«СОТРУДНИЧЕСТВО СЕМЬИ И ШКОЛЫ В ФОРМИРОВАНИИ НРАВСТВЕННЫХ ЦЕННОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ»
статья по теме
Проблема нравственного воспитания личности всегда была одной из актуальных, а в современных условиях она приобретает особое значение. Влияние семьи на ребенка сильнее, чем влияние школы, улицы, средств массовой информации, следовательно, от социального климата в семье, духовного и физического становления в ней детей в наибольшей степени зависит успешность процессов развития ребенка. Сухомлинский В.А. писал: «Любя своих детей, учите их любить вас, не научите – будете плакать на старости лет - вот, по-моему, одна из самых мудрых истин материнства и отцовства».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sotrudnichestvo_semi_i_shkoly_v_formirovanii_nravstvennykh_tsennostey.doc | 46 КБ |
Предварительный просмотр:
КОУ ВО «Специальная(коррекционная) общеобразовательная
школа-интернат №7 VIII вида для обучающихся, воспитанников
с ограниченными возможностями здоровья»
Общешкольное родительское собрание
«СОТРУДНИЧЕСТВО СЕМЬИ И ШКОЛЫ В ФОРМИРОВАНИИ НРАВСТВЕННЫХ ЦЕННОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ»
Воспитатель ВКК:
Богатырева Татьяна Петровна
Воронеж - 2013
В качестве нравственных ценностей у всех народов почитаются честность, верность, доброжелательность, уважение к старшим, трудолюбие, патриотизм. И хотя в жизни люди далеко не всегда проявляют подобные качества, но ценятся они людьми высоко, а те, кто ими обладают, пользуются уважением.
Проблема нравственного воспитания личности всегда была одной из актуальных, а в современных условиях она приобретает особое значение. Забота о воспитании нравственности и чувства благочестия должна начинаться с раннего детства. Оттого, что ребёнок увидит и услышит в детстве, зависит формирование его сознания к миру. Именно с семьи начинается процесс усвоения ребенком общественных норм и культурных ценностей. Влияние семьи на ребенка сильнее, чем влияние школы, улицы, средств массовой информации, следовательно, от социального климата в семье, духовного и физического становления в ней детей в наибольшей степени зависит успешность процессов развития ребенка.
Всем родителям хочется видеть своих детей добрыми, ласковыми, культурными, отзывчивыми, но почему-то многие думают, что эти хорошие качества не надо воспитывать. Но ведь именно семья должна научить ребенка любить, проявлять уважение к старшим. Способность радоваться жизни и умение мужественно переносить трудности, доброта, терпимость, честность, порядочность, умение сострадать другим людям, трудолюбие, бережное отношение к природе – вот те главные ценности, которые закладываются в раннем детстве. От того, как строятся отношения в семье, какие ценности, интересы здесь находятся на первом плане, зависит, какими вырастут дети. Если в семье постоянный хаос – пьющие родители, матерная брань, чаще звучащая, чем ласковое и доброе слово – вряд ли ребенок научится быть культурным и порядочным. Ваша семья – это открытая книга. Дети всегда рассказывают о том, что происходит у них дома. Семейные праздники, поездки на природу, в театр, цирк, посильная помощь родителям в доме, на огороде – все это настолько воодушевляет детей, что они готовы рассказывать об этом целую неделю, т.к. нет ничего лучшего для ребенка, чем проведенное время вместе с родителями. Но бывают и другие рассказы – грустные, а порой даже пугающие. И конечно дети не рассказывают эти истории так часто, но им хочется, чтобы их пожалели, приласкали, поэтому они делятся очевидным – своей болью.
Не всегда условия воспитания в семье благоприятны для развития ребенка. Если воспитать нормального полноценного ребенка очень сложно, то воспитание ребенка с проблемами в развитии является во стократ более трудным и ответственным. Эту ответственность родители несут перед своим ребенком и перед обществом, в котором он живет. Если дети, требующие особого внимания, лишены правильного воспитания, то недостатки углубляются, а сами дети нередко становятся тяжелым бременем для семьи и общества. В некоторых, так называемых «неблагополучных», семьях дети и вовсе предоставлены сами себе. Следовательно, важным составляющим звеном в воспитании, обучении и становлении личности ребёнка является школа.
