доклад "Педагогическая запущенность подростка, её причины"
статья на тему
Родительское собрание на тему: "Педагогическая запущенность подростка, её причины"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad_pedagogicheskaya_zapushchennost.docx | 27.57 КБ |
Предварительный просмотр:
Комитет по образованию и науке Администрации Волгоградской области
Государственное казенное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья
"СРЕДНЕАХТУБИНСКАЯ СПЕЦИАЛЬНАЯ (КОРРЕКЦИОННАЯ)
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА-ИНТЕРНАТ VIII ВИДА"
(ГКС(к)ОУ "Среднеахтубинская С(к)ОШИ")
Родительское собрание
на тему:
«Педагогическая запущенность подростка, её причины»
Разработчик:
учитель первой категории
Никифорова Елена Анатольевна
Средняя Ахтуба2014г.
Психологическая характеристика педагогически запущенных подростков
Подростковый возраст часто называют «переходным», «критическим», «трудным», «кризисным».
В этот период происходит качественная перестройка всей психической деятельности подростка, кардинальные физиологические, изменения всего организма. Все это сказывается на ломке старых форм поведения и формировании новых.
В этот период меняется отношение подростка к учебе. Он может относиться к учению и ответственно, и безразлично; то заботится о расширении своего кругозора, то ничем не интересоваться; то самостоятельно выполнять задания, то готов списать их у товарищей. Он может с удовольствием выполнять поручения педагога и одновременно шалить и озорничать.
Противоречивость личности подростка, своеобразие его отношения к воспитательным воздействиям, непредсказуемость его поведения и делает данный возраст педагогически трудным.
Общение подростка со сверстниками – один из ведущих факторов формирования его личности. Удовлетворяя потребность в общении с товарищами, пытаясь заслужить их уважения, признания в ближайшем микроокружении, подросток стремится обеспечить себе благоприятную позицию в коллективе класса, эмоциональное благополучие. И наоборот, неблагополучное положение среди сверстников, чувство одиночества и дискомфорта, сопровождающиеся тяжелыми эмоциональными переживаниями, толкают на поиск товарищей и друзей в другой среде.
Стремление привлечь внимание товарищей, заслужить их симпатии побуждает подростка нередко к нарушению дисциплины, толкает на грубость по отношению к учителям и родителям, даже к правонарушениям.
Общение для подростка является особой формой и сферой деятельности, которой они отдают предпочтение.
Учебная деятельность, занимающая большую часть времени в жизни подростка, не является для него ведущей, поскольку не влияет на изменение его социальной позиции.
Подростковый возраст — это возраст закладки основ системы поведения, мировоззрения, формирования нравственных идеалов. Но у части подростков существует разрыв между стремлением к высоким нравственным идеалам. Это происходит потому, что мотивы его поведения еще неустойчивы, он не способен полностью управлять своим поведением: действует по линии наименьшего сопротивления, ищет опору в окружающих.
В подростковом возрасте проявляется достаточно осознанная потребность к самовоспитанию. Так, стремясь развить в себе волю и различные качества, учащиеся нередко прибегают к методам, опасным для здоровья (например, использование болевых приемов для проверки стойкости).
При вышесказанных особенностях и трудностях подросткового возраста не обязательно возникновение педагогической запущенности. Большинство подростков, благодаря правильному воспитанию, благополучно минует этот возрастной период без значительных срывов в поведении и отклонений в развитии. Однако в ряде случаев (при семейном неблагополучии, бесконтрольности за поведением учащихся и его безнадзорности, и др.), подростковый возраст может стать благоприятной почвой для возникновения и развития педагогической запущенности.
Педагогическая запущенность — следствие и результат изолированности подростка в первичном учебном коллективе. Такие подростки, в ответ на изоляцию, стремятся противопоставить себя коллективу, завоевать и удержать авторитет среди учащихся физической силой.
Педагогически запущенные дети - это здоровые, потенциально полноценные, но недостаточно воспитанные, обученные и развитые дети. Следствием этого нарушения являются недостатки, проблемы, отклонения в деятельности, поведении, общении. Они отчуждаются от школы, но значимость семьи педагогически запущенными детьми не утрачивается.
