Программа по воспитательной работе «Взаимодействие семьи и школы в духовно-нравственном воспитании учащихся»
рабочая программа на тему
Программа по воспитательной работе
«Взаимодействие семьи и школы в духовно-нравственном воспитании учащихся»
Составила: Салчак Снежана Степановна, классный руководитель 6 класса
Сроки реализации программы: сентябрь 2013 – июнь 2016
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_duhovno-nravstvennogo.docx | 44.86 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа с. Эрги-Барлык
Барун-Хемчикского кожууна Республики Тыва»
«Рассмотрена»
на методическом объединении
классных руководителей
«01» сентября 2013 г.
Руководитель: ___________/Саая С.С./
«Утверждена»
Директор МБОУ СОШ с. Эрги-Барлык: _____________/Саая А.Ю./
«02» сентября 2013 г.
Программа
по воспитательной работе
«Взаимодействие семьи и школы в духовно-нравственном воспитании учащихся»
Составила: Салчак Снежана Степановна, классный руководитель 6 класса
Сроки реализации программы: сентябрь 2013 – июнь 2016
Эрги-Барлык - 2013 год
В первой части программы описаны нормативно-правовая и концептуальная основа, актуальность, цели, задачи, новизна, сроки реализации Программы.
Программа составлена на основе Примерной программы духовно-нравственного воспитания и развития обучающихся в образовательных организациях Республики Тыва (Основное и общее среднее образование).
Нормативно-правовой и концептуальной основой программы духовно-нравственного воспитания и развития обучающихся на ступени общего образования являются Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования; Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, Концепция духовно-нравственного воспитания и развития личности в образовательных учреждениях Республики Тыва, Концепции взаимодействия образовательного учреждения с семьями обучающихся (воспитанников) в Республике Тыва.
Актуальность. Не секрет, что в нашем обществе имеются следующие проблемы: низкий уровень духовно-нравственной культуры родителей; некомпетентность семьи в вопросах духовного становления и воспитания ребенка, а также повышенная агрессия, безнравственность, лень, бездуховность, распущенность. алкоголизм, наркомания, преступность.
Первостепенная задача современной образовательной системы - духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся, которое представляет собой важный компонент социального заказа для образования. Родители, семья и школа – важные социальные партнёры.
По данным проведенных опросов и анкетирования в нашей школе 55% педагогов выделяют в качестве одной из ключевых проблем «отсутствие вовлеченности родителей в дела школы», 10% - недостаток доверия родителей к школе, а 20% родителей и 53% педагогов видят в «недостаточном сотрудничестве семьи и школы» основное препятствие в обучении и воспитании школьников. Из 158 опрошенных родителей 37% рассматривают семью в качестве ведущего фактора влияющего на воспитание и обучение, а 49% родителей выделяют в качестве такого фактора школу. Однако, следует отметить, что, несмотря на возросшую потребность во взаимодействии семьи и образовательного учреждения, наличие методических материалов и разработок в данном направлении существует тенденция к отчуждению между педагогами и родителями. Таким образом назревает необходимость в совершенствовании взаимоотношений семьи и школы, особенно в духовно-нравственном воспитании учащихся.
Образование как часть культуры исторически являлось одной из основных ценностей, получаемое путем целенаправленного процесса воспитания и обучения в интересах личности, семьи, общества и государства, выступает необходимым условием воспроизводства культуры, будучи одним из главных институтов общества, где происходит формирование и социализация личности для получения знаний, опыта, духовно-нравственных ценностей и норм.