Работа с родителями воспитанников является важным направлением деятельности педагогического коллектива специальной (коррекционной) школы. Только в тесном контакте с родителями, повышая их педагогическую культуру, педагоги могут добиться положительных результатов в подготовке детей с особыми образовательными потребностями к жизни и к труду.
Хочется сказать большое спасибо тем родителям, которые не остаются равнодушными к проблемам своих детей, своевременно откликаются на их потребности, настроение. Спасибо родителям, которые не отказываются от помощи педагогов: прислушиваются к советам воспитателей, учителей, соц. педагога и психолога, не игнорируют помощь врача психиатра. Но, к сожалению, не все родители желают сотрудничать. Не желая примириться с неполноценностью ребенка, родители преувеличивают его возможности, не замечая недостатков. Они не уделяют должного внимания ребенку, предоставляют его самому себе. А что еще хуже – плохое поведение, непослушание воспитывается ремнем, подзатыльниками, любым другим физическим наказанием, но только не обращением к психологу, соц. педагогу, к врачу психиатру. Это приводит к еще большему отставанию в развитии, развитию неадекватных реакций у ребенка. Родители не обращают внимания на ребенка, стараясь, все воспитание переложить на школу. От некоторых родителей можно услышать: «Ну и что, что неадекватное поведение у ребенка. У вас же специальная школа для таких детей». Действительно, уважаемые родители, у нас школа, поэтому помощь специалистов, в том числе и врача психиатра, некоторым детям просто необходима. Ведь своевременно начатое лечение дает детям возможность лучше усваивать учебный материал, активно участвовать в различных мероприятиях, усваивать нормы поведения, которые пригодятся в жизни.
Учебно-воспитательный процесс в нашей школе неразрывно связан с коррекционной работой. А что же такое коррекция - это исправление или ослабление имеющихся недостатков учащихся и содействие возможно большему приближению развития этих детей к их максимальному уровню. У нас в школе-интернате учащимся с ограниченными возможностями здоровья предоставлена возможность удовлетворять свои интересы: на внеклассных занятиях дети учатся рисовать, лепить, мастерить. Все это развивает мелкую моторику, речь, мышление, память, внимание, воображение. При помощи сюжетно-ролевых игр, бесед дети учатся общаться, стараются овладеть теми умениями и навыками, которые пригодятся им в будущем. Так же предоставлена возможность проявить свои способности во время выступлений на сцене, в спортивных соревнованиях, в школьных и внешкольных мероприятиях, оценить самого себя и быть оцененными другими в ходе участия в жизни школы, попытаться найти оптимальный вариант взаимоотношений со сверстниками и педагогами и выбрать приемлемую форму поведения.
Я занимаюсь методической работой воспитательского коллектива. На наших семинарах мы делимся опытом работы, методами и приемами, которые бы помогли нам педагогам найти правильный и нужный подход к воспитанию и развитию детей с особыми образовательными потребностями. Многими воспитателями были разработаны специальные программы по воспитанию и развитию детей нашей школы. Но, для того, чтобы был виден результат, у нас с вами, уважаемые родители, должны быть единые требования к детям.
Семья и школа - это незаменимый источник ресурсов для ребенка, энергии, в которой он живет. Человека мы создаем любовью - любовью к людям, глубокой верой в достоинство и красоту человека. Прекрасные дети вырастают в тех семьях, где мать и отец по - настоящему любят друг друга и вместе с тем любят и уважают людей. К сожалению, нельзя воспитать ребенка нравственным, лишь разъясняя, что хорошо, а что плохо. Он может знать, что нужно быть добрым, отзывчивым, но остаться равнодушным, безучастным к чужой беде, знать, что лгать недопустимо, но говорить неправду. Приведу пример. Однажды на прогулке один ученик воодушевленно рассказывал, как к ним на даче прибился маленький котенок. Он был такой хорошенький, что мама разрешила взять его домой. Но котенок чуть подрос и начал когтями драть мебель. Мама выбросила его на улицу. В словах этого ребенка не было ни капли сожаления, сочувствия. «Мама сказала, другого котенка заведем…». А вот другой пример. Ребенок отказывается делать поздравительную открытку к 8 марта. На вопрос, почему он не хочет поздравить с праздником самого близкого ему человека, ответил: «В прошлом году мою открытку мама выбросила в мусорное ведро. Значит, она ей не понравилась. Не буду больше делать, опять выбросит». И в этих словах было столько боли, огорчения, что глаза ребенка заблестели. Пусть работы детей несовершенны, но они делают их с большой любовью, нежностью. И, конечно же, ждут от вас одобрения, похвалы, просто ласкового взгляда и нежных объятий.