Понятие педагогической запущенности в современной литературе
Педагогическая запущенность обусловлена, прежде всего, недостатками воспитательно-образовательной работы, следствием которых является несформированность ребенка как субъекта учебно-познавательной, игровой и других видов деятельности. Ее проявлениями следует считать труднообучаемость, трудновоспитуемость, т.е. собственно педагогическую трудность ребенка и слабо выраженную индивидуальность в учебно-познавательном процессе. У младших школьников несостоятельность в учении демонстрируется как неразвитость учебно-познавательной мотивации, они не осознают цели обучения и смысл учебной деятельности, учебно-познавательная активность недостаточно развита. Педагогическая запущенность – это состояние, противоположное развитости, образованности (обученности): отсутствие необходимого запаса знаний, слабое владение способами и приемами их приобретения и неразвитость учебно-познавательных мотивов.
Российская педагогическая энциклопедия понятие "педагогическая запущенность" рассматривает, как устойчивое отклонение от нормы в нравственном сознании и поведении детей и подростков, обусловленные отрицательным влиянием среды и ошибками воспитания.
Таким образом, педагогическая запущенность - это устойчивое отклонение от нормы в поведении, нравственном сознании, учебной деятельности, проявляющаяся в неразвитости, необразованности и невоспитанности ребенка, отставании его развития от собственных возможностей, обусловленные отрицательным влиянием среды и ошибками в воспитании, частой сменой школ и преподавателей, отрицательным влиянием улицы, безнадзорностью. То есть эта проблема вызвана педагогическими причинами и, следовательно, устраняется при помощи коррекции педагогическими средствами.
Педагогическая запущенность включает в себя 3 компонента: Во-первых, отклонения от нормы в поведении и учебной деятельности (неумелость, неуспешность, затрудненность), обусловленные тем, что индивидуальный опыт (житейские и другие навыки, знания и умения и их применение) этих детей неполноценны, искажены, противоречивы.
Во-вторых, отставание в развитии памяти, мышления, воображения, эмоционально-волевых, нравственных свойств, черт и качеств личности. На эти отставания наслаиваются некоторые возрастные особенности - обостренное самолюбие, неустойчивость настроения, быстрая утомляемость, конфликтность.
В-третьих, отклонения искажения и противоречия в отношениях педагогически запущенных к себе и своим возможностям, сверстникам, учителям, родителям, окружающим явлениям. Все это значительно затрудняет и искажает их учебную деятельность и поведение. Не случайно учителя определяют педагогическую запущенность как неподготовленность к школе, неразвитость, невоспитанность.
То есть 3 компонента, которые необходимо корректировать: поведение, отношение и развитие личности и познавательных процессов.
Можно сделать вывод, что педагогическая запущенность закладывается, как "фундамент", еще в раннем детстве в дошкольном возрасте, и если не будут предприниматься какие-либо меры, по ее преодолению, то педагогическая запущенность прогрессирует и переходит в более серьезную стадию, на которой происходит закрепление негативных качеств.
Проблема педагогической запущенности самая распространенная по количеству жалоб и запросов в школе. Она может фигурировать в различных формах, имея разные причины, следствия и локус жалобы.
Формы педагогической запущенности:
I Форма - несформированность элементов и навыков учебной деятельности.
Причина: индивидуальные особенности интеллектуального развития.
Следствие: плохая успеваемость.
Локус жалобы: плохая успеваемость по всем предметам, плохая память, невнимательность, неуверенность, молчание на уроках; «двойки» за письменные работы (по устным - лучше), боязнь отвечать; тревожность, заниженная самооценка, пассивность, пессимизм, разочарование в школе, прогулы. Детей этой группы отличает легкая внушаемость, неустойчивость, неуверенность в себе. Им свойственны такие качества, как лень, неумение противостоять своим отрицательным ситуативным желаниям, рассеянность, неорганизованность, безынициативность, несамостоятельность. Положение таких детей в коллективе может быть благополучным, они, как правило, не оказываются в изоляции.
II форма - несформированность мотивации учения; направленность на другие нешкольные (не соответствующие возрасту) виды деятельности
Причина: инфантилизм воспитания; гиперопека; неблагоприятные факторы, разрушившие положительную мотивацию (межличностные отношения, неадекватная оценка учебной деятельности).
