Обучение иностранному языку с учётом индивидуальных особенностей студента.
статья по теме
В статье рассматривается польза обучения иностранным языкам с учётом индивидуальных особенностей студента.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
obuchenie_inostrannomu_yazyku_s_uchyotom_individualnyh_osobennostey_studenta.docx | 16.57 КБ |
Предварительный просмотр:
Уже несколько десятков лет образование является самой обширной сферой деятельности человека, ведь задействованы в этом процессе около миллиарда учащихся и более 50 миллионов педагогов. Из этого становиться ясно, что от эффективности преподавания напрямую зависит то, как будет в дальнейшем развиваться человечество. Изучение иностранного языка – сложный, многоступенчатый процесс, во многом зависящий от личностных характеристик, социально-информационных, психолого-педагогических особенностей учащихся, которые направлены на формирование профессионального уровня знаний и отношений. Характеристики личности и индивидуальные стереотипы поведения должны учитываться при формировании индивидуального стиля обучения студентов. Проведение психологического исследования помогает целенаправленно использовать сильные стороны характера и контролировать, укреплять слабые, что способствует гармонизации личности во время учёбы, повышая эффективность овладения иностранным языком, оптимизируя педагогический процесс в целом. По мнению Б.В. Овчинникова(2003 г.), «совокупность наиболее устойчивых психических качеств можно рассматривать с двух сторон — как психологический тип и как акцентуацию личности». Акцентуации характера и личности являются дополнительной характеристикой по отношению к типу, что помогает составить полный психологический портрет личности с выделением сильных и слабых сторон. К основным типам акцентуаций характера современные ученые относят следующие:Истероидный тип. Эгоцентризм, театральность, позерство, рисовка. Циклоидный тип. Повышенная раздражительность, склонностью к апатии, настроение меняется циклично, с периодом 2-3 недели. Эпилептидный тип. Жестокость, себялюбие и властность. Шизоидный тип. Замкнутость, сдержанность, внешнее безразличие к другим людям, не умение сочувствовать. Психастенический тип. Характеризуется ранним интеллектуальным развитием, склонностью к размышлениям и рассуждениям, к самоанализу и оценкам поведения других людей. Сенситивный тип. Производный от шизоидного и циклоидного типов. Повышенная чувствительность, замкнутость, отличительная особенность - привязанность к родным и близким. Гипертимный тип. Производный от психастенического типа, отличается неусидчивостью, недостаточной дисциплинированностью. Лабильный тип. Подтип истероидного и циклоидного типов, изменчив в настроении не предсказуемо. Астеноневротический тип. Производный истероидного и шизоидного типов, характеризуется повышенной мнительностью и капризностью, утомляемостью и раздражительностью. Согласно исследований, проведенных педагогами кафедры клинической психологии Ставропольского государственного университета и Клиники пограничных состояний Ставропольской государственной медицинской академии многообразие личностных психотипов было сведено к пяти (циклоидам, истероидам, эпилептоидам, шизоидам и психастеникам) и были сделаны следующие выводы (Ставрополь, 2002, 2003):1. Для студентов с циклоидной структурой личности характерен перевод внешней активности во внутреннюю интеллектуальную деятельность, что способствует хорошему усвоению материала.2. Студенты с истероидной структурой психотипа характеризуются преимущественно вербальным методом усваивания информации, высокой продуктивностью слуховой памяти. 3. Студенты с эпилептоидной структурой психотипа характеризуются как вербальным, так и зрительным высокоэффективными методами усваивания информации. Способность к длительной мобилизации позволяет с одинаковым успехом проявлять творческий потенциал и выполнять внешне рутинные задания.4. У студентов с шизоидным психотипом преобладает зрительный метод усваивания информации, ухудшается способность к восприятию на слух сложных грамматических конструкций и рассеивается активное внимание. 5. Психастенический тип, в силу своей развитости, обладает обоими типами усваивания информации( как зрительным, так и слуховым), не требует каких-либо индивидуальных подходов для улучшения усвоения знаний, достаточно грамотно использовать существующие общепринятые методики. Так же в процессе обучения необходимо учитывать и отношение к тому или иному типу восприятия информации. Общепринятая классификация подразделяет людей на четыре категории: визуалы, аудиалы, кинестеты и дискреты. Последних очень мало, всего около процента от общего населения Земли, поэтому и во всевозможных описаниях психологов и социологов данная категория чаще всего отсутствует. Подавляющее большинство (около 85 процентов) являются визуалами, т.