Сценарий родительского собрания "Формирование нравственных ценностей в семье"
методическая разработка по теме
Большое значение в работе с родителями обучающихся имеет заранее продуманная и четко организованная система сотрудничества.Одним из направлений работы в организации сотрудничества педагогов и родителей является формирование у родителей культуры принадлежности к школьному образовательно-воспитательному пространству. Создание ситуации эффективного взаимодействия школы и семьи возможно через проведение совместных родительских собраний. Это взаимодействие будет наиболее плодотворным, если родители сами будут принимать участие в подготовке и проведении общешкольных собраний.От того, какая у нас семья, какие в ней нравственные ценности, фамильные традиции, культура, зависит состояние всего нашего общества. Какие ценности и традиции — главные в сегодняшних семьях? И какие проблемы нам нужно решать, чтобы помочь семье?
Все вышеперечисленные вопросы легли в основу родительского собрания.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
scenariy_roditelskogo_sobraniya.docx | 22.19 КБ |
Предварительный просмотр:
Сценарий родительского собрания
«Формирование нравственных ценностей в семье».
Данное родительское собрание по своему содержанию является мотивационно- обучающим, настраивающим родителей на совместную работу с детьми.
Цель:
1. Привлечь внимание общественности к решению проблем нравственного воспитания детей, к поиску путей более тесного взаимодействия педагогов и родителей и распространить лучший опыт семейного воспитания.
2.Развитие сотрудничества между родителями и школой, использование воспитательных возможностей, факторов семейного воспитания, оказывающих положительное воздействие на ребёнка.
Задачи:
- Усилить роль родителей в жизни школы.
- Активизировать воспитательное воздействие семьи.
- Воспитывать у участников образовательного процесса отношение к семье, как базовой ценности общества.
- Материалы к мероприятию: песня «Родительский дом», «Важней всего погода в доме»,
« Мы все спешим за чудесами», презентация, выставка лучших работ учащихся.
Участники: педагоги, родители, учащиеся.
План проведения родительского собрания.
Звучит музыка «Родительский дом», на фоне музыки:
За кадром звучат слова стихотворения «Как появилось слово семья»?
Как появилось слово семья?
Когда –то о нём не слыхала земля…
Но Еве сказал перед свадьбой Адам:
-Сейчас я тебе семь вопросов задам.
Кто деток родит мне, богиня моя?
И Ева тихонько ответила:
-Кто их воспитает, царица моя?
И Ева покорно ответила:
-Я.
-Кто пищу сготовит, О, радость моя?
И Ева всё также ответила:
-Я
-Кто платье сошьет, постирает бельё?
Меня приласкает, украсит жильё?
Ответь на вопросы, подруга моя!
-Я…Я- тихо молвила Ева,
-Я…Я
Сказала она знаменитых семь я.
Вот так на Земле появилась семья.
2.Сообщение учителя по теме: «Нравственное воспитание».
Уважаемые папы, мамы, педагоги, гости нашего собрания, проблема воспитания волнует человечество не одно тысячелетие, ее пытались разрешить лучшие умы Античности, Средневековья, Возрождения. В последние столетия эта проблема привлекла внимание известных философов, психологов литераторов, общественных деятелей. И на пороге третьего тысячелетия она остается актуальной.
Не случайно наше сегодняшнее выступление посвящено проблемам семьи. Цель собрания - привлечь внимание общественности к решению проблем нравственного воспитания наших детей, к поиску путей более тесного взаимодействия педагогов и родителей и распространить лучший опыт семейного воспитания.
Воспитывая ребенка, и воспитатели, и родители надеются вырастить из него достойного человека. Каждый родитель хочет гордиться своим ребенком, чтобы он вырос созидателем, а не прожигателем жизни. Софокл, древний драматург Греции, написал слова, которые остаются актуальными и сейчас:
“Затем и молим мы богов о детях,
Чтоб супостатов наших отражали
И другу честь умели подавать”.
