Организация питания обучающихся
материал на тему
Предварительный просмотр:
Здоровое питание – важный фактор нормального развития и здоровья детей. Полноценное, сбалансированное питание является важнейшим условием нормального функционирования человеческого организма, особенно в период роста и развития.
Школьники образовательных учреждений проводят большую часть времени в школе на учебных занятиях. В период обучения организм детей подвержен нешуточным нагрузкам (интеллектуальным, физическим). В этот момент школьникам для полноценного развития и роста очень важно получать необходимый уровень питательных веществ и витаминов. Решением вопроса укрепления и сохранения здоровья детей вплотную занимаются учебные заведения. Одним из направлений работы является организация двухразового горячего питания детей.
Школьный период можно условно разделить на три возрастные группы – 7-11, 11-14, 14-18 лет.
Кратко рассмотрим, к чему же приводит недостаточное или несбалансированное питание детей в разном возрасте:
(Приложение к письму Департамента воспитания и социализации детей Минобрнауки России от 12.04.2012 3 06 – 731)
- В младшем школьном возрасте (7-11 лет) к отставанию в физическом и психическом развитии. Одна из важнейших составляющих пищи – белок. Недостаток белка приводит к отставанию роста, нарушениям физического и умственного развития, снижению сопротивляемости к болезням, успеваемости и трудоспособности, а избыток ведет к нарушению обменных процессов и снижению аппетита. В период роста велика потребность в жидкости, благодаря которой происходит лучшее усвоение питательных веществ, а также выведение продуктов распада из организма. Постоянный дефицит жидкости может привести к заболеваниям почек и печени.
- В подростковом возрасте (11-14 лет) из-за недостатка или исключения из рациона питания белковой пищи к нарушению естественного хода развития. Важное значение имеет присутствие в рационе питания продуктов – источников кальция, необходимого для нормального роста и развития костной ткани. Недостаток кальция приводит к заболеваниям опорно-двигательного аппарата: сколиозу и нарушению осанки. Нарушение питания в этот период может стать причиной хронических заболеваний и задержек в развитии. Алиментарно-зависимые болезни, которые зависят от питания человека, - анемия; болезни органов пищеварения; желчного пузыря и желчевыводящих путей; поджелудочной железы; эндокринной системы: тиреотоксикоз, расстройства питания, нарушения обмена веществ (ожирение).
- Организация питания старшеклассников (14-18 лет) должна учитывать значительный рост энергетических потребностей организма, связанных с увеличением интеллектуальных, эмоциональных и физических нагрузок. Большинство привычек к старшим классам уже сформировано. Снабжение организма необходимыми веществами возможно только при разнообразном питании, основу рациона должны составлять привычные продукты.
Питание детей в школе регламентировано требованиями СанПиН 2.4.5.2409 – 08, утвержденных постановлением от 23 июля 2008 г. № 45 и действующими с 1 октября 2008 года по настоящее время (отдельные статьи по вопросам организации горячего питания):
6.1. Для обеспечения обучающихся здоровым питанием, составными частями которого являются оптимальная количественная и качественная структура питания, гаран6тированная безопасность, физиологически технологическая и кулинарная обработка продуктов и блюд, физиологически обоснованный режим питания, следует разрабатывать рацион питания.
6.4. Для обеспечения здоровым питанием всех обучающихся образовательного учреждения (ОУ) необходимо составление примерного меню на период не менее двух недель (10-14 дней) в соответствии с рекомендуемой формой составления примерного меню, а также раскладок, содержащих количественные данные о рецептуре блюд.
6.7. При разработке примерного меню учитывают продолжительность пребывания обучающихся в ОУ, возрастную категорию и физические нагрузки обучающихся.
6.8. Для обучающихся ОУ необходимо организовать двухразовое горячее питание (завтрак и обед). Для детей, посещающих группу продленного дня, должен быть организован дополнительно полдник.
6.10. Примерное меню должно содержать информацию о количественном составе блюд, энергетической и пищевой ценности, включая содержание витаминов и минеральных веществ в каждом блюде (Примечание: родители имеют право ознакомиться с меню для того, чтобы понять насколько полноценно питание детей в школе)
6.13. в примерном меню не допускается повторение одних и тех же блюд или кулинарных изделий в один и тот же день или в последующие 2-3 дня.