По сравнению с результатами, удовлетворяющими требованиям духовно-нравственного развития и образования в начальной школе и являющимися сквозными, общими для всех стадий духовно-нравственного развития и воспитания, результаты подобной деятельности в основной школе должны стать существенно иными по целому ряду оснований. Эти основания лежат в различных областях, но центрируются на подростке, переживающем в этом возрасте (12-15 лет) глубочайшую гормональную перестройку, влияющую на все сферы жизнедеятельности организма и существенно изменяющую характер его социально-психологических связей и отношений с внешней средой. Переходный этап с начального звена на средний должен сопровождаться самыми эффективными формами, средствами и методами, а также наличием успешного опытного классного руководителя как гаранта душевного равновесия подростков, которые восходят на самый драматический период своей жизнедеятельности. Упущение данного этапа педагогом, может привести к самым нежелательным явлениям. Именно на начало этого возрастного периода приходится бурный рост показателей правонарушений и преступности, употребление табака, алкоголя.
Поэтому необходимо особое внимание обратить на эту ступень, так как на нее приходится время завершения активной фазы социализации обучающегося и его самореализация в качестве личности. Именно в степени развитости у подростков способности к рефлексии оснований собственной деятельности и собственных отношений - к себе, к другим людям, к семье, к труду, к родине, к образованию, к культуре, к природе, к собственному здоровью - фиксируется критическая точка как их социализации в целом, так и важнейшие критерии оценки ее эффективности. Многие из них определяются именно зрелостью духовно-нравственной сферы. При реализации программы духовно-нравственного развития и воспитания на ступени основного и общего среднего образования необходимо постоянно иметь и такой фактор, как доверие подростков к педагогам и другим лицам, общающимися с ними и участвующим в совместной деятельности. Чувство доверия младших к старшему строится не только на искренней озабоченности воспитателя судьбами подростков, но и убедительности для них его жизненного опыта, на его способности ставить себя на место каждого из них и в доверительном диалоге обсуждать все возможные сценарии развития конкретных актуальных ситуаций. Важно учитывать, что собственный социальный и социально-культурный опыт подростков ограничен, а нередко и драматически деформирован. Поэтому воспитание примером, значимость жизненного опыта взрослого – непреложный фактор становления гражданина России. От взрослого требуется высочайший педагогический профессионализм, включающий весь диапазон средств вербальной и невербальной коммуникации. А главное – он должен испытывать чувство отеческой любви к внимающим ему младшим современникам, глубоко сознавая, что им придется жить в огромном, очень сложном и непредсказуемо меняющемся мире.
Духовно-нравственное воспитание гражданина России – это начало и результат, смысл и основной ресурс социального и экономического прогресса общества, основанный на базовых национальных и этнопедагогических ценностях воспитания личности.
Главными в базовых национальных и этнопедагогических ценностях выступают такие общечеловеческие нравственные качества как почитание старших, забота о младших, трудолюбие, которое приносит благополучие. В свою очередь, крепкие семейные, родовые и народные ценностные устои рождают общественные идеалы, куда входят такие понятия как личность, семья, народ, родина, нация, отечество, государство.
В системе воспитания духовно-нравственного воспитания и развития личности первостепенное значение имеет его семья. Семья – колыбель личности. С момента зачатия и рождения ребенок приобщается к культуре семейных отношений через внутренние переживания и колыбельную песню матери, ее добрые и заботливые руки, ее чуткое и мудрое сердце, которое охраняло покой в детских душах, пробуждало чувство сопричастности к своему роду. Культура семейных отношений складывалась с раннего детства: со дня приобщения ребенка к своему роду, в день стрижки родовых волос ребенок осознанно вступает в родовые отношения, присваивает нормы и правила поведения в социуме, приучается вести семейное (аальное) хозяйство, заботится о его благополучии. Традиционная семья у многих народов исторически многодетна и эта особенность создавала благоприятные возможности для воспитания детей в семье. Такими благоприятными условиями являются: глубокая любовь родителей к детям, их авторитет, культ матери, уважительные отношения между матерью и отцом, благоприятная семейная атмосфера, ответственность родителей за воспитание детей, единые согласованные требования к детям со стороны рода, учет половозрастных особенностей – все, что касается семейных традиций воспитания.
