Программа по воспитательной работе «Взаимодействие семьи и школы в духовно-нравственном воспитании учащихся»
рабочая программа на тему

Салчак Снежана Степановна

Программа по воспитательной работе

«Взаимодействие семьи и школы в духовно-нравственном воспитании учащихся»

Составила: Салчак Снежана Степановна, классный руководитель 6 класса

 Сроки реализации программы: сентябрь 2013 – июнь 2016

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_duhovno-nravstvennogo.docx44.86 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа с. Эрги-Барлык

Барун-Хемчикского кожууна  Республики Тыва»

«Рассмотрена»                                                              

на методическом объединении

классных руководителей

«01» сентября 2013 г.

Руководитель: ___________/Саая С.С./  

«Утверждена»            

Директор МБОУ СОШ с. Эрги-Барлык: _____________/Саая А.Ю./

 «02» сентября 2013 г.

Программа

по воспитательной работе

«Взаимодействие семьи и школы в духовно-нравственном воспитании учащихся»

Составила: Салчак Снежана Степановна, классный руководитель 6 класса

Сроки реализации программы: сентябрь 2013 – июнь 2016

Эрги-Барлык - 2013 год

         В первой части программы описаны нормативно-правовая и концептуальная основа,  актуальность, цели, задачи, новизна, сроки реализации Программы.

    Программа составлена на основе  Примерной программы духовно-нравственного воспитания и развития обучающихся в образовательных организациях Республики Тыва (Основное и общее среднее образование).  

    Нормативно-правовой и концептуальной основой программы духовно-нравственного воспитания и развития обучающихся на ступени общего образования являются Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования; Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, Концепция духовно-нравственного воспитания и развития личности в образовательных учреждениях Республики Тыва, Концепции взаимодействия образовательного учреждения с семьями обучающихся (воспитанников) в Республике Тыва.

    Актуальность. Не секрет, что в нашем обществе имеются следующие проблемы: низкий уровень духовно-нравственной культуры родителей; некомпетентность семьи в вопросах духовного становления и воспитания ребенка, а также повышенная агрессия,  безнравственность,  лень,  бездуховность,  распущенность.  алкоголизм, наркомания,  преступность.

   Первостепенная задача современной образовательной системы - духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся, которое  представляет собой важный компонент социального заказа для образования.  Родители, семья и школа – важные социальные партнёры.

    По данным проведенных опросов и анкетирования в нашей школе  55% педагогов выделяют в качестве одной из ключевых проблем «отсутствие вовлеченности родителей в дела школы», 10% - недостаток доверия родителей к школе, а 20% родителей и 53% педагогов видят в «недостаточном сотрудничестве семьи и школы» основное препятствие в обучении и воспитании школьников. Из 158 опрошенных родителей 37% рассматривают семью в качестве ведущего фактора влияющего на воспитание и обучение, а 49% родителей  выделяют в качестве такого фактора школу. Однако, следует отметить, что, несмотря на возросшую потребность во взаимодействии семьи и образовательного учреждения, наличие методических материалов и разработок в данном направлении существует тенденция к отчуждению между педагогами и родителями. Таким образом назревает необходимость в совершенствовании взаимоотношений семьи и школы, особенно в духовно-нравственном воспитании учащихся.

    Образование как  часть культуры  исторически являлось одной из основных ценностей, получаемое путем целенаправленного процесса воспитания и обучения в интересах личности, семьи, общества и государства, выступает необходимым условием  воспроизводства культуры, будучи одним из главных институтов общества, где происходит формирование и социализация личности для получения знаний, опыта, духовно-нравственных ценностей и норм.