Великий композитор Бетховен завещал потомкам: “Растите детей своих в добродетели, только одна она и может дать счастье”.
Говоря о нравственном воспитании, необходимо отчетливо представлять себе, что вкладывают в понятие «нравственность».
В словаре Ожегова мы можем прочитать, что нравственность — это «правила, определяющие поведение, духовные и душевные качества, необходимые человеку в обществе, а также выполнение этих правил, проявляющихся в его поведении, поступках».
Основным содержанием нравственного воспитания считается формирование таких качеств личности, как: идейность, гуманизм, гражданственность, ответственность, трудолюбие, благородство, умение управлять собой.
Опыт воспитательной работы в школе показывает, что на современном этапе роль нравственного просвещения должна возрастать. Открытость и широкий спектр информационных каналов привели к тому, что на ребят обрушиваются различные, порой противоречивые взгляды на нормы морали и взаимоотношений в обществе. Безусловно, ребенку без помощи взрослых очень сложно сделать правильный выбор в этом потоке информации.
Анкетирование, проведенное среди учащихся 9-х - 11-х классов показало, что уровень нравственного просвещения некоторых учащихся явно недостаточен. В анкете ребят просили ответить на вопросы, как они понимают такие качества человека, как зло, добро, гордость, зависть, честность, скромность, трусость, хитрость и др. Анализ ответов показал, что уровень нравственного просвещения некоторых учащихся недостаточен. Об этом говорят, встречающиеся определения нравственных качеств личности:
Добро - это все хорошее; храбрость - это готовность пойти на все; гордость - это высокомерие; скромность - это нерешительность и т.д.
Такое понимание некоторыми школьниками нравственных качеств личности говорит о том, что они не задумывались над сущностью в глубоким смысле этих нравственных категорий, у них не сложилась целостная система представлений о нравственности.
Сегодня мы достаточно хорошо понимаем, что основы нравственности, безусловно, формируются в семье. Первые уроки «нельзя» и «можно», первые проявления тепла и участия, жестокости и безразличия, безусловно, формируются семьей и в семье.
Очень часто мы видим, что в жизненной гонке многие родители вообще не задаются такими вопросами, как: «Что мы делаем, за чем гонимся? Как смотрят на это наши дети и что они об этом думают? На какие жизненные цели мы сегодня ориентируем своих детей? Оправданы ли с этой точки зрения наши действия?» К сожалению, прозрение бывает очень запоздалым: пока старались, обеспечивали, зарабатывали, ребенок вырос циничным, агрессивным, с дурными наклонностями.
Говоря о нравственном воспитании ребенка в семье, необходимо четко представлять себе, какие нравственные понятия должны формировать в своих детях родители с самого раннего их детства.
1) Атмосфера любви. Лишённый этого чувства человек не способен уважать своих близких, сограждан, Родину, делать людям добро. Атмосфера любви и сердечной привязанности, чуткости, заботливости членов семьи друг о друге оказывает сильнейшее влияние на детскую психику.
2) Атмосфера искренности. «Родители… не должны лгать детям ни в каких важных, значительных обстоятельствах жизни. Всякую ложь, всякий обман, всякую симуляцию… ребёнок подмечает с чрезвычайной остротой и быстротой; и, подметив, впадает в смущение, соблазн и подозрительность. Если ребёнку нельзя сообщить чего-нибудь, то всегда лучше честно и прямо отказать в ответе или провести определённую границу в осведомлении, чем выдумывать вздор и потом запутываться в нём или чем лгать и обманывать и потом быть изобличённым детской проницательностью. И не следует говорить так: «Это тебе рано знать», или «Это ты всё равно не поймёшь»; такие ответы только раздражают в душе ребёнка любопытство и самолюбие. Лучше отвечать так: «Я не имею право сказать тебе это; каждый человек обязан хранить известные секреты, а допытываться о чужих секретах неделикатно и нескромно». Этим не нарушается прямота и искренность, и даётся конкретный урок долга, дисциплины и деликатности…»[1]
3) Разъяснение. Воздействие словом.