Следствие: плохая успеваемость и поведение на фоне достаточного уровня познавательных возможностей.
Локус жалобы: тревога по поводу индивидуальных личностных качеств (медлительности, инертности, неорганизованности, утомляемости, некоммуникабельности, эгоистичности, драчливости, агрессивности, озлобленности, жестокости; лживости), конфликтные отношения со сверстниками, учителями,легко поддаются отрицательному влиянию. Такие дети, как правило, из неблагополучных семей. Их отличает показная грубость.
III форма - неспособность произвольной регуляции внимания, учебной деятельности.
Причина: особенности семейного воспитания (потворствующая либо доминирующая гиперпротекция), тот же тип воспитания в детском саду и начальной школе.
Следствие; неорганизованность, невнимательность, зависимость, ведомость, нарушения общения, слабая успеваемость.
Локус жалобы: тревога по поводу особенностей поведения, учебной деятельности и общения ребенка со сверстниками и взрослыми: необщительность, замкнутость, отсутствие друзей; плохие отношения с учителями и между детьми в семье; тяга к «плохим детям». Они откровенно грубы по отношению к родителям, учителям и одноклассникам. Обстановка в семье, как правило, неблагополучная. Для таких детей характерна очень слабая успеваемость.
Таким образом, формы выражения педагогической запущенности тоже различны: это может быть отсутствие учебной мотивации, несформированность элементов учебной деятельности или отсутствие произвольной регуляции познавательными процессами к концу младшего школьного, началу подросткового возраста, но все три формы приводят к плохому усвоению школьной программы, пробелам в знаниях. Они выражаются разной степенью педагогической запущенности.
Ученые считают, что первые признаки проблемы можно отследить и выявить уже в дошкольном возрасте. Для этого необходимо научиться отслеживать неблагоприятные факторы, причины, влияющие на возникновение педагогической запущенности.
Причины педагогической запущенности
Безусловно, установить точную причину, по которой ребенок начинает отрицать и противоречить всему, чему его учат старшие установить практически невозможно. Но существует несколько факторов, которые могут спровоцировать ребенка к такому враждебному поведению:
Факторы педагогической запущенности
1. Общеизвестно, что решающее влияние на психическое развитие ребенка, его последующее поведение, отношения, общение с окружающими оказывает психологический микроклимат семьи. Там, где нет взаимной любви, доверия, привязанности, дружбы между родителями и детьми, дети растут тревожными, раздражительными, непослушными, дисгармоничными, жесткими и замкнутыми, несмотря на внешнюю тишину и порядок в семье. Социальная позиция родителей, социальная обстановка в семье. Примером в данном случае может служить преимущество материальных благ над духовными, деловой занятости родителей над воспитанием и общением с ребенком. Социальная позиция членов семьи, социальная обстановка, которая в ней царит, существенна тем, что в ней формируется тот первичный социальный опыт ребенка, на основе которого он потом воспринимает и оценивает окружающую действительность, формируется его избирательное отношение к влияниям жизни.
2. Второй фактор, влияющий на развитие педагогической запущенности особенности взаимоотношений с учителями, который предъявляет требования по отношению запущенному ребенку в связи с их невыполнением, стыдит его перед всем классом, «засыпает» «двойками», ученик еще больше замыкается в себе, а его протест приобретает демонстративный характер.
3. Следующий фактор обусловлен предыдущими. Отношение учителя к педагогически запущенному ученику порождает неблагополучное положение его в классном коллективе. Постоянные конфликты с учителями, разрыв дружеских отношений с одноклассниками создают душевную пустоту и сознание; своего одиночества, заброшенности, которые побуждают педагогически запущенного пропускать занятия, искать поддержки, утешения и самоутверждения в асоциальных «дворовых» группировках.
Негативные проявления фактора семьи:
- Отсутствие и неучастие в воспитании ребенка одного или обоих родителей.
- Постоянная критика со стороны старших людей имеющих авторитет для подростка;
- Регулярные скандалы родителей на глазах у ребенка;
- Чрезмерная опека родителей, граничащая с маниакальным контролем жизни и деятельности ребенка;
- Унижения, оскорбления, физическое насилие в семье над ребенком или между родителями;
- Низкий материальный уровень и условия проживания;
- Низкий образовательный и культурный уровень родителей;
- Неправильное отношение и ошибки в воспитании.