Современная тувинская семья в большинстве стала возвращаться к своим истокам, использует народную педагогику, ее прогрессивные идеи и опыт в воспитании детей. Основными принципами формирования культуры семейных отношений являются пример и любовь родителей, раннее разностороннее воспитание детей, преемственность педагогического опыта, глубокое уважение и почитание матери, старших.
В формировании культуры семейных отношений должны быть учтены некоторые тенденции:
- однодетность и малодетность являются причиной отсутствия практики взаимного воспитания;
- молодая семья, отделившись от родителей, лишается возможности воспользоваться знаниями в воспитании детей, остается невостребованной мудрость и жизненный опыт бабушек и дедушек;
- социальный и экономический кризисы снижают уровень внутрисемейного эмоционального настроя и не создают благоприятную атмосферу взаимопонимания, условий для общения в семье, межпоколенного взаимодействия, в итоге – семейного воспитания.
Семейное воспитание – это педагогика будней, педагогика каждого дня, которая в повседневной жизни совершает великое таинство – формирование личности человека. Родитель – профессия непрофессиональная, но по сути педагогическая. Для эффективного семейного воспитания необходимо формировать у самих родителей педагогически целесообразную направленность на постоянное и взаимополезное общение с собственным ребенком.
При разработке Программы были учтены следующие задачи:
- создание условий для понимания подростком значимости СЕМЬИ как территории безопасности, где каждый член семьи чувствует ответственность за ее благополучие, где каждому тепло, уютно, где всегда тебя поймут и поддержат, где на примере родителей подросток учится жить, решать вместе насущные вопросы семьи;
- формирование уважения и почитания своих родителей, старших представителей рода;
- воспитание нравственных установок, предписаний, правил поведения по отношению к семье.
Сроки и этапы реализации: август 2014 года – май 2018 года.
Цель программы: совершенствование системы взаимодействия семьи и школы как способ повышения эффективности духовно-нравственного воспитания обучающихся путем создания эффективных социально-педагогических условий формирования высоконравственной, ответственной личности, способной к духовно-нравственному развитию, самовоспитанию, осуществляющей этнокультурное и гражданское самоопределение на основе национальных традиций, ценностей российской и мировой культуры.
Задачи программы:
1. Формирование мотивации, готовности и способности у обучающихся иметь духовно-нравственные ценности и следовать им в жизни.
2.Развитие нравственных мыслей (чувств), нравственного сознания и нравственного поведения через любовь родителей к детям, их пример и авторитет, культ матери, уважительные отношения между матерью и отцом, благоприятную семейную атмосферу, ответственность родителей за воспитание детей, единые согласованные требования к детям со стороны родителей и рода.
3.Взаимное сотрудничество систем семейного, школьного образования в формировании культурных знаний школьников как носителей духовно-нравственных ценностей и культурных традиций многонационального народа Тувы и России.
4. Осознание участниками программы образования как ценности.
Новизна Программы состоит в создании новых (или совершенствования системы) форм взаимодействия семьи и школы в духовно-нравственном воспитании учащихся:
1. Для учащихся:
- «Уроки матерей», «Уроки отцов», «Уроки старейшин» направленные на привитие нравственных норм и правил поведения, на изучение традиционных истоков семьи, рода, народа, на обсуждение Кодекса чести мужчин Тувы, Свода заповедей матерей Тувы, а также на обсуждение проблем формирования трудолюбия;
- Организация осенних, зимних, весенних, летних кочевых практик (школ кочевья) направленных на создание условий ознакомления учащихся с содержанием и спецификой традиционных форм хозяйствования своего народа: животноводства, сарлыководства в разные периоды кочевания, а также с процессом изготовления молочной продукции, традиционных средств быта и т.д.
