Рекомендации по учёту индивидуальных особенностей леворуких детей
консультация по теме
Сегодня практически в каждом классе в начальной школе есть дети, работающие левой рукой, — леворукие. Их около 25%. У учителей, воспитателей, родителей возникает вопрос: что делать? В былые времена таких детей "переучивали", учили использовать преимущественно правую руку. А как же сейчас? Рекомендации, данные в статье, помогут родителям, воспитателям, учителям учитывать индивидуальные особенности леворукого ребёнка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rekomendatsii_po_uchyotu_individualnykh_osobennostey_levorukikh_detey.docx | 80.37 КБ |
Предварительный просмотр:
Трудности обучения чтению и письму в начальной школе
Письмо и чтение – базовые школьные навыки, без эффективного владения которыми обучение затруднено или просто невозможно. Это сложнейшие интегративные навыки, объединяющие в единую структуру деятельности все высшие психические функции – внимание, восприятие, память, мышление. Они формируются длительно, проходя ряд одинаковых этапов. Известный отечественный психолог А.Р. Лурия, одним из первых проанализировавший психофизиологические механизмы процесса письма, отмечал: «…для того, чтобы учащийся мог научиться писать, он должен хорошо различать диктуемые звуки речи и сохранять их порядок, хорошо усвоить написание букв, не смешивая близкие по начертании, и выработать твёрдые двигательные навыки, уверенно чередуя нужные движения».
Так же можно описать и процесс чтения, при котором ребёнок хорошо должен воспринимать, различать и дифференцировать все буквенные знаки, уметь переводить их в звуки, складывать из них слова, понимать и знать смысл слов, правильно выделять грамматическую структуру письменной речи и понимать смысл читаемого текста.
К 9-10 годам навык письма и чтения должен быть сформирован. Существуют определённые методики оценки сформированности этих навыков у младших школьников.
В школах есть дети, у которых формирование навыков письма и чтения вызывает большие затруднения.
Трудности обучения письму и чтению леворуких детей
Сегодня практически в каждом классе есть дети, работающие левой рукой, — леворукие. Их около 25%.
Современные знания позволяют выделить два основных вида леворукости — генетическую и компенсаторную (или патологическую) леворукость. Хорошо известно, что есть семьи, в которых леворуки многие члены семьи. Закон наследования этого признака пока не ясен.
Еще один вариант — патологическая, или компенсаторная, леворукость. В течение многих десятилетий накапливались данные, показывающие, что при патологии беременности и родов у леворуких детей часто выявляются нарушения в раннем развитии. Нередко леворукость сочетается с нарушениями речевого развития, зрительно-пространственного восприятия, моторной неловкостью и т.п.
Для определения ведущей руки следует использовать комплекс специальных заданий, подобранных с учетом способов манипулирования, свойственных детям дошкольного и младшего школьного возраста.
У детей без факторов риска в развитии лучше сформирована организация деятельности (что обеспечивает концентрацию внимания, произвольный контроль и регуляцию деятельности при письме и чтении).
Значительно лучше у детей без факторов риска в развитии (и у праворуких, и у леворуких) сформирована речь, в том числе фонетико-фонематическое восприятие и звукопроизношение, а значит, формирование навыков письма и чтения у этих детей (при соответствии условий обучения) будет более успешным и эффективным.
У леворуких и праворуких детей без факторов риска развитии лучше сформированы моторика, зрительно-пространственное восприятие и зрительно-моторные координации, что также обеспечит более эффективное формирование навыков письма и чтения.
Эти данные еще раз подтверждают тезис о том, что леворукость при генетическом варианте представляет собой индивидуальный вариант нормы, а значит, эффективность обучения этих детей письму и чтению будет зависеть от особенностей развития каждого ребенка и соответствия условий обучения.
В то же время компенсаторный вариант леворукости может рассматриваться как вариант нарушенного развития, и в этих случаях возможны специфические трудности обучения чтению и письму, связанные с нарушениями в развитии отдельных функций, например концентрации внимания или зрительного восприятия, речи или моторики и т.п. Но возможны и комплексные трудности в тех случаях, когда имеются нарушения развития или несформированность комплекса познавательных функций. В этих случаях любое несоответствие методики обучения, неадекватность требований резко снижают качество формирования письма и чтения.
