Методические рекомендации учителям по организации обучения леворуких детей
консультация на тему
Рекомендации учителям и родителям по организации обучения чтению и письму леворуких детей
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Обучение чтению и письму леворуких детей | 46.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Методические рекомендации учителям и родителям по организации обучения письму и чтению леворуких детей
Автор: учитель-логопед МБОУ СОШ №46 с углубленным изучением отдельных предметов г. Сургута Карабецкая Лариса Ивановна
Методические рекомендации учителям и родителям по организации обучения письму и чтению леворуких детей
Сегодня практически в каждом классе есть дети, работающие левой рукой (леворукие дети). Хорошо известно, что есть семьи, в которых леворуки многие члены семьи. Доказано, что 50% детей становятся леворукими, если оба родителя леворуки, 16,7% - если леворук один из родителей и 6,3% - если в семье не было леворуких. Однако закон наследования этого признака пока не ясен.
Современные знания позволяют выделить два основных вида леворукости:
- Генетическая леворукость
Данный вид леворукости представляет собой индивидуальный вариант нормы, следовательно, эффективность обучения этих детей письму и чтению будет зависеть от особенностей развития каждого ребенка и соответствия условий обучения.
Эти исследования показали, что праворукие и леворукие дети, не имеющие нарушений развития во время внутриутробного периода и родов, лучше развиты, имеют более высокий уровень зрелости всех важных для формирования навыков письма и чтения познавательных функций. Так, например, у них:
- лучше сформирована организация деятельности (что обеспечивает концентрацию внимания, произвольный контроль и регуляцию деятельности при письме и чтении);
- значительно лучше сформирована речь, в том числе фонетико-фонематическое восприятие и звукопроизношение, а значит, формирование навыков письма и чтения у этих детей будет более успешным и эффективным;
- лучше сформированы моторика, зрительно-пространственное восприятие и зрительно-моторные координации, что также обеспечит более эффективное формирование навыков письма и чтения.
- Патологическая (или компенсаторная) леворукость
Данный вид леворукости может рассматриваться как вариант нарушенного развития ребенка в период внутриутробного развития и родов. В этом случае возможны специфические трудности обучения чтению и письму, связанные с нарушениями в развитии отдельных функций (например, концентрации внимания или зрительного восприятия, речи, моторики и т.п.). Замечено, что у леворуких детей они встречаются примерно в половине случаев. Поэтому любое несоответствие методики обучения, неадекватность требований резко снижают качество формирования письма и чтения.
Для этих детей характерны:
- Трудность дифференцировки близких по конфигурации букв (и при письме, и при чтении);
- Перестановка букв;
- Чтение справа налево;
- Трудности запоминания и нарушения конфигурации букв при письме;
- Пропуски, замены (при письме и при чтении).
Несформированность зрительно-пространственного восприятия и произвольной регуляции деятельности требует от педагога особого внимания буквально с первых дней обучения:
- Необходимо подробное объяснение и осознанное выполнение каждой буквы. В букварный период целесообразны прописи для леворуких детей;
- Категорически противопоказаны форсирование скорости и безотрывное письмо;
- Рекомендуется проговаривание при письме (для усиления контроля к звуко-буквенному анализу);
- Необходимы специальные занятия для совершенствования зрительной дифференцировки букв (разрезное буквенное лото). Чтение должно быть медленным, целесообразно использование линейки-окошка, которая позволяет выделять читаемое слово.
Родителям и педагогу стоит очень внимательно проанализировать историю развития ребенка, использовать специальную методику для определения ведущей руки, чтобы уметь прогнозировать проблемы ребенка, а не пытаться их решить через несколько лет трудностей обучения и неудач.
Рекомендации родителям по оказанию помощи
леворуким детям в выполнении домашних заданий:
- Отношение к леворукости в семье не должно быть негативным;
- Никогда не торопить и не подгонять ребёнка;
- Почаще хвалить за малейшие успехи и достижения, повышая его самооценку, тем самым способствуя избавлению от ощущения ущербности и беспомощности;
- Почаще говорить о том, что любите его таким какой он есть;
- Организовать специальную работу с психологом до начала школьного обучения по устранению недостатков сформированности зрительно-пространственного восприятия и произвольной регуляции деятельности;
- Упорядочить режим дня ребенка;
- Не настаивать на раннем обучении письму в дошкольном возрасте;
- Быть снисходительными к почерку ребенка;
- Исправлять почерк лишь по инициативе ребенка;
Рекомендации учителям по учету
индивидуальных особенностей леворуких детей на уроках:
- Создать спокойную ситуацию в классе без крика, ругани, обвинений;
- Отношение учителя к леворукости не должно быть негативным;
- Необходимо проявлять такт, терпение и индивидуальный подход по отношению к ребенку;
- Почаще хвалить за малейшие успехи и достижения, повышая его самооценку, тем самым способствуя избавлению от ощущения ущербности и беспомощности;
- Работа над каждой буквой в букварном периоде должна быть тщательной, с использованием специальных заданий для совершенствования зрительной дифференцировки букв;
- Использовать прописи для леворуких в букварном периоде;
- Организовать специальную работу с психологом по устранению недостатков сформированности зрительно-пространственного восприятия и произвольной регуляции деятельности;
- Никогда не торопить ученика;
- Не требовать безотрывного письма;
- Быть снисходительным к почерку ученика;
- Исправлять почерк лишь по инициативе ребенка;
- Напоминать о необходимости проговаривания при письме;
- Не ограничивать по времени учащегося при выполнении контрольной работы, давать возможность доделать её после урока;
- Не требовать быстрого чтения, использовать линейки-окошки;
- Не настаивать на пребывании ребенка в группе продленного дня;
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рекомендации для родителей по подготовке леворуких детей к письму
Рекомендации для родителей по подготовке леворуких детей к письму...
Рекомендации по учёту индивидуальных особенностей леворуких детей
Сегодня практически в каждом классе в начальной школе есть дети, работающие левой рукой, — леворукие. Их около 25%. У учителей, воспитателей, родителей возникает вопрос: что делать? В былые времена та...
Рекомендации для родителей по подготовке леворуких детей к письму.
Письмо – один из самых сложных видов человеческой деятельности.· Подготовка к письму—очень важный вид занятий с леворуким ребёнком. Это особая система пошаговых занятий, где важно всё: как сидит...
Методические рекомендации на тему: «Организация правильного общения детей и взрослых»
Общение ребенка в семье. Стили воспитания....
Методические рекомендации учителям по организация обучения медлительных детей
Главная задача учителя - организовать обучение ребенка с учетом его индивидуальных особенностей....
рекомендации учителям по работе с леворукими детьми
даны рекомендации...
Методические рекомендации учителю по организации уроков иностранного языка с учетом здоровьесберегающих технологий
Материал будет полезен учителям иностранного языка. Необходимость разработки системы уроков с использованием здоровьесберегающих технологий, способствующих повышению и укреплению знаний о з...