Тесты и тренинги для работы с детьми группы риска.
тест на тему
Техники, используемые в системе психолого-педагогического сопровождения ребенка группы социального риска
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tekhniki_raboty_s_detmi.doc | 21.5 КБ |
rekomendatelnyy_spisok_literatury_k_teme.doc | 21.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Техники, используемые в системе психолого-педагогического сопровождения
ребенка группы социального риска:
- Техника указаний (директив)
Прямые и четкие указания. Должны касаться определенных действий.
Три вида директив:
- указание делать что-то (выслушать говорящего до конца)
- указание делать нечто иначе, чем до сих пор (комментировать не соседа, а действия соседа)
- указание не делать того, что делалось до сих пор (не приходить в группу пьяным)
Бывают полезны в ситуациях, угрожающих безопасности; подчеркивающих ведущую роль специалиста; ссор между подростками.
- Техника «Дискуссия»
Обсуждение в группе широкого круга проблем, касающихся их жизни и задач. Дискуссия может преследовать разные цели:
- коррекция ложных представлений о ценностях, о эффективных методах влияния, о распределении обязанностей, планировании времени;
- обучение приемлемым формам межличностной коммуникации, где специалист регламентирует ход дискуссии и использует ситуацию для коррекции неэффективного поведения;
- формирование адекватных представлений о том ли ином аспекте семейной жизни, учебной жизни, быта и др.
- Техника «Обусловленное общение».
Группа терапевтических методов, общим для которых является то, что в привычные отношения вводится новый, необычный для группы элемент (определенные правила взаимодействия).
Пример: техника, предложенная С. Кратохвилом,: «конструктивный спор» или «честная борьба». Техника применяется в конфликтных ситуациях. Перед тем, как ее ввести, подростков обучают навыкам эффективной коммуникации («я-высказывания», активное слушание).
Правила «честной борьбы»:
- нельзя откладывать прояснение конфликта, приступать сразу же;
- начинающий спор должен ясно представлять себе цель;
- обе стороны должны принимать активное участие в споре;
- спор касается только того предмета, с которого он начался (без отсылок к прошлому, обобщений и др.)
- не допускается применение «болезненных» аргументов (указание на физические недостатки; неудачи).
- Техники, формирующие умения и навыки
Ставятся задачи формирования определенных умений и сообщаются критерии, с помощью которых можно судить о том, в какой мере навык удался. Тренинги.
Примеры навыков: терпимость к другому; навык задавания вопроса, просьбы; навык распознавания своих эмоций и контроля...
- Техники саморегуляции
- Техники обмена ролями
Проигрывать роли тех, с кем находишься в конфликте. Используются методы проигрывания альтернативного сценария (отвернуться и продолжать говорить спиной; реплики в сторону)
Предварительный просмотр:
Рекомендательный список литературы к теме
«Работа с детьми «группы риска»
- Ананьева Т. Комната друзей: Психологическая коррекция общения детей с
повышенным уровнем школьной тревожности // Школьный психолог. 2009. № 10.
2. Безрукова А., Палкина Т. В погоне за идеалом: Коррекционно-развивающая про-
грамма // Школьный психолог. 2009. № 22.
- Бесчастная Е. Сказкотерапия как метод развития личности и коррекции поведения
социально неблагополучных детей // Воспитание школьников. 2009. № 9.
- Битянова М. Трудности подросткового возраста // Воспитательная работа в школе.
2008. № 7.
5. Воробьёва К. Детская агрессивность как следствие деструктивного семейного вос-
питания // Воспитание школьников. 2008. № 7.
- Воробьёва К. Профилактика агрессивности в подростковой среде // Воспитание
школьников. 2008. № 6.
- Грецов А. Тренинг общения для подростков. СПб, 2008.
- Дубинина Т. Как вести себя с «трудным» ребёнком? // Классный руководитель.
2008. № 3.
9. Каменная В. Программа воспитания «Подросток» // Классный руководитель. 2008.
№ 4.
- Кошербаев Р. Трудные подростки: страны разные – проблемы общие // Методист.
2008. № 1.
11. Литвяк С. Как победить детские страхи?: Материалы для педагогов и родителей //
Классный руководитель. 2008. № 4.
- Мерзлякова Ж. Общение без агрессии // Воспитание школьников. 2009. № 7.
- Молодцова Т. Дезадаптация подростков: анализ и диагностика // Воспитательная
работа в школе. 2009. № 1.
- Морева Е. Детская агрессивность и способы её преодоления // Воспитание школь-
ников. 2008. № 5.