    По сравнению с результатами, удовлетворяющими требованиям духовно-нравственного развития и образования в начальной школе и являющимися сквозными, общими для всех стадий духовно-нравственного развития и воспитания, результаты подобной деятельности в основной школе должны стать существенно иными по целому ряду оснований. Эти основания лежат в различных областях, но центрируются на подростке, переживающем в этом возрасте (12-15 лет) глубочайшую гормональную перестройку, влияющую на все сферы жизнедеятельности организма и существенно изменяющую характер его социально-психологических связей и отношений с внешней средой. Переходный этап с начального звена на средний должен сопровождаться самыми эффективными формами, средствами и методами, а также наличием успешного опытного классного руководителя как гаранта душевного равновесия подростков, которые восходят  на самый драматический период своей жизнедеятельности. Упущение данного этапа педагогом,  может привести к самым нежелательным явлениям. Именно на начало этого возрастного периода приходится бурный рост показателей правонарушений и преступности, употребление табака, алкоголя.

    Поэтому необходимо особое внимание обратить на эту ступень, так как на нее приходится время завершения активной фазы социализации обучающегося и его самореализация в качестве личности. Именно в степени развитости у подростков способности к рефлексии оснований собственной деятельности и собственных отношений - к себе, к другим людям, к семье, к труду, к родине,  к образованию, к культуре, к природе, к собственному здоровью  -  фиксируется критическая точка как их социализации в целом, так и важнейшие критерии оценки ее эффективности. Многие из них определяются именно зрелостью духовно-нравственной сферы. При реализации программы духовно-нравственного развития и воспитания на ступени основного и общего среднего образования необходимо постоянно иметь и такой фактор, как доверие подростков к педагогам и другим лицам, общающимися с ними и участвующим в совместной деятельности. Чувство доверия младших к старшему строится не только на искренней озабоченности воспитателя судьбами подростков, но и убедительности для них его жизненного опыта, на его способности ставить себя на место каждого из них и в доверительном диалоге обсуждать все возможные сценарии развития конкретных актуальных ситуаций. Важно учитывать, что собственный социальный и социально-культурный опыт подростков ограничен, а нередко и драматически деформирован. Поэтому воспитание примером, значимость жизненного опыта взрослого – непреложный фактор становления гражданина России.  От взрослого требуется высочайший педагогический профессионализм, включающий весь диапазон средств вербальной и невербальной коммуникации. А главное – он должен испытывать чувство отеческой любви к внимающим ему младшим современникам, глубоко сознавая, что им придется жить в огромном, очень сложном и непредсказуемо меняющемся мире. 

    Духовно-нравственное воспитание гражданина России – это начало и результат, смысл и основной ресурс социального и экономического прогресса общества, основанный на базовых  национальных и этнопедагогических ценностях воспитания личности.

    Главными в базовых национальных и этнопедагогических ценностях выступают такие общечеловеческие нравственные качества как почитание старших, забота о младших, трудолюбие, которое приносит благополучие. В свою очередь, крепкие  семейные, родовые и народные  ценностные устои рождают общественные идеалы, куда входят такие понятия как личность, семья, народ, родина,  нация, отечество, государство.

    В системе воспитания духовно-нравственного воспитания и развития личности   первостепенное значение имеет его семья. Семья – колыбель личности. С момента зачатия и рождения ребенок приобщается к культуре семейных отношений через  внутренние переживания и колыбельную песню матери, ее добрые и заботливые руки, ее чуткое и мудрое сердце, которое охраняло покой в детских душах,  пробуждало чувство  сопричастности к своему роду. Культура семейных отношений складывалась с раннего детства: со дня приобщения ребенка к своему роду, в день  стрижки родовых волос ребенок осознанно вступает в родовые отношения, присваивает нормы и правила поведения в социуме, приучается вести семейное (аальное) хозяйство, заботится о его благополучии. Традиционная семья у многих народов исторически многодетна и эта особенность создавала благоприятные возможности для воспитания детей  в семье. Такими благоприятными условиями являются: глубокая любовь родителей к детям, их авторитет, культ матери, уважительные отношения между матерью и отцом, благоприятная семейная атмосфера, ответственность родителей за воспитание детей, единые согласованные требования к детям со стороны рода, учет половозрастных особенностей – все, что касается семейных традиций воспитания.

