Методические рекомендации учителям по организации обучения леворуких детей
консультация на тему

Карабецкая Лариса Ивановна

Рекомендации учителям и родителям по организации обучения чтению и письму леворуких детей

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методические рекомендации учителям и родителям по организации обучения письму и чтению леворуких детей

Автор: учитель-логопед МБОУ СОШ №46 с углубленным изучением отдельных  предметов г. Сургута Карабецкая Лариса Ивановна

Методические рекомендации учителям и родителям по организации обучения письму и чтению леворуких детей

Сегодня практически в каждом классе есть дети, работающие левой рукой (леворукие дети). Хорошо известно, что есть семьи, в которых леворуки многие члены семьи. Доказано, что 50% детей становятся леворукими, если оба родителя леворуки, 16,7% - если леворук один из родителей и 6,3% - если в семье не было леворуких. Однако закон наследования этого признака пока не ясен.

Современные знания позволяют выделить два основных вида леворукости:

  1. Генетическая леворукость

Данный вид леворукости представляет собой индивидуальный вариант нормы, следовательно, эффективность обучения этих детей письму и чтению будет зависеть от особенностей развития каждого ребенка и соответствия условий обучения.

Эти исследования показали, что праворукие и леворукие дети, не имеющие нарушений развития во время внутриутробного периода и родов, лучше развиты, имеют более высокий уровень зрелости всех важных для формирования навыков письма и чтения познавательных функций. Так, например, у них:

  • лучше сформирована организация деятельности (что обеспечивает концентрацию внимания, произвольный контроль и регуляцию деятельности при письме и чтении);
  • значительно лучше сформирована речь, в том числе фонетико-фонематическое восприятие и звукопроизношение, а значит, формирование навыков письма и чтения у этих детей будет более успешным и эффективным;
  • лучше сформированы моторика, зрительно-пространственное восприятие и зрительно-моторные координации, что также обеспечит более эффективное формирование навыков письма и чтения.

  1. Патологическая (или компенсаторная) леворукость

Данный вид леворукости может рассматриваться как вариант нарушенного развития ребенка в период внутриутробного развития и родов. В этом случае возможны специфические трудности обучения чтению и письму, связанные с нарушениями в развитии отдельных функций (например, концентрации внимания или зрительного восприятия, речи, моторики и т.п.). Замечено, что у леворуких детей они встречаются примерно в половине случаев. Поэтому любое несоответствие методики обучения, неадекватность требований резко снижают качество формирования письма и чтения.

Для этих детей характерны:

  • Трудность дифференцировки близких по конфигурации букв (и при письме, и при чтении);
  • Перестановка букв;
  • Чтение справа налево;
  • Трудности запоминания и нарушения конфигурации букв при письме;
  • Пропуски, замены (при письме и при чтении).

Несформированность зрительно-пространственного восприятия и произвольной регуляции деятельности требует от педагога особого внимания буквально с первых дней обучения:

  • Необходимо подробное объяснение и осознанное выполнение каждой буквы. В букварный период целесообразны прописи для леворуких детей;
  • Категорически противопоказаны форсирование скорости и безотрывное письмо;
  • Рекомендуется проговаривание при письме (для усиления контроля к звуко-буквенному анализу);
  • Необходимы специальные занятия для совершенствования зрительной дифференцировки букв (разрезное буквенное лото). Чтение должно быть медленным, целесообразно использование линейки-окошка, которая позволяет выделять читаемое слово.

Родителям и педагогу стоит очень внимательно проанализировать историю развития ребенка, использовать специальную методику для определения ведущей руки, чтобы уметь прогнозировать проблемы ребенка, а не пытаться их решить через несколько лет трудностей обучения и неудач.

Рекомендации родителям по оказанию помощи

леворуким детям в выполнении домашних заданий:

  • Отношение к леворукости в семье не должно быть негативным;
  • Никогда не торопить и не подгонять ребёнка;
  • Почаще хвалить за малейшие успехи и достижения, повышая его самооценку, тем самым способствуя избавлению от ощущения ущербности и беспомощности;
  • Почаще говорить о том, что любите его таким какой он есть;
  • Организовать специальную работу с психологом до начала школьного обучения по устранению недостатков сформированности зрительно-пространственного восприятия и произвольной регуляции деятельности;
  • Упорядочить режим дня ребенка;
  • Не настаивать на раннем обучении письму в дошкольном возрасте;
  • Быть снисходительными к почерку ребенка;
  • Исправлять почерк лишь по инициативе ребенка;

Рекомендации учителям по учету

индивидуальных особенностей леворуких детей на уроках:

  • Создать спокойную ситуацию в классе без крика, ругани, обвинений;
  • Отношение учителя к леворукости не должно быть негативным;
  • Необходимо проявлять такт, терпение и индивидуальный подход по отношению к ребенку;
  • Почаще хвалить за малейшие успехи и достижения, повышая его самооценку, тем самым способствуя избавлению от ощущения ущербности и беспомощности;
  • Работа над каждой буквой в букварном периоде должна быть тщательной, с использованием специальных заданий для совершенствования зрительной дифференцировки букв;
  • Использовать прописи для леворуких в букварном периоде;
  • Организовать специальную работу с психологом по устранению недостатков сформированности зрительно-пространственного восприятия и произвольной регуляции деятельности;
  • Никогда не торопить ученика;
  • Не требовать безотрывного письма;
  • Быть снисходительным к почерку ученика;
  • Исправлять почерк лишь по инициативе ребенка;
  • Напоминать о необходимости проговаривания при письме;
  • Не ограничивать по времени учащегося при выполнении контрольной работы, давать возможность доделать её после урока;
  • Не требовать быстрого чтения, использовать линейки-окошки;
  • Не настаивать на пребывании ребенка в группе продленного дня;

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рекомендации для родителей по подготовке леворуких детей к письму

Рекомендации для родителей по подготовке леворуких детей к письму...

Рекомендации по учёту индивидуальных особенностей леворуких детей

Сегодня практически в каждом классе в начальной школе есть дети, работающие левой рукой, — леворукие. Их около 25%. У учителей, воспитателей, родителей возникает вопрос: что делать? В былые времена та...

Рекомендации для родителей по подготовке леворуких детей к письму.

Письмо – один из самых сложных видов человеческой деятельности.· Подготовка к письму—очень важный вид занятий  с леворуким ребёнком. Это особая система пошаговых занятий, где важно всё: как сидит...

Методические рекомендации учителям по организация обучения медлительных детей

Главная задача учителя - организовать обучение ребенка с учетом его индивидуальных особенностей....

Методические рекомендации учителю по организации уроков иностранного языка с учетом здоровьесберегающих технологий

Материал будет полезен учителям иностранного языка. Необходимость разработки системы уроков с использованием здоровьесберегающих технологий, способствующих  повышению и укреплению знаний о з...