника. Дефицит витаминов восполнят соки. Да, частично, (в основном витамином С) если это соки свежевыжатые,а не консервированные. Консервированные соки готовятся на базе консервированных концентратов и практически витаминов не содержат.
Два вида продуктов питания : Продукты разового потребления Продукты повседневного потребления
Технологическая обработка продуктов питания ведет к: Образованию трансжиров – провокаторов сердечно сосудистых, нервных и онкологических заболеваний; Изменению структуры аминокислот, блокированию некоторых жизненно важных биохимических процессов, Изменению структуры и выведению химических элементов Существенному снижению витаминного наполнения.
Продукты, провоцирующие раздражительность и агрессию: Продукты, снижающие раздражительность : Все продукты, содержащие транс-жиры: колбасы, приправы, супы и лапша быстрого приготовления при регулярном применении; кофеин, сладости Морковь, горох,, кукуруза, шпинат, папайя, персик Устрицы Сыр Жирные сорта рыбы Все продукты – источники витаминов группы В Овсяные мюсли
Продукты, позволяющие быстро поднять настроение, снять стрессовую ситуацию Шоколад стимулирует центры удовольствия, усиливающие ощущение благополучия. Индейка, курица, молочные продукты, бобовые, орехи –способствуют выработке серотонина . Финики, ананасы, бананы, авокадо, морковь и шпинат органично дополняют весь спектр необходимых мозгу аминокислот.
Нельзя злоупотреблять сладостями! - Высокий уровень инсулина приводит к резкому спаду сахара в крови , что в свою очередь ведет к тяге к углеводам, перепадам настроения и ожирению . - Повышаются риски сахарного диабета , и, как следствие, плохого самочувствия. Повышаются риски сердечно-сосудистых заболеваний, ограничений в физичкой активности, снижения настроения. Развивается чувство необоснованной агрессии Дежурными » сладостями могут стать : Свежие фрукты, Сухофрукты, Травяные чаи (ромашка, мята) с медом, Орехи, Мармелад, пастила, зефир Сладости, сделанные из орехов, злаков, фруктов.
Помогут снять депрессивное состояние: увеличение в рационе количества жирных кислот омега-3 , которые содержаться в жирной рыбе: лосось , макрель, сардины; льняном масле и грецких орехах . Необходимый компонент для усвоения всех веществ, стимулирующих формирование серотонина – витамины: С и группы В.
Способствуют повышению умственной активность : рыба: сельдь, треска, тунец, карп, сардины. бобовые, крупы (гречневая, пшенная, овсяная), хлеб из муки грубого помола, яйца, плоды: авокадо, орехи сухофрукты: кураги, изюма, Молочные продукты: йогурт, творог и другие
Если вам предстоит трудный день, захватите с собой пакетик грецких орехов, фисташек, миндаля. Для того, чтобы усилить способность к концентрации внимания стоит включить в свое меню блюда из креветок, кальмаров, крабов, свежего репчатого лука, которые улучшают кровоснабжение мозга.
Вредные привычки. Что делать?
Несбалансированное питание – одна из причин формирования вредных привычек Нестабильная нервная система Угнетенная иммунная система и защитные функции организма Нарушение обменных процессов Неадекватная реакция на внешнюю информацию, заторможенность работы мозга.
Продукты питания против курения: Молоко, существенно ухудшает вкус сигаретного дыма Апельсиновый сок, черная смородина, лимон -источники витамина С, замещаемого никотином. Сельдерей, огурец, кабачок, баклажан, фасоль, спаржа помогают уменьшить никотиновую зависимость Капуста брокколи имеет вещества, защищающие клетки легких и бронхов от повреждений токсинами Красное вино (натуральное) на 60% снижает риски развития рака легких.
Для тех, кто хочет бросить курить: Улучшают вкусовые ощущения от сигарет: Алкоголь, Кофе и чай, «Кола» Совет: 1)Пейте больше воды, натуральных соков, витаминных напитков. 2) Предпочтите на время молочную диету. 3)Откажитесь от крепкого кофе и чая, сладких, стимулирующих напитков, чрезмерного потребления сладостей.
Напитки наших подростков :
Любимый молодежью напиток «Ягуар» 9% спирта = 50 гр. водки . Если человек потребляет 2 банки напитка «Ягуар» в неделю, то его уже можно считать алкоголиком. 300 мг\л кофеина = 4 чашки крепкого кофе . А так же : красители, ароматизаторы , подсластители , консерванты. Это делает напиток вкусным и повышает риски онкологических, психических и нервных заболеваний, снижению детородных функций.
Большую роль в приучении подростков к алкоголю оказывают телевидение, реклама и другие средства массовой информации. Реклама показывает алкогольные напитки как непременный атрибут любого отдыха и развлечений, призывая к веселому «пивному» образу жизни.
К чему ведет бутылка пива? Сегодня в России пьют 11,5 тысяч детей, а 161 ребенку в возрасте от 10 до 14 лет уже поставлен диагноз “алкоголизм”. Снижаются детородные функции организма. Снижаются интеллектуальные способности молодых людей. Повышается агрессивность, склонность к суициду. Но несмотря на такую неутешительную статистику детского алкоголизма , России до сих пор нет закона о принудительном лечении детей, страдающих пристрастием к алкоголю.
В каком обществе будут жить наши дети?
Какими будут наши дети?
Сегодня мы выбираем!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
урок по ОБЖ в 10-м классе "Вредные привычки и их влияние на здоровье. Профилактика вредных привычек"
Данный урок занимает важное место в курсе «Основы здорового образа жизни». Это комбинированный урок с использованием информационно-коммуникационных технологий по теме «Вредные привыч...
Вредные привычки и их влияние на здоровье. Профилактика вредных привычек.
В презентации описываются такие вредные привычки как курение, употребление алкоголя и наркотических средств и ихвлияние на здоровье человека....
"Вредные привычки, их влияние на здоровье. Профилактика вредных привычек у подростков."
Рассказывается о вредныхпривычках уобучающихся...
Урок ОБЖ в 10 классе: Вредные привычки, и их влияние на здоровье. Профилактика вредных привычек.
Методическая разработка урока ОБЖ в 10 классе. Тема : "Вредные привычки, их влияние на здоровье. Профилактика вредных привычек." На различных этапах урока испоьзовались современные педагогические техн...
Методическая разработка урока ОБЖ в 10 классе: Вредные привычки, и их влияние на здоровье. Профилактика вредных привычек.
Методическая разработка урока ОБЖ в 10 классе. Тема : "Вредные привычки, их влияние на здоровье. Профилактика вредных привычек." На различных этапах урока испоьзовались современные педагогические техн...
Проектная работа по теме:" Как победить дракона,или удержатся от вредной привычки. Часть 2. Курение = самоубийству."
Курение наносит огромный вред организму подростка. Как можно отучить от этой привычки? Презентация создана для учащихся 7- 9 классов....
О формировании вредных привычек и зависимостей
Материал для размещения на сайте или для педлектория с родителями учащихся....