- Другие неблагополучные аспекты семейного климата;
Негативные проявления фактора сверстников:
1. Социальная отверженность подростка в учебном коллективе.
2. Неблагоприятные статусы в группе сверстников.
3. Знакомые и друзья, входящие в асоциальную группу.
Негативные проявления фактора школы:
1. Ошибки в организации образовательного процесса.
2. Отношения с учителями.
Негативные проявления одних факторов, могут усугублять негативные моменты других. И наоборот, позитивное влияние одних факторов может компенсировать, уменьшить отрицательное влияние других. Так, например, школа может усилить негативное влияние педагогической запущенности, вызванной семейными обстоятельствами, а может помочь и семье, и ребенку в преодолении данной проблемы.
Таким образом, образовательное учреждение в лице специалиста: социального педагога, может успешно справляться с ранним выявлением и коррекцией педагогической запущенности школьников.
Коррекция педагогической запущенности
Главная задача людей имеющих влияние на воспитание ребенка – это вовремя выявить признаки педагогической запущенности. Тогда не придется прибегать к помощи специалистов или отдавать ребенка в специализированные классы по коррекции ПЗ. Старайтесь создавать ему комфортные условия для учебы и творческой деятельности. Поощряйте желание познавать что-то новое, в том числе посещать спортивные секции.
Учитесь контролировать себя и свое поведение с ребенком. Не повышайте лишний раз на него голос, из-за какого либо проступка. Попробуйте спокойно объяснить причину и следствие его негативных действий.
Комитет по образованию и науке Администрации Волгоградской области
Государственное казенное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья
"СРЕДНЕАХТУБИНСКАЯ СПЕЦИАЛЬНАЯ (КОРРЕКЦИОННАЯ)
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА-ИНТЕРНАТ VIII ВИДА"
(ГКС(к)ОУ "Среднеахтубинская С(к)ОШИ")
Родительское собрание
на тему:
«Педагогическая запущенность подростка, её причины»
Разработчик:
учитель первой категории
Никифорова Елена Анатольевна
Средняя Ахтуба2014г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
К ВОПРОСУ ОБ ИЗУЧЕНИИ РАЗЛИЧНЫХ ПОДХОДОВ К ПРОБЛЕМЕ УПРАВЛЕНИЯ ПОВЕДЕНИЕМ ПЕДАГОГИЧЕСКИ ЗАПУЩЕННЫХ ПОДРОСТКОВ
Проблемы эмоционального интеллекта в современном психолого-педагогическом пространстве. Материалы международной научно-практической конференции. Шадринск-Москва-Чебоксары-Тирасполь, 26-27 апреля 2012 ...
К ВОПРОСУ ОБ ИЗУЧЕНИИ ОСОБЕННОСТЕЙ ПОВЕДЕНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИ ЗАПУЩЕННЫХ ПОДРОСТКОВ
Отклоняющее поведение человека в современном мире: проблемы и решения. Материалы II международной заочной научно-практической конференции. г. Владимир, 12 мая 2011 г....
Педагогическая запущенность подростков как следствие нарушения усвоения общественно-исторического опыта в дошкольном возрасте
Социальные и психолого-педагогические контексты развития человеческого потенциала. Материалы международной научной педагогической конференции. Пермь, 10-12 сентября 2012 г....
ИЗУЧЕНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИ ЗАПУЩЕННЫХ ПОДРОСТКОВ
Журнал «Мир науки, культуры, образования».г. Горно-Алтайск, 2012 г....
"Особенности работы с педагогически запущенными подростками"
Презентация к докладу "Особенности работы с педагогически запущенными поростками" - Школа педагогического мастерства....
Программа социально-психологического тренинга для социально и педагогически запущенных подростков "Учимся общаться"
Программа социально-психологического тренинга "Учимся общаться" предназначена для подростков, прежде всего для тех, у которых уже были на более ранних этапах развития нарушения социал...
Педагогическая запущенность подростка, её причины
Педагогическая запущенность – нарушение развития, обусловленное недостаточностью воспитания, обучения. Характеризуется отклонениями в поведении, учебной активности, нравственных ценностях.И...