2. Для родителей:
- Вовлечение родителей в реализацию мини-проектов «Конь – верный друг кочевника», «Тувинская колыбель», «Уход за домашними животными», «Тыва далган: источник благополучия», «Пища из молока: залог здоровья», «Дуктен кылыглар», «Кайгамчыктыг даштар», «Юрта – символ культуры тувинцев», «Шахматы - шыдыраа», «Эм унуштер» через внеурочную деятельность и кружковую работу;
- Проведение «Кенин-Лопсановских чтений» (конференция или круглый стол) и реализация мини-программы родительского университета «Огбелерим» для родителей. Проведение совместных с родителями исследований основ традиционного семейного воспитания, а также исследований, связанных с сохранившимися народными традициями и ремеслами, искусством, выявление их роли и ценности в современной жизни, их значения для учащихся.
Для реализации данной программы не требуется значительных материальных средств. Материально-техническая база школы позволяет полностью реализовывать мероприятия в рамках Программы: музеи – краеведческий, юрта-музей, спортивный зал, спортивная площадка, медицинский кабинет, туристическое снаряжение, логопедический пункт, подсобное хозяйство школы и др.
Для диагностики результативности реализации Программы используются следующие социально-психологические методики:
- Уровень воспитанности школьника (методика Н.П.Капустиной, Л.Фридмана)
- Уровень межличностных отношений «Настоящий друг» (методика А.С.Прутченкова)
- Представления учащихся о нравственных качествах «Незаконченная история, или мое отношение к людям» (методика Н.Е.Богуславской)
- Диагностика и исследование нравственной сферы школьников «Что такое хорошо и что такое плохо?» (методика Г.М.Фридмана)
- Диагностика осознанности отношения к собственному здоровью (методика М.А.Тыртышной)
- Диагностика осознанности гражданской позиции учащихся
Во втором разделе составлен план по основным направлениям духовно-нравственного воспитания учащихся и содержание работ по формированию базовых национальных ценностей.
Направления | Задачи | Содержание | Ожидаемые результаты | |
Для учащихся | Для родителей | |||
Семья как ценность | Создание условий для понимания подростком значимости СЕМЬИ как территории безопасности, где каждый член семьи чувствует ответственность за ее благополучие, где каждому тепло, уютно, где всегда тебя поймут и поддержат, где на примере родителей подросток учится жить, решать вместе насущные вопросы семьи. Формирование уважения и почитания своих родителей, старших представителей рода. Воспитание нравственных установок, предписаний, правил поведения по отношению к семье. | «Уроки отцов», «Уроки матерей», «Уроки старейшин» | Вовлечение семей во внеурочную деятельность (внеурочки, кружки) школы Участие родителей в мини-проектах «Аьт-кижинин өннуу», «Тыва кавай», «Тыва бөрт», «Чавага», «Суттен кылган тыва чемнер», «Дуктен кылыглар», «Кайгамчыктыг даштар», «өг-биссер», «Тыва эр кижинин хеви», «Чыл эргилдези», «Эм унуштер» Реализация проекта «Процветание малой родины в руках отцов» | Понимание учащимися значимости СЕМЬИ как территории безопасности, где каждый член семьи чувствует ответственность за ее благополучие, где каждому тепло, уютно, где всегда тебя поймут и поддержат, где на примере родителей ученик учится жить, решать вместе насущные вопросы семьи. Формирование уважения и почитания своих родителей, старших представителей рода. Развитие нравственных установок, предписаний, правил поведения по отношению к семье. Разработка программ «Келин кыс», «Кудээ оол» |
Образование как ценность | Осознание участниками программы образования как ценности. | Реализация программы в рамках реализации школьной программы, составленной на основное Губернаторского проекта «В каждой семье не менее одного ребенка с высшим образованием» | Реализауия программы «Огбелерим» (родительский университет) | Образование становится основным каналом передачи, воспроизводства и развития культуры, обеспечивающую духовно-нравственное развитие личности, а также пониматься как первая необходимая ценность для современного человека. |