Чтобы слово воспитывало, оно должно оставлять след в мыслях и душе воспитанника, а для этого надо учить вникать в смысл слов. Только тогда мы можем рассчитывать на эмоциональное воздействие. Подростки любят рассуждать, но родители часто пресекают эти рассуждения, подчёркивая их незрелость, объясняя её тем, что они ещё малы, а потому им рано высказывать свои мнения. Но именно в ходе этих рассуждений подростки постигают нравственные понятия.
Как правильно говорить с ребёнком? Всё дело в том, что необходимо знать, что сказать и как сказать.
Во-первых, не надо говорить ребёнку или подростку то, что он очень хорошо знает и без нас. Это бессмысленно.
Во-вторых, надо задумываться над тоном, манерой нашего разговора, чтобы избежать «отчитываний» и «скучных проповедей». Ни то, ни другое не западает в душу ребёнка.
Детей разного возраста нужно убеждать по-разному. Младшие школьники требуют убедительных примеров из жизни, из книг. Подростка убеждает глубокая вера в слово взрослых. С ребятами старшего школьного возраста необходимо размышлять вслух, делиться с ними сомнениями, обращаться за советом. Такая непринуждённость утверждает доверие, чистосердечность, искренность, сближает взрослого и ребёнка.
4) Большой ошибкой в семейном воспитании являются упреки. Одни упрекают ребенка в том, что он уже большой, но плохо учится, другие ставят в упрек и возраст, и физическую силу. Правильно поступают те родители, которые вызывают у детей чувство гордости их взрослостью, подбадривают, вселяют уверенность в возможность успеха. В чём же вред упреков? Основное зло в том, что такие упреки вызывают неверие в себя, а неверие расслабляет волю и парализует душу, мешая принимать самостоятельные решения в преодолении трудностей.
5) Очень важным методом в воспитании считается запрещение. Оно предупреждает многие недостатки в поведении, учит детей разумно относиться к своим желаниям. Желаний у детей и подростков очень много, но их все невозможно и не нужно удовлетворять. «Если старшие стремятся удовлетворять любое желание ребёнка вырастает капризное существо, раб прихотей и тиран ближних. С детства надо учить человека управлять своими желаниями, правильно относиться к понятиям можно, надо, нельзя.
6) Регулярный труд в присутствии ребёнка. Постоянно наблюдая за работой взрослых, ребёнок начинает, имитировать это в игре, а затем и сам включается в процесс труда как помощник, и, наконец, как самостоятельный исполнитель.
7) Необходимо исключение так называемых прибавочных раздражителей из жизни ребёнка: роскоши, нищеты, чрезмерных лакомств, беспорядочной еды, табака, алкоголя.
8) Оградить ребёнка от контакта с безнравственными людьми. Инстинкт имитации заставляет ребёнка пытаться воспроизвести все действия и поступки окружающих его людей. Воспроизвёл – значит освоил. Только к 7-и годам ребёнок вырабатывает свои собственные нравственные основания и может оценивать поведение и поступки окружающих людей. Поэтому взрослые, которые любят ребёнка и желают ему добра, должны строго контролировать каждый свой шаг, чтобы не послужить ему примером безнравственного поведения.
Заключение
Учитывая всё вышеизложенное можно сделать следующие выводы.
Семья воспринимает и передаёт своим детям культурные и моральные ценности.
Родители составляют первую общественную среду ребёнка. Родители являются образцами, на которые ребёнок ориентируется ежедневно. Характер и нравственное поведение ребенка - это слепок с характера родителей, он развивается в ответ на их характер и их поведение.
Только при уверенности ребёнка в родительской любви возможно правильное формирование психического мира человека, возможно воспитание нравственного поведения.
Наша задача – объяснить любящим родителям, что их педагогическая грамотность зависит прежде всего от них самих.
