Рекомендации по учёту индивидуальных особенностей медлительных детей
консультация по теме
Школьные трудности медлительных детей долгое время остаются без особого внимания учителя и родителей. Между тем, именно у таких детей в подавляющем большинстве случаев уже к концу первого класса отмечается резкое ухудшение психического здоровья, возникают выраженные трудности письма и чтения. Особую сложность создает для медлительных детей несоответствие программ и методик.
Медлительные дети — особая группа риска, так как их школьные проблемы могут быть связаны только с медленным темпом деятельности.
Медлительность — не болезнь, не нарушение развития, это просто индивидуальная особенность человека, особенность нервной деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rekomendatsii_po_uchyotu_individualnykh_osobennostey_medlitelnykh_detey.docx | 121.64 КБ |
Предварительный просмотр:
Трудности обучения письму и чтению медлительных детей
Школьные трудности медлительных детей долгое время остаются без особого внимания учителя и родителей. Между тем, именно у таких детей в подавляющем большинстве случаев уже к концу первого класса отмечается резкое ухудшение психического здоровья, возникают выраженные трудности письма и чтения. Особую сложность создает для медлительных детей несоответствие программ и методик.
Медлительные дети — особая группа риска, так как их школьные проблемы могут быть связаны только с медленным темпом деятельности.
Медлительность — не болезнь, не нарушение развития, это просто индивидуальная особенность человека, особенность нервной деятельности.
Доказано: даже небольшая степень медлительности сильно снижает шансы ребенка на школьные успехи. И поэтому помощь таким детям необходима не тогда, когда уже налицо неуспеваемость и отклонения в здоровье, а с первых дней в школе.
Медлительных детей примерно 10 — 20%. Это дети, у которых в 1,5 — 2 раза медленнее темп речи, ходьбы, всех движений, низкая скорость выполнения всех сложных действий, и прежде всего письма и чтения. Однако качество выполнения всех действий в своем темпе может быть очень высоким.
Медленный темп нельзя оценивать в категориях «хорошо—плохо». Это особенность ребенка, и с ней необходимо считаться, учитывать в процессе обучения.
И учителя, и родители часто спрашивают: пройдет ли медлительность? Можно ли заставить ребенка работать быстрее?
Медлительного ребенка нельзя заставить писать и читать быстрее.
С возрастом (если ребенок не будет доведен до невроза) скорость письма и чтения увеличится (по мере совершенствования самой деятельности). Однако у детей с низкой подвижностью нервных процессов скорость письма и чтения всегда будет ниже, чем у обычных. Главное, на что мы хотим обратить особое внимание, — на начальном этапе обучения нельзя форсировать скорость работы.
Торопить, подгонять такого ребенка не только бесполезно (быстрее работать он не будет, эффект окажется обратным), но и вредно.
Разберем развитие трудностей письма и чтения у медлительных детей более подробно. С первым «не успел» учитель и родители сталкиваются, как правило, при письме. Если внимательно посмотреть прописи медлительных детей, это хорошо видно. С первых страниц ребенок едва успевает выполнить половину, а чаще — четверть задания. «Не успел написать» расценивается только как механическое (техническое) письмо — не успел осуществить движения при написании букв. Медлительные дети не успевают «ухватить», понять, осмыслить даже то, что происходит на уроке, и поэтому весь процесс формирования навыка письма тормозится.
Еще сложнее тем детям, а таких много среди медлительных, которые в силу индивидуальных особенностей не могут программировать свое действие, составить его план, имеют какие-либо задержки моторного развития, не позволяющие им контролировать свои движения и управлять ими. Но особая трудность — «что и как писать» — возникает у медлительных детей в силу того, что они просто не могут успеть воспринять информацию, успеть переключиться с предыдущей деятельности. Эти дети словно не видят конфигурацию буквы, соотношения ее частей, путают правые и левые части букв, «не видят строку». Буквы у них, как правило, разной величины, ширины, наклона. Способность понять и различить элементы букв, умение выделять соотношения частей, понимание расположения этих элементов на строке, их сочетания и последовательности — первый шаг в обучении. Однако медлительный ребенок, стараясь успеть за всеми, мало внимания обращает на то, что у него получается: главное — успеть, не отстать. Все это не способствует правильному формированию навыка письма. Вполне понятно, что почерк будет все хуже, а «не успел» будет возникать все чаще. Несоответствие требуемой и возможной скорости письма часто приводит к тому, что оно словно тормозится.