Трудности формирования навыков письма и чтения у некоторых леворуких детей связаны с недостаточной сформированностью зрительно-пространственного восприятия и произвольной регуляции деятельности. Конечно, эти проблемы могут быть и у праворуких детей, но они.встречаются у леворуких примерно в половине случаев.
Для этих детей характерны:
• трудность дифференцировки близких по конфигурации букв (и при письме, и при чтении);
• перестановки букв;
• чтение справа налево;
• трудности запоминания и нарушения конфигурации букв при письме;
• пропуски, замены (при письме и при чтении).
Рекомендации для учителя по учёту индивидуальных особенностей леворуких детей:
- Подробное объяснение и осознанное выполнение ребёнком каждой буквы.
- В букварный период целесообразны прописи для леворуких детей.
- Категорически противопоказано форсирование скорости письма (давать индивидуальные задания).
- Категорически противопоказано безотрывное письмо.
- Для усиления контроля к звукобуквенному анализу рекомендуется проговаривание при письме.
- Необходимы специальные занятия для совершенствования зрительной дифференцировки букв.
- Чтение должно быть медленным, целесообразно использование линейки-окошка, которая позволяет выделять читаемое слово.
- Планирование специализированной помощи ребёнку школьного психолога, логопеда.
Рекомендации для воспитателей, родителей по оказанию помощи леворуким детям в выполнении домашних заданий:
- Проанализировать с педагогом историю развития ребёнка; используя специальную методику для определения ведущей руки или используя комплекс специальных заданий определить вариант леворукости (генетический, компенсаторный), прогнозировать проблемы ребёнка при обучении письму.
- Создание спокойной, доброжелательной обстановки.
- Подробно объяснять написание каждой буквы, чтобы ребёнок осознанно выполнял задание.
- Выполнять задания в прописях для леворуких детей.
- Не требовать безотрывного письма.
- Снизить темп выполнения домашнего задания по письму, выполнять задания медленно, спокойно, отрабатывая каждое движение.
- Проговаривание при письме.
- Занятия с ребёнком по совершенствованию зрительной дифференцировки букв (составление букв из их элементов).
Литература
1. Барт К. Трудности в обучении. Ранее предупреждение. — М.: Академия, 2006.
2. Безруких М.М. Трудности обучения в начальной школе. Причины, диагностика, комплексная помощь. — М.: Эксмо, 2009.
3. Безруких М.М., Дубровинская НВ., ФарберДА. Психофизиология ребенка. — М.: Изд-во НПО «МОДЭК», 2005.
4. Безруких М.М. Леворукий ребенок в школе и дома. — М.: Вентанаграф, 2006.
5. Безруких М.М. Ребенок-непоседа. - М.: Вентана-Граф, 2005.
6. Безруких М.М.,Дубровинская Н.В., Фарбер Д.А. Психофизиология ребенка. М.: Изд-во НПО «МОДЭК», 2005.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рекомендации для родителей по подготовке леворуких детей к письму
Рекомендации для родителей по подготовке леворуких детей к письму...
Развитие интереса к процессу обучения математике на основе учёта индивидуальных особенностей детей с ограниченными возможностями здоровья
Описание опыта работы учителя математики по развитию интереса к предмету у детей с ограниченными возможностями здоровья....
Рекомендации по учёту индивидуальных особенностей медлительных детей
Школьные трудности медлительных детей долгое время остаются без особого внимания учителя и родителей. Между тем, именно у таких детей в подавляющем большинстве случаев уже к концу первого класса отмеч...
Рекомендации по учёту индивидуальных особенностей гиперактивных детей
Что такое гиперактивность, или синдром дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ)? Синдром дефицита внимания в последней медицинской квалификации определен как нарушение психического здоровья. Это зн...
Рекомендации для родителей по подготовке леворуких детей к письму.
Письмо – один из самых сложных видов человеческой деятельности.· Подготовка к письму—очень важный вид занятий с леворуким ребёнком. Это особая система пошаговых занятий, где важно всё: как сидит...
Методические рекомендации учителям по организации обучения леворуких детей
Рекомендации учителям и родителям по организации обучения чтению и письму леворуких детей...
Единство требований к учащимся 5 классов, учёт индивидуальных особенностей учащихся, адаптация детей к обучению в школе 2-й ступени, сформированности ЗУН. (педсовет 1 четверть)
Возраст пятиклассников можно назвать переходным от младшего школьного возраста к младшему подростку (отрочеству). Психологически этот возраст связан с постепенным обретением чувства зрелости, главного...