Современная тувинская семья в большинстве стала возвращаться к своим истокам, использует народную педагогику, ее прогрессивные идеи и опыт в   воспитании детей. Основными принципами формирования культуры семейных отношений являются пример и любовь родителей, раннее разностороннее воспитание детей, преемственность педагогического  опыта, глубокое уважение и почитание матери, старших.

    В формировании культуры семейных отношений должны быть учтены некоторые тенденции:

- однодетность и малодетность являются причиной отсутствия практики взаимного воспитания;

- молодая семья, отделившись от родителей, лишается возможности воспользоваться знаниями в воспитании детей, остается невостребованной мудрость и жизненный опыт бабушек и дедушек;

- социальный и экономический кризисы снижают уровень внутрисемейного эмоционального настроя и не создают благоприятную атмосферу взаимопонимания, условий для общения в семье, межпоколенного взаимодействия, в итоге – семейного воспитания.

    Семейное воспитание – это педагогика будней, педагогика каждого дня, которая в повседневной жизни совершает великое таинство – формирование  личности человека. Родитель – профессия непрофессиональная, но по сути педагогическая. Для эффективного семейного воспитания необходимо формировать у самих родителей педагогически  целесообразную направленность на постоянное и взаимополезное  общение с собственным ребенком.

    При разработке Программы были учтены следующие задачи:

- создание условий для понимания подростком значимости СЕМЬИ как территории безопасности, где каждый член семьи чувствует ответственность  за ее благополучие, где каждому тепло, уютно, где всегда тебя поймут и поддержат, где на примере родителей подросток учится жить, решать вместе насущные вопросы семьи;

- формирование уважения и почитания своих родителей, старших представителей рода;

- воспитание нравственных установок, предписаний, правил поведения по отношению к семье.

   Сроки и этапы реализации: август 2014 года – май 2018 года.

    Цель программы: совершенствование системы взаимодействия семьи и школы как способ повышения эффективности духовно-нравственного воспитания обучающихся путем создания эффективных социально-педагогических условий формирования высоконравственной, ответственной личности, способной к духовно-нравственному развитию, самовоспитанию, осуществляющей этнокультурное и гражданское самоопределение на основе национальных традиций, ценностей российской и мировой культуры.

    Задачи программы:

1. Формирование мотивации, готовности и способности у обучающихся иметь   духовно-нравственные ценности и следовать им в жизни.

2.Развитие нравственных мыслей (чувств), нравственного сознания и нравственного поведения через любовь родителей к детям, их пример и авторитет, культ матери, уважительные отношения между матерью и отцом, благоприятную семейную атмосферу, ответственность родителей за воспитание детей, единые согласованные требования к детям со стороны родителей и рода.  

3.Взаимное сотрудничество систем семейного, школьного образования в формировании  культурных знаний школьников как носителей духовно-нравственных ценностей и культурных традиций многонационального народа Тувы и России.

4. Осознание участниками программы образования как ценности.

     Новизна Программы  состоит в создании новых (или совершенствования системы) форм взаимодействия семьи и школы в духовно-нравственном воспитании учащихся: 

1. Для учащихся:

- «Уроки матерей», «Уроки отцов», «Уроки старейшин» направленные на привитие нравственных норм и правил поведения, на изучение традиционных истоков семьи, рода, народа, на обсуждение Кодекса чести мужчин Тувы, Свода заповедей матерей Тувы, а также на обсуждение проблем формирования трудолюбия;

- Организация осенних, зимних, весенних, летних кочевых практик (школ кочевья) направленных на создание условий ознакомления учащихся с содержанием и спецификой традиционных форм хозяйствования своего народа: животноводства, сарлыководства в разные периоды кочевания, а также с процессом  изготовления молочной продукции, традиционных средств быта и т.д.