Еще одна особенность медлительных детей, о которой следует помнить, — трудность переключения (особенно быстрого) на новый вид деятельности. Об этих детях часто говорят — «инертны», имея в виду, что они не поспевают за быстро меняющейся ситуацией, часто не схватывают ее. Если во время объяснения математики вдруг спросить, как пишется та или иная буква, ответ ребенка скорее будет неудовлетворительным, а он всего лишь еще не смог переключиться, перестроиться, оттого и не сумел с ходу ответить на вопрос. Эта трудность переключения, невозможность выполнять быстро меняющиеся задания при быстрой смене деятельности нередко оценивается как «непонимание», «низкие учебные способности», а ребенок просто не слышит новое задание, так как выполняет предыдущее.
Еще один камень преткновения медлительных детей — чтение, и даже не столько чтение само по себе, сколько чтение вслух «на скорость». К сожалению, не все учителя знают, что темп письма и чтения медлительных детей может быть гораздо ниже нормативного, и ничего страшного в этом нет. Больше того, мы не имеем права требовать от ребенка читать намного быстрее, чем он может. На практике принята оценка качества чтения именно «на скорость», и нормативы достигаются любой ценой.
Скорость чтения вслух не может быть основным критерием успешности формирования этого навыка.
Чтение вслух требует фиксированного внимания к произношению слов, а трудность быстрого произнесения заслоняет смысл слова, теряется связь слов, понимание текста. Нельзя также не учитывать, что чтение вслух можно рассматривать как процесс подачи информации (самому себе), и здесь уже вступают в силу закономерности восприятия информации, которая должна подаваться с определенной скоростью, иначе она плохо воспринимается.
Рекомендации для учителя по учёту индивидуальных особенностей медлительных детей:
- Спокойная, часто индивидуальная работа с ребёнком.
- Информацию преподносить в медленном темпе.
- Исключить психотравмирующие факторы: ограничение во времени, плохая оценка, порицание.
- Учитывать трудности переключения внимания медлительного ребёнка.
- Специализированная помощь школьного психолога, логопеда.
Рекомендации для воспитателей, родителей по оказанию помощи медлительным детям в выполнении домашних заданий:
- После школы ребёнку рекомендуется находиться дома, не оставлять его в группе продлённого дня.
- Спокойная обстановка во время выполнения заданий.
- Не заставлять писать быстрее, не торопить, не подгонять.
- Не ограничивать выполнение заданий во времени.
- Не ограничивать время на отдых.
Литература
1. Барт К. Трудности в обучении. Ранее предупреждение. — М.: Академия, 2006.
2. Безруких М.М. Трудности обучения в начальной школе. Причины, диагностика, комплексная помощь. — М.: Эксмо, 2009.
3. Безруких М.М., Дубровинская НВ., ФарберДА. Психофизиология ребенка. — М.: Изд-во НПО «МОДЭК», 2005.
4. Безруких М.М. Леворукий ребенок в школе и дома. — М.: Вентанаграф, 2006.
5. Безруких М.М. Ребенок-непоседа. - М.: Вентана-Граф, 2005.
6. Безруких М.М., Дубровинская Н.В., Фарбер Д.А. Психофизиология ребенка. М.: Изд-во НПО «МОДЭК», 2005.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Учёт индивидуальных особенностей учащихся при использовании КСО на уроках химии "
В статье анализируется система КСО и рассматривается возможность её применения на уроках химии...
Обучение иностранному языку с учётом индивидуальных особенностей студента.
В статье рассматривается польза обучения иностранным языкам с учётом индивидуальных особенностей студента....
Развитие интереса к процессу обучения математике на основе учёта индивидуальных особенностей детей с ограниченными возможностями здоровья
Описание опыта работы учителя математики по развитию интереса к предмету у детей с ограниченными возможностями здоровья....
Рекомендации по учёту индивидуальных особенностей леворуких детей
Сегодня практически в каждом классе в начальной школе есть дети, работающие левой рукой, — леворукие. Их около 25%. У учителей, воспитателей, родителей возникает вопрос: что делать? В былые времена та...
Рекомендации по учёту индивидуальных особенностей гиперактивных детей
Что такое гиперактивность, или синдром дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ)? Синдром дефицита внимания в последней медицинской квалификации определен как нарушение психического здоровья. Это зн...
Единство требований к учащимся 5 классов, учёт индивидуальных особенностей учащихся, адаптация детей к обучению в школе 2-й ступени, сформированности ЗУН. (педсовет 1 четверть)
Возраст пятиклассников можно назвать переходным от младшего школьного возраста к младшему подростку (отрочеству). Психологически этот возраст связан с постепенным обретением чувства зрелости, главного...
Методические рекомендации учителям по организация обучения медлительных детей
Главная задача учителя - организовать обучение ребенка с учетом его индивидуальных особенностей....