- Орлова Л. Арт-терапия в коррекции детских внушенных страхов // Школьный пси-
холог. 2010. № 5.
- Печникова Л. Психологические и социальные проблемы детей в России // Народ-
ное образование. 2009. № 9.
- Подростковый возраст – всё ли в норме?: Комплект диагностических методик для
комплексного обследования учащихся средней школы. М., 2008.
- Профилактика детской агрессивности: теоретические основы, диагностические
методы, коррекционная работа. Волгоград, 2009.
- Психологическая помощь подростку в кризисных ситуациях: профилактика, техно-
логии, консультирование, занятия, тренинги. Волгоград, 2009.
- Пятаков Е. Агрессия. Лечение через осмысление // Школьный психолог.2010. №13.
- Пятаков Е. «Трудный» подросток. Искусство откровенного разговора: Основы пра-
ктической работы по психологической коррекции криминальных установок подро-
стков средствами индивидуальной консультации //Школьный психолог.2009. №13.
- Разгоняева Е. Вулкан: Сказкотерапевтическое занятие с элементами арт-терапии //
Школьный психолог. 2010. № 10.
- Савина Н. Анализ причин деликвентного поведения подростков // Воспитание шко-
льников. 2008. № 10.
- Сакович Н. Голосуем за жизнь вместе: О профилактике подросткового суицида //
Школьный психолог. 2008. № 8.
- Сорокина А. Круг друзей: Коррекционно-развивающее занятие в работе с тревож-
ными детьми // Школьный психолог. 2009. № 14.
- Способы преодоления детской агрессии // Директор школы. 2008. № 7.
- Степанов С. Жестокость виртуальная и реальная – трудные поиски взаимосвязи //
Школьный психолог. 2008. № 17.
- Стишенок И. «Трудный» ребёнок: Практическое пособие для психологов и родите-
лей. М., 2010. (Библиотечка «Первого сентября», серия «Школьный психолог».
Вып. 32).
- Тагирова Г. Психолого-педагогическая коррекционная работа с трудными подрост-
ками. М., 2008.
- Трудные подростки: Практические материалы по психодиагностике и оценке отк-
лоняющегося поведения. М., 2007.
- Черникова Т. Трудный подросток: как вести беседу? // Народное образование.2009.
№ 6.
- Шнейдер Л. Кризисные состояния у детей и подростков: направления работы шко-
льного психолога: Курс лекций // Школьный психолог. 2009. №№ 17-24.
- Шульга Т. Подросток в кризисной ситуации. М.,2009. ( Библиотечка «Первого сен-
тября», серия «Школьный психолог». Вып. 25 ).
- Щепетов В. Девиантное поведение подростков: причины и способы преодоления //
Классный руководитель. 2008. № 3.
- Щербакова Т. История одной сказки // Школьный психолог. 2010. № 12.
(Сказкотерапия в снижении тревожности и страхов детей)
- Юдина И. Когда не знаешь, как себя вести… Тренинг устойчивости подростков к
коммуникативному стрессу: Практическое пособие. М., 2007.
Составитель: Дятлова В.Я., заведующая библиотекой ТОГОУ ДОД «Центр
развития творчества детей и юношества»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Организация профориентационной работы с детьми «группы риска» и детьми-сиротами
Организация профориентационной работы с детьми «группы риска» и детьми-сиротами, детьми отставшими без попечения родителей социальным педагогом школы...
Работа с детьми группы риска, основания выделения в группу. Социально-педагогическое воздействие.
1. Введение, 2. Специфика социально-педагогического исследования детей «группы риска», 3. Взаимодействие социального педагога с детьми «группы риска» , 4. Те...
Организация работы с детьми «группы риска» и одарёнными детьми на уроках русского языка и литературы
Материалы к обсуждению на методическом объединении учителей начальной школы и учителей русского языка и литературы в 2013 г....
"СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ "ГРУППЫ РИСКА" В РАМКАХ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА. ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ В РАБОТЕ СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА, ПСИХОЛОГА, УЧИТЕЛЕЙ, ВОСПИТАТЕЛЕЙ".
выступление на педагогическом совете...
План работы педагога – психолога по профилактике правонарушений и работе с детьми “группы риска” 2017-2018 уч.год.
Планработы педагога – психолога по профилактикеправонарушений и работе с детьми “группы риска”2017-2018 уч.год....
План работы заместителя директора по учебной работе с детьми "группы риска".
Организация обучения и воспитания «детей группы риска» должна осуществляться всесторонне, только тогда она будет эффективна....