2. Для родителей:

- Вовлечение родителей в реализацию  мини-проектов  «Конь – верный друг кочевника»,  «Тувинская колыбель»,  «Уход за домашними животными»,   «Тыва далган: источник благополучия»,  «Пища из молока: залог здоровья»,  «Дуктен кылыглар»,  «Кайгамчыктыг даштар», «Юрта – символ культуры тувинцев», «Шахматы - шыдыраа»,  «Эм унуштер» через внеурочную деятельность и кружковую работу;

- Проведение «Кенин-Лопсановских чтений» (конференция или круглый стол) и реализация мини-программы родительского университета «Огбелерим»   для родителей. Проведение совместных с родителями исследований основ традиционного семейного воспитания, а также исследований, связанных с сохранившимися народными традициями и ремеслами, искусством, выявление их роли и ценности в современной жизни, их значения для учащихся.

     Для реализации данной программы не требуется значительных материальных средств. Материально-техническая база школы позволяет полностью реализовывать мероприятия в рамках Программы: музеи – краеведческий, юрта-музей, спортивный зал, спортивная площадка, медицинский кабинет, туристическое снаряжение, логопедический пункт, подсобное хозяйство школы и др.

    Для диагностики результативности реализации Программы используются следующие социально-психологические методики:

  1. Уровень воспитанности школьника (методика Н.П.Капустиной, Л.Фридмана)
  2. Уровень межличностных отношений «Настоящий друг» (методика А.С.Прутченкова)
  3. Представления учащихся о нравственных качествах «Незаконченная история, или мое отношение к людям» (методика Н.Е.Богуславской)
  4. Диагностика и исследование нравственной сферы школьников «Что такое хорошо и что такое плохо?» (методика Г.М.Фридмана)
  5. Диагностика осознанности отношения к собственному здоровью (методика М.А.Тыртышной)
  6. Диагностика осознанности гражданской позиции учащихся    

   

    Во втором разделе составлен план по основным направлениям духовно-нравственного воспитания учащихся и содержание работ по формированию базовых национальных ценностей.


Направления

Задачи

Содержание

Ожидаемые результаты

Для учащихся

Для родителей

Семья как ценность

Создание условий для понимания подростком значимости СЕМЬИ как территории безопасности, где каждый член семьи чувствует ответственность  за ее благополучие, где каждому тепло, уютно, где всегда тебя поймут и поддержат, где на примере родителей подросток учится жить, решать вместе насущные вопросы семьи.

Формирование уважения и почитания своих родителей, старших представителей рода.

Воспитание нравственных установок, предписаний, правил поведения по отношению к семье.

«Уроки отцов», «Уроки матерей», «Уроки старейшин»

Вовлечение семей во внеурочную деятельность (внеурочки, кружки) школы

Участие родителей в мини-проектах «Аьт-кижинин өннуу», «Тыва кавай»,  «Тыва бөрт»,   «Чавага»,  «Суттен кылган тыва чемнер»,  «Дуктен кылыглар»,  «Кайгамчыктыг даштар», «өг-биссер», «Тыва эр кижинин хеви»,  «Чыл  эргилдези»,  «Эм унуштер»

Реализация проекта «Процветание малой родины в руках отцов»                    

Понимание учащимися значимости СЕМЬИ как территории безопасности, где каждый член семьи чувствует ответственность  за ее благополучие, где каждому тепло, уютно, где всегда тебя поймут и поддержат, где на примере родителей ученик учится жить, решать вместе насущные вопросы семьи. Формирование уважения и почитания своих родителей, старших представителей рода. Развитие нравственных установок, предписаний, правил поведения по отношению к семье.

Разработка программ «Келин кыс», «Кудээ оол»

Образование как ценность

Осознание участниками программы образования как ценности.

Реализация программы в рамках реализации школьной программы, составленной на основное Губернаторского проекта «В каждой семье не менее одного ребенка с высшим образованием»

Реализауия программы «Огбелерим» (родительский университет)

Образование становится  основным каналом передачи, воспроизводства и развития культуры, обеспечивающую  духовно-нравственное развитие личности, а также пониматься как первая необходимая ценность для современного человека.

Здоровье как ценность

Формирование ответственности за свое здоровье, здоровье нации. Формирование культуры здорового образа жизни и создание здорового уклада жизни в семье, школе и обществе.