Здоровье как ценность | Формирование ответственности за свое здоровье, здоровье нации. Формирование культуры здорового образа жизни и создание здорового уклада жизни в семье, школе и обществе. | Соревнования по волейболу среди отцов, посвященные Дню защитника Отечества Соревнования по волейболу среди матерей, посвященные Международному женскому дню. | Работа семей в профилактории Аржаан Чолдак-Шыраа-Булак | Бережное отношение к своему здоровью, здоровью родных и близких, друзей, знакомых, умение заботиться, посоветовать, оказать помощь в пределах своих возможностей; умение вести здоровый образ жизни и вести за собой других. |
Культура как ценность | Взаимное сотрудничество систем семейного, школьного образования в формировании культурных знаний школьников как носителей духовно-нравственных ценностей и культурных традиций многонационального народа Тувы и России | Курс «Речь и культура общения» Летние школы кочевья | Вовлечение родителей в организацию летних школ кочевья | Понимание, осознание и способность школьников быть носителем, преемником и транслятором духовно-нравственного кодекса родного народа, быть приобщенным к культурам народов многонациональной России и мира |
Человек как ценность | Развитие обучающегося как личности, как субъекта деятельности и социальных отношений, самовоспитания и самосовершенствования. | Реализация программы «Человек – главный потенциал страны» «Уроки нравственности» | Реализация программы «Человек – главный потенциал страны» | Понимание и способность ценить человеческую жизнь как части природы и обязывающие человека следовать ее законам, дорожить богатством, беречь и приумножать ее. |
Природа как ценность | Формирование ценностного отношения к природе, которое соответствует пониманию сути человеческой жизни и чувства прекрасного, развитию духовности и нравственности. | Реализация проекта «Семь чудес села Эрги-Барлык» | Вовлечение родителей в проект «Семь чудес села Эрги-Барлык» | Готовность и способность обучающихся противостоять негативным решениям, поступкам, нарушениям государственных, общественных и национальных традиций, наносящим вред отношениям человек-человек, природа-человек-природа. |
Язык как ценность | Раскрыть возможности родного языка на основе изучения выдающихся произведений тувинских поэтов и писателей, в особенности Барун-Хемчикского кожууна. | Издание книги о земляках писателях, поэтах НПК «Самбууевские чтения» | Самбууевские чтения | Осознание обучающимися родного и русского языков как сокровищницы средств современной коммуникации. |
Патриотизм как ценность | Привитие любви к своей малой родине, к своему народу, к России, служению Отечеству. Воспитание учащихся в духе любви к своей родной земле, стране, гордости Отечеством, ответственности за укрепление единого российского государства на духовно-нравственной основе. | «Вахта памяти Дню Победы», «Уроки мужества» Реализация программы «Школьные традиции – связь поколений и особая воспитательная среда» | Реализация программы «Школьные традиции – связь поколений и особая воспитательная среда» | Осознание себя сыном (дочерью) своей Родины, чувства благодарности и признания, гордости за любовь, бережное отношение к своей родной земле, ее богатствам, традициям и обычаям, исторически обеспечивающим гармонические межличностное, межродовое, межнациональное, межконфессиональное отношения, а также ответственности за сохранение и развитие национальных, общероссийских, мировых культур. |
В третьем разделе программы описаны условия реализации данной программы.
Условия реализации программы:
1. материально-техническая база школы: спортивный зал, профилакторий «Аржаан Чолдак-Шыраа-Булак», краеведческий музей, музей-юрта, спортивная площадка, мини-киностудия, медицинский кабинет, 2 кабинета информатики, мастерская, комплект туристического снаряжения, столовая, военная палатка, мини-музеи;
2. реализация программ: «Улусчу ужурлар», «Кыстын будужу», «Эр чол» и др.;
3. работа Совета отцов, Совета матерей;
4. деятельность лагерей разного типа.
В четвертом разделе – «Ожидаемые результаты» – определены ценностные отношения, представления, знания, опыт, которые должны быть сформированы у учащихся основной школы по каждому из направлений духовно-нравственного развития и воспитания, а также конечные продукты реализации программы.