е. людьми, которые запоминают информацию, увидев ее, соответственно, подавляющее большинство программ изучения иностранных языков разрабатываются именно из расчета на людей, относящихся к этой категории. Но 85 – это не 100, значит, с остальными детьми (или взрослыми, пожелавшими выучить иностранный язык) нужно заниматься по другим методикам, иначе обучение не даст ожидаемых результатов. В образовательных учреждениях, при изучении иностранного языка очень важно, чтобы квалифицированный психолог определил тип восприятия учащегося. К примеру, если подросток - аудиал, тогда, работая с ним, преподавателю стоит делать особый упор на его слуховое восприятие, если кинестетик - придется искать особый подход, ведь отличительная черта этого типа людей – потребность познавать окружающий мир через прикосновение. Ему сложно будет постичь то, что он не может "пощупать", поэтому, все же, такие люди чаще становятся работниками физического труда, а не умственного – там они четко видят, с чем работают. Еще одной особенностью личности, благодаря знанию которой можно контролировать учебный процесс, является тип темперамента. Физиологической основой его служит тип высшей нервной деятельности. Темперамент определяет поведенческие реакции человека и степень его жизненной активности, его эмоциональность. По итогам работы Деревякиной Н.Ю.(2005) и Рыбиной О.А.(2009) о дифференциации обучения согласно типу темперамента флегматик долго настраивается на работу, но, вработавшись в свой ритм и установив свой темп, работает без перерывов, не снижая продуктивности деятельности, проявляет основательность, продуманность, упорство; знания, усвоенные им, крепки. Сангвиник может выполнять задание без планирования и распределения по времени, мало внимания уделяет контрольным действиям. В работе такому учащемуся требуются частые, но не длительные перерывы. Учащийся, обладающий холерическим темпераментом, принимает решения быстро и работает без заранее составленного плана, допускает пропуски элементов задания, ориентируется на факт выполнения, а не на тщательность, легко отвлекаются, склонен к сильным эмоциональным всплескам. Поскольку меланхолик быстрее устает, чем представители остальных типов темперамента, его производительность на начальном этапе работы выше, монотонная работа не тяготит его, работает обстоятельно, долго раздумывает над следующими действиями. Учашийся-меланхолик предпочитает браться за новую работу, лишь полностью завершив прежнюю, тяготеет к планированию своей деятельности. С каких бы различных позиций психология и педагогика не подходили к оптимизации учебного процесса, прибегая к совершенствованию методов обучения, разработке новых принципов построения учебных программ и учебников, совершенствованию работы, созданию психологической службы, индивидуализации процесса обучения и воспитания, все это не даст результатов без полного учета индивидуальных особенностей обучающегося. Во всех подходах центральное звено - личность учащегося. Знание психологических особенностей личности - способностей, общего интеллектуального развития, интересов, мотивов, черт характера, темперамента, работоспособности, самосознания и т.д., - позволяет изыскивать реальные возможности их учета и использования для увеличения коэффициента усвоения необходимой, для развития мирового интеллекта в глобальном масштабе и будущей профессиональной деятельности в частности, информации.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Учёт индивидуальных особенностей учащихся при использовании КСО на уроках химии "
В статье анализируется система КСО и рассматривается возможность её применения на уроках химии...
Развитие интереса к процессу обучения математике на основе учёта индивидуальных особенностей детей с ограниченными возможностями здоровья
Описание опыта работы учителя математики по развитию интереса к предмету у детей с ограниченными возможностями здоровья....
Особенности преподавания иностранного языка в условиях новой парадигмы образования, внедрение ФГОС в практику обучения иностранному языку
Статья по теме: "Особенности преподавания иностранного языка в условиях новой парадигмы образования, внедрение ФГОС в практику обучения иностранному языку" посвященная внедрению новых стан...
Единство требований к учащимся 5 классов, учёт индивидуальных особенностей учащихся, адаптация детей к обучению в школе 2-й ступени, сформированности ЗУН. (педсовет 1 четверть)
Возраст пятиклассников можно назвать переходным от младшего школьного возраста к младшему подростку (отрочеству). Психологически этот возраст связан с постепенным обретением чувства зрелости, главного...
Доклад на тему: «Учёт индивидуальных особенностей, обучающихся в процессе обучения и воспитания в условиях школы-интерната».
Индивидуальный подход является одним из видов организации работы воспитателя. Это вид работы, при котором учитываются индивидуальные особенности учеников с целью вовлечения их в процесс обучения...
Методика обучения иностранному языку при учете психофизических особенностей младших школьников
Публикация представляет собой разбор методик преподавания английского языка с учетом психологии и физиологических особенностей младших школьников...