Соревнования по волейболу среди отцов, посвященные Дню защитника Отечества Соревнования по волейболу среди матерей, посвященные Международному женскому дню.

Работа семей в профилактории Аржаан Чолдак-Шыраа-Булак

Бережное отношение к своему здоровью, здоровью родных и близких, друзей, знакомых,  умение заботиться, посоветовать, оказать помощь в пределах своих возможностей; умение вести здоровый образ жизни и вести за собой других.

Культура как ценность

Взаимное сотрудничество систем семейного, школьного образования в формировании  культурных знаний школьников как носителей духовно-нравственных ценностей и культурных традиций многонационального народа Тувы и России

Курс «Речь и культура общения»

Летние школы кочевья  

Вовлечение родителей в организацию летних школ кочевья

Понимание, осознание и способность школьников быть носителем, преемником и транслятором духовно-нравственного кодекса родного народа, быть приобщенным к культурам народов многонациональной России и мира

Человек как ценность

Развитие обучающегося как личности, как субъекта деятельности и социальных отношений, самовоспитания и  самосовершенствования.

Реализация программы «Человек – главный потенциал страны»

«Уроки нравственности»

Реализация программы «Человек – главный потенциал страны»

Понимание и способность  ценить  человеческую жизнь  как части природы и обязывающие человека следовать ее законам, дорожить богатством, беречь и приумножать ее.

Природа как ценность

Формирование ценностного отношения к природе, которое соответствует пониманию сути человеческой жизни и чувства прекрасного, развитию духовности и нравственности.

Реализация проекта «Семь чудес села Эрги-Барлык»

Вовлечение родителей в проект «Семь чудес села Эрги-Барлык»

Готовность и способность обучающихся противостоять негативным решениям, поступкам, нарушениям государственных, общественных и национальных традиций, наносящим вред отношениям человек-человек, природа-человек-природа.

Язык как ценность

Раскрыть возможности родного языка на основе изучения выдающихся произведений тувинских поэтов и писателей, в особенности Барун-Хемчикского кожууна.

Издание книги о земляках писателях, поэтах

НПК «Самбууевские чтения»

Самбууевские чтения

Осознание обучающимися родного и русского языков как сокровищницы средств современной коммуникации.  

Патриотизм как ценность

Привитие любви к своей малой родине, к своему народу, к России, служению Отечеству. Воспитание учащихся в духе любви к своей родной земле, стране, гордости Отечеством, ответственности за укрепление единого российского государства на духовно-нравственной основе.

«Вахта памяти Дню Победы»,

«Уроки мужества»

Реализация программы «Школьные традиции – связь поколений и особая воспитательная среда»

Реализация программы «Школьные традиции – связь поколений и особая воспитательная среда»

Осознание себя сыном (дочерью) своей Родины, чувства благодарности и признания, гордости за любовь, бережное отношение к своей родной земле, ее богатствам, традициям и обычаям, исторически обеспечивающим гармонические межличностное, межродовое, межнациональное, межконфессиональное отношения, а также ответственности за сохранение и развитие национальных, общероссийских, мировых культур.


   В третьем разделе программы описаны условия реализации данной программы.

Условия реализации программы:

1. материально-техническая база школы: спортивный зал, профилакторий «Аржаан Чолдак-Шыраа-Булак», краеведческий музей, музей-юрта, спортивная площадка, мини-киностудия, медицинский кабинет, 2 кабинета информатики,  мастерская, комплект туристического снаряжения, столовая, военная палатка, мини-музеи;

2. реализация программ: «Улусчу ужурлар», «Кыстын будужу», «Эр чол» и др.;

3. работа Совета отцов, Совета матерей;

4. деятельность лагерей разного типа.  

    В четвертом разделе – «Ожидаемые результаты» – определены ценностные отношения, представления, знания, опыт, которые должны быть сформированы у учащихся основной школы по каждому из направлений духовно-нравственного развития и воспитания, а также конечные продукты реализации программы.