6.14. В примерном меню должно учитываться рациональное распределение энергетической ценности по отдельным приемам пищи.<…>
6.15. В суточном рационе питания оптимальное соотношение пищевых веществ: белков, жиров и углеводов – должно составлять 1:1:4 или в процентном отношении от калорийности как 10-15 %, 30-32% и 55-60% соответственно, а соотношение кальция к фосфору как 1:1,5
6.17. Ежедневно в рационах 2-6 разового питания следует включать мясо, молоко, сливочное и растительное масло, хлеб ржаной и пшеничный(с каждым приемом пищи). Рыбу, яйца, сыр, творог, кисломолочные продукты рекомендуется включать 1 раз в 2-3 дня.
6.18. Завтрак должен состоять из закуски, горячего блюда и горячего напитка, рекомендуется включать овощи и фрукты.
6.19. Обед должен включать закуску, первое, второе (основное горячее блюдо из мяса, рыбы, птицы) и сладкое блюдо. <…>
6.24. Ежедневно в обеденном зале вывешивают утвержденное руководителем ОУ меню, в котором указываются сведения об объемах блюд и названия кулинарных изделий.
9.2. Для обеспечения физиологической потребности в витаминах допускается проведение дополнительного обогащения рационов питания микронутриентами, включающими в себя витамины и минеральные соли.
Культура питания – важнейшая составная часть общей культуры здорового и безопасного образа жизни обучающихся. Необходимо вести совместную работу школы и родителей, направленную на формирование культуры здорового питания, изменения вкусовых пристрастий школьников, научить делать значительный выбор в пользу полезных блюд.
Также важно стремиться к тому, чтобы у ребенка выработалась привычка есть в строго определенные часы.
Типовой режим питания школьников
Завтрак (дома) | 7.30-8.00 (8.00-8.30) |
Второй завтрак в школе | 10.30-11.00 (11.00-11.30) |
Обед (в школе или дома) | 13.30-14.00 (14.00-14.30) |
Полдник (в школе или дома) | 16.00-16.30 (16.30-17.00) |
Ужин (дома) | 19.00-19.30 (19.30-20.00) |
Материал взят из журнала «Вестник образования» сборник приказов и инструкций Министрерства образования и науки России от 22 ноября 2012 года.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Совершенствование организации питания обучающихся МБОУ «Школа №25» на 2012-2017 годы»
Система организации питания школьников. Мероприятия по здоровому образу жизни. Мониторинг количества охвата питающихся....
Положение о комиссии по контролю за организацией и качеством питания обучающихся
. Целью организации комиссии по контролю за организацией и качеством питания учащихся школы (далее – комиссии) является усиление контроля за организацией питания обучающихся ....
Программа по организации питания обучающихся
Приоритетность задач охраны и укрепления здоровья ребенка обуславливает насущность принципиальных изменений и в организации жизни школы как одного из ведущих социальных институтов, обеспечивающи...
6 сентября состоится вебинар для ознакомления с Концепцией и Положением о проведении Всероссийского конкурса лучших проектов региональных/муниципальных систем организации питания обучающихся в общеобразовательных организациях
Важнейшим фактором формирования здоровья подрастающего поколения является питание. Так как обучающийся ежедневно проводит в школе 6–7 часов, большое значение в здоровьесбережении школьников...
О проведении Всероссийской конференции по результатам Всероссийского конкурса лучших проектов региональных/муниципальных систем организации питания обучающихся в общеобразовательных организациях
По заказу Министерства просвещения Российской Федерации АНО СРОИ «Цифровая Фабрика Инноваций» совместно с ФГБНУ «ИУО РАО» 14 ноября 2019 года проводит Всероссийскую конференцию...
ОРГАНИЗАЦИЯ ПИТАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ В ПЕРИОД ПАНДЕМИИ
В период новой коронавирусной инфекции в МАОУ «СОШ № 3» организовано питание обучающихся с соблюдением санитарных требованийhttps://shkola3gusev.obr39.ru/conditions/eating/post...
Анализ работы по организации горячего питания обучающихся.
В школе ведется систематический анализ состояния питания детей (еженедельный мониторинг охвата горячим питанием), также строго соблюдались...