Мной было подсчитано: в среднем в будний день ребенок проводит в кругу семьи 4 -5 часов, в то время как в школе от 7-9 часов. А дети, которые здесь живут и вовсе видят своих родителей только на выходные. За это время родители успевают лишь поверхностно поинтересоваться делами детей. Именно делами, а не жизнью, успехами, переживаниями ребят. Вот наиболее часто задаваемые родителями вопросы это: как вел себя? что ты ел? В основном темы исчерпываются школьным меню, поведением. А иногда и вообще нет никаких вопросов. Лишь резко брошенные слова: «Собирайся быстрей, а то мне некогда…».
Как воспитывать детей, чтобы их помыслы, чувства, поступки были нравственными? Прежде всего, стать мудрым другом и наставником ребёнка, стараться не навязчиво, мягко направлять мысли ребенка в правильное русло, не уничтожая его собственной инициативы, - вот условия истинной родительской и педагогической любви. Сухомлинский В.А. писал: «Любя своих детей, учите их любить вас, не научите – будете плакать на старости лет - вот, по-моему, одна из самых мудрых истин материнства и отцовства».
Все мы: и родители, и педагоги хотим одного, чтобы наши дети получили образование, научились жить и работать в коллективе, развили свои способности. И только в сотрудничестве, в тесном взаимодействии, имея единые требования в воспитании и обучении, мы сможем добиться этого результата. Родителям необходимо поднять свой, родительский престиж, приобрести статус инициативных, не бессловесных родителей. Только тогда мы сможем сберечь душевное здоровье и обогатить мир наших детей. Поэтому давайте будем щедрыми в ласке. Только ласка и наше душевное тепло могут растопить холод в душе ребенка. Ребенку необходимы постоянные восхищения, одобрение его поступков. Будем добры, ибо счастье там, где милые слова и добрые дела.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сценарий родительского собрания "Формирование нравственных ценностей в семье"
Большое значение в работе с родителями обучающихся имеет заранее продуманная и четко организованная система сотрудничества.Одним из направлений работы в организации сотрудничества педагогов и ро...
Статья "Совместная деятельность семьи и школы по формированию нравственности"
Направления и формы совместной деятельности семьи и школы по формированию нравственности....
Выступление на родительском собрании «Формирование нравственного облика учащихся через сотрудничество с семьёй».
Выступление на родительском собрании «Формирование нравственного облика учащихся через сотрудничество с семьёй»....
Программа по воспитательной работе «Взаимодействие семьи и школы в духовно-нравственном воспитании учащихся»
Программа по воспитательной работе«Взаимодействие семьи и школы в духовно-нравственном воспитании учащихся»Составила: Салчак Снежана Степановна, классный руководитель 6 класса Сроки реализации пр...
Взаимодействие семьи и школы в духовно-нравственном воспитании учащихся.
Работа представляет собой статью, в которой рассматриваются современные проблемы духовно-нравственного воспитания детей, формы и методы взаимодействия и сотрудничества педагогов, учащихся и роди...
Сотрудничество семьи и школы в формировании активных форм социального взаимодействия учащихся с окружающим миром.
Обобщение опыта работы классного руководителя....
Родительское собрание "Координация усилий семьи и школы в формировании жизненной компетенции учащихся"
Материал содержит описание опыта работы учителя по формированию жизненной компетенции учащихся с ограниченными возможностями здоровья...