    Ожидаемые результаты программы:  

-  готовность  и способность к духовному развитию, универсальной духовно-нравственной компетенции;

- понимание обучающимися значимости СЕМЬИ как территории безопасности, где каждый член семьи чувствует ответственность  за ее благополучие, где каждому тепло, уютно, где всегда тебя поймут и поддержат, где на примере родителей подросток учится жить, решать вместе насущные вопросы семьи;

- понимание необходимости уважения и почитания своих родителей, старших представителей рода;

- понимание и способность личности осознавать себя как члена конкретной семьи и родовой структуры, народа, обязывающие  быть их достойным сыном или дочерью, гражданином России и продолжателем лучших духовно-нравственных традиций народов, сотрудничества, взаимопонимания и толерантности - способности человека спокойно, терпимо и снисходительно относиться к представителям разных народов, культурам, религиям,  нравственном внимании - готовности понять и принять радость и горе другого человека и прийти на помощь;

- понимание, осознание и способность школьников быть носителем, преемником и транслятором духовно-нравственного кодекса родного народа, быть приобщенным к культурам народов многонациональной России и мира;

- готовность и способность обучающихся противостоять негативным решениям, поступкам, нарушениям государственных, общественных и национальных традиций, наносящим вред отношениям человек-человек, природа-человек-природа;

- бережное отношение к своему здоровью, здоровью родных и близких, друзей, знакомых,  умение заботиться, посоветовать, оказать помощь в пределах своих возможностей; умение вести здоровый образ жизни и вести за собой других;

- осознание себя сыном (дочерью) своей Родины, чувства благодарности и признания, гордости за любовь, бережное отношение к своей родной земле, ее богатствам, традициям и обычаям, исторически обеспечивающим гармонические межличностное, межродовое, межнациональное, межконфессиональное отношения, а также ответственности за сохранение и развитие национальных, общероссийских, мировых культур.

 Формируется нравственный и духовный облик растущего человека, то общество станет духовно здоровым.

    Конечные продукты реализации Программы: программы «Келин кыс», «Кудээ оол», книга «Семь чудес села Эрги-Барлык», сборник разработок «Уроков отцов», «Уроков матерей», «Уроков сарейшин», видеоуроки о традиционных формах хозяйствования тувинского народа.  

Список литературы:

  1. Примерная программа духовно-нравственного воспитания и развития обучающихся в образовательных организациях Республики Тыва (Основное и общее среднее образование).  
  2. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования
  3. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России
  4. Концепция духовно-нравственного воспитания и развития личности в образовательных учреждениях Республики Тыва
  5. Концепции взаимодействия образовательного учреждения с семьями обучающихся

          (воспитанников) в Республике Тыва


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья: СЕМЬЯ И ШКОЛА - СОЮЗ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ЗДОРОВЬЯ

Статьи о  духовном и нравственном здоровье детей...

Роль школьного музея в духовно-нравственном, патриотическом воспитании учащихся

Статья об основных направлениях и результатах работы школьного  музейного уголка "История школы в истории города"  МОУ СОШ № 92 г. Волгограда. Материал содержит информацию о роли музейной пе...

Взаимодействие семьи и школы в духовно-нравственном воспитании подрастающего поколения

Духовно-нравственное воспитание в современном мире является одним из важнейших направлений в деятельности семьи и школы. Только совместная деятельность этих общественных институтов может принест...

Статья "Проектная деятельность в основной школе по духовно - нравственному развитию, воспитанию и социализации обучающихся"

В данной статье рассказывается о проектной деятельности, дается классификация проектов, приводятся примеры проектов....

Взаимодействие семьи и школы в духовно-нравственном воспитании школьника

Презентация об основных особенностях, способах и целях взаимодействия семьи и школы в духовно-нравственном воспитании школьника....

Взаимодействие семьи и школы в духовно-нравственном воспитании учащихся.

Работа представляет собой статью, в которой рассматриваются современные проблемы духовно-нравственного воспитания детей, формы и методы взаимодействия и  сотрудничества педагогов, учащихся и роди...

Роль семьи и школы в духовно-нравственном воспитании

Роль семьи и школы в духовно-нравственном воспитании...