На наш взгляд, задача любой школы - оказание помощи семье в воспитании детей. Именно оказание помощи, а не принятие всех воспитательных и образовательных функций. Сегодня у многих родителей сложился некий стереотип в восприятии школы. Отдавая ребенка в школу, многие родители снимают с себя ответственность за его воспитание. Может, нам пора позаимствовать опыт японцев, имеющих обычай всей семьей выезжать на природу, но не для того, чтобы провести шумный пикник в кругу многочисленных друзей, а чтобы молча созерцать и размышлять? Ведь только в такие, не занятые «великими» делами минуты открываются души наших детей, появляются «жизненные» вопросы, на которые не сразу и ответишь. Быть вместе, быть опорой, быть источником — это трудная родительская работа. Но кто сказал, что это легко — быть родителями?
3. Сообщение учителя о результатах конкурсов, в которых принимали участие дети и родители.
К нашему собранию готовились не только мы, но и наши дети. Они участвовали в конкурсе рисунков: «Папа, мама, я».
Приложение 3
Стремление к счастью и семейному благополучию находит выражение в создании семейных традиций. На семейных фотографиях запечатлены традиции разных семей, но именно с их помощью сохраняется связь между поколениями и теплые, нежные отношения между родителями и детьми.
Неоценимое приобретение каждой семьи- знание своих корней. Вы вместе с детьми собрали интереснейшую информацию о своих предках…………..
Какой бы выбор не сделали ваши дети, они станут продолжателями заложенной много десятилетий назад замечательной традиции- радоваться успеху каждого- одной большой семьей……………….
И сегодня нам хочется пожелать вам, пусть будет тепло и уютно в вашем доме. А что пожелали вам ваши дети вы узнаете из нашего репортажа.
Приложение 4
(сердечки двух цветов выдаются родителям до начала собрания)
Рефлексия. Уважаемые родители ! Если вы остались довольны нашей с вами совместной работой, то вы можете оставить в шкатулке «Мудрости» красное сердечко, а если у вас есть к нам вопросы, или вы хотели бы что-то изменить в дальнейшем в нашей совместной с вами работе, то оставьте в шкатулке белое сердечко и на нем вы можете написать свои пожелания или рекомендации.
В завершение родительского собрания все родители получили памятки с «Заповедями для родителей»
Литература
1. Марьенко И.С. Нравственное становление личности. - М., 1985г.
2.. Руднева Т.И. Нравственное воспитание личности- Самара, 2002
3.. Бабанский Ю.К. Педагогика. - М., 1988г.
4. Ожегов С. И. Словарь русского языка. – М., 1989
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка родительского собрания "Нравственное воспитание в семье"
Разработка для учителей и классных руководителей. Освещает вопрос воспитания нравственных ценностей в семье....
Родительское собрание «Нравственные ценности и ориентиры подрастающего поколения»
родительское собрание по теме Нравственные ценности и ориентиры подрастающего поколения, аспекты воспитания в семье....
классный час в 7 классе "Нравственные ценности моей семьи"
Классный час на тему «Нравственные ценности моей семьи» Цель: формирование нравственной культуры учащихся, уважительного отношения к семье и семейным традициям; развитие умения работать в гру...
Родительское собрание "Нравственные ценности в семье"
цель родительского собрания создание условий для формирования нравственной культуры родителей и адекватной оценки себя и других людей....
«Нравственные ценности дворянской семьи XIX века на примере повести «Детство» Л.Н.Толстого»
laquo;Нравственные ценности дворянской семьи XIX века на примере повести «Детство» Л.Н.Толстого»План и презентация...
Нравственные ценности в семье
В России семья всегда была одной из жизненно важных ценностей.В настоящее время проблемы современной семьи относятся к числу наиболее важных и актуальных. В данной работе идёт речь о том, как я работа...
Участие в инновационной площадке "Мир ребенка в пространстве традиционных российских духовно - нравственных ценностей в семье,детском саду,социуме"
Участие МАОУ СОШ №9 им. П.А.Столыпина г. Балашова Саратовской области в работе инновационной площадки " Мир ребенка в пространстве традиционных российских духовно - нравственных ценностей в семье...