Ожидаемые результаты программы:
- готовность и способность к духовному развитию, универсальной духовно-нравственной компетенции;
- понимание обучающимися значимости СЕМЬИ как территории безопасности, где каждый член семьи чувствует ответственность за ее благополучие, где каждому тепло, уютно, где всегда тебя поймут и поддержат, где на примере родителей подросток учится жить, решать вместе насущные вопросы семьи;
- понимание необходимости уважения и почитания своих родителей, старших представителей рода;
- понимание и способность личности осознавать себя как члена конкретной семьи и родовой структуры, народа, обязывающие быть их достойным сыном или дочерью, гражданином России и продолжателем лучших духовно-нравственных традиций народов, сотрудничества, взаимопонимания и толерантности - способности человека спокойно, терпимо и снисходительно относиться к представителям разных народов, культурам, религиям, нравственном внимании - готовности понять и принять радость и горе другого человека и прийти на помощь;
- понимание, осознание и способность школьников быть носителем, преемником и транслятором духовно-нравственного кодекса родного народа, быть приобщенным к культурам народов многонациональной России и мира;
- готовность и способность обучающихся противостоять негативным решениям, поступкам, нарушениям государственных, общественных и национальных традиций, наносящим вред отношениям человек-человек, природа-человек-природа;
- бережное отношение к своему здоровью, здоровью родных и близких, друзей, знакомых, умение заботиться, посоветовать, оказать помощь в пределах своих возможностей; умение вести здоровый образ жизни и вести за собой других;
- осознание себя сыном (дочерью) своей Родины, чувства благодарности и признания, гордости за любовь, бережное отношение к своей родной земле, ее богатствам, традициям и обычаям, исторически обеспечивающим гармонические межличностное, межродовое, межнациональное, межконфессиональное отношения, а также ответственности за сохранение и развитие национальных, общероссийских, мировых культур.
Формируется нравственный и духовный облик растущего человека, то общество станет духовно здоровым.
Конечные продукты реализации Программы: программы «Келин кыс», «Кудээ оол», книга «Семь чудес села Эрги-Барлык», сборник разработок «Уроков отцов», «Уроков матерей», «Уроков сарейшин», видеоуроки о традиционных формах хозяйствования тувинского народа.
Список литературы:
- Примерная программа духовно-нравственного воспитания и развития обучающихся в образовательных организациях Республики Тыва (Основное и общее среднее образование).
- Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования
- Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России
- Концепция духовно-нравственного воспитания и развития личности в образовательных учреждениях Республики Тыва
- Концепции взаимодействия образовательного учреждения с семьями обучающихся
(воспитанников) в Республике Тыва
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья: СЕМЬЯ И ШКОЛА - СОЮЗ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ЗДОРОВЬЯ
Статьи о духовном и нравственном здоровье детей...
Роль школьного музея в духовно-нравственном, патриотическом воспитании учащихся
Статья об основных направлениях и результатах работы школьного музейного уголка "История школы в истории города" МОУ СОШ № 92 г. Волгограда. Материал содержит информацию о роли музейной пе...
Взаимодействие семьи и школы в духовно-нравственном воспитании подрастающего поколения
Духовно-нравственное воспитание в современном мире является одним из важнейших направлений в деятельности семьи и школы. Только совместная деятельность этих общественных институтов может принест...
Статья "Проектная деятельность в основной школе по духовно - нравственному развитию, воспитанию и социализации обучающихся"
В данной статье рассказывается о проектной деятельности, дается классификация проектов, приводятся примеры проектов....
Взаимодействие семьи и школы в духовно-нравственном воспитании школьника
Презентация об основных особенностях, способах и целях взаимодействия семьи и школы в духовно-нравственном воспитании школьника....
Взаимодействие семьи и школы в духовно-нравственном воспитании учащихся.
Работа представляет собой статью, в которой рассматриваются современные проблемы духовно-нравственного воспитания детей, формы и методы взаимодействия и сотрудничества педагогов, учащихся и роди...
Роль семьи и школы в духовно-нравственном воспитании
Роль семьи и школы в духовно